БАЛАШОВ: «Когда стою в пробке, хочу стать вождем племени!»
Матч с «Галичиной» стал бенефисом человека, который всю жизнь опровергает баскетбольные догмы
Каждый его выход на площадку доказывает, что центровой – это не обязательно 120-килограммовая гора мышц и костей, толкающая, давящая, сметающая все на своем пути и опасная только в радиусе трех метров от кольца. Оказывается, быть настоящим «большим» можно и не имея сколь либо серьезной мышечной массы и веса.
Во всем виновата советская власть
Станислав Балашов, будущий «акула», «волк», «студент», «строитель» и даже «мавпа» родился 2 июня 1979 года в городе-герое Одессе, вернее, в роддоме, как утверждает он сам. По признанию нашего героя искать каких-то ярких моментов в его детстве не стоит. Он не голодал, в уличных драках, подобно американцам, а тем паче — в перестрелках не участвовал. «Я был простым домашним ребенком, дерзким уличным мальчишкой не был. Конечно, как и все пацаны, выходил во двор», — говорит он. Спорт пришел в его жизнь очень рано. Оно и неудивительно, семья-то — спортивная. Папа – профессиональный баскетболист, мама занималась волейболом. А вот сына в семилетнем возрасте отправили… на плавание. Возможно, мы бы и не увидели никогда центрового Станислава Балашова, если бы бассейны советская власть строила крытыми. «Плавание мне очень нравилось, тренировался три года, — вспоминает Станислав Балашов, — ходил я тогда на СКА, а бассейн был под открытым небом, то есть без крыши. И вот, как-то зимой я сильно заболел, после это плавание для меня закончилось, и отец отвел меня в ДЮСШ №2 в секцию баскетбола».
Отныне жизненный путь маленького Стасика был определен. До признания было еще очень далеко, утомительные тренировки периодически злили мальчика, отличительной чертой которого всегда была небольшая ленца и здоровый «пофигизм». «Поначалу мне не очень нравилось, не очень получалось, — говорит Балашов, — пришел, посмотрел, как много ребят бегают, все суетятся. Вообще, мне не очень нравилось, наверное, первые несколько лет, я даже пару раз пытался бунтовать и бросал тренироваться, однако мой первый тренер Валентин Дмитриевич Сосин регулярно звонил родителям, и я снова возвращался к занятиям».
Любопытно, что уже когда Станислав Балашов активно тренировался в ДЮСШ-2, баскетбол не захватывал его всецело. Пока его сверстники пытались отсмотреть по телевизору любой матч, будь то первенство страны или (о, счастье!) NBA, наш герой… усердно «рубился» в компьютерные игры. «Когда я видел, что по телевизору идет какой-то матч, я на мгновение задерживал свой взгляд, а затем переключал дальше. Всегда можно было найти что-то поинтереснее или подключить к телевизору игровую приставку, там, «Дэнди» или «Сега», у меня, в общем, все были, и поиграть в «Марио» или «Танчики», — с улыбкой вспоминает центровой БК «ОДЕССА».
Когда боги становятся ближе…
Игры — играми, однако время шло, школьные университеты подошли к концу. Несмотря на свое легкое отношение к баскетболу, всем было понятно, что Станислав Балашов не станет очередным выпускником ДЮСШ-2, так и не попавшим в большой баскетбол. На дворе стоял 1995 год, в городе наблюдался баскетбольный бум, главная команда Одессы — «Бипа-Мода» —уже вовсю готовилась покорять золотые вершины. Поэтому неудивительно, что сразу после окончания школы талантливый паренек угодил в команду «Одесские пираты», которую курировала «Бипа». Клуб выступал во второй лиге украинского чемпионата. «Я помню, что в том первенстве играли либо очень молодые команды, как наша, либо очень возрастные, — вспоминает Балашов, — были такие ребята из Дружковки, мужики взрослые, мы им по 20 очков проигрывали. Но в целом сезон завершили на шестом или на восьмом месте, то есть, даже выигрывали у кого-то».
Успешное выступление за «Одесских пиратов» позволило юному Станиславу Балашову приблизиться к основной команде, его начали вызывать на тренировки. Причем, работать приходилось плечом к плечу с настоящими звездами. «Та вы что, это было, конечно, очень страшно и стеснялся я, — говорит наш герой, — пришел так, ноги подгибаются, там Пудзырей, там Михайлов, на тот момент это вообще были баскетбольные боги Одессы, на них ходили люди, полные залы набивались. И тут я пришел, и мне 17 лет».
