Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Спортивная гимнастика
|
9463
0

Людмила КОРОЛЕНКО:«Мне трудно осуждать украинских гимнасток»

Откровенное интервью с авторитетным специалистом, арбитром международной категории

Людмила КОРОЛЕНКО:«Мне трудно осуждать украинских гимнасток»
Алия Мустафина

Еще десять-пятнадцать лет назад Людмила Короленко регулярно поставляла украинской спортивной гимнастике своих ярких воспитанниц. Потом Людмила Павловна оказалась востребована за рубежом. Сначала стала привозить на международные турниры канадских гимнасток, а в последние годы в паре с украинским тренером Олегом Остапенко помогает юным российским звездочкам раскрыть талант. Своим соотечественницам Короленко может помочь лишь в одном. Опытный судья, не раз решающая судьбу участников Олимпийских игр и чемпионатов мира, всегда готова по достоинству оценить гимнастические находки и филигранность техники наших девчат.

Корреспондент «СЭ» с удовольствием воспользовался возможностью пообщаться с нашей землячкой, известным в мире гимнастики специалистом.

ПОДНЕБЕСНАЯ ГИМНАСТИКА - ЗАОБЛАЧНАЯ ТРУДНОСТЬ

- На последнем чемпионате мира в Роттердаме после победы Алии Мустафиной в многоборье заговорили о том, что Россия, возвратив утраченные позиции, уже не скоро их отдаст. А как вы восприняли победу россиянки?

- Победа Мустафиной меня не удивила. У нее была самая сложная базовая оценка в мире по сумме многоборья. А кроме того, у девушки - чемпионский характер. Перед финалом многоборья я спросила Алию: «Ну как, сможешь, несмотря на усталость, повторить все на том же уровне, как в классификации?» «Не сомневайтесь, я выиграю!» - ответила гимнастка. Знаете, я даже ей стихи посвятила, и вручила в качестве подарка, когда у нее на шее уже висела золотая медаль.

Что касается сложности, мы изучили все программы с самыми высокими базовыми оценками. До роттердамского чемпионата планеты самая высокая «база» в мире была на юношеских Олимпийских играх у россиянки Виктории Комовой. На втором месте была Мустафина. Но к чемпионату мира Алия обошла Комову. Сегодня анализировать сложность, а значит прогнозировать результат, стало значительно проще. Интернет вмиг выдаст всю возможную информацию о соперницах. В нашем зале мы вывесили самые сложные программы в мире и фамилии их обладательниц - в многоборье и на отдельных снарядах. К тому же подсчитали, что нужно сделать, чтобы остаться лучшими. Так, в многоборье ориентиром для нас была американка Ребекка Бросс - у нее на то время была наивысшая (после Мустафиной) сложность среди взрослых. На брусьях и вольных ориентировались на британку Элизабет Твиддл. Китаянки служили образцом на бревне и тех же брусьях, они и по сей день остаются недосягаемыми: у Хе Кесинь базовая оценка просто заоблачная - 7,4. Тренеры пытались сделать Мустафиной «базу» 7,1. Теоретически это получилось, но перед поездкой в Роттердам она выполнила эту комбинацию всего три раза.

- Возможно ли догнать китайцев на бревне?
- Очень сложно. Это напоминает мне художественную гимнастику, где все изначально очень субъективно. По правилам, в композиции упражнений на бревне и в вольных обязательно должно быть по три гимнастических элемента. Те спортсменки, кто сумеет набрать в этих элементах наиболее высокие группы трудности - D или даже Е, сразу же получают преимущество над гимнастками, подобными элементами не владеющими. Как судья, я считаю, что элементы должны быть такими, чтобы любой арбитр - и не только из стран с гимнастическими традициями - мог с ходу определить трудность того или иного прыжка или поворота. Ведь именно на гимнастических элементах нечестные судьи могут манипулировать оценками.

