Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Регби
|
1427
1

Я бы в рефери пошел... Зарубежный опыт

Правила игры здесь принято называть Законом

Я бы в рефери пошел... Зарубежный опыт

Совсем скоро начнется весенняя сессия Чемпионата Украины по регби. И вновь на радость зрителям на поле выйдут гладиаторы овального мяча. А их битвы регулировать будут люди со свистком в руках и набором карточек в кармане. О судьях в регби сегодня не говорит только ленивый. Действительно, зачастую, тридцать первый участник матча становится главным действующим лицом, «примой» спортивного спектакля. Правильно ли это, каким должен быть современный судья, какие требования предъявляются к физической форме арбитра, его морально-волевым и профессиональным качествам? Чтобы получить ответы на эти и другие вопросы, касающиеся подготовки судей и их квалификации, я пошел на достаточно смелый эксперимент – проник в «логово» RFU (Регбийного союза Англии) с целью пройти официальный начальный курс рефери.

Стартовал, что называется, «с места в карьер». Первый же ответ на электронное письмо в Регбийный союз порадовал своей точностью и конкретикой. После уточнения моего английского адреса и желаемых сроков прохождения курса, я получил полный список наиболее удобных для меня вариантов. Выбрав оптимальный, принялся за изучение начальных требований. Их оказалось совсем не много:
• Быть старше 14 лет;
• Иметь определенный опыт в игре;
• Обладать соответствующей для выполнения функций рефери физической подготовкой.

Пункт первый был «пройден» без вопросов. Назвать определенным опытом участие в турнирах по пляжному регби и десяток товарищеских матчей в составе любительского клуба «Орки», пусть с некоторой натяжкой, но – тоже можно. Вот только физические кондиции… Небольшая самостоятельная проверка меня несколько расстроила – в тесте Купера (беспрерывный бег в течение 12 минут) – 2 900 метров, стометровка – 13,7 секунды – показатели не ахти какие. Ну не на Кубок мира отбирают, решил я, и – отправился в регбийный клуб «Грассхопперс» (Лондон), на базе которого и проводился начальный этап курсов. С собой – 50 фунтов стерлингов (стоимость курса), комплект формы, ручка, блокнот и, естественно, - фотокамера.

Курс проводят в небольших группах, как выяснилось по ходу – для того, чтобы никто не мог просто «отсидеться» и чтобы ни один вопрос не остался без ответа. Мой тренер, Иан МакГроу, - судья с четырнадцатилетним стажем, один из двадцати пяти специально отобранных Регбийным союзом преподавателей. Со старта – небольшое анкетирование и раздача учебных материалов, в которые входят не только пособия, рабочие тетради, диски, но и … желтая и красная карточки, а также – фирменный свисток английского судьи… Далее – кратко о самом курсе. ELRA (Награда Арбитра Начального Уровня) – программа, рассчитанная на «салаг» в судействе, а также – тренеров, официальных лиц и даже – родителей (один из отцов будущей звезды английского регби оказался и в моей группе). Британцы справедливо считают, что основы и принципы деятельности рефери должны знать, понимать и уважать все. Действительно, пройдя такой курс, редкий любитель покритиковать судью с трибуны, будет это делать в дальнейшем. С другой стороны – требования к будущим арбитрам тоже – невероятно высоки. Своеобразный «кодекс чести» предполагает, что любое официальное лицо матча должно собой олицетворять сам дух и этику игры, воплощать в себе все положительные человеческие качества и быть примером для игроков абсолютно во всем…