Свой первый поединок в Суперлиге Станислав Балашов провел против запорожского «Ферро». В концовке матча «Бипа-Мода» уверенно выигрывала, и Юрий Селихов выпустил молодого центрового, так сказать, понюхать пороху. «Я тогда забил свои первые очки за главную команду, — расплываясь в улыбке, вспоминает Станислав, — это был бросок справа со средней дистанции. Я был очень доволен. Вечером с папой отметили, чаю попили».
После «Одесских пиратов» Станиславу довелось поиграть годик в составе вознесенского «ВОЗКО». Особых перемен в жизнь молодого центрового это не принесло, так как 80% состава нового клуба составляли все те же «Одесские пираты». Собственно, в Вознесенск «одесситы-подпольщики» ездили только на игры, жили и тренировались дома. Тем не менее, тогда «ВОЗКО» играл в первой лиге, и это была очень хорошая практика…
В сезоне 1997/1998 «Бипа-Мода» представляла из себя машину для завоевания чемпионства. Звездная команда, звездный тренер, здесь были все условия для того, чтобы побеждать. Президент клуба Аркадий Табачник денег на свое детище не жалел. Именно в этот «дрим-тим» и пришел начинать свою профессиональную карьеру Станислав Балашов. «Почесас, Яйло, Харченко, Окунский, Пудзырей, стоит ли что-то говорить, — рассказывает центровой, — для меня это была колоссальная школа. Особенно я восхищался Леонидом Яйло, это очень универсальный игрок, он умел на площадке все. Сначала я был глубоким резервистом, однако играл, и даже забивал. Конечно, когда мне удавалось за какие-то три минуты забросить 6 очков, или блок сделать, или сверху дать, я очень радовался».
И с ними дядька Пудзырей
Чемпионство досталось «Бипа-Моде» с соленым привкусом крови – наемными убийцами был застрелен президент клуба Аркадий Табачник. Финансовый поток ослаб, еще вчера купавшиеся в роскоши баскетболисты вынуждены были затянуть пояса потуже. Кто-то ушел, кто-то остался. Среди первых был Юрий Селихов. На его место пришел Виталий Лебединцев, который эту самую команду и формировал, начиная с начала 90-х. При новом наставнике Станислав Балашов сумел еще лучше раскрыть свои таланты. «В начале сезона я играл очень много, даже в старте выходил, — с удовольствием вспоминает Балашов, — тогда были спаренные туры, помню, мы в Мариуполь ездили, я очков 18 набросал. Однако зимой я заболел, долго восстанавливался и выпал из обоймы. То есть до конца сезона я уже просто докатывался». По словам нашего героя, никакой звездной болезни, связанной с успехами, у него не было. «А у нас все строго было, — говорит он, — рядом всегда был Пудзырей, который мог очень легко осадить. То есть, если ты начинал не дорабатывать, плохо защищаться, то в твой адрес тут же летело грубое слово. Так что сачковать не доводилось».
Курс на столицу
Два чемпионских сезона прошли, внешне все было очень хорошо. Команда выигрывала, соперники один за другим отправлялись в нокдаун. А между тем, внутри клуба ситуация становилась все сложнее. Причина банальная – деньги. Финансовый фактор и связанная с этим нестабильность заставили молодого игрока искать другие пути-дороги. А тут, как нельзя кстати, возник БК «Киев». «Очень тяжело было уходить из родной команды, однако, согласитесь, когда тебе год не платят зарплату, это неправильно. Ладно, я на тот момент жил с родителями, и этот фактор меня не так беспокоил, кушать было что, и одеться я мог, однако не было никакой стабильности. А там, в столице, новая команда возникла, Волков стал президентом, амбиции, новые возможности, мне предложили, шли переговоры, и я согласился», - говорит Станислав Балашов.
Переезд в Киев, помимо очевидных выгод, принес в жизнь Стаса не самые приятные моменты. Одесские болельщики, традиционно недолюбливающие киевлян, не могли отнестись к решению молодого Балашова с пониманием. «Было сложно, — признается он, — когда мы приезжали сюда с «Киевом», то с трибун неслось «Стасик — Иуда» и тому подобное. У меня такое ощущение, что ко мне до сих пор не очень хорошо относятся».
