Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Другие новости
|
1597
0

Александр Лысенко: "Как тренер себя еще не реализовал"

Интервью с бывшим игроком Днепра и тренером днепропетровской молодежи

Когда в футболе заходить речь о таком нематериальном понятии как клубные традиции, то обычно никто не задается вопросом, что же вообще означает этот термин “клубные традиции”. В принципе, попытаться определить составляющие этого понятия можно, естественно имея в виду, что все это будет довольно субъективно. Таковые традиции, во-первых, немыслимы без постоянного стремления команды к максимальным результатам. Этому обязательно должен способствовать особый характер команды, без которого “Днепр” был немыслим в свои звездные часы. К слову, славились только им присущим характером и отнюдь не хватавшие с неба звезд команды. Хрестоматийный пример – донецкий “Шахтер” образца 80-х годов. Такая довольно субъективная категория, как микроклимат в команде, какая-то только ей присущая аура тоже может определять ее традиции. Но все это неотделимо от игроков, тренеров, которых невозможно представить вне клуба. В нынешнем “Днепре” это, в первую очередь, конечно же, Евгений Кучеревский, Николай Медин, администратор команды Роман Конафоцкий, который после карьеры игрока в “Днепре” на нынешней должности трудится уже четвертое десятилетие. Из этой же когорты и Александр Лысенко, хотя вот уже три года он не связан с “Днепром”, на благо ставшей ему родной команды Александр Петрович с небольшими перерывами проработал 25 лет. Для футбола 25 лет – целая эпоха. Но начинал свой путь в футболе Лысенко отнюдь не в Днепропетровске. Впрочем, слово самому Александру Петровичу, возглавляющему сегодня днепропетровский “Алан” – коллектив, в котором собраны молодые выпускники футбольных школ Днепропетровска.


Меня приглашал сам Лобановский

- Родился я в небольшом городке Гребенка, что на Полтавщине, там и сделал первые шаги в футболе. После того, как дорос до юношеской сборной Полтавской области, меня заметили наставники харьковского интерната, в результате чего я там и продолжил свое футбольное образование. Случилось это в 1972 году, а через два года, сразу после выпуска, я попал в харьковский “Металлист”, который выступал тогда во 2-й лиге чемпионата СССР. В “Металлисте” я отыграл три года, отыграл, видимо, неплохо, потому что мне начали поступать предложения в команды высшей лиги. Так я и оказался в “Днепре”.

- Однако, судя по Вашим словам, предложение из “Днепра” было не единственным.
- Да, меня, кроме “Днепра”, приглашали и киевское “Динамо”, и “Шахтер”. В “Динамо” звал сам Валерий Васильевич Лобановский, тогда там была просто звездная линия защиты – Фоменко, Решко, Матвиенко, Трошкин, непросто было закрепиться и в “Шахтере”, поэтому я решил принять предложение тогдашнего тренера “Днепра” Виктора Каневского.

- Ваш переход совпал с не самым удачным периодом в истории “Днепра”. На второй год Вашего пребывания в команде “Днепр” покинул высшую лигу.
- Тогда руководство команды взяло курс на омоложение коллектива, а это зачастую чревато издержками в игре. Первые неудачи породили неуверенность, а она – не самый лучший помощник, когда команда оказывается в сложной ситуации. К сожалению, падение команды продолжилось и в следующем году. В том чемпионате 1979 года “Днепр” занял крайне низкое 17-е место. Хорошо, что ситуацию удалось выправить буквально за год, и в олимпийском 1980 году мы вместе с симферопольской “Таврией” завоевали путевку в высшую лигу.

