Алло, мы ищем таланты!..
Кузницы футбольных кадров: от Бразилии до Африки
Как известно, Англия является родиной клубного футбола. Именно клубного, так как монополией на футбол как игру они обладать не могут. В разное время аналоги игры кругляшом с помощью ног находили и в Азии и в Северной Америке. Но именно любители всё «клубизировать» и начали создавать объединения. Не будем подробно задерживаться на том, как футбол из массового увлечения становился ещё более массовым бизнесом. Главными действующими лицами, надеюсь, по-прежнему остаются футболисты.
Именно эти одиннадцать отважных и составляют тех, кому предстоит подытожить все чаяния болельщиков и инвесторов клуба.
Одновременно с всё нарастающей коммерциализацией спорта №1, набирал обороты и процесс миграций и обмена футболистов между клубами. Прецеденты такого же обмена между странами с последующей сменой гражданства побудили футбольных функционеров пресечь сие на корню.
Как известно, никакие ресурсы, кроме, может быть, воздуха, не находятся в одинаковом распределении. Так, как между странами существует дисбаланс между залежами энергоносителей и их потреблением, так и подобное происходит и с футбольными талантами. Но пока США не вмешались особо активно в этот процесс, в футбольном мире всё относительно тихо и спокойно.
Так и футбольные таланты с одной стороны, а богатые клубы с другой стороны распределились по миру весьма неравномерно. Уравновешивать это как-то пытается пресловутый рыночный механизм, посмотрим, как это у него получается.
Сейчас уже практически невозможно представить большинство футбольных лиг без представителей определённых стран. И страной №1 в этом славном списке, безусловно, является Бразилия.
Большая бразильская футбольная школа, под которой я подразумеваю всё общество этой страны, выпускает на сегодня наибольшее количество легионеров. Если ввести такой показатель, как гонорары футболистов-профессионалов, получаемые за рубежом, то пальму первенства, безусловно, держит Бразилия. Дивиденды для страны, я думаю, ощутимые. Как портовый город, принимая своих земляков после рейсов, не лишает их возможности, заработанные в морях валюты потратить на своей земле, так и страна, отпускающая в плавание по зарубежным полям ежегодно пару сотен посланников кожаного мяча, имеет их богатеющих родственников, их вложения в местный бизнес и прочее и прочее.
Причём Бразилия поставляет футболистов самых разных уровней и возможностей. В большинстве своём это, конечно, технари и созидатели. Но вполне достаточно и тех, кто, как говорится, «таскает рояль». Таким уж точно был капитан сборной Бразилии на трёх чемпионатах мира (1990, 1994, 1998 г. г.) Дунга.
Бразильская сборная – это практически 90 % легионеров. Остальные 10% - будущие легионеры. Ведь на того, кто попал в эту сборную, моментально направляются карандаши множества европейских скаутов.
Дело Босмана сняло почти все шлюзы и ворота, и рынок труда практически лишился регулирования сверху.
В настоящий момент во многих чемпионатах можно собрать сборную легионеров из Бразилии. Проблемы будут только с вратарями. Это странное занятие в Бразилии традиционно считалось уделом слабых. Но и тут есть изменения. На мой взгляд, Дида (Милан) не просто лучший вратарь Бразилии сегодняшней. Он лучший в бразильской истории в плане рейтинга среди мировых вратарей. Все-таки он защищает ворота в одном из лучших клубов самого оборонительного чемпионата.
Упавший за 70-е и 80-е глобальный рейтинг бразильцев они снова укрепили трёхкратным попаданием в главный матч финальной стадии (1994, 1998, 2002 г.г.).
Если вчитаться в труды главного бразиловеда Игоря Фесуненко, то такая огромная популярность футбола теряется в иррациональных полях всенародной любви к самой дешёвой игре в мире, удобоваримому климату, возможности выбиться бедному бразильскому парню «в люди». Однако есть и мнения, что это было целенаправленное создание национальной идеи, вроде той, с помощью которой поднимали после второй мировой Японию.
В Бразилии не был, но некоторые факты впечатляют до холодного пота.
1950 г. финал чемпионата мира, Бразилия дома проигрывает Уругваю матч и весь чемпионат. На следующий день – в Рио-де-Жанейро – 50 (пятьдесят) самоубийств! Это только в Рио и только на следующий день.
Про слепого болельщика, который ходил на все матчи «своей» команды, рассказывать?.. Про чемпионаты между тюрьмами…
«Гол – это всегда маленькое Чудо» (О. Блохин «Футбол на всю жизнь»)
Если под голом понимать любое пересечение мяча линии ворот, то есть место, где на
1 км*2 это происходит чаще всего – бразильские пляжи Копакабаны. Хотя последний ЧМ по пляжному футболу бразильцы проиграли. Может, что-то меняется.
