"Думаю, что у нас в этом сезоне все получится". Олег Юшкин
Капитан БК "ОДЕССА" рассказывает о своем выборе посвятить себя Одессе.
Выбор Олега Юшкина
Родился он в Подмосковье. Первое признание как баскетболист получил в Белоруссии. А состоявшимся игроком стал в Украине. Шестнадцать лет назад ему предстояло принять решение, определявшее, по сути, всю дальнейшую жизнь. Он сделал выбор в пользу Одессы.
Наш сегодняшний собеседник – капитан баскетбольного клуба «ОДЕССА» Олег Юшкин.
БЕЛОРУССКИЙ ПЕРИОД
– Говорят, что в Бразилии мальчишки начинают играть в футбол раньше, чем ходить. На Кавказе утверждают, что жизнь мужчины начинается с борьбы. А как приходят в баскетбол? Поделитесь опытом, Олег.
- Для меня в детстве спортом номер 1 был хоккей. Но маме не нравилось, что слишком много времени нахожусь на морозе, и она всячески препятствовала моему увлечению. В Гомеле же, куда мы переехали из-за работы отца, я узнал, что есть такой баскетбольный тренер – Валентин Петрович Воронин, – который ходит по школам, набирая группу ребят 1975 года рождения. До моей школы он так и не дошел, тогда я сам приехал к нему на тренировку. Так в мою жизнь вошел серьезный баскетбол. Было мне тогда 11 лет.
– Геннадий Кузнецов начинал вместе с вами?
- Нет, Гена приехал из Ульяновска. Вернее, его, опять же, привез Воронин: приметил на каком-то детском турнире и уговорил переехать в гомельский спортинтернат.
– Много ли ребят из той первой группы «засветилось» в большом баскетболе?
- Пожалуй, лишь мы с Геной. Еще Андрей Чванцев сейчас тренирует гомельский «Сож», нашу первую команду. Но, главное, у всех жизнь сложилась: никто не сидел, не спился, что в наше время немаловажно.
– В сборную Беларуси вы попали из Гомеля?
- Нет, из Минска. Дело в том, что сборная формировалась на базе минского спортинтерната. В нашу чемпионскую команду лишь Кузнецов и Руслан Бойдаков пробились, как говорится, из провинции. А я к тому времени уже переехал в столицу.
– И как жилось без родительской опеки?
- Ничего страшного. Не маленький ведь. А интернатская жизнь, кстати, тоже имеет свои прелести. Такие кадры попадались! Один шахматист, к примеру – то ли Леша Алексеев, то ли Саша Александров – всегда ходил в белой рубашке и черных брюках и постоянно «стрелял» «пару копеек», обещая: «Выиграю «мир» – верну». И, что интересно, выиграл и со всеми рассчитался! (По уточненным данным – Алексей Александров, четырехкратный чемпион Беларуси, вице-чемпион Европы – А. М.).
– Обстановка, судя по всему, не мешала подготовке к молодежному чемпионату Европы?
- Мы очень серьезно тренировались. Полгода провели на олимпийской базе в Стайках. Там нас так подготовили физически, что могли зайца в поле загонять. Практиковались совместные занятия с национальной сборной.
– Теперь понятно, как это белорусская команда смогла опередить на молодежном первенстве всех фаворитов.
- А помните ли вы, что тогда предельный возраст участников турнира был 22 года? По сути это уже был взрослый баскетбол. У нас же только два парня были 1972 года рождения. Мне исполнилось 18, Кузнецову и Мещерякову – по 17, Бойдакову – 20. Наша команда была самой молодой на турнире. И, тем не менее, чемпионами стали мы!
В 2004 году удалось с ребятами отметить 10-летие той победы. Встречу организовали Федя Дмитриев – судья международной категории, Саша Куль и Егор Мещеряков.
– Интересно, как сложилась судьба ваших товарищей?
- Руслан Бойдаков поиграл на очень высоком уровне, а заканчивал в Украине, во Львове; сейчас он возглавляет тренерский совет в Белоруссии. Александр Куль многого добился в Америке. Егор Мещеряков также выступал за солидные клубы, сейчас решил сделать паузу и поехал в США завершать образование. Саша Лобажевич и Саша Родионов живут во Франции. Андрей Свиридов окончил актерскую школу в Голливуде и сейчас активно снимается в российских сериалах – в «Нашей Раше», «Неваляшке», в «Универе» играет охранника. Дмитрий Кузьмин выступал за львовскую «Политехнику». А мы с Геной Кузнецовым – в Одессе.
– 1994 год, наверное, самый яркий в вашей карьере?
- Пожалуй. Но в моей памяти не меньший след оставил сезон, когда мы выиграли звание чемпионов Украины, восемь месяцев не получая зарплату.