- За счет чего был достигнут тот успех? Ведь первая союзная лига в те годы была очень сильной и не страдала от недостатка амбициозных команд.
- Прежде всего за счет того, что в городе повернулись лицом к команде. Слава Богу, что не случилось обратного, ведь подобный провал, наоборот, мог заставить повернуться спиной к ”Днепру” тех, от кого зависело его благополучие. Так, большую помощь команде тогда оказывал первый секретарь обсовпрофа Игорь Александрович Сытник. Ребята все это чувствовали, сплотились, были свои лидеры – капитан Володя Шевчук, возглавляющий ныне российский “Сатурн”, Вадик Павленко, пришедший из московского “Динамо”, Олег Крамаренко, Коля Самойленко разыгрался в том чемпионате. В результате на самую малость смогли опередить харьковский “Металлист” и вернулись в высшую лигу.


Емец и Жиздик поменяли все

- Где дела поначалу снова не заладились…
- Да, вы правы. Чемпионат 1981 года мы начали с трех подряд поражений от донецкого “Шахтера”, киевского “Динамо” и одесского “Черноморца”. Затем совершили неплохой вояж в Москву (сыграли вничью с ЦСКА 1:1 и с минимальным счетом 1:0 победили “Торпедо”), но после этого опять началась затяжная серия поражений. Все это было, в общем-то, объяснимо. Я считаю, налицо тогда были просчеты тренерского штаба во главе с Виктором Лукашенко. В межсезонье состав команды не был укреплен с прицелом на высшую лигу, решили обойтись “старой гвардией”, а многие ребята, не в обиду будет им сказано, по своему уровню были игроками как раз первой лиги. Пришедшие на смену Лукашенко Емец и Жиздик как раз и начали с того, что произвели чистку состава, из Никополя привели с собой сильных исполнителей – Погорелова, Надеина, Шуршина, и команда потихоньку начала выходить из “пике”.

- Что-то еще поменялось с приходом Жиздика и Емца?
- Безусловно. Прежде всего, дисциплина. Они подчинили тогда всё задаче выхода из тупика. На первых порах мы приезжали на базу в 9 утра и уезжали домой в 9 вечера. Очень много проводилось индивидуальных бесед, причем, чрезмерных накачек не было, наоборот, они команду раскрепостили.

- Да так, что команда и вовсе заняла 8-е место. А за счет чего, по-Вашему, была взята невиданная высота в незабываемом 1983-году?
- Во-первых, потихоньку у нас подобрался очень сильный состав. За те два года, прошедшие с момента прихода в команду Емца и Жиздика, состав пополнили немало повидавшие Устимчик, Федоренко. Прийдя к нам в начале 1983-го, сумел наконец-то раскрыться Олег Таран, громко заявила о себе талантливая молодежь – Витя Кузнецов, Володя Лютый, Гена Литовченко, как раз начинал свою звездную карьеру Олег Протасов. Но этой команде еще нужно было поверить в себя. И Емец с Жиздиком и заставили это сделать. Для нас авторитетов не существовало. Помню, у меня после длительного перерыва, связанного с переломом ноги, первый матч был с киевским “Динамо”, и на установке перед игрой Емец говорил: “Да там такие же люди, как и вы, которые тоже могут ошибаться. Играйте в свою силу, и будет все хорошо”. И мы вышли и обыграли их. Да, сильны сегодня и “Динамо”, и “Шахтер”. Но разве это непобедимые команды? Нет, их можно обыгрывать, только нынешнему “Днепру” нужно больше веры в свои силы, а играть-то ребята умеют.

- Вернемся опять в 1983-й год, точнее в, наверное, лучший в истории “Днепра” матч со “Спартаком”, где Вы поставили победную точку? Угол, куда будете бить Дасаеву, определили заранее?
- Да. До удара решил пробить в правый угол и стремился попасть впритирку со штангой в недосягаемую для вратаря зону. Дасаев направление удара угадал, но удар получился сильным. Вообще-то, я считал, что пробить должен был Олег Таран и поставить точку в своей фееричной игре, но даже в этом у нас проявилась игровая дисциплина. Ребята сказали бить мне, я ведь был штатным пенальтистом.

- У Вас была серия из 12 реализованных подряд пенальти. Существовали какие-то особые секреты?
- В принципе, старался вратаря обмануть, но если чувствовал себя не очень, то бил на силу. После этой серии, о которой вы сказали, дважды подряд промахнулся и сам попросил Емца, чтобы он доверил бить Протасову.

