Записки теннисболиста. Бразилия. Часть 3
Футволей. Команда Украины дебютировала на мировом первенстве
Лучше позже, чем… Да, лучше позже. Прошло почти два месяца со времени описываемых событий. Стоит заметить, что так даже лучше писать – остаются только самые яркие воспоминания…
Записки теннисболиста. Часть 1
Записки теннисболиста. Часть 2
… шел пятый день пребывания в Рио. Волей – неволей, начал замечать в себе некоторые изменения. Моя кожа загорела и обветрилась, я перестал ждать разрешающего сигнала светофора при переходе через улицу, перестал глазеть на витрины магазинов, я играл в футволей и футбол на Копакабане, мой парадно – выходной костюм (шорты и тапочки) отличался от спального только тапочками. Практически, я стал бразильцем! Все это привело к тому, что я перестал быть интересен уличным торговцам и проституткам, а сам, в свою очередь, стал снисходительно посматривать на нелепых, белокожих туристов, мол, понаехали тут.
Пришло время решать вопрос о транспорте в Итумбиару. Изначально планировали взять машину на прокат, а в самом деле, сколько тут ехать – всего 1100 км по прямой, зато романтика! Однако суровые реалии скорректировали наши планы. Оказалось, что рейсовый автобус преодолевает этот путь за 36 часов, на машине можно уложиться в 20 - 22, но, это если совсем без остановок. Поезда в этот город не ходят. Естественно, пришлось брать билеты на самолет до Уберландии. Взяли, отписались организаторам Мундиалито, те обещали встретить и доставить до места проведения чемпионата (около ста километров).
Вечером этого же дня, прогуливаясь по еще не хоженым кварталам Рио, неожиданно наткнулся на здание с вожделенной надписью «Сауна». Неужели! Наконец-то!
Это оказалось недорогим заведением общего пользования с парилкой, комнатой отдыха, массажными кабинетами и еще какими-то «кабинстасами» на втором этаже. Администратор мне все рассказал и показал, я уже готов был предаться парному релаксу, но тут он совершенно некстати, начал что-то возбужденно рассказывать об этих самых «кабинстасах», и видя мой непонимающий взгляд, для наглядного примера включив монитор у себя на рецепции, на экране которого появился мастурбирующий мулат. Администратор показывал то на мулата, то на второй этаж, мерзко при этом кивая головой. Вот козлы! В конце-то концов, я могу в этом городе просто, нормально попарится!.. Молча, я вышел из сауны, так и не поняв, что означал этот пассаж. Мне было грустно и очень хотелось в Итумбиару. Слава Господу, самолет завтра в 7 утра. Мне реально надоел Рио…
Перелет Рио – Итумбиара был примечателен, пожалуй, лишь тем, что я потерял в самолете свой телефон. Просто оставил на кресле при выходе. Жалко, конечно, но зато эта потеря определенно помогла избавиться от комплекса под названием «боязнь потерять телефон». Пусть этот комплекс и не был явным, но многие годы казалось, что если это произойдет, то я не только останусь без связи какое-то время, но и будут утеряны множественные контакты, наработанные десятилетиями, а так же огромное количество людей, пытающихся дозвониться мне, не услышав долгое время ничего путного, окажутся в недоумении. В общем, кошмар! На самом деле, терять телефон оказалось легко и приятно. Да, я нахожусь в центре другого континента, абсолютно без связи, ну и что? Что хорошего могут сулить мне телефонные звонки? Что мне скажут на другом конце провода?
– У вас родился сын!?
- Вы выиграли в лотерею!??
- «Динамо» Киев прибило «БАТЕ»!???
Вздор!
Какую, в принципе, положительную информацию могут нести звонки с Родины? В основном, никакую, сплошной негатив.
Я потерял телефон, и я обрадовался этому. А нужные телефонные связи я восстановлю, зато, как легко и естественно произошло прощание с ненужными!