ПЕРИОД БИПА-МОДЫ И МБК
– Каким образом на вашем жизненном пути оказалась Одесса?
- Об Одессе я уже имел представление. Во-первых, приезжал сюда на детский турнир, где играл против команды второй школы Бориса Давыдовича Литвака. Во-вторых, в «Бипе», игравшей в первой лиге, еще до нас с Геной высадился гомельский десант в лице Терени, Орлова и Сережи Пинчука. Валентин Петрович Воронин был хорошо знаком с Виталием Александровичем Лебединцевым, который к тому времени уже сделал себе имя в детском баскетболе. С деталями не знаком, но в итоге в Одессу пригласили вторым тренером Воронина, который вез с собой двух перспективных игроков.
– Если бы не Воронин, отправились бы в Украину?
- Вряд ли. Видите ли, с «Бипой» мы договаривались до чемпионата Европы. Когда же стали чемпионами континента, предложения посыпались с разных сторон. Но Воронин посчитал, что слово надо держать, и, конечно же, был прав.
– Какое впечатление произвела Одесса?
- А вы как думаете? Молодые ребята, живущие самостоятельной жизнью в гостинице «Виктория», лето, Аркадия… Соблазнов было много. Не могу сказать, что удалось от них удержаться на сто процентов. Разные случались моменты. Не скажу, что гулял, кутил, но дискотеки посещал. Впрочем, все это отошло на второй план с началом тренировочного процесса.
– Как приняли в коллективе? Дедовщины не ощущалось?
- Дедовщины не было, но был порядок. Капитанил в команде Саша Чаусов, но строгость и порядок исходили от Пудзырея. Вадик не давал расслабляться. Он – «звезда» безо всяких оговорок. К слову, в сборной лишь Пудзырей и Мурзин не выступали за «Будивельнык». А близко общались мы, естественно, со сверстниками. Андрея Другаченка прекрасно знали по детским соревнованиям, хорошие отношения сложились с Виталиком Усенко.
– На первых порах на площадку, наверное, выходили не часто?
- Вообще не выходили.
– Как это?
- Тогда в Украине действовало правило, позволяющее играть лишь двум легионерам. За «Бипу» уже заявили двух американцев, а мы с Геной считались гражданами Беларуси, хотя на руках имели советские паспорта. Тогда-то перед нами и стал выбор: или остаться белорусами и выступать за национальную команду, или получить право играть в Украине, потеряв при этом возможность защищать честь какой-либо страны на чемпионатах Европы или мира. Мы с Геной сделали выбор в пользу Одессы. Процедура получения украинского гражданства заняла два с половиной месяца, и все это время мы только тренировались.
– В первые два сезона выиграть медали не удалось.
- Ничего не хочу сказать плохого в адрес тренеров, но тогда по имеющемуся составу могли рассчитывать, по крайней мере, на «бронзу». Думаю, что могли достичь больше, чем четвертые места.
– Все изменилось с приходом Юрия Селихова?
- Что сделал Юрий Геннадьевич? Он взял лучшего первого номера на Украине – Харченко. Лучший второй-третий у нас был – Пудзырей. Взял лучшего четвертого номера Яйло и лучшего пятого – Окунского. Плюс сильный литовец Пачесас. То есть, усиливаясь сам, ослаблял соперников. Тогда «Бипа» представляла собой настоящую машину: по чемпионату, как катком, прошлись. Что ж, в этом тоже проявляется сила тренера.
– Или президента?
- Президента в первую очередь. Аркадий Борисович Табачник беззаветно любил свое детище. Не жалел на него ни времени, ни сил, ни средств. Жаль, что он так и не увидел триумфа своей команды. Это был настоящий фанат своего дела, заряженный необыкновенным энтузиазмом.
– Первое чемпионство вы посвятили своему президенту. Но как удалось выиграть первенство во второй раз подряд?
- Этого не ожидал никто. После убийства Табачника команда осталась без средств. Ну полное безденежье. Кое-как дотянули до Нового года. Потом нам предложили поехать на турнир в Польшу. Как только мы узнали, что турнир – коммерческий, тут же согласились и выиграли его. Какое-то время помогали Жовтисы. В конце сезона подключился горисполком. Но это в основном касалось выездов и питания. А зарплату мы не получали восемь месяцев. Лишь за чемпионство игроки получили премию.
– Но до нее еще надо было дожить…
- Да, есть что вспомнить. Чего только стоят игры в Николаеве, где решалось, кто в регулярном чемпионате займет 2-е место, дающее преимущество своей площадки. Оба раза выиграли с разрывом в одно-два очка, благодаря дальним броскам Успенского на последних секундах. По окончании второго поединка вспыхнула потасовка. С трибун на площадку ринулись зрители. Милицейский кордон, как мог, сдерживал этот натиск, а мы отбивались от прорвавшихся болельщиков. Из зала команду вывозил ОМОН, сопровождая аж до Варваровского моста.