Второй странной, наводняющей европейский футбол (да и баскетбол) кадрами, была Югославия, а теперь – и те страны, на которые она раскололась. Помню, дикторы в первое время запинались (югослав Просинечки, хорват Шукер, босниец и герцеговинец, македонец, серб). И что интересно, эта разрушенная войной, расколовшаяся и прочее страна (не будем слова Кварцяного вспоминать) не перестала поставлять весьма приличный товар. Этих, как их теперь для простоты называют, балканцев, по прежнему очень немало в мире бегает. По тому же СНГ в частности.
Конечно, уровень как-то упал. Поколение Миятовича, Шукера, Бобана и прочих отыграло своё, но у всех же есть спады.
Вот вся Германия сидит и ждёт, когда же кто-то Богом одарённый появится. А то скоро кроме воли к победе нечего «на мире» будет показать. Или Германии пойти по пути Голландии и Франции?
Итак, Голландия. А вот это пример высококлассного инкубатора. Только кто мне объяснит, что в стране, меньшей по размеру чем Одесская область, обладателей Золотого мяча больше чем в СССР и СНГ вместе взятых?
Экспорт Голландии - это гораздо меньше по числу, чем даже в Югославии, но это в основном – премиум-сегмент. Особенно это прочувствовала Барселона. И половина из них – это дети суринамских и других колониальных отцов.
Может быть, Голландия - это Бразилия в миниатюре. Как по мне, то эти две сборные, как правило, показывают самый красивый футбол. Но голландская сборная ничего не выигрывает. Евро-1988 и всё. В чём же дело?
Бразильцы тоже долго ничего в мире не выигрывали, но после очередного унижения рационализмом в 1990 (в 1\8), да ещё и от соседей аргентинцев, решились таки наступить на горло собственной песне – заиграли на результат, с оглядкой на свои ворота. И трижды дошли до финала ЧМ. В 2002 в 4-х матчах плей-офф бразильцы пропустили 1 мяч.
Почему бразильцы могут, а голландские романтики – нет? Мне кажется, дело в том, что в Бразилии каждый пацан с сознательного возраста (или раньше) мечтает стать чемпионом мира, как Пеле и другие. Футболист, попавший на чемпионат, знает, что дома в бразильских кварталах его победы истерично ждут пару десятков родственников и вся остальная страна. Он мечтает нести бразильский флаг по полю и Кубок мира над бразильским карнавалом в честь очередного чемпионства. В Голландии подобный накал страстей едва ли возможен.
Итак, следующей фабрикой звёзд можно назвать Францию. Вот какому чемпионату дело Босмана помешало, так это французскому. Понятно, что Платини или Зидан рано или поздно будет играть в Челси или Реале. Но разъехались и менее заметные граждане ЕЭС. На мой взгляд, в связи с этими процессами, французский чемпионат окончательно потерял возможность называться элитным европейским. На французских талантах, как и на голландских, сильно чувствуется влияние южных колоний.
Интересно. А ведь падение чемпионов мира-98 и Европы-2000 началось именно с поражения от своей бывшей колонии Сенегала.
Основными импортёрами футбольных талантов, естественно, являются клубы трёх ведущих чемпионатов.
В Италии футбол боготворят. Но в Италии культура боления развита больше, чем играния. Тем не менее, стимулы для подрастающих футболистов более чем весомые.
Уж за какую команду в Италии тяжелее всего болеть, так это за Скуадру адзурру. По подбору игроков – вечный фаворит. Но последние два чемпионата – это какие-то флегматичные меланхолики. Может быть, к сборной слишком уж гипертрофированное внимание.
До дела Босмана отъезд итальянца в поисках футбольного счастья казался совершенно нереальным. Да и после него является чем-то из ряда вон выходящим. Больше всех удивил ставший лучшим игроком английской Премьер-лиги Джанфранко Дзола. Челси – вообще была самой итальянской командой – Виалли, Кудичини.
А пока итальянцам места на сапоге хватает. Вообще, если выбирать, где родиться футболистом, это лучше всего делать именно в Италии.
Испания – ещё одна страна с сильной клубной структурой, большим интересом населения к футболу и крайне малыми на этом фоне достижениями сборной. К огромному разочарованию испанцев, на этом поприще у них всё ещё скромней, чем у итальянцев.
Чемпионаты Испании и Италии могут себе позволить любых игроков, поэтому они практически не экспортируют таланты.
СССР в списке поставщиков занимал достаточно своеобразное место.
Во-первых, страна как таковая была в нём не более пяти лет, если не рассматривать отъезд Григория Шавло в 1981 г.