В аэропорту Уберландии нас встретил представитель бразильской федерации футволея, и сопроводил в кафе зала ожидания, где предложил заказать напитки. Если кто-нибудь из моих терпеливых читателей когда-нибудь окажется в Уберландии, обязательно придите в аэропорт, и в ПРАВОМ кафе зала ожидания закажите каппучино! Я не большой знаток и ценитель кофе, но прямо скажу – лучшего напитка, чем капучино в Уберландии я не пил никогда.
Наш друг, как оказалось, встречал не только нас. Через пол-часа появилась пара из Канады, и все мы погрузились в автомобиль.
Дорога до Итумбиары несколько разочаровала. Очень надеялся увидеть колорит бразильской природы, интересные пейзажи, на самом деле – сплошной Роллан Гаррос – все сто километров красная земля, разграниченная заборами из колючей проволоки на пастбища. Абсолютно ничего привлекательного. Хорошо, что не взяли машину в Рио!
Наконец-то добрались. Жестами нам указали путь в кафе, где питались футволеисты. Шведский стол, вкусная еда, изумительный лимонад. Чем-то напоминал «Золотой ключик» из детства, но было в нем что-то особенное. Пока понял, что именно, выдул стаканов пять. Гуарана! Это был гуарановый лимонад.
Явно наметилась новая проблема. Язык. Если в Рио хоть как-то по-английски мог изъясниться каждый десятый, то тут таковых мы пока не наблюдали вовсе. Отобедав, мы были сопровождены в отель, где нас ожидал Кристиан – вице-президент всемирной федерации футволея, англоговорящий, который, наконец, ознакомил нас с распорядком ближайших дней.
Сегодня вечером нам предстояло наблюдать за финальными играми Чемпионата Бразилии среди мужчин и женщин, а так же принять участие в церемонии открытия Мундиалито. Чемпионат Бразилии шел третий день, и мы, согласно приглашению, в качестве гостей могли прилететь на два дня раньше, дабы наблюдать за ним, но!
Завтра, в субботу, будут проведены игры в группах уже Мундиалито, а в воскресенье – плей-офф, финал и торжественное закрытие.
Вылет в Рио – в понедельник утром.
До начала игр оставалось несколько часов. Решили ознакомиться с Итумбиарой.
Небольшая справка. Итумбиара – город, находящийся на границе двух штатов – Гояс и Минас-Жерайс. Население – около 100 000 чел. Река с названием Карумба. Футбольный клуб с одноименным названием играет в чемпионате Штата. Кстати, в нем год назад подыгрывал некогда самый дорогой футболист мира Денилсон.
Карту города раздобыть не удалось, пошли, куда глаза глядят. Неширокие улицы, дома, без излишеств. Костел, сквер, пару статуй, мелкие магазинчики, набережная. Ничего особенного, но как-то по-особому тепло и уютно было в этом провинциальном городке. Местные жители откровенно глазели на нас, что-то говорили и улыбались. Прошлись вдоль Карумбы. На естественный вопрос, что же тут ловится, ответ найти не удалось, так как единственный рыбак на побережье, девятилетний Жуниор, объяснить ничего не смог, да и посмотреть на его методы ловли нам не удалось, так как у молодого бразильца появилось новое развлечение – ехать за нами на велосипеде и улыбаться. Мне начинала нравится Итумбиара. Никакой суеты Рио-де-Жанейро, никто тебя не достает, все улыбаются и тычут вверх большой палец. Ты тоже тычешь в ответ и тоже улыбаешься. Кстати, этот жест, в Бразилии имеет более широкую сферу применения, чем у нас. Это не только «все ОК», но и «спасибо», и «пожалуйста», и «да», и «простите», и «само – собой», и похвала и одобрение. Если задаться целью посчитать кол-во применений этого жеста бразильцем, то, думаю, получится не менее ста в день. Вот вам и ответ не вопрос о жизнерадостности этого народа. Вопрос о преступности в Итумбиаре отпал сам собой, как только мы увидели, что автомобили в городе никто не закрывает, стоят они, почти все с открытыми окнами и никто не посягает на оставленную в авто ручную кладь.
Темнело. Мы пришли к стадиону. Это оказалась сборная конструкция, с трибунами, где-то на полторы тысячи зрителей и двумя площадками на песке. Стадио располагался на территории автостоянки в центре города. Песок был привозной.