Столица встретила одессита тепло. На жившего до этого с родителями парня в момент обрушились деньги, собственная квартира и самостоятельная жизнь. Однако времени на гульки не было, нужно было трудиться. «Сначала у меня было такое ощущение, что я попал в Лас-Вегас, такая вспышка яркая, однако это быстро прошло, — вспоминает Станислав, — Мы очень много тренировались, потом пошли разъезды. Но это принесло плоды, я в тот год очень сильно вырос как баскетболист. Вообще в «Киеве» у меня была самая насыщенная баскетбольная жизнь, матчей было столько, что я часто в ужасе просыпался утром, не помня, кто я и что я, а в голове было только одно – с кем сегодня играем».
Тренажерный зал не для него
В столице партнерами по передней линии Станислава Балашова стали такие мастера, как Григорий Хижняк и Станислав Медведенко, настоящие «башни». Физически мощные, мускулистые, они могли легко продавливать практически любого соперника. На их фоне худенький одессит выглядел весьма экзотично. Тем не менее, свои 15-20 минут в каждом матче проводил и выглядел очень достойно. «Начнем с того, что я себя по большому счету центровым не ощущаю, скорее четвертый номер — рассуждает Балашов, — другое дело, что часто приходится играть на этой позиции. Что же касается моих габаритов, то набрать вес и мышечную массу пытался не только я. За меня это хотели сделать многие люди, в том числе и Волков. Кушая больше, я поправиться не смог. Меня заставляли ходить в тренажерный зал, однако я его невзлюбил сразу же, и, в основном, прогуливал. Кстати, и до сих пор не люблю. Конечно, мне очень непросто играть против больших габаритных ребят, но я стараюсь действовать быстрее и техничнее, чтобы они не воспользовались своими козырями».
«Спасибо, но ты нам не нужен…»
Время шло, 5 сезонов в БК «Киев» пролетели, как одно мгновение. «Волков» возглавил новый наставник Ренато Паскуале, при котором нашему герою не нашлось места в команде. «В клуб пришли большие деньги, новый тренер начал комплектовать команду с белого листа, и мне сказали: «Спасибо, но ты нам больше не нужен».
После БК «Киев» спортивная стабильность словно испарилась из жизни Станислава Балашова. Сначала его отдали в аренду в харьковский «Политехник», спустя год он снова был в столице, правда, в «Будивельнике». Но и здесь продержаться больше года было не суждено. Очередной сезон Балашов начинал под стягами «Черкаських мавп». Поначалу все складывалось весьма многообещающе, но уже к ноябрю вернулся в строй Кирилл Фесенко, и нашему герою предложили сделать выбор: «Сумыхимпром» или «ОДЕССА». Стас, не долго думая, собрал чемоданы и отправился в родной город…
Потускневшее царство
К тому времени от былого блеска «акул» не осталось и следа. Денег особо не было, тренироваться приходилось в холодном Дворце Спорта, нередко — в шапках и пуховиках. Команду без тени смущения можно было причислять середнякам, ведущим отчаянную борьбу за попадание в плей-офф. Однако даже это оказалось не по силам одесситам, которые в конце сезона вынуждены были принимать участие в унизительном турнирчике за 9-13-е места. Сменивший Владимира Брюховецкого старый-новый наставник «ОДЕССЫ» Юрий Селихов в межсезонье очень много общался с прессой, давал обещания вернуть команду на лидирующие позиции. Однако уже первые матчи сезона показали полную неготовность «акул» к борьбе хотя бы за место в восьмерке сильнейших. Пара «больших» Полторацкий-Балашов выглядела откровенно слабо, большинство приобретений Юрия Селихова надежд также не оправдали. «Многие спрашивают, мол, как же так, пришел Селихов, тренер, принесший команде чемпионство, почему у него не получилось, — рассуждает Станислав, — я думаю, проблема в том, что он вообще никак не изменился. То есть мы выполняли одни и те же упражнения, что и десять лет назад. К тому же, была еще одна странная ситуация. Когда он приехал весной, это был тренер-диктатор. Мы просто умирали на тренировках, на то, чтобы попить воды, он отпускал 20 секунд. А когда мы собрались после лета, то это был уже другой человек, мягкий, спокойный. Возможно, если бы он остался диктатором, то результат и был бы… Хотя вряд ли. Одно дело – делать заявления, а другое – что-то сделать!»