- Если мы его упомянули, бытовало мнение, что когда он шел на свой рекорд результативности, вся команда играла на него. Насколько эти утверждения близки к истине?
- Только частично. Да, мы ему старались помогать, но в ущерб команде ничего не делалось. Кстати, я вспоминаю эпизод с Олегом, подчеркивающий исключительную роль тренера. Как-то случился у него момент, когда мяч не шел в ворота, хоть плачь. Что сделал Емец? Мы сыграли матч с юношеской командой “Днепра-75”, выиграли 13:0, и Олег забил 7 мячей. В итоге буквально же в следующей игре забил. Ему Емец просто вернул уверенность в свои силы.

- Олег Протасов досаждал защитникам соперников “Днепра”. А кому из нападающих других команд тяжелей всего было противостоять Александру Лысенко?
- Валерию Газзаеву, Владимиру Гуцаеву. Резкие, взрывные были форварды, могли всего наизнанку вывернуть. А вот с Блохиным мне было полегче, с ним я старался играть на опережение.

- Вам пришлось выступать и против зарубежных форвардов. Какие матчи еврокубков запомнились Вам больше всего?
- Я прекрасно помню все матчи, в которых принимал участие. Все-таки выделю поединки в дебютном для нас Кубке Чемпионов. Первый в Трабзонспоре вспоминается не только потому, что был первым. Когда мы летели в Трабзон, у самолета отказал один из двигателей. Мы об этом ничего не знали, но когда приземлились, увидели большое количество пожарных машин, скорой помощи, тогда и узнали обо всем. Ну а сама игра сложилась тяжело, в итоге уступили с минимальным счетом. С “Левски” вспоминаю домашний матч, где мы отыграли дефицит в два мяча. Играли в годовщину Октябрьской революции, этот факт тоже врезался в память. Матчи с “Бордо” – просто незабываемые. В ответном посчастливилось после поданного Геной Литовченко углового открыть счет (тот гол был признан телепередачей “Футбольное обозрение” лучшим голом месяца – прим. Ю.М.), жаль, совсем немного не хватило для выхода в полуфинал. А то, помимо “Бордо”, еще бы и “Ювентус” в Кривой Рог привезли (улыбается).

Тренером пришлось стать досрочно

- Тем более, удивительно, Александр Петрович, что всего через год команда резко опустилась в турнирной таблице.
- Команда и в 1986-м году была хорошая. Но ни одна команда в мире не может обойтись без спадов. Не обошел он стороной тогда и нас. А то, что заняли низкое 11-е место… Тогда плотность в таблице была большой. Одна-две победы, мы бы могли и в пятерке быть. Но то, что это случайность, мы доказали уже в следующем году, завоевав “серебро”. Увы, к этому я был уже почти непричастен. Именно тогда пришлось закончить выступления. 31 год, конечно, еще не тот возраст, чтобы заканчивать, но очень замучили травмы.

- Как произошел Ваш переход на тренерскую работу?
- Через некоторое время меня вызвал Жиздик и сообщил, что при команде создается группа резерва из выпускников школы “Днепр-75” и спортинтерната, которые на тот момент еще не могли пройти в дубль. Геннадий Афанасьевич спросил меня, не хочу ли я ее возглавить. Я ответил согласием и почти сразу уехал с ребятами на двадцатидневные сборы. Команда была полностью всем обеспечена, оставалось только тренироваться. А составили ее известные сегодня фамилии: Медин, Дирявка, Полунин, Похлебаев, Коновалов, Куриленко. Затем уехал в Запорожье работать тренер дубля Игорь Надеин, и я возглавил команду дублеров.