Первая же тема, что вполне естественно - роль и ответственность арбитра. Поначалу мне показалось, что присутствую не на учебном занятии спортивных судей, а в аудитории университета. Всевозможные задания требовали не столько знания Закона игры, сколько – психологии, менеджмента, педагогики… К слову, правила игры здесь принято называть именно Законом и за употребление самого слова «правила» студента наказывают желтой карточкой. Повторное нарушение – покидаешь аудиторию. Закон для англичанина – не дышло, которым можно вертеть, он требует УВАЖЕНИЯ и ИСПОЛНЕНИЯ! Штрафовали также, правда, в шутку, за упоминание на занятиях игры в футбол. По этой статье никто наказан не был… Проблемные ситуации, предложенные к обсуждению, стимулировали не только и не столько формальные причины и пути выхода из сложившейся ситуации, сколько умение учитывать максимальное количество факторов при выборе решения. Собственно, эта работа предваряла наше знакомство с понятием «контекстуального» судейства. Термин, в общем-то, не новый… И смысл его (на словах) понятен всем: поощряя ведение игры или наказывая игроков за нарушения, регбийный рефери должен принимать во внимание всю информацию, которая могла повлиять на тот или иной игровой эпизод. А слагаемых здесь немало – это и уровень команд, и этап сезона, и погодные условия, и предыстория взаимоотношения клубов и отдельных игроков, и «склонность» регбистов к тому или иному виду нарушения правил, и многое, многое, многое другое… При таком подходе к «кнуту и прянику» решающее значение в работе судьи имеет не столько «карательная» деятельность, сколько «профилактическая». Тридцать первый участник матча, как и остальные тридцать, работает на обеспечение истинного удовольствия от игры как для тех, кто находится на поле, так и для тех, кто наблюдает за командами с трибун. Задача, безусловно, непростая. Но ведь насколько проще сказать игроку нужные слова до начала матча, по-дружески посоветовать, чем потом, используя щит с девизом «Судья всегда прав!», раздавать карточки и, к неудовольствию зрителей, прерывать или вообще останавливать игру. Впрочем, это тема отдельного разговора…



На смену изысканиям в области «контекстуального судейства» пришло обсуждение достаточно свежего для самих же англичан понятия «материальности» нарушения. В общем-то, логическое продолжение излюбленной темы для дискуссий в регбийном и околорегбийном пространстве – темы преимущества. То есть, этот термин к материальному благосостоянию никакого отношения не имеет. Чтобы не утомлять читателя пространными объяснениями, скажу коротко – арбитр должен оценивать степень влияния того или иного нарушения в контексте ситуации на развитие игры. По-простому – уметь «просчитывать» игру на три-четыре хода вперед. Тем же, кому эта проблема покажется жизненно-важной, могу посоветовать слетать в Лондон подучиться на месте (поймите правильно – материалы курса защищены копирайтом Регбийного союза Англии). Высокие материи вскоре уступили место разбору реальных аспектов действий рефери. Каждый видеоролик разбирался до мельчайших тонкостей. Но при этом, после первого же просмотра тренер требовал мгновенного принятия решения. И на мой ответ: «Надо бы поближе посмотреть, здесь, на мой взгляд, все-таки был офсайд, процентов на восемьдесят уверен», мистер МакГроу отреагировал вполне адекватно: «А свистеть ты тоже будешь в 80% громкости? Твое решение, быстро!». Мое, почти армейское, громкое «офсайд, сэр!» вызвало улыбку тренера – лишь мне и еще одному из начинающих арбитров удалось-таки разобраться в игровом моменте и принять верное решение. Впрочем, как оказалось, это было только началом…

