«Пока не меркнет свет, пока горит свеча»
В Эстонии завершился чемпионат Европы по фигурному катанию
Украинскому дуэту Татьяне Волосожар/Станиславу Морозову, скажем прямо, в Ванкувере ничего не светит Как бы мы ни старались сейчас подбадривать друг друга и фигуристов в том числе, все же не стоит рассматривать их выступление на предстоящей Олимпиаде как претензию на медаль. Отдадим им должное — молодцы, что столько лет стабильно удерживают четвертую позицию на континенте. Что-то они умеют делать на льду лучше других (авторская поддержка с низкого положения партнерши), что-то, возможно, хуже. Но они выглядели достойно и составляли конкуренцию ведущей тройке (немцам и двум российским парам). Не знаем пока, каковы планы у пары в дальнейшем, после окончания олимпийского цикла. Станислав, достаточно зрелый, как говорят специалисты, возрастной партнер (31 год). Решится ли он продолжить спортивную карьеру? А вот Татьяне в свои-то 24 года еще можно кататься и кататься. И будет весьма жаль, если она покинет лед. В Таллинне в очередной раз она показала себя стойким бойцом, хорошей, грамотной фигуристкой, да и внешне за последние годы очень похорошела, стала лиричнее, трогательнее, женственнее.
Салютовала Россия
Сдача позиций немецкой парой Алена Савченко/Робин Шолковы (трехкратные чемпионы Европы) не такое и неожиданное событие сезона. Стартовали они не ахти как. На Гран-при в Париже оступились. Вынуждены были изменить произвольную программу. Усиление элементами пошло на пользу (в двух последующих турнирах занимали призовые места). Но в финале Гран-при все-таки пропустили китайцев вперед. За несколько недель до чемпионата в Таллинне у Алены обнаружили вирусный мононуклеоз, борьбу с которым вели до самого старта на «Европе». Возможно, не успев окрепнуть после лечения, Алена и дала незначительный сбой в катании (ошибка — приземление на две ноги после выброса). Это и отделило немцев на 1.43 балла от чемпионов, россиян Кавагути/Смирнова.
Не менее благодатная тема для обсуждения — выступление танцевальных дуэтов. Здесь у нас два представительства: Алла Бекназарова/Владимир Зуев, Анна Задорожнюк/Сергей Вербилло. Оба дуэта тренируются в США. Первый — у знаменитых Натальи Линичук и Геннадия Карпоносова (хотя основным тренером является Галина Чурилова), второй — у Николая Морозова (США) и Алексея Горшкова (Россия). Для оригинальной программы в стиле фольк (тему устанавливает ИСУ) ими были выбраны два украинских танца. Лирическое свидание (в первой части) и гопак (во второй) в исполнении Задорожнюк/Вербилло выполнены достаточно технично, музыкально, на хорошей скорости. В произвольной случились ошибки (потеря синхронности во время исполнения твизлов). Ребята в этот раз обосновались на 8 позиции (ЧЕ-2009 — 7 место). Конечно, хотелось, чтобы результат изменился в сторону пьедестала. Им это вполне по силам.
Бекназаровой и Зуеву заслать казачка (украинский танец в образе двух разбитных парней) в стан ведущей десятки удалось лишь после оригинального танца (10 место). После произвольного же — судьи их, если так можно выразиться, разоблачили. По характеру катания чувствовалось, что ребята выступают не в полную силу. Мешала недавняя травма партнера и последствия перенесенной им операции, после которой, по всей видимости, и возникли проблемы с безошибочным скольжением (они на 11-й позиции).
Салютовала Россия и в этом виде программы — за нею первое и третье места. Танец аборигенов Австралии в исполнении Оксаны Домниной/Максима Шабалина (чемпионы) был воспринят арбитрами, прессой и публикой неоднозначно. Выбор музыки — сложное ритмическое звучание голоса напоминало, скорее, ритуальное заклинание островитян, танцевать под которое невероятно сложно. Однако в оригинальном танце темпераментная тарантелла Федерики Файеллы/Массимо Скали была оценена выше, правда, всего на две десятые. Выиграли итальянцы у россиян и произвольную почти на два балла. Лирическое исполнение, невероятная трогательность созданных образов напомнила колорит провинциальных героев из фильмов известного итальянского режиссера Джузеппе Торнагоре («Малена», «Кинотеатр «Парадиз».). Как чувственно под музыку великого Нино Роты они сумели показать необузданную страсть итальянцев, скрывающуюся за чудаковатостью, неуклюжестью и робостью.
Хочется отметить преображение Федерики и Массимо в этом сезоне. На наш взгляд, внешне грубоватая вне льда Федерика кажется самим совершенством во время катания. С восхитительной улыбкой, пластикой робкого ребенка (в произвольной) и темпераментом властной итальянки (в оригинальной).
Правильно придуманная поза
Здесь, думаем, уместно упомянуть о закрепляющейся тенденции в танцах — поддержки партнеров (когда изрядно выбившаяся из сил девушка умудряется сотворить нечто, взяв на себя обязанности тяжеловеса). Вспомните родоначальников таких поддержек олимпийских чемпионов французов Марину Анисину/Гвендаля Пейзера. Тогда, в 2002 году в Солт-Лейк-Сити, подобный элемент вызвал улыбку и одобрение судей и публики как отклик на чудачество исполнителей. Сейчас это используется чуть ли не повсеместно. И, честно говоря, не всегда удачно. Если у англичан Джона и Шинед Керр на чемпионате Европы поддержка выглядела несуразно грубо, ни к месту (партнерша просто еле взгромоздила родного брата себе на колено). То у итальянцев Файеллы и Скали правильно придуманная поза, особая грация и пластика исполнения только украсили их катание (хотя в сезоне 2007 года после неудачного исполнения и падения они отказались от таких поддержек).