Финальная серия с ЦСКА-РИКО тоже складывалась драматично. Вадим Рабинович привлек в свой клуб много сильных ребят – Холопова, Евстратенко, Молчанова. Киевляне считались безусловными фаворитами. Но мы сумели выиграть пятый матч в Киеве и стали чемпионами.
– Благодаря чему удалось не сломаться и победить?
- Благодаря людям, прошедшим правильную школу, получившим правильное воспитание. Хотя сегодня многие на эти вещи смотрят по-иному.
РАЗЪЕЗДНОЙ ПЕРИОД
– После этого вы Одессу покинули.
- Получил от Александра Волкова и Александра Коваленко приглашение в БК «Киев». Захотелось сменить обстановку. Потом Селихов меня пригласил в Польшу. В Щецине команду содержал… Павел Мошкович, сын того Мошковича, который с Табачником создавал «Бипа-Моду». Задача перед нами была поставлена конкретная: сохранить клуб в высшем дивизионе (это при четырнадцати поражениях и нуле побед). Врачом Селихов пригласил Игоря Васильевича Околота из Одессы. Моими партнерами были Дима Брянцев и Геннадий Успенский. Потом подъехал знакомый по совместным выступлениям за «Бипу» Томас Макги – отличный парень, золотой человек. В общем, справились мы с задачей, после чего мне предложили поиграть за «Мазовшанку». Это уже другой уровень, команда регулярно участвовала в еврокубках. Третьим моим клубом был «Чарны» из Слуцка. В целом о Польше у меня остались хорошие воспоминания. Как и о Южном, где играл два сезона и дважды завоевывал бронзовые медали чемпионата Украины. Мой быт всегда был налажен, благодаря жене. Куда бы меня судьба ни заносила, она всегда находилась рядом со мной.
ПЕРИОД БК «ОДЕССА»
– Но в итоге вы всегда возвращались в Одессу.
- Это мой родной клуб, этим все и сказано.
– Несколько лет назад вы, вроде бы, собирались заканчивать?
- Не собирался, а закончил! В команду пригласили много легионеров – Джастина Лава, Толберта, Пледжера. А я после двух тяжелых травм только восстанавливался. Стопроцентной уверенности в том, что смогу выдержать конкуренцию, не было. Виталий Александрович был со мной откровенен, сказал, что место на площадке гарантировать не может. А просто сидеть на скамейке не хотел я. Поэтому, когда Лебединцев предложил стать его ассистентом, я сразу подумал: «Скорее всего, да». Но по ходу чемпионата с некоторыми ребятами пришлось расстаться, посыпались травмы, и я предложил свои услуги. Виталий Александрович сказал: «Давай, попробуй. Даю тебе на восстановление две недели».
– Как удалось так быстро набрать спортивную форму?
- Сказалось то, что во время сборов бегал с командой кроссы. А, главное, травмы не беспокоили. Две недели потренировался – что-то стало прорисовываться. Однако быстро понял, что полноценно совмещать обязанности ассистента тренера и игрока нереально. Договорились с Лебединцевым, что сезон доиграю на паркете.
– И продолжаете играть до сих пор. Ожидали столь резвого старта от команды?
- В глубине души надеялся. Все-таки должны были сказаться усилия президента клуба, тренерского штаба, самих баскетболистов. Думаю, что в истории БК «ОДЕССА» этот сезон должен стать знаковым. Подобрался отличный коллектив. Посмотрите, как прибавил Артем Швец! Прекрасно вписались в состав легионеры. В ряде поединков отлично выглядел Стас Балашов. Должны прибавить и остальные. Так что перспективы – довольно радужные. Что же касается успешного старта, то для большинства он оказался неожиданным. Уже слышал высказывания типа «Азовмаш» – никакой, «Будивельнык» – слабый». Это «Азовмаш»-то никакой?! «Будивельнык» – слабый?! Интересно, каким же это образом тогда мариупольцы выиграли у «Сопота», который постоянно участвует в чемпионате Евролиги?! Другое дело, что в этом чемпионате слабых соперников вообще нет. Спадов не избежит никто, тем более, дистанция марафонская – 48 игр! Когда играли по 22 матча, на период спада могли прийтись 2–3 встречи. А при нынешнем графике есть опасность проиграть 5–6. Чувствуете разницу? В такой ситуации многое зависит от тренеров – как они подготовят команду психологически. Огромное значение имеет и поддержка болельщиков. Когда мы вместе – президент, менеджмент, тренеры, игроки, болельщики, – тогда способны на многое. Думаю, что у нас в этом сезоне все получится.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Джорджина Родригес приоткрыла занавес новой покупки звездного семейства
Жена главного тренера киевского Динамо приоткрыла занавес семейной жизни