Футбол – игрушка олигархов или перспективный бизнес?
Можно ли наладить круговорот денег в нашем футболе?
Большой футбол и большие деньги в цивилизованном мире давно уже переплелись и отделить их практически невозможно. Недаром футбол называют игрой миллионов, это не только о количестве ее почитателей, а и об условных единицах, участвующих в процессе. Для этого за рубежом (к сожалению, пока что не у нас) выстроена целая система, включающая продажу не только билетов, но и телетрансляций, атрибутики и непосредственно футболистов.
Из года в год мы слышим от лиц, знающих профессиональный футбол изнутри, что приносить доход в нашей стране этот вид спорта не может. А точнее, содержание футбольного клуба – убыточный вид деятельности, доставляющий сплошные огорчения человеку, который по какой-то причине (любовь к футболу или поиск популярности в людских массах) берется этим заниматься. Большинство способов, которыми зарабатывают деньги заграничные клубы, неприменимы в нашем государстве. Наше телевидение не испытывает никакого желания платить за трансляции (а не возражает против того, чтобы деньги текли в обратном направлении), а даже если желание платить есть, то ни один телеканал не в состоянии предложить действительно серьезные суммы (взять хотя бы недавнюю историю, когда общественность едва не увидела решающий матч сборной Украины, потому что предприимчивые греки повысили тарифы в два раза). Зарабатывать на атрибутике можно, но далеко не каждый клуб по-настоящему освоил ее изготовление, а, следовательно, не так уж это и выгодно. Не все болельщики испытывают желание ходить на игры в футболках любимого клуба (или хотя бы повесить шарф на шею), еще меньше людей хочет за это платить. А наладить массовые продажи фирменных футболок Тимощука или Косырина в Китае (как делает мадридский «Реал») пока что не получается – так как наши звезды далеко не бекхэмы и не зиданы.
Не такая уж высокая платежная способность наших людей (следствие соответствующего уровня жизни) приводит к тому, что и билеты сильно дорогими не сделаешь – в некоторых городах время от времени делают просмотр футбола и вовсе бесплатным, только бы завлечь зрителя.
Если обратиться к двум наиболее удачным примерам в нашем футболе – донецкому «Шахтеру» и киевскому «Динамо», то нельзя не отметить, что опираются они именно на «железную пяту олигархии». Безусловно, на «Шахтере» и «Динамо» можно заработать значительно больше денег, чем на «Черноморце» или «Металлисте», но ведь и тратятся гораздо более серьезные суммы (от покупки игроков за 10 и более миллионов до строительства суперстадионов). И в первом и частично во втором случае футбольный клуб – это любимая игрушка большого человека (или группы людей), в которую могут поиграть и простые люди (а точнее, понаблюдать за игрой). Перед этими клубами поставлена нелегкая задача – быть на уровне европейских грандов (или приближенных к грандам), и поэтому им приходится намного опережать в развитии соотечественников.
Очевидно, что убыточен футбольный бизнес и в этих двух случаях, даже учитывая высокие премиальные за участие в лиге чемпионов и продажу появляющихся звезд (Шевченко и Каладзе). Шеву продали за кругленькую сумму один раз, а тратиться на серьезных игроков, да и на многое прочее приходится постоянно.
Не приносит вкладывание денег в футбольный клуб и особенной популярности среди народа, выраженной в каком-либо серьезном эквиваленте – можно вспомнить попытку Григория Суркиса стать мэром Киева, да и последние выборы тоже. Сыграть на ненависти к нехорошим «расхитителям социалистической собственности» оказалось куда легче, чем вызвать у людей благодарность за организацию хорошего футбольного зрелища. Покупка дорогостоящего бразильца вызывает у обывателя зависть к человеку, который может это себе позволить, даже если он будет вместе со всеми радоваться голам этого футболиста.