- С которой выиграли последний чемпионат Советского Союза среди дублирующих составов?
- Да, я с ностальгией вспоминаю то время. Тогда все сошлось: талант этих ребят – это большая удача, когда у тебя под рукой столько одаренных футболистов, и их желание совершенствоваться. Они буквально жили футболом, и тогда даже частенько была такая ситуация, когда в течение сезона Евгений Кучеревский перед матчами предлагал взять кого-то из непопадающих в “основу”, а я отказывался: и получалось здорово, команда-то была сыгранная.

- Которая вскоре составила основу и взрослого “Днепра”.
- Да, я тогда Мефодьичу много раз говорил, что с этими ребятами нельзя расставаться. И когда распался Союз, и за границу уехали опытные футболисты Тищенко, Городов, Шахов, Сон, Сидельников, как раз пригодился практически весь дубль. И как ребята заиграли! В первом чемпионате Украины выиграли “бронзу”, затем “серебро”, уступив киевскому “Динамо” только по разнице мячей, а ведь можно запросто было их пораздавать на сторону. К сожалению, всем вместе поиграть им было суждено не так много. Вы прекрасно помните события зимы 1994 года, когда из-за нестабильной финансовой обстановки в клубе вместе с Николаем Павлом в Киев уехали Похлебаев, Коновалов, Беженар и Максимов, а еще раньше там оказался Дима Михайленко.

- Это как раз совпало с Вашим назначением на пост главного тренера “Днепра”. Насколько тяжело в тот период было сохранить команду? И действительно ли помощниками Вам в этом, как доводилось слышать, стали капитан команды Сергей Дирявка и Андрей Полунин?
- Да, попотеть тогда пришлось изрядно. Беседовать и убеждать приходилось буквально каждого. Я скажу, и тех ребят, которые собрались и, в конце концов, уехали в Киев, я почти уговорил остаться. Сергей и Андрей действительно здорово мне помогали, после собрания они тоже беседовали с ребятами, убеждали остаться, и они уже сказали: “Все, мы остаемся”. А наутро изменили свое решение. Но, тем не менее, когда мы уезжали на первый сбор в Болгарию, они приехали в аэропорт проводить команду, и по их глазам было видно, что решение далось им непросто.


У тренера тоже должен быть фарт

- Поработать в качестве главного тренера “Днепра” Вам довелось недолго. Как произошло назначение на этот пост немца Бернда Штанге?
- Уже сразу после нашего возвращения из Болгарии пошли разговоры о том, что в команду приходят новые спонсоры. В Болгарию мы поехали за счет денег, поступивших от участия в Кубке УЕФА, а тут по приезду выяснилось, что есть средства на более дорогостоящие сборы. Все это произошло благодаря тому, что во главе клуба стала корпорация “Республика”. По инициативе новых спонсоров в команде и появился Бернд Штанге, одно время спонсоры даже вели переговоры с Валерием Лобановским. Обычная для сегодняшнего дня ситуация. Как говорится, кто платит, тот и музыку заказывает. Осадок, конечно, небольшой у меня остался. На старте второго круга у нас был тяжелый календарь: игры в Донецке, Одессе, Запорожье, дома с “Таврией”, “Карпатами”, “Динамо”. Команде элементарно нужно было какое-то время, чтобы сыграться, поэтому мы не избежали очковых потерь. Но проиграли-то только в Одессе. Можно было бы дать мне какое-то время, хотя бы до конца чемпионата, но какой смысл об этом говорить?

- После прихода Штанге Вам предложили стать его помощником?
- Да, но был еще вариант, при котором я мог уйти вообще, и при этом мне была бы выплачена солидная неустойка. В материальном плане я бы выиграл, но посчитал интересным поработать с иностранным тренером и ничуть об этом не жалею. Работать со Штанге было очень интересно, у меня до сих пор сохранились записи его тренировок. Жаль только, что команда не выполнила задачи выхода в еврокубки.