Вот и оно! Мы, наконец-то, увидели, что такое настоящий ФУТВОЛЕЙ! Все, что происходило на Копакабане, никак не могло соответствовать тому, что предстало нашему взору. Игроки демонстрировали невиданные нам ранее приемы. Пас грудью на пять метров вверх казался чем-то совершенно нереальным. Все то, чему нас обучал Проффесоре Роберто мы видели в реальном и идеальном исполнении. Особенный восторг вызывали удары, производимые ногой в немыслимом прыжке над сеткой. Чемпионат Бразилии закончился. Победителям вручили награды.
Началась церемония открытия чемпионата мира по футволею. Нам выдали форму с логотипами Украины в которой мы вышли на парад. Каждую из сборных, коим число было 16, на дефиле выводила бразильская девушка с флагом. Нам досталась такая девушка, о которой хотелось бы сказать отдельно. Бразильянка с чёрным цветом кожи, изумительной улыбкой и идеальными формами. Она пронесла флаг Украины с таким достоинством, какого я не встретил бы и на Родине. Мы шли, ведомые нашей новой подругой и трибуны рукоплескали нам. Мне было смешно. Два сорокалетних, пузатых мужика шли по песку в только-что выданной форме и махали возбуждённой толпе руками.
Наша флагоносица, как могла, делала внешний вид нашей делегации привлекательным. Нам рукоплескали приглашенные гости, в числе которых, помимо важных правительственных вельмож присутствовал единственный знакомый в этой части Южной Америки человек – футболист Карека. Нас приветствовали зрители. Мы отвечали им взаимностью.
Церемония закончилась. Наша удивительная фея не отходила от нас. Мы говорили с ней не о чём. Она казалась уникальной представительницей бразильской нации. Девушка, с супермодельной внешностью. Чем то она мне напоминала Наоми Кембл .
-Как звать тебя красавица?
-Андреа – вроде так, а может быть по-другому.
-А сколько тебе годиков?
– 14
Я был ошарашен.
Если вы доверяете моему вкусу, то вы не сможете не вспомнить о моих теперешних словесных излияниях, когда через три-четыре года титул «Мисс Вселенная» получит скромная девушка из маленького города Итумбиара.
Кстати, о бразильских женщинах. По приезду домой именно вопрос о них чаще всего из уст моих товарищей. В основном – никакие! Толстые задницы являлись не только основным достоянием бразильянок, но и определённым пропуском в клуб любителей Бразилии. Сергей Шнуров когда-то сочинил стихотворение о берёзках и пальмах. Глядя на женщин Бразилии, я постоянно вспоминал эти робкие строки.
После парада мы имели определенный успех у местного населения – ничего себе, какие-то два пузатых мужика приехали хрен знает откуда, ещё и будут играть в футволей! Даже, не начиная играть, мы приобрели невиданную ранее для нас популярность. Люди, увидев наше приближение, шли к нам, выказывали совершенное почтение, обнимались и лезли целоваться. Не ожидая этого, по сути, мы оказались настоящими героями в этом маленьком городе. Гуляя вечером после парада по Итумбиаре, то тут, то там мы слышали искренне-восхищенные возгласы «Украиниа! Украиниа!».
На набережной начался «вечер трудного дня». Итумбиарцы на автомобилях стягивались к реке. Причем делали это особым способом – перед тем, как припарковаться и выставить на капот пиво в портативных холодильниках, они совершали не менее пяти кругов по набережной, демонстрируя свои музыкальные пристрастия окружающим, через широко открытые окна машин. Да, и слава Богу, так как весь день каждая третья машина агитировала за кого-то, на непонятно когда проходящих выборах.
Кстати, вот так, возле машин и отдыхают вечерами жители этого милого городка.
Настал день нашего дебюта.
Первая игра против Италии. Сложно передать в словах наши чувства!
Не получается ничего. Проигрываем крупно. 18-4. Чувствуем себя как котята в проруби. Ничего, нужно собраться!
Следующий матч играем со сборной Канады. Как выяснилось позже, за команду «клинового листа» выступали бразильцы, в данный момент работающие на родине Грецки, но тем не менее!