Во-вторых, товар у Госкомспорта был весьма качественный. Интересно, существовали ли ещё когда-либо такие кабальные условия для перехода футболиста? За великие – благо и честь – получать «грины» за «бугром», футболист лишался каких либо претензий на трансферные деньги, да и вообще влияния на процесс переговоров.
То были странные страницы трансферной истории. В СССР, несмотря на заветы Ильича, «умели торговать» и «ломали рынок» совершенно примитивно – бросовыми ценами, и, вероятно – за откат. Так или иначе, сборную, вице-чемпиона Евро-88 распродали недорого. Сейчас вообще смешно прозвучит, что контракт Александра Заварова составил 5 миллионов долларов, но даже по ценам конца 80-х это могло быть и в два раза дороже. Говорят, дешевле всего продали Вагиза Хидиятуллина. Почему Протасов и Литовченко подались в Грецию, одному Блохину известно.
После происходил массовый отток из клубов СНГэшного пространства.
В «Спорт-Экспресс» в начале 90-х даже рубрика была – неделя наших за границей, которая порой занимала целую полосу.
В подавляющем своём большинстве «рождённые в СССР» не смогли приспособиться к западным условиям жизни и продолжать прогрессировать.
Один из тренеров как то сказал: «Футболисту из бывшего соцлагеря достаточно первого миллиона долларов».
Особенно сильной модой на русских в начале 90-х отстрадала Испания.
Схема отъезда большинства была примерно следующей
1) 1-е полгода – всё прекрасно, футболист летает на крыльях, рвёт рекорды, стабильно в составе
2) 2-е полгода – начинаются первые проблемы, игрок постепенно начинает балансировать между основой и запасом
3) 3-е полгода – игрок выпадает из основы, попадает в состав эпизодически. В прессе обсуждаются придирки тренера и непонимание партнёров
4) 4-е полгода - игрок переезжает в клуб или чемпионат попроще и там вдали от больших футбольных баталий наслаждается заграничной жизнью.
Чтобы не быть голословным – примеры!
1) Заваров (Ювентус – Нанси)
2) Михайличенко (Сампдория – Глазго Рейнджерс)
3) Дасаев (1-й вратарь Севильи, 2-й вратарь, 3-й)
4) Колыванов (основа Фоджи – глухой запас Болоньи)
5) Кирьяков (Карслруэ (тогда – Бундеслига) – клубы второго дивизиона Германии)
6) Бесчастных (Вердер – Расинг(со всё большим погружением в его запас))
7) Харин (Челси – Селтик)
И прочие и прочие…
Весьма немногочисленны примеры, когда футболист прогрессировал в плане игры и клуба
1) Шалимов (Фоджа – Интер)
2) Корнеев (Расинг – Барселона)
3) Карпин (Реал Сосьедад – Валенсия)
4) Радченко (Расинг – Депортиво).
Процесс разложения отечественных футбольных школ наряду с улучшением финансового состояния клубов привёл к тому, что ведущие чемпионаты из СНГ (Россия и Украина) сами активно закупают игроков, в том числе бразильцев, африканцев и балканцев. Менее футбольные страны, как Грузия, например, для начала делегируют своих сыновей в Украину и Россию.
Сейчас легионер в сборной Украины или России – это довольно единичное явление. Уезжать по зарплатным мотивам имеет смысл только футболистам экстра класса, а таких весьма мало. А российский чемпионат по уровню игры и внутренней конкуренции делает весьма серьезные успехи, даже бразильский чемпион мира среди молодёжных команд не помеха. Если есть в России клуб, который может купить футболиста более чем за 10 миллионов долларов, то россиянину имеет смысл уезжать разве что в суперклуб, если он, конечно, достоин чего-то подобного. А таковые появляться не торопятся.
Вот такие они, основные теплицы мирового футбола.
Ещё одним значительным полигоном по выращиванию футбольных талантов обещает стать африканский континент. Африканские страны долгие годы осуществляют косвенную экспансию, которая описывалась в рассказе о Голландии и Франции. Теперь в Африке выучили правила и могут воспитывать достаточно футболистов, очень небезразличных к европейским зарплатам. Афроамериканцы практически монополизировали НБА, и кто знает, за кем будущее футбола.
Футбол, как известно, стал частью украинской школьной программы, причём и для мальчиков и для девочек. Будем надеяться, что это вскоре позволит, как минимум, обеспечивать отечественные клубы. А под руководством кого-то вроде Олега Лужного эти юные таланты в составе сборной наведут шороха на европейских и мировых форумах.
Антон Терехов
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Тайсон отказался давать флеш-интервью после поражения
Реакция фанатов на травму Букайо Сака на 25-й минуте матча с Кристал Пэлас