«Бронза» у Яны Хохловой/Сергея Новицкого. Они хотя и понизили позиции (в 2009 году были чемпионами в отсутствие Домниной/Шабалина), но впечатление оставили хорошее. Выбранная фигуристами национальная музыкальная тема этого сезона (в оригинальном «Вдоль по Питерской» и произвольном «Жар-птица» Игоря Стравинского) как нельзя лучше подчеркнула техническую сторону их катания. Подчас дуэт упрекают в излишнем использовании акробатических трюков. На наш взгляд, они изысканны, их танцы всегда запоминаются, какими бы противоречивыми ни были композиции. Думаем, своего последнего слова они еще не сказали.
Наиболее интересным, на наш взгляд, получился мужской турнир, оживленный возвращением олимпийского чемпиона Евгения Плющенко и серебряного призера Турина-2006 Стефана Ламбьеля. Занятые ими высокие позиции красноречиво свидетельствуют об уровне одиночного фигурного катания в последние несколько лет. А вернее, о том, что он абсолютно не развивается. Уходил Плющенко чемпионом — им и вернулся. А главным конкурентом воспитанника профессора Мишина был кто? Правильно — Ламбьель. Был и остается. При этом нельзя сказать, что конкуренты слабее технически, отнюдь. Лишнее подтверждение тому показательные выступления.
Вы посмотрите, как блестяще француз Жубер выглядел на параде призеров, когда скинул с себя груз ответственности за результат. Глаза горят, движения легкие и стремительные, прыжки, потрепавшие Брайану столько нервов во время соревнований, вышли просто на загляденье. А оригинальные дорожки шагов с бегом на одном месте? Казалось, что официальную часть программы катал один человек, а в воскресенье на гала-концерте радовал мастерством уже другой. Безусловно, возвращение Плющенко и его отличная форма стали для Жубера сродни нокауту, от которого он долго отходил. Стеклянный взгляд в короткой программе немного оттаял в произвольной, но напряжение осталось. Окончательно он пришел в себя только на финише чемпионата. И чтобы не говорили о мягкотелости Брайана, он заверил, дескать, на Олимпиаде способен превзойти Плющенко.
Однако для этого ему придется преодолеть еще одну преграду в лице швейцарца, которому в считанные секунды удается очаровывать публику, а зачастую и судей даже без чистого исполнения прыжков, особенно акселя, являющегося его ахиллесовой пятой. Сила Ламбьеля, думается, в его некотором, по крайней мере видимом, безразличии к итоговому результату. Он просто, извините за жаргон, получает кайф от каждой секунды пребывания на льду. Для него фигурное катание—не столько спорт, сколько театр на льду, на подмостках которого Стефан ставит свои глубокие и чувственные пьесы. По крайней мере он заставляет верить в это окружающих, тем временем целенаправленно приближаясь к собственной цели.
Беспокоят старые болячки и Плющенко, однако воспитанный Мишиным характер не позволяет Евгению расклеиться и дать слабинку.
Однако то, насколько это возвращение важно и для Стефана, и для Евгения, показали гала концерт и их надрывные номера. Серьезные, эмоциональные и решительные, которым нет дороги назад а только вперед. Особенно говорящей получилась композиция Плющенко под бессмертное творение «Машины времени» «Свеча»...
Страна невыученных уроков
В целом же такими открытиями, как Самюэль Контести в 2009-м, нынешний форум Старого Света нас не порадовал. Да, высокое для себя четвертое место занял новоиспеченный чемпион Чехии Михал Бржезина, но это лишь удачное стечение обстоятельств. К его катанию трудно придраться, но и отметить особо нечего. Что называется, не цепляет. Наш Антон Ковалевский также ничем не порадовал, кроме внешнего элегантного вида, но за это баллов не добавляют. Если честно, пока не ясно, что дал украинцу Михаэль Хут и чего не хватало ему при Галине Кухар? 13-м на Европе он уже был, поэтому говорить о каком-то прогрессе не приходится.
Так что на Олимпиаде вся надежда на старую гвардию, которая будет сражаться за свое место до последнего, «пока не меркнет свет, пока горит свеча»...
Ничем оригинальным не порадовали и женщины, кроме как первую медаль, бронзовую, положила в актив сборной Грузии Элене Гедеванишвили, которая показала в произвольной программе второй результат. А по большому счету, соревнования у женщин временами напоминали страну невыученных уроков. Та недоработала прыжки, другая — презентацию, иная еще что-то. Поэтому на пьедестал поднялись те, кто допустил меньше всего ошибок, лучшей из которых оказалась Каролина Костнер.
Что касается украинской представительницы... Давайте будем откровенны: 18 место для фигуристки, у которой в этом сезоне все впервые, результат более чем приемлемый. В ее техническом арсенале еще нет некоторых сложных элементов, в том числе и прыжков. Однако и особого страха тоже нет, просто надо подтянуть мастерство, чем и занимается известный в прошлом фигурист Виктор Петренко. Рассказывают, что ее наставник запрещает делать «бабочки» (недокрученный прыжок) даже на тренировках. Собралась исполнять — иди до конца.
Ванкувер и покажет, кому удастся следовать этому правилу.
Елена ПАВЛОВА, Анна ШПАК, газета «Команда»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Таким Адриано еще не видели
Ньюкасл выиграл на своем поле
А я помню, что главным конкурентом Плющенко был Ягудин. А после ухода Ягудина у Жени вообще больше конкурентов настоящих и не было.