Нам удалось, каким-то образом завязать борьбу. Канадцы, хоть и были на голову выше нас по уровню игры, испытывали определённые сложности во многих игровых моментах. Мы наконец-то начали осознавать суть футволея, не смотря на то, что счёт был не в нашу пользу. И тут нам, каким-то особым способом, не понятным нам самим, удалось вызвать благосклонность трибун.
Дело было так. Идя на подачу, я случайно встретился взглядом с толстым бразильцем на трибуне, который, увидев мой взгляд, показал мне большой палец. Я, соответственно, показал ему тоже. Толстый бразилец встал, и закричал «Украиниа!». Я поднял два больших пальца и тоже закричал «Украина!» Соседи по трибуне толстого бразильца так же неожиданно поднялись, и, показывая большими пальцами своих бразильских рук вверх, начали декламировать название нашей державы. Я выполнял подачу уже с совершенно другим настроением. Вся последующая игра проходила с безумной поддержкой трибун. Первый раз в жизни я ощущал, что любое моё действие, удачное либо не очень, отражается в сердцах сотен других людей. Эту игру мы проиграли. Но никогда ранее горечь поражения не казалось такой сладкой. Трибуны не отпускали нас. Взявшись за руки, мы приветствовали благодарных зрителей на трибуне нашего толстого друга. Как выяснилось позже, противоположная трибуна тоже востребовала права на наше приветствие. Нас не отпускали. Минута славы. Мы, два украинских старпёра, стояли посреди Бразилии, на песчаной площадке, и местные жители были без ума от нас. Плесецкая отдыхает!
Два оставшихся поединка в группе мы тоже проиграли. В игре с Боливией могли даже зацепиться, но! 10-18. До свидания, Мундиалито!
Мы шли по улицам Итумбиары. Никогда ранее мне не доводилось испытывать такого внимания к своей скромной особе. Заходя в любые заведения, я чувствовал себя как блондинка в азербайджанском кафе. Что бы я не говорил, всё, о чем не спрашивал, воспринималось персоналом как нечто, особо значимое. Купив минералку в магазине, я спиной чувствовал заинтересованные взгляды продавщиц, выбежавших на улицу, дабы посмотреть мне в след. Совершенно уникальное чувство для человека, к которому приковано внимание массы других людей.
Мы – экзотика!
В городе запомнился человек, который напротив входа в один из вещевых магазинов, в стиле футбольного бразильского комментатора тараторил что-то о происходящих продажах.
- Санта Лючия проходит по правому флангу и заходит в отдел бюжетерии! О Боже! У нее в руках лифчик! Как она распорядится им? Продавщица Мария предоставляет невиданную скидку! Ну! Давай, же, Лючия, давай! Да! Да! Покупка совершена! Санта Лючия от радости срывает майку! Желтая карточка – лифчик не того размера! В отдел зонтиков прорывается дон Педро…
Зашли ночью в местный клуб. От нечего делать, для ознакомления. Не люблю их (клубы) у нас, надеялся на что-то особенное. Оказалось, всё тоже. Липкий пол. Пьяные женщины. Та же музыка. Трансвиститы, которых я не надеялся встретить в Итумбиаре, оказались именно здесь. Находясь в клубе, мы время от времени опять же слышали восхитительные отзывы о нашей державе: «Украиниа, Украиниа». Снова пили бразильское пиво. Водка в клубе не в чести.
Наутро мы плелись к стадиону, дабы посмотреть финальные игры. Дул порывистый южный ветер. Погода менялась. Куча бумаг, целлофана, прочего мусора летало над нами, возле нас, мы прятались за угол.
- Мусорный ветер, дым из трубы.
Плачь природы, смех Сатаны,
А все от того, что мы…
Сахарный завод на берегу Карумбы выбрасывал из себя рваные куски дыма.
Мое внутреннее радио оставшиеся дни в Бразилии транслировало именно эту песню. До этого был почему-то сплошной «Doors» – «People are strange» и «Come on baby, light my fire».
Чемпионат закончился. Сенсационно победила сборная Парагвая, обыгравшая в финале бразильцев.
