ТИКУН: «Все горнолыжники немного сумасшедшие»
Интервью с государственным тренером по горнолыжному спорту и сноубордингу
Невзирая на финансовый кризис, из-за которого в этом году ни один вид спорта не получил от государства ни копейки, на чемпионате мира во французском Валь-д'Изере сборная Украины была представлена рекордным для себя количеством участников - семь человек. Правда, пока количество не переросло в качество. Однако в супергиганте украинки все же продемонстрировали прогресс, впритык приблизившись к топ-тридцатке. Напомним, что Анастасия Скрябина финишировала 32-й, сразу вслед за ней - Богдана Мацецка, Тамара Гисем была 36-й. Об итогах мирового первенства и перспективах отечественных горнолыжников на Играх в Ванкувере и Сочи корреспонденту «СЭ» рассказал государственный тренер Леонид Тикун.
ОТВЕТЫ НАШЛИ ВО ФРАНЦИИ
- Где вы взяли деньги для поездки в Валь-д'Изер?
- За счет Министерства должны были ехать Анастасия Скрябина, Богдана Мацецка и Ростислав Фещук, а также три тренера. Приказ на финансирование подписан. Когда государство выдаст нам эту сумму, мы вернем долг друзьям, у которых одолжили деньги. Оксану Мащакевич и Игоря Вахненко командировала Полтавская область, а Тамару Гисем - Закарпатская. Сергей Долгий вложил в поездку во Францию собственные сбережения.
-Достаточно солидное представительство для страны, у которой не было высоких результатов в горнолыжном спорте...
-Дело в том, что к Олимпийским играм готовились восемь спортсменов. Кроме тех семерых, которые выступали на чемпионате мира, еще Михаил Русыняк. Финансирование его подготовки взяли на себя тоже областные власти. Чтобы четко определиться, кто из них поедет на Олимпийские игры, в кого Министерство и НОК будет вкладывать деньги, мы и повезли всех во Францию. Старты показали, что лицензию смогут заработать только три спортсмена, которые сделали ставку на «длинные» дисциплины - Фещук, Скрябина и Мацецка.
-Почему из пяти видов программы украинцы выступали лишь в трех, проигнорировав скоростной спуск и суперкомбинацию?
-Наши спортсмены не успели заработать FIS-пойнты, необходимые для участия в этих дисциплинах. После Олимпийских игр в Турине мы полностью обновили состав команды, взяли молодых атлетов с прицелом даже на Игры-2014. Мацецка и Фещук первый раз выступали в скоростном спуске на чемпионате мира-2008 среди юниоров. Затем мы их командировали в Канаду, но там они не были допущены к старту, поскольку у них не было необходимых зачетных очков. Международные соревнования, где можно их заработать в этой дисциплине, проводятся очень редко. Поэтому мы пока не имеем допуска к участию в этапах Кубка мира, чемпионатах мира и Олимпийских играх. Выставлять наших спортсменов на соревнования в скоростном спуске два года назад не имело смысла. Они были не готовы ни физически, ни технически. Ведь Богдане сегодня только 19 лет, а Ростиславу - 18.
-У наших женщин более высокие результаты, чем у мужчин. Это закономерность или случайность?
-Во-первых, у девушек на международном уровне не такая жесткая конкуренция, как у представителей сильного пола. А во-вторых, они действительно лучше подготовлены, чем ребята. Так сложилось, что тренеры уделяли им больше внимания. На чемпионате мира в супергиганте девушки как никогда приблизились к тридцатке лучших. Фещук первый раз стартовал на такой трассе, поэтому на большее, чем его 46-е место, нельзя было рассчитывать. Добиться высоких результатов в слаломе и гигантском слаломе за год невозможно. Для этого нужно много лет усердного труда.
СУМАСШЕДШИЕ СПОНСОРЫ
-Есть смысл распыляться на все виды или, может, лучше сконцентрироваться на одном?