Запорожский «ренессанс»
По ходу сезона Юрий Селихов подал в отставку. Несколько месяцев команду тренировали Вадим Пудзырей, а потом Андрей Другаченок. В конце-концов, тонущее судно подхватил его старый рулевой Виталий Лебединцев. Громких заявлений и обещаний он не давал, а просто тихо совершил в команде революцию. «ОДЕССУ» покинули абсолютно все игроки, кроме Олега Юшкина, планировавшего начать тренерскую карьеру, и пришедшего по ходу сезона Владислава Подоляна. «Виталий Александрович мне прямо сказал, что не видит меня в составе команды, — говорит Станислав Балашов, — Все лето я был в подвешенном состоянии, а затем нарисовалось «Ферро», и меня отдали в аренду».
Результат оказался ошеломительным. В Запорожье Балашов пережил настоящий «ренессанс». В молодой и неопытной команде одессит вместе с еще одним вчерашним «акулой» Денисом Яковлевым стал настоящим лидером. Стас отлично играл в защите, периодически выходил в лидеры по набранным подборам и блок-шотам, да и в атаке смотрелся отлично. Это немедленно дало свои плоды. Уже в декабре Виталий Лебединцев, раздосадованный чудовищной чередой травм, поставил вопрос о возвращении Станислава Балашова в родную команду. Однако тогда не сложилось: центровой не пожелал прерывать удачно складывающийся сезон и доиграл его в составе «Ферро». «Мне предлагали остаться в Запорожье, однако у меня был контракт с «ОДЕССОЙ», да и, честно говоря, хотелось домой», - признается он.
Был Иуда, теперь — любимец
Очередное возвращение Станислава Балашова оказалось для него триумфальным, а он сам стал основным и… единственным центровым команды. Правда, еще летом такой вариант развития событий казался попросту фантастическим. «Мне Виталий Александрович изначально сказал, что в клубе будут четверо «больших», — рассказывает Балашов, —Гуртовой, Павлович, Уоллас и я. И что же получилось? Я остался один!» Милош Павлович в команде не прижился и отправился назад, в Кривой Рог, Уоллас уже в первой игре выбыл на полгода, Гуртовой поднял непонятный бунт, пытался уйти в «Азовмаш», затем успокоился и начал играть. Травма… В то же время старательный, верткий и подвижный 30-летний Балашов начал играть по 30-35 минут в каждом матче. Один за другим пошли дабл-даблы, болельщики все чаще и чаще начали скандировать «Стасик, Стасик!». Ну а в игре со львовской «Галичиной» наш герой вообще прыгнул выше всех. 27 очков и 15 подборов помогли «акулам» сломать сопротивление сильного соперника.
Сейчас весельчак и балагур Станислав Балашов, по его же словам, счастлив. В свои 30 лет он отлично себя чувствует и мечтает о свершениях. «Я могу сказать одно – хочу играть, и пока у меня будут силы, и будет получаться, буду бороться. Конечно, иногда устаешь, хочется какого-то покоя. Бывает, что стою в пробке, и мечтаю попасть на какой-то необитаемый остров, стать вождем туземного племени. В тишину, подальше от суеты. Но пробка рассасывается, и мне снова все нравится. У нас в команде потрясающая атмосфера, отличный тренер, который мне доверяет, так что, дай Бог, будем стараться», — говорит Станислав Балашов.
Станислав Балашов
Родился: 2 июня 1979 года
Рост: 210 см.
Вес: 100 кг
Игровая карьера:
1996/1997 – «ВОЗКО»
1997/1998 – БК «ОДЕССА»
1998/1999 – БК «ОДЕССА»
1999/2000 – БК «Киев»
2000/2001 – БК «Киев»
2001/2002 – БК «Киев»
2002/2003 – БК «Киев»
2003/2004 – БК «Киев»
2004/2005 – «Политехник» (Харьков)
2005/2006 – «Будивельник»
2006/2007 – «Черкаськи мавпы»/ БК «ОДЕССА»
2007/2008 – БК «ОДЕССА»
2008/2009 – «Ферро» (Запорожье)
2009/2010 – БК «ОДЕССА»
Аркадий БЕЗУГЛЫЙ, газета «Одесса-Спорт»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Энтони насчитал победу Александра 115:114
Запоріжці поступалися 18 очками під час матчу в Дніпрі