«Полевой выход» на одно из пяти полей клуба все «курсанты» ожидали как спасительный отдых от «террора» тренера. Не тут-то было! Всем пришлось изрядно попотеть, разбирая на практике всевозможные игровые ситуации. Шаг за шагом, этап за этапом. Не успев отдохнуть от начального удара, мы уже отрабатывали все, что только может произойти при захвате, еще через двадцать минут – «разминались» в схватке, потом были «коридор», рак, мол и другие, не менее приятные, элементы игры… Провокационные и не очень вопросы сыпались на наши головы как из реактивного миномета «Катюша». Попытка прибегнуть к логичной и, казалось бы, верной уловке – «моя твоя не понимает» (сослаться на не совершенное владение языком) мгновенно была пресечена: «Юджин, ты во время ланча так оживленно общался с официанткой, неужели она говорит на русском?». Пришлось извиниться и снова активно включиться в процесс. По возвращению в класс мы уж было собрались освежиться пинтой-другой ледяного Гиннеса в клубном пабе (к слову, паб, как и все клубные помещения – сертифицирован Регбийным союзом Англии), когда строгий, но справедливый мистер МакГроу призвал нас за парты – впереди был письменный тест по пройденному материалу. На выполнение четырехстраничного задания из тридцати одного пункта (некоторые пункты включали до четырех вопросов) отводилось всего сорок минут. «Проходной» балл – 25 из 31… Не поднимая голов мы дружно заскрипели перьями. Через сорок минут, уже в пабе, мы оживленно обсуждали предложенные нам задания и гадали, что же нас ожидает на втором этапе.

Второй этап особых неожиданностей не принес. Правда, дожили до него не все – увы, один из наших коллег сошел с дистанции, не справившись с трудностями дня первого… Ключевым аспектом второго занятия стала безопасность. Слово это неустанно повторялось и на предыдущих занятиях, конечно. Но в этот раз тема была еще более актуальной – большая часть учебного дня была посвящена мини и миди регби, детям и юношам. Не вдаваясь в детали, дети и все, что связано с ними, в Англии – это икона, это – «священная корова». С удовольствием посмотрел бы на «английское» распятие некоторых украинских тренеров (слава Богу, их крайне мало), которые позволяют себе как минимум крепкое словцо в присутствии подопечных пропустить… Мало не показалось бы! Опять же – тема отдельного разговора.

Тест по специфике детско-юношеского регби содержал «всего» двадцать один пункт. Проходной балл был определен 15 правильными ответами. С тестом худо-бедно справились все. Памятуя о «тяготах и лишениях» практической части дня, обед слушатели курсов сократили до минимума. И – не прогадали. То, что ожидало будущих рефери на поле, стало настоящим откровением – каждому из кандидатов в судьи предстояло пройти проверку на прочность в «боевой» обстановке. Команды из действующих игроков клуба, усиленные «курсантами», загодя получали от тренера задания по типу нарушений правил, провокационному поведению… Каждому из слушателей достались именно те проблемы, в которых он (или она – среди слушателей была и дама – преподаватель колледжа Трэйси) «плавал». Двадцатиминутный матч превращался в настоящий кошмар! В ход шло все – от многочисленных и разнообразных изощренных провокаций в схватке до откровенных драк между капитанами обеих команд. Казалось, небо обрушилось на головы бедных кандидатов в арбитры. По мере смены «арбитров», их коллеги входили во вкус и задавали задачи – одна сложнее другой. На этом этапе «отряд» снова «не заметил потери бойца» - один из претендентов на первый сертификат упал на поле, не вынимая свистка изо рта! «Будь готов ко всему!», - такими словами напутствовал меня добрейший Иан перед началом моего теста. Поверьте, литературным языком воспроизвести то, что потом творили игроки – вряд ли получится. Все 80 минут судейства команд, состоящих сплошь из грузинских легионеров, покажутся вам курортом! Один господь знает, сколько раз поднималась рука, чтобы успокоить откровенного хулигана и отъявленного грубияна… Но, ответственность высокого звания регбийного рефери и просто здравый человеческий смысл брал верх. В итоге – сданный экзамен, три пинты пива в пабе клуба «Грассхопперс» и – вот эти впечатления…



И… технические результаты:

Кандидат: Евгений Маевский;
Курс:ELRA (Награда Арбитра Начального Уровня) RFU (Регбийного союза Англии);
Оценки тестирования:
• теория (взрослые) – 30 из 31 балла;
• теория (дети и юноши) – 18 из 21 балла;
• практика судейства в поле – «отлично».

Евгений МАЕВСКИЙ

регби
Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Комментарии 1
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.
Дмитрий Копий
Репортаж - супер! Женя молодец!