-Кто-то отдает предпочтение длинным дисциплинам, кто-то - техническим. Но если спортсмен хочет добиться успеха в общем зачете Кубка мира, то он выступает во всех видах. Перед нашими горнолыжниками стоит задача тренировать скоростные дисциплины - супергигант, скоростной спуск и комбинацию. Это должно поспособствовать лучшему выступлению и в слаломе. Условия для подготовки уже есть, но пользоваться ими некогда, ведь с декабря начинаются соревнования. В лучшем случае, мы делаем один сбор в начале года в Буковеле. Но сегодня это больше туристическая база, которая мало помогает спортсменам. Там можно тренировать слалом и гигантский слалом. Но длинных трасс с нужным перепадом высот там нет.
-А где же тогда наши спортсмены готовятся к соревнованиям по скоростному спуску?
- Скоростной спуск и супергигант, как правило, летом и осенью не тренируют, лишь оттачивают отдельные технические элементы. Поскольку в Украине в такое время года снега нет, этот этап подготовки мы проводим на леднике Хинтертукс в Австрии. В летне-осенний период находимся там 80 дней. Лишь малую часть затрат берет на себя государство. В этом сезоне нам здорово помогли спонсоры, выделив около 200 тысяч евро. Они купили два микроавтобуса, оплатили летнеосенние сборы для десяти спортсменов и трех тренеров.
- Вы счастливчики! Мало какой вид спорта может похвастаться такими капиталовложениями...
-Просто все горнолыжники немного сумасшедшие. Те люди, которые любят этот вид спорта, тоже такие.
НУЖНО ИДТИ ПО ПУТИ РОССИИ
- Насколько серьезна конкуренция за место в сборной Украины?
- Раньше с этим была проблема. Думаю, сейчас нам удалось ее решить. Но наша задача заключается в том, чтобы украинские горнолыжники соревновались не между собой, а с сильнейшими в мире. Хотя и сейчас спортсменов в сборную поставляют только Киев и село Стаси Полтавской области, где есть небольшая, 300 м, горка. В Киеве много молодежи, но всего одна тренировочная база в Протасовом Яру. В Карпатах иная ситуация. Гор хватает, но не в каждой деревне есть трасса, подъемник. Например, Ужгород окружен горами. Но ближайшая трасса находится за 40 - 60 км. То есть в будний день дети не могут поехать туда на тренировку, ведь спортивная школа должна иметь транспорт. Карпаты не освоены, а в Альпах - подъемник на подъемнике.
- Насколько далеки украинцы от мировой элиты?
- Нашим атлетам не хватает технического мастерства, которое зависит от многих факторов, в том числе и от квалификации тренера. К сожалению, у нас нет хороших специалистов. Мы планируем уже в следующем сезоне пригласить одного или двух иностранных тренеров. Возможно, это будут австрийцы или словенцы. Россия уже пошла по этому пути. Она была практически на том же уровне, что и мы. Правда, вкладывала в горные лыжи намного больше - около миллиона евро в год, а результатов не было. Тогда россияне подключили трех австрийцев и за два года добились серьезных успехов. Наших тренеров никто выгонять не будет. Наоборот, им будет предложена помощь иностранных коллег, у которых можно учиться и перенимать опыт. Но и иностранцы без наших специалистов ничего не смогут сделать. Кто же им будет поставлять материал для лепки?
- Зарплату иностранным тренерам будет платить федерация или Министерство?
- Сегодня этот вопрос можно решить только с помощью Федерации. Пока это все лишь планы. Не знаю, получится ли их реализовать, ведь это солидные деньги. Россия, например, на зарплату трем австрийцам тратит 200 тысяч евро в год. Но отступать нам некуда.
- В каких дисциплинах будут выступать наши горнолыжники на Олимпиаде в Ванкувере?
- Во всех пяти, но приоритетным видом для нас является комбинация. Рассчитываем, что в этой дисциплине кто-то сумеет прорваться в двадцатку сильнейших. Это реально сделать и мужчинам, и женщинам. А уже со следующего олимпийского цикла надеемся увидеть наших горнолыжников в топ-десятке.
Ирина ГОЛИНЬКО, газета «СЭ в Украине»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Тренер знал, что у Михаила проблемы, но не выносил это в прессу
Лучшие и наиболее важные для карьеры британца