Все результаты чемпионата пытливый читатель может увидеть на официальном сайте ФИФВ.
После финала мы с Олегом сидели в облюбованном нами кафе с пивом и с шашлыками. Хозяева этого кафе, как уже обычно, проявили максимальную заинтересованность в наших персонах.
Мы сидели и пили пиво, разговаривая с бразильцами. Как выяснилось, для них это был семейный бизнес. Как-то незаметно, к нам за столик стянулась вся семья. Четыре сестры, пять братьев, несколько дядей и ещё каких-то родственников. Мы сидели, и привычно общались непонятно о чём, хотя, на самом деле, все было уже предельно понятно. Мы наливали друг другу пиво, рассматривали фотографии в мобильных телефонах наших новых друзей, фотографировались в разных позах, рассматривали новые фотографии в телефонах уже с нами, искрометно шутили, судя по реакции бразильцев, говоря, что попало по-русски. Тут, главное, самому смеяться.
По бразильской традиции, семейка подогнала под кафе автомобиль, из окон которого громогласно звучали латинские мелодии. Сёстры учили меня танцевать «Самбу», «Румбу» и т.д. Ненавидя танцы в принципе, я совершал эти нелепые телодвижения и осознавал, к своему стыду, что все это мне нравится.
Компания собралась ехать на пляж. Машина, два мотоцикла, что-то ещё, мы приехали на песчаный берег Карумбы. Бразильцы уникальный народ. Они всё время танцуют. Сотни машин, из окон каждой из которой льется музыка. Музыка, как таковая, не воспринимается, одни басы и ударные секции. Какой-то повсеместный бум-бум.
«Прая». Так по-португальски будет пляж. Вся молодежь города была сегодня тут. Опять пиво и улыбки. Что-то во всем этом есть. Мы, по-своему, счастливы.
Я никогда в жизни не ездил на мотоцикле – опять дебют – одна из сестер, Флавия, катает меня по всему городу.
День заканчивается.
Завтра утром в Уберландию, затем в Рио, Париж и Киев.
Конечно, хочется домой, но как же мне хорошо в этом маленьком бразильском городке. Куда там Рио де Жанейро – отстой!
Что запомнилось на обратном пути? Почти ничего. Опять капучино в Уберландии, бразильская тростниковая водка из горла с литовцами в зале ожидании. Ерунда…
Вот! Вот что стало настоящим бриллиантом всей поездки!
На паспортном контроле в Рио де Жанейро, из своей стандартной прямоугольной будки со мной заговорил по-русски молодой чернокожий бразилец, взяв в руки мой украинский паспорт.
- Куда летите?
- Домой.
- Что делали в Бразилии?
- Откуда вы знаете русский?
- Учил.
- Вы учились у нас?
- Нет, я никогда не выезжал из Рио.
- Так откуда?
- Я посещал центр славянской культуры в Рио.
- А есть еще где-то?
- Да! Два в Рио и один в Сан Пауло.
- Зачем вам русский?
- Вы знаете, мне чрезвычайно интересно изучать русский язык, как наиболее популярный среди славянских языков.
- Зачем???
- Меня очень интересует славянская культура. Я знаю, что у вас очень богатый внутренний мир, и мне очень хочется познать его.
- …???
- Всего хорошего, господин, счастливого полета!
Я забрал свой пропечатанный паспорт и надолго задумался. Вот это подарок судьбы! Да!
РЕЗЮМЕ
1. Украина влилась в мировое футволейное сообщество, дебютировала в Чемпионате мира.
2. Всемирная Федерация футволея заинтересована в развитии футволея, параллельно с теннисболом в Украине.
3. Налажены официальные отношения между нашими федерациями - «ФИФв» и «ФТК».
4. Нам необходимо создать определенные условия для развития футволея в Украине.
5. Будем рады получить поддержку в любом виде от всех, заинтересованных в развитии футволея в нашей стране.
6. В Бразилии хорошо!
Денис ВИЛЕНКИН, глава Федерации теннисбола Украины
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Состоялись матчи 5-го тура Лиги наций
Поединок состоится в ночь на 16 ноября