Всем тем, кто иногда смотрит снукер по Евроспорту. Хотя, возможно, и те, кто сам катает шары или просто не спит ночью и смотрит ВВС, воспримут этот материал с позитивом (комментарии, особенно «по делу», приветствуются).
Итак: во многих странах проходят турниры разной степени сложности, но главное — разной степени оплаты. Как и, скажем, в теннисе, профессиональные снукеристы получают за свою игру деньги. Тут всё понятно в отличие от бокса: боксер побил соперника — получил больше. Ага, как же! Контракт на бой заключен заранее, и упади ты после первого удара — а денежки получишь в любом случае. В теннисе, скажем, более честно, но всё равно... 6 фунтов и 11 шиллингов — призовой фонд первого в истории чемпионата мира (1927) намного отстает от ЧМ в 2018-м, где организаторы/спонсоры заплатят только победителю 425 тыс. фунтов. В пересчете на современные цены — победитель 1927-го получил бы меньше 6000 фунтов. А снукер тогда не транслировали на весь мир по телевидению, поскольку сама система передачи движущегося изображения на расстояние начала использоваться только в 1926-м, и уж точно не для трансляций снукера.
Теперь — о самой системе соревнований профессионалов. В Мэйн-туре участвуют 96 лучших снукеристов. Как бы... Их всегда можно потеснить (если получится) и самому попытаться чего-то добиться. 1/64 любого турнира подразумевает наличие 128 игроков, которые и стремятся застолбить за собой место в Туре на следующий сезон, т.е. сражаются с первого до последнего фрейма с прицелом на будущий сезон. На самом деле все еще жестче и одновременно проще: к Топ-100 мирового рейтинга может присоединиться практически каждый любитель, который пройдет сито квалификационного раунда (впрочем, тут всё зависит от организатора и спонсоров — пригласят или нет). А система начисления очков среди профи проста: 3 категории турниров, в которых наибольшее количество можно получить за счет «рейтинговых». Максимум баллов дается за победу в одном из 20-ти «рейтинговых» турниров, при ранжировании учитываются также два предыдущих сезона. Ронни О'Салливан, к примеру, выиграл в этом сезоне 5 турниров, «прыгнул» вверх на 12 позиций, но остался на втором месте, поскольку «запас прочности» Марка Селби довольно велик, и тому хватило двух побед в сезоне. Что дает место в рейтинге? Посев в рейтинговом турнире, следовательно — потенциально «слабого» соперника и возможность пройти дальше по турнирной сетке, получая за каждую победу всё большие призовые. Тот, кто удержался в топ-64 Мэйн-тура, гарантирует себе место и на следующий сезон.
Практически же всё выглядит следующим образом: к топ-64 мирового рейтинга присоединятся 35 лучших игроков по итогам сезона. В первую очередь это чемпион мира среди любителей, чемпион мира среди любителей в категории до 21 года. А также аналогичные победители из Европы и Азии плюс "взрослый" чемпион Океании. К ним добавляются 8 лучших по итогам минувшего сезона игроков, не попавших в Мэйн-тур. Ну и далее по списку из т.н. Q School - специального «отбора» для Мэйн-тура. Там, в Q School, к слову, платят не спонсоры, а сами игроки — вступительные взносы. Призовые, разумеется, не предусмотрены...
Рейтинговых турниров за сезон ровно 20 (19 + чемпионат мира), пересчет рейтинга ведется «через раз», т.е. после каждого второго турнира (на этом основании рассчитывается и «посев» на следующий турнир). Существуют и «пригласительные» турниры — игроки не получают за них очков в рейтинг, но могут выиграть солидные призовые. Тут всё также зависит от организатора: кого пригласить, сколько выплатить.
Сезон в Мэйн-туре длится практически год: как правило, начинается в июне, заканчивается в мае чемпионатом мира. В этом сезоне минимальный денежный приз — 20 тыс. фунтов — получил победитель Paul Hunter Classic, максимальный — 425 тыс. - получит чемпион мира.
Нынешний сезон близится к завершению, и по его итогам можно только утверждать одно: на вершине рейтинга останется Марк Селби. А кто станет
чемпионом мира — можно лишь гадать. И проверить свои догадки позже, ответив на вопрос в нашем голосовании ниже...