Олигархи (причем часто наши олигархи, из бывшего СССР) подбираются и к футболу импортному, особенно, те олигархи, которые нацелены на увеличение своих капиталов, а не наивно пытаются все потратить до конца жизни. Самый яркий пример – Роман Абрамович, бывший губернатор Чукотки и просто загадочный человек со слегка безумной улыбкой, который еще далеко не стар, а уже до неприличия богат. Роман Аркадьевич купил лондонский «Челси» два года назад и впервые за много лет сделал этот старинный клуб чемпионом Англии (но, кстати говоря, не только Абрамович, а и различные шейхи и даже литовские бизнесмены вкладывают деньги в британские футбольные клубы, московский предприниматель Федорычев (ныне президент московского «Динамо») владеет контрольным пакетом акций французского «Монако», финалиста прошлогодней лиги чемпионов, компания «Нафта-Москва» едва не приобрела пару лет назад итальянскую «Рому»). С одной стороны, конечно, сделал эту покупку Абрамович «ради форсу бандитского». Купить «Челси» – это бесспорно, понтово (не то, что какой-нибудь отечественный клуб, хотя в успех московского ЦСКА также вложено немало денег «Начальника Чукотки» – Сибнефть является титульным спонсором армейцев, которые недавно завоевали Кубок УЕФА). Но все, кажущиеся безумными, вложения Абрамовича в «Челси» окупятся с лихвой в самом ближайшем будущем. Достаточно сделать «Челси» столь же популярным в мире, как «Реал» или «Милан» (а «аристократы» в шаге от этого) или еще несколько клубов, и деньги потекут к Абрамовичу рекой (или морем, если сравнение с рекой в случае Романа Аркадьевича как-то жидковато). Одними футболками с Лэмпардом можно будет завалить Дальний Восток (я не имею в виду Хабаровск или Владивосток). А чего стоит реклама?
А реклама во всем этом (да и вообще во всем) играет очень важную роль. Реклама – двигатель очень многого и в упомянутой выше схеме деньгообращения вокруг и внутри футбола она должна играть ключевую роль. Мне доводилось общаться с одним человеком, профессионально занимающимся данной проблемой и он рисовал мне пирамиду, функционирующую в большом спорте цивилизованных стран. Все начинается с маленькой пирамидки, основанием которой служат различные детские школы и т.д. и т.п. (которые в нашей стране известны, как «мертвые ДЮСШи»). На верху пирамидки находятся профессиональные спортсмены, кумиры народа и национальные герои. А вся эта пирамида находится внутри другой, огромной пирамиды, которую образует, собственно, весь народ. И где-то сбоку от всего этого словно солнце нависает реклама, которая согревает своими лучами пирамиду маленькую, питаясь энергией вырабатываемой большой пирамидой. Все взаимосвязано. Народ, сам и не подозревая, содержит (образно) уйму различного народа от изготовителей спортинвентаря, детских тренеров и самих детей (90 процентов которых никем не станет) ради того, чтобы прочесть на спине у любимого спортсмена название некой фирмы.
В идеале все работает правильно и точно, и удовлетворенными остаются все, в том числе и те, кто за все это платит, то есть, компании и фирмы. Особенно это касается производителей различных товаров, имеющих отношение к данному виду спорта, ведь популяризация, к примеру, футбола очень положительно сказывается на объемах продаж их продукции (формы, мячей и т.д. вплоть до искусственных газонов последнего поколения). Почему такая система не работает у нас? Трудно сказать. Возможно, мы не пришли (потому что не имели еще возможности прийти) к этому (у нас долгое время были в моде другие «пирамиды»), но кто-то где-то уже идет. Быть может, под чутким руководством вышеупомянутых олигархов в Донецке и Киеве уже строится нечто подобное.
Ясно одно, реклама играет во всем этом такую же важную роль, как кровь в наших организмах. Она может спасти не только изначально убыточный проект (какое-нибудь начинающее СМИ), но и убыточный проект, любимый миллионами людей, то есть, спорт. Взять, к примеру, заработки футболистов. Как вы думаете, какой футболист в мире больше всего зарабатывает? Дэвид Бекхэм. И совсем не потому, что он лучше Шевченко или Зидана, или даже какого-нибудь Арьена Роббена (хотя Бэкс, безусловно, талантливый игрок). А потому что по части рекламы Дэвид – мировой рекордсмен. Вот и позволяют многочисленные рекламные контракты (пощелкайте пультом, то у игрока Реала какие-то странные девахи уводят бутылку Пепси, то он каждое утро просыпается в новом городе и бреется джиллетом) Бекхэму зашибать аж 25 миллионов евро в год. Идущий на втором месте Роналдо (тоже рекламы не чурающийся), отстал почти на 5,5 миллиона. Тройку замыкает Зидан, а в десятке еще два мадридца – Рауль Гонсалес и Луиш Фигу. За всю эту пятерку Флорентино Перес заплатил невероятные деньги, но посчитать, сколько он на этом заработал, еще более невероятно.
Впрочем, есть и еще один способ заработать, возможно, более эффективный, чем все вышеприведенное. Это букмекеры, ради которых, по мнению многих сведущих людей, делается все в мире профессионального спорта (от победы греков на чемпионате Европы и «Ливерпуля» в финале лиги чемпионов до неожиданного поражения Кости Цзю). Но об этом, честно говоря, не хочется думать и перенимать у западных товарищей. Пусть лучше мы будем немного любителями в старом (советском) смысле этого слова.
Андрей Крикунов
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Промоутер убежден, что бой в декабре точно состоится
В лондонском клубе подтвердили эту информацию и начали расследование