Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Велоспорт
|
963
0

«Тур де Франс» отметит 100-летний юбилей

В этом году самая престижная в мире велогонка пройдет уже в сотый раз

«Большая петля» не проводилась лишь в годы мировых войн. В наши дни каждый этап гонки (всего их 21) смотрят около 100 млн человек. Десятки тысяч болельщиков в знойные июльские дни сопровождают этапы «Тур де Франс». Некоторые располагаются на трассе за несколько дней, чтобы занять лучшие места. Перед проездом гонщиков там царит атмосфера праздника. Французы считают трехнедельный веломарафон своей национальной гордостью. Известный писатель Антуан Блонден однажды сказал, что «выиграть «Тур де Франс» — это значит стать легендой и приблизиться к бессмертию». Чем же славны эти три безумные июльские недели французского гранд-тура?

Изобретение газетчиков

Соревнование было учреждено как рекламный проект газеты L’Auto (предок нынешней L'Еquipe) его редактором и соучредителем Анри Дегранжем и было призвано конкурировать с велогонкой Париж—Брест (ее спонсировала газета Le Petit Journal) и Бордо—Париж. Идея создания французской «петли» принадлежит журналисту L’Auto Ги Лефевру, с которым Анри Дегранж обедал в парижском Cafе de Madrid 20 ноября 1902 года. Успех Le Tour de France стал большой удачей и для газеты L’Auto, число подписчиков которой выросло в 1903 году с 25 тыс. до гонки до 65 тыс. после, а в 1908-м их количество перевалило за 250 тыс. Но это еще не все — во время проведения «Тур де Франс» продавалось 500 тыс. экз. газеты в день(!). Рекордный тираж был достигнут в 1933 году — 854 тыс. экз. Нынче «Большую петлю» организует Amaury Sport Organisation (ASO) — часть медиахолдинга, куда входит газета L'Equipe. Эта же структура организует ралли «Дакар».

«Тур де Франс» вписал в историю имя простого трубочиста Мориса Гарэна, выигравшего в 1903 году первую супермногодневку. Проехав 2428 км за 19 дней, победитель получил 3000 франков. А весь призовой фонд составлял 20 000 франков. Нынче призовые «Большой петли» — около 4 млн евро, а протяженность гонки — порядка 3500 км.

Кодекс чести и допинг

На «Тур де Франс» есть свой кодекс чести. Если у одного из лидеров генеральной классификации что-то случилось — механическая поломка, прокол колеса или падение, то его соперники по общему зачету не атакуют беднягу до устранения поломки и возвращения в пелотон. На заключительном этапе в Париже гонщики первой десятки не предпринимают атак на позиции лидера, давая ему погреться в лучах славы. Когда этап проходит через родные места гонщика или у него день рождения, то ему, если это возможно, предоставляют право вести пелотон. Правда, последнее поколение велогонщиков не так уж рьяно чтит этот кодекс.

Лучшим гонщиком всех времен и народов еще недавно считался Лэнс Армстронг, который выигрывал «Тур де Франс» семь(!) раз. Но в прошлом году знаменитый американец был лишен всех титулов за причастность к допинговым скандалам. Практически каждая «Большая петля» ознаменована такими скандалами. Впрочем, сами гонщики в разговорах «не для прессы» признают, что без помощи спецпрепаратов было бы очень тяжело выдержать бешеный темп гонки.

Лучшие из лучших

Жак Анкетиль наряду с Бернаром Ино — самые титулованные французские велогонщики. Они выигрывали «Тур де Франс» по пять раз. Такое же количество побед на «Большой петле» у бельгийца Эдди Меркса и испанца Мигеля Индурайна.

Лучшие результаты среди украинских велогонщиков в «Большой петле» — у Сергея Гончара и Ярослава Поповича. Сергей в 2006 году выиграл два этапа гранд-тура и три дня красовался в желтой майке лидера генеральной классификации. Ярослав в 2005 году стал лучшим молодым гонщиком «Тур де Франс» (номинация разыгрывается среди тех, кому на момент старта гранд-тура не исполнилось 26 лет), год спустя выиграл этап «Большой петли», а в 2007-м финишировал восьмым в генеральной классификации супермногодневки.

На спусках гонщики развивают скорость до 90 км/ч. Средняя скорость горных этапов — 36-38 км/ч, а равнинных — до 50. Подъем на легендарную вершину Турмале в Пиренеях — традиционно самый сложный этап гранд-тура. 100 лет назад гонщики поднимались туда пешком, неся велосипеды на спинах.

Газета «Взгляд»

Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.