- Гимнастические элементы, которые внедрили изначально, считались несложными. Но теперь оказывается, что этими элементами в совершенстве владеют только китаянки. Почему?
- Помню, в 1999 году на церемонии открытия чемпионата мира в китайском Тяньцзине мы, арбитры из стран бывшего Союза, плакали, наблюдая за выступлением пятилетних деток. Они стояли на помосте, по несколько минут фиксируя высоко поднятую ногу. Мы ведь понимали, каким трудом дается такая растяжка. И знали, в чем здесь секрет. Дело в том, что в 1995-м на Кубке мира в Китае, мы в свободное от соревнований время подолгу зависали перед телевизором. Там сутками транслировали необычные соревнования, поразившие нас до глубины души. Это был турнир между гимнастическими клубами по вольным упражнениям среди детей до десяти лет. На ковре выступало одновременно десять гимнастов -
пять девочек и пять мальчиков. Они синхронно выполняли «школьные» упражнения - все виды шпагатов, «ласточки» в разных положениях и прочее. В Китае «школе» уделяют огромное значение. У них даже существует своя методика обучения упражнениям на равновесие, растяжкам. Вы видели китайских циркачей? Далеко не каждая цирковая школа может в этом аспекте сравниться с Поднебесной.
Сейчас мы своих девчонок просто натаскиваем на гимнастические элементы. Но что-то кардинально изменить очень сложно. Идеально сделать прыжки, чтобы они соответствовали требованиям, удается не всегда. Группу С мы уже освоили, но пока не можем похвастаться массовым владением гимнастическими
прыжками группы D.

Интересно, что обучение «школьным» элементам было обязательным в Советском Союзе. По ІІІ разряду даже соревнования такие проводились. Выступали одновременно по четыре гимнастки. Три минуты они делали упражнения возле хореографического станка, а потом демонстрировали на ковре двухминутное выступление. Обязательными элементами хореографической постановки на ковре были мазурка, полька, вальс и фольклорный танец. Включение хореографии в программу соревнований дало сильный толчок развитию спортивной гимнастики в СССР. Сегодня чего-то подобного нам очень не хватает. Отсутствие обязательной программы стерло гимнастическую азбуку, «школу». И теперь нам приходится это наверстывать.

ГОРЕ ОТ УМА

- Каждые четыре года гимнастика изменяется. В каком направлении ваш вид спорта движется сейчас?
- Как по мне, нововведения, принятые после Игр в Пекине, повели гимнастику немного не в то направление. Изменения в правилах преследовали цель сделать все гимнастические виды - спортивную и художественную гимнастику, акробатику, прыжки на батуте - универсальными, с единой логически построенной системой судейства. Но на практике получилось совсем иначе. Даже в правилах мужской и женской спортивной гимнастики появились разночтения. Возьмем, для примера, повороты в стойке на руках на брусьях у женщин и на перекладине у мужчин. Мужчины прокручивают их, не соблюдая углы и не фиксируя положение тела вверху. И получают за это очень даже высокие оценки за исполнение. Сколько девяток поставили судьи мужчинам на прошедшем чемпионате мира! Невообразимое количество. Женщинам, казалось же, скупились на оценки. Девятки на брусьях в Роттердаме получили всего две гимнастки. Стоит девочке палец не так повернуть, судьи тут же снижают оценку не только за исполнение, но и за трудность. У мальчиков же на недокруты судьи реагируют гораздо лояльнее.

Эта ситуация - яркий пример горя от ума. Члены техкома - очень грамотные судьи, сами в прошлом блестящие гимнастки, стали влезать в такие тонкости, которые не дано понять среднестатистическому судье. Поэтому и трактовка разными арбитрами получается разная и не всегда объективная. В спорте привычным уже стало говорить об игре судей. Но на самом деле подавляющее большинство из них не принимает участия ни в каких аферах. Напротив, судьи, как правило, очень щепетильны. Арбитров волнует их доброе имя и место в ранге. Но довольно грубые ошибки из-за неправильной трактовки или непонимания этих мелочей, тем не менее, явление обычное. В Роттердаме именно из-за этого в опорном прыжке пострадала Мустафина. Ей существенно снизили базу - с 6,1 до 5,7 и таким образом отобрали еще одну золотую медаль. Жаль, ведь всего две гимнастки на этом чемпионате прыгали такой сложный прыжок как «аманар» два с половиной оборота.