- Но при этом была очень близка к этому. Довелось слышать, что в том злополучном финале Вы перед пробитием пенальти отстаивали кандидатуру Медина. Насколько это соответствует действительности?
- Там вообще-то история такая была. Когда дело шло к пенальти, Штанге немного растерялся. Была дилемма: выпускать Зассена (он был неплохим пенальтистом) или Сироту. И меня поочередно и Ваня Вишневский, и Олег Таран спрашивали, кого же лучше выпустить. Я ответил: “Есть же главный тренер, ему и решать”. Штанге выпустил Сироту, а уже позже именно в этом обвинили меня. То поражение вообще было почти как трагедия. В Киеве заранее в одном из ресторанов был заказан банкет (я был категорически против этого), а в итоге после матча питались за собственные деньги. Финкель в аэропорту вообще сидел и плакал. В таких случаях обычно находят крайнего, и им оказался я. Я это понял, когда всех тренеров поочередно начали вызывать в Киев “на ковер”. Вызвали всех, кроме меня. Мне уже тогда все стало понятно и вскоре пришлось уйти.

- Как складывались Ваши дела в следующей команде – криворожском “Кривбассе”?
- Там ситуация была похожей. Когда я принял команду, она находилась в подвале турнирной таблицы. В этот момент очень сильно помог Андрей Викторович Стеценко, бесплатно отдав в аренду Захарова, Филимонова, Котюка, Платонова, Плотко. И команда преобразилась, заиграла, в итоге мы оказались в середине таблицы. Но потом сменилось руководство, команду возглавил амбициозный Сергей Полищук, который на посту главного тренера видел Олега Тарана. Однако расстались мы без обид, Полищук меня вызвал, все объяснил, и мы поняли друг друга.

- В качестве главного тренера Вы в дальнейшем работали еще в резервных командах “Днепра” и в Никополе…
- Да, в “Днепре” я работал и с третьей командой, и со второй. С “Днепром-3” мы выступали и на первенстве области, и успешно во второй лиге. От работы в той команде я получал массу удовольствия, в ней было собрано много талантливых ребят. В “Днепре-2” сложилось не так хорошо. Но тогда, три года назад, мы довольно-таки успешно выступили в первом круге, закончив его в середине таблицы, потом поползли слухи, что введут турнир дублеров и вторые команды ликвидируют. Поэтому чемпионат мы уже фактически доигрывали. В этом и кроется основная причина, что оказались в итоге в самом низу. Ну а когда команду расформировали, пришлось и мне уйти. В Никополе же директор завода ферросплавов был заинтересован в том, чтобы команда вышла в первую лигу, но доверился людям, которым это было не нужно. В итоге год назад мы не смогли выдержать конкуренции с симферопольским “Динамо-Игросервис”, и в первую лигу вышли крымчане.

- Александр Петрович, сейчас Вы тренируете единственного представителя в чемпионате Днепропетровской области команду “Алан”. Расскажите о ней подробнее.
- Эта команда создана с целью сохранить для большого футбола ребят, которые закончили спортшколы, но пока еще не попали в команды мастеров. Турнирных задач руководители клуба – компания “Металлсервис”, возглавляемая Аленой Валерьевной Литовченко, и производитель высококачественных колбасных и мясных изделий компания “Алан” – не ставят. Главное, чтобы ребята повышали свое мастерство и, быть может, в будущем могли бы куда-то трудоустроиться, как, например, наши воспитанники Константин Кравченко, Андрей Скарлош, пришедший сейчас в донецкий “Металлург”, его тезка Кохтюк, выступающий в “Стали”. Проблем, конечно, хватает. Тренируемся мы в основном на песке, на поле нестандартных размеров, но, тем не менее, ребята растут, я это вижу. Им бы еще ту любовь к футболу, которая была у тех же Паляницы, Дирявки, Полунина, но что поделаешь, сейчас время немного другое, у молодежи масса других увлечений.

- Александр Петрович, в завершение беседы. Вы проработали немало и со взрослыми командами, и с молодежью. К чему больше лежит душа, где полнее себя реализовали?
- Да в общем-то, я не могу сказать, к чему больше лежит душа, я и не задавался таким вопросом, а что касается того, где полнее себя реализовал… В большом футболе не все получилось так, как хотелось. Где-то и удачи не