Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Другие новости
|
3242
0

Не скажу про живых, а покойников мы бережем...

Владимир Высоцкий точнее всех описал отношение общества к выдающимся спортсменам

Не скажу про живых, а покойников мы бережем...
Таль - Ботвинник

Уважение к выдающимся спортсменам везде является одним из важных показателей уровня культуры общества. Правда, проявляется оно по-разному. Кому-то достается слава при жизни, кого-то забывают совсем, зато бульвары и площади получают имена политических деятелей, чья деятельность зачастую неоднозначна и порой даже вызывает протесты. Но бывают и исключения. Например, далеко не все киевляне знают о том, что в столице есть улица выдающегося шахматиста Михаила Чигорина, дважды боровшегося за мировое первенство с первым чемпионом мира Вильгельмом Стейницем в 1889 и 1892 годах. Киевляне высоко ценили выдающегося русского маэстро, одним из его почитателей был известный украинский драматург Михаил Старицкий, поклонник шахмат, чье имя даже встречалось на страницах «Шахматного обозрения». Однажды он даже бросил вызов известному шахматисту тех лет Владимиру Юревичу, причем одну партию свел вничью, а другую писатель выиграл.

Но интересно другое — в 1903 году Чигорин приезжал в Киев для участия в третьем Всероссийском шахматном турнире и в первом же туре Юревичу проиграл. Тем не менее, Чигорин стал победителем турнира, а вот судьба его соперника была трагичной. В турнире он занял весьма почетное третье место, но вскоре отошел от шахмат, принимал активное участие в революции 1905 года, был арестован и умер в киевской тюрьме в 1907 году от чахотки... Недолго прожил и Старицкий, уже через год его не стало. Говорят, в фондах Национального музея Тараса Шевченко хранится оригинальный столик писателя с мраморной шахматной доской и инкрустированными клетками. Исследователи считают, что знаменитая комната в «Варшавском кафе» (на углу Крещатика и Лютеранской), где многие часы проводил Старицкий, запечатлена в известном рассказе Александра Куприна «Марабу». Кстати, именно в этом кафе было решено, что в феврале 1914 года в Киеве с легендарным кубинцем Хосе-Раулем Капабланкой будет играть ведущий киевский шахматист Ефим Боголюбов. Играли они, правда, в разных местах, в том числе в клубе Купеческого собрания (нынешней филармонии)...

Дань уважения шахматным гениям

Впрочем, мы отвлеклись. Киев, как оказалось, увековечил память Чигорина лучше, чем это сделал родной для шахматиста Санкт-Петербург. На могиле Чигорина мраморный памятник появился лишь спустя 50 лет после его смерти в 1958 году.

Но не только столица Украины по достоинству оценила великого шахматиста. В Ереване четыре года назад был установлен памятник девятому чемпиону мира Тиграну Петросяну, причем улица также названа его именем. Автор памятника изобразил шахматиста в его излюбленной позе со скрещенными на груди руками, с чемпионской лентой через плечо. Не забыл мир и о четвертом чемпионе мира, последователе Михаила Чигорина — Александре Алехине. В португальском Эшториле, где скончался победитель Капабланки, одна из улиц названа в честь Алехина. А вот для рижанина Михаила Таля в его родном городе улицы для имени не нашлось. Однако жители города все же добились у властей возможности установить в центральном Верманском парке города барельеф великому гроссмейстеру... На Кубе тоже не забывают своего гения — Капабланку. Его портрет отчеканен на монете в 20 песо, а Мемориалы имени Капабланки проходят каждый год, причем чаще всего (4 раза) этот турнир выигрывал украинец Василий Иванчук, побивший рекорд чемпиона мира Василия Смыслова, побеждавшего на Мемориале трижды. Ну и, конечно, нельзя забывать о Пауле Кересе. В Эстонии он настоящий герой: его портрет украшал пятикроновую купюру, пока страна не перешла на Евро в 2007 году, его именем названа улица, в его честь проводятся турниры, а в последний путь его провожало все руководство государства.

Памятник при жизни? Почему бы и нет?

Наверное, было бы неправильно говорить только о выдающихся шахматистах, оставивших след в культуре различных стран и городов. Достижения многих спортсменов были увековечены при их жизни. Так 11 лет назад в Донецке появилась скульптура прославленного прыгуна Сергея Бубки, причем высоту постамента под ней сделали на уровне 6 метров и 15 сантиметров (такую высоту покорял в Донецке сам Бубка)... Наверное, для нас это не совсем корректно, ставить памятники при жизни, однако за рубежом это нормальная практика. К примеру, этой зимой открытие новой ледовой арены в Питтсбурге будет сопровождаться презентацией еще одного памятника архитектуры, имеющего непосредственное отношение к хоккею. Рядом с Consol Energy Center, который будет принимать домашние матчи «Пингвинз», появится памятник символу и владельцу клуба Марио Лемье. Открытие памятника состоится 27 декабря. По предварительной информации, скульптура будет изображать Лемье в борьбе за шайбу с защитником команды соперника. Есть свой памятник и у легендарного Уэйна Гретцки. Его поставили у стадиона «Стэплз Центр» в Лос-Анджелесе, где Великий выступал за местных «Кингз».

Не обижены и баскетболисты. В 2007 году в Вильнюсе был поставлен памятник сразу тридцати литовским игрокам и тренерам. Шестиметровые колонны, в центре которых мяч с подписями имен, в том числе и великого Арвидаса Сабониса. В феврале будущего года руководство «Лейкерс» поставит памятник легендарному защитнику лос-анджелесской команды Джерри Уэсту. Причем Уэст отнюдь не будет первопроходцем — при жизни уже поставлены памятники Майклу Джордану, Карлу Мэлоуну, Джону Стоктону, Мэджику Джонсону (у него их уже два).

В Норвегии почитают выдающегося конькобежца Оскара Матисена, многократного чемпиона мира и Европы, рекордсмена с трагичной судьбой. В 1954 году Оскар Матисен застрелил свою жену, которая страдала от депрессии в течение нескольких лет, а затем застрелился сам. В Осло перед стадионом, на котором соревновался Матисен, ему установлен монумент. В 1959 году в честь Оскара Матисена конькобежный клуб Осло учредил приз его имени, который ежегодно вручается лучшему конькобежцу мира.

Не отстает и соседняя Финляндия. Несколько лет назад одна из площадей города Вантаа стала носить имя автогонщика Формулы-1 Мики Хаккинена. А в Хельсинки уже десяток лет стоит памятник четырехкратному олимпийскому чемпиону, бегуну на длинные дистанции Лассе Вирену.

Улицы Лобановского, Старостина, Яшина...

Пожалуй, было бы неправильно не вспомнить о памятнике Валерию Лобановскому перед киевским стадионом «Динамо» (именем великого тренера также названы улицы в Запорожье и в жилом районе на окраине Киева), о других прославленных футболистах прошлого — в подмосковном Косино есть улица Николая Старостина, создателя «Спартака» и двукратного чемпиона СССР, в Тольятти есть улица имени Льва Яшина (у стадиона «Динамо» в Москве ему установлен памятник), в Санкт-Петербурге — улица Всеволода Боброва. Кстати, Бобров вместе с хоккеистами Валерием Харламовым и Александром Мальцевым увековечены на серебряных монетах, выпущенных в России в прошлом году. В Перми есть памятник и улица имени боксера Василия Соломина, ставшего в 1974 году первым советским чемпионом мира и СССР в легчайшем весе. Как видите, многие герои спорта не были забыты. Вот если бы и при жизни их труд всегда оценивался по достоинству...

Игорь ЩУКИН, газета «Команда»

Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.