- Когда несколько лет назад у сборной России отмечали спад, в прессе проскальзывала информация, что у России есть тайное оружие - чудо-девочки, которые, стоит им только подрасти, никого не пустят на вершину пьедестала. Кроме Мустафиной, кого журналисты еще имели в виду?
- На следующем чемпионате мира во всем блеске предстанет Виктория Комова. Есть еще Таня Набиева, которая с малых лет ездит по всему миру на международные старты, Маша Пасека, способная прыгнуть «Юрченко с тремя винтами», Юлия Белокобыльская, Настя Гришина и Настя Сидорова. Но предсказать будущее девочек во взрослом спорте - дело неблагодарное. Во-первых, они очень быстро растут. Вот кто сможет приспособиться к своему новому телу, часто несколько громоздкому для гимнастики, у того есть шанс продолжить побеждать. Юниорки все махонькие и легкие. Но во взрослом спорте на руку гимнастке или против нее играют гены. У нас уже есть потери. Некоторые девчонки не могут избавиться от всевозможных мелких травм, полученных вследствие этого процесса взросления.

Поколение детей 1991-94 годов рождения и в России, и в Украине на самом деле очень слабое. Мало того, что детей этого возраста пришло в гимнастику и осталось на высшем уровне немного. Так они еще имеют кучу проблем со здоровьем. У них нет того потенциала, запаса сил, позволяющих годы работать на износ.
Возможно, это связано с неблагополучием в этих странах после распада Союза. А вот детки 1995-96 годов уже получше. Но это если сравнивать с предыдущими поколениями. А если поставить их рядом, например, с американскими девочками, сравнение будет не в нашу пользу. У них необычайное количество гимнасток высокого уровня. На юниорском чемпионате мира в Токио мы могли лишний раз убедиться в этом. Так, три года назад всех удивляла Джордан Вебер, которая прыгала «Юрченко 2,5 оборота». Теперь в молодежной сборной США сразу пять девочек исполняют этот прыжок.

ПОБЕДЫ СКЛАДЫВАЮТСЯ ИЗ МЕЛОЧЕЙ

- Вы всегда найдете минутку, чтобы хоть краем глаза понаблюдать за украинскими гимнастками. То, что вы видели на последнем чемпионате мира, внушает оптимизм?
- Первое, что мне бросилось в глаза, это непроработанные, даже дрябловатые мышцы почти у всех украинских девчонок. Мне кажется, это связано с недостаточным объемом тренировочных нагрузок. Вообще, по фигуре девчата как-то не похожи на многие поколения своих же предшественниц. Украинок всегда было видно издалека: подтянутые, длинноногие, красивые. Разве можно было не обратить внимания на Алину Козич, Иру Яроцкую или Иру Краснянскую? Они только выходили на помост, и уже всем нравились. Сейчас красивые линии - это редкость. Но мне трудно осуждать украинских девочек и их тренеров, поскольку хорошо известно, как им нелегко выживать в нынешних условиях. У них нет ни сборов, ни собственной адекватной базы. Еще в 1994 году у украинской команды была серьезная проблема с базой. Четырем сборным приходилось тренироваться на одном ковре. Тогда велись разговоры, что в Конча-Заспе необходимо построить еще один зал. Прошло ни много, ни мало 16 лет, а воз и ныне там. Более того, на форуме в интернете я прочитала, что у спортивной гимнастики забрали зал во Дворце спорта и отдали его художественной гимнастике. Пока там делают ремонт. Зайти и убедиться собственными глазами невозможно. Но если это правда, тогда для нашего вида спорта это полная катастрофа.

Еще одна серьезная проблема - в Украине нет маститых наставников, которые могли бы научить молодых тренеров особенностям работы. Такой опыт не помешал бы даже самым талантливым и трудолюбивым молодым наставникам. Они ведь сидят в замкнутом пространстве и учатся на своих ошибках. И не имеют возможности видеть, как работают гранды. Помню, будучи начинающим тренером, я приехала на сбор в Москву и ни на шаг не отходила от Олега Мищенко, тренера Светланы Баитовой. У него было необыкновенное видение гимнастики. Мне очень импонировал его стиль. Возможность ездить со своими учениками на сборы в разные города и видеть разные школы давала колоссальный опыт. Мы обсуждали режим дня, анализировали методику тренировок Виктора Хомутова в Гродно, Владислава Растороцкого в Ростове-на-Дону, Александра Зарубы в Запорожье. А на Конча-Заспе я глаз не сводила с Олега Остапенко. Тогда никак не могла понять, как и зачем он так много «обкручивает» девчонок на батуте. До него прыжки на батуте не были широко распространены в подготовке гимнастов.

Приехав во Львов, я также стала уделять внимание батуту, и это дало замечательный результат. В Конча-Заспе консультировала тренеров и легендарная Полина Астахова. Она ненавязчиво могла посоветовать обратить внимание на, казалось бы, сущую мелочь. Так, в вольных упражнениях, глядя на постановку программ, она шепнула: «Подскажи хореографу, чтобы последнюю акробатическую диагональ поставили из того же угла и в том же направлении, что и первую. Потому что на первую диагональ гимнастка идет, полная сил, и, как правило, выполняет ее успешно. А в таком случае последняя диагональ психологически воспринимается как проторенная дорожка и исполняется легче, на эмоциональном подъеме». Вот из таких мелочей и складываются большие победы.

Мне украинок судить трудно. И больно. Как бы там ни было, я всегда слежу за выступлениями наших девчонок. Хотелось бы, чтобы зарубежные журналисты писали о них восторженные очерки, а не сравнивали с практически погибшей для гимнастики сборной Белоруссии, не пророчили нам такое же будущее. В такой ситуации люди должны находить друг с другом общий язык и объединяться, находить единое направление в работе. Все эти годы в украинской гимнастической федерации было все наоборот. Но теперь, мне кажется, Игорь Коробчинский нашел точки соприкосновения со Стеллой Захаровой, которая ратует за украинскую гимнастику и может своей энергией и амбициями принести пользу общему делу.

- В прошлом году главным ньюзмейкером чемпионата Европы стала Яна Демьянчук, она выиграла упражнения на бревне. В этом году ей удавалось далеко не все. Как вы считаете, почему? И есть ли потенциал у этой девочки для дальнейшего роста и будущих побед?
- Яна - фактурная девочка, сильная, хотя и маленького роста. В этом сезоне она усложнила программу на бревне. Да и на других снарядах продолжает прогрессировать, в первую очередь, по сравнению с собой. Она не стоит на месте. Но этот прогресс дается Яне очень сложно. У нее травмированы колени. Стоял даже вопрос о том, чтобы их оперировать. Но операцию пока так и не сделали. Девочка тренируется и выступает через боль. Это, а также недостаток стартов, не позволяют ей себя реализовать. Для того чтобы быть надежным бойцом, нужно не бояться выступать, не бояться проиграть. Хуже, если ты выходишь на помост и не знаешь, хватит ли у тебя эмоций, запаса сил.

Я не назвала бы чудом победу Демьянчук на чемпионате Европы. Фактор везения сыграл в той победе далеко не решающую роль. Но говорить о перспективах этой спортсменки на чемпионатах мира я бы не стала. Составить конкуренцию на первенствах планеты ей будет ох как непросто. Сегодня уже многие китайские гимнастки имеют базу на бревне 7,1. Вообще, результат в упражнении на бревне трудно спрогнозировать, ведь тут не только нужно сложность показать, но и устоять. Я и не припомню гимнасток, даже среди тех, кого называли «неубиенными», которые в любой ситуации могли бы устоять на бревне. Лучшие на этом виде в один день заставляли зал ахать от изумления, а на следующий - не могли пробиться
даже в финал.

Я пристально смотрю за украинскими гимнастками. Но пока глаз ни на ком не остановился - ни во взрослой сборной, ни в юниорской. Может, девочки там и неплохие, но звездочек я не увидела. Они теряются в общей европейской массе. Правда, одна девочка мне понравилась - Маша Ливчикова. Фактурная, красивая блондиночка, 1995 года рождения. По тому, как она легко, шустро двигалась, оставила обещающее впечатление.

ЖЕЛЕЗНАЯ ЛЕДИ…

- Часто ли скучаете по дому?

- Да нет. Я довольно часто приезжаю домой, вижусь с родными. С украинскими тренерами тоже поддерживаем отношения. Когда на соревнованиях живем в одной гостинице, заходим друг к другу, беседуем, делимся проблемами. Свое, родное, остается таким по жизни. Как бы я поступила, если бы мне предложили поработать с украинской командой? Да ведь не предложат же. Так для чего загадывать? (Смеется). Конечно, мысли о доме время от времени преследуют. В России я всего лишь на работе. Закончится контракт, вернусь на родину.

- В Украине у вас были собственные ученицы, которых вы приводили в зал из детского сада, а потом выводили на помост чемпионатов мира и Олимпийских игр. Теперь же вы работаете со всеми, и ни с кем конкретно. Не возникает ли желание опекать одну гимнастку, вкладывать в нее знания, душу?
- Как-то об этом не задумывалась. Наверное, все же, нет. А вот Олега Остапенко, с которым я работаю в паре, такое желание не покидает. Ему хочется воплотить с кем-то свое видение гимнастики - внести вместе с ученицами новые идеи, разучить неведомые элементы. Когда Остапенко как старший тренер молодежной сборной взялся готовить Машу Пасеку - она временно осталась без тренера, - он все проделывал тщательно и скрупулезно. Он следил абсолютно за всем: не забывал порастягивать девочку, индивидуально сделать с ней подкачку, оттачивал элементы. Теперь Маша перешла уже во взрослую сборную, которой руководит Александр Александров. А Олег Васильевич уже наметил себе дальнейшую работу: положил глаз на некоторых гимнасток 1997 года рождения - определил для себя, кого будет вести особенно тщательно.

- Кто из ваших прошлых учениц оставил в душе самый глубокий след?
- Я вообще привязываюсь к каждому ребенку, которого взялась тренировать. Поэтому и сегодня поддерживаю отношения со всеми без исключения ученицами. Хотя многие из них разъехались по всему миру. Чаще всего, правда, вспоминаю, своих последних учениц - Галю Тырык и Любу Шеремету. С Галей прошла более долгий путь и по сей день остаюсь с ней в очень близких отношениях. Она - бронзовый призер чемпионата Европы в команде, на Всемирной универсиаде была вторая в вольных упражнениях. Выступала в составе команды на Олимпийских играх в Сиднее, была финалисткой в многоборье. Теперь вот уже много лет выступает в Цирк дю Солей. Галя попала в гимнастику совершенно случайно, а задержалась дольше всех. Я взяла ее «в нагрузку» к еще одной девочке. Пришла я как-то в детский сад записывать на гимнастику детей. Там понравилась мне одна девочка - Маруся Макогин - красивая, худенькая - уже почти готовая гимнасточка. Я хотела ее пригласить, но воспитательница сказала: «Вы что, какая гимнастика! Ее родители в детский сад отвести-то не могут. Если она вам так нужна, зайдите в младшую группу, там есть Галя Тырык. Ее родители и водят Марусю в детсад». Зашла я в младшую группу, а там дети на прогулку собираются. И стоит эта Галя в пальтишке, платочек на голове и вокруг шеи завязан, из него щеки в стороны торчат. Картину довершал палец во рту. Вот такая она была толстенькая и розовощекая! «Господи, - подумала я, - о какой гимнастике тут может идти речь!» Но ради Маруси я согласилась взять и ее. Отдала я Гале приглашения, и на следующий день ее папа привел девочек на тренировку. Водил он их целый год, пока обе в детсад ходили. Но на следующий сезон Маруся уже стала школьницей, а Галя продолжала ходить в детский сад. Папа Гали повсюду искал Марусю.Она то по крышам бегала, то еще где-то пропадала. Так они несколько раз опоздали на тренировку, Галя из-за этого вся в слезах приходила. В конце концов, он перестал за Марусей бегать. А вот Галя в гимнастике осталась аж до 21-го года. Круглое личико и щечки у нее так и остались. А толстушка очень быстро превратилась в худенькую, длинноногую девочку.

Галя всегда была очень дисциплинированной и ответственной. Это у нее от родителей. Мама с папой заранее знали, когда дочь приедет домой со сбора: «Вареников и пирожков не будет - Галя приехала». Галя была командным бойцом. Когда было нужно, «отдувалась» за ошибки подруг. До сих пор вспоминаю случай на чемпионате Европы в Санкт-Петербурге. Галя готовилась к выходу на бревне. И тут увидела, как Инга Шкарупа падает с брусьев. А поскольку в зачет тогда шли все оценки, нужно было срочно что-то предпринять. Ситуацию в уме прокрутил Олег Остапенко. Подбегает к Гале: «Все, Тырык, делаешь соскок
два винта. Для команды нужно!» Галя была в шоке: «Но ведь я же на разминке даже не пробовала его!» Остапенко был неумолим: «Никаких разговоров - два винта и все тут!» Тут Галя положила руку ему на плечо, посмотрела пристально в глаза: «Олег Васильевич, я сделаю двойное сальто!» И что вы думаете? Сделала в доскок! И даже в финал на бревне попала. Мне Олег Васильевич потом, шутя, говорил: «Ну и наглая она у тебя!» А она просто в критических ситуациях умела брать ответственность на себя. Когда такое случалось, ничто не могло ее поколебать.

…И МАНЮНЯ

- О бронзовом призере чемпионата мира в вольных упражнениях Любе Шеремете рассказывали много смешных историй…
- Да, она у нас такая! Она была позитивным и очень исполнительным ребенком, ярой в гимнастике, не боялась никакой работы. О таких, как она, говорят: «дают себя любить». Людмила Турищева называла ее - «мой учитель украинского языка». Во время подготовки к Олимпиаде 1996 года Людмила Ивановна велела в трех моментах обязательной программы, зафиксировав позицию, показать улыбку. И вот однажды в субботу - в последний и самый сложный день трудовой недели, во время последнего, 14-го, этапа круговой тренировки - у Шереметы это были вольные упражнения - Люба на последнем издыхании доделывает заключительную диагональ. Турищева ей: «Любця, а где твои улыбки?». На что Люба совершенно искренне: «Вибачте, Людмило Иванивно. Та щось на душу не лягло». Через секунду весь зал взорвался от смеха. В этом вся наша Любця.

Люба всегда мне верила на слово, что бы я ни говорила. Перед соревнованиями я настраивала ученицу. «Манюня, - так ласково я называла Шеремету, - ты у меня самая красивая на свете. Поэтому ничего не бойся. Выйди на помост, подними ручку и улыбнись. И судьи тебе самые высокие оценки поставят». И вот как-то после Кубка Китая, который она уверенно выиграла у хозяек помоста, мы пошли на сувенирный рынок. Народу там было видимо-невидимо. Пробираемся мы через эту толпу, и тут Любця останавливается, поворачивается ко мне и говорит: «Людмила Павловна, а вы ведь меня не обманывали. Я действительно такая красавица. Посмотрите, на меня все оборачиваются».

Любця была послушным ребенком. Когда приезжали домой во Львов и я назначала ей тренировку, она ни разу не опоздала, ни на минуту. Мы жили в соседних домах, и до спортивного зала добираться нам нужно было больше часа, с пересадкой. Я рано вставала и всегда вовремя выходила, хотя часто, чтобы не опоздать, доезжать приходилось на такси. Но каждый раз, зайдя в зал, видела разминающуюся Любу. И всякий раз удивлялась: «Она снова первая! Ну как же ей это удается?» И работалось с ней легко. Она была неприхотливой. Жесткий ковер и другие снаряды, не соответствовавшие стандартам, ее не пугали. С другими долго приходилось приспосабливаться, устраивать тренировки в щадящем режиме. А с Любцей все было просто: дай ей только задание, и она тут же помчится его выполнять. На новогодних каникулах мы
творили и экспериментировали. А потом на сбор приезжали, имея в запасе несколько новинок - интересных элементов. Чем всех всегда удивляли: «Любця опять что-то новое соорудила!» Остальные ведь после новогодних праздников прибывали в разобранном состоянии.

Как она «бронзу» чемпионата мира добывала? Да очень просто: вышла, отплясала, получила 9,825 балла и медаль. Это было в Пуэрто-Рико в 1996 году. А до этого она каждый день пахала так, как мало кто еще. Один день делала три полных вольных упражнения, на следующий - пять. Говорила иногда: «Ой, у меня сегодня такой легкий день - всего три раза брусья «откатать»! Да что там! Ей никакого психолога в жизни не нужно было. Она с азартом работала и с удовольствием выступала. Если бы я сейчас в сборной России кому-нибудь рассказала о нагрузках Шереметы, мне бы просто не поверили. У нас, если девочки трое полных соревновательных вольных в неделю делают, это уже считается много. Сейчас нагрузки немного не те.

- Почему Люба так рано ушла из спорта?
- К сожалению, Люба до конца не раскрыла свой потенциал. Виной всему была травма. На чемпионате мира 1997 года она выступала с переломом большого пальца ноги. В Лозанне команда у нас вообще не складывалась. Лиля Подкопаева была травмирована, у нее сильно болел голеностоп. Думали, обойдемся без ее вольных и прыжка, но на опробовании увидели, что она вообще не может ногой отталкиваться, и поэтому сняли ее с соревнований. А Вика Карпенко уже в Лозанне ломает два пальца. Мы остаемся вчетвером, то есть без права на ошибку. Любе постоянно обезболивали палец. И она неплохо выступила - была шестой в многоборье, в финал вольных упражнений попала с первым результатом, на брусьях - с четвертым. И вот в борьбе за медаль в вольных упражнениях мы пошли ва-банк - решили в заключительной связке поставить двойное сальто с винтом. Без этого элемента сложно было бы бороться за «золото». Мы его в последнее время не тренировали - подобная травма делает приземление очень болезненным. Но у нас не было вариантов. Авантюра нам не удалась: Люба упала и стала пятой.
Но не это стало самой большой неприятностью: из-за уколов в сустав у нее началась трофическая язва. Четыре месяца Любцю не выпускали из госпиталя: вопрос стоял о том, отрезать палец или нет. За это время она набрала вес, справиться с которым впоследствии не смогла. С этой неприятности у нее в жизни началась черная полоса. Ей плохо было с нами в Словении, куда мы уехали тренироваться, - она слишком скучала по дому. Потом у нее умерла мама… 

А у меня не хватило терпения постоянно ее уговаривать и убеждать. Она все время плакала, говорила, что хочет домой. Вот я ее и отпустила. Мы, тренеры, верили, что она восстановится, поедет покорять Сидней. Но она не смогла. Люба не осталась в спорте. Хотя я предлагала ей много вариантов. Да хотя бы устроить в Цирк дю Солей, как потом устроила Галю Тырык. Но она не захотела. Сейчас Люба живет с мужем в Пустомытах, у них там свой семейный бизнес - автозаправка.

Елена САДОВНИК

СЭ в Украине

Оцените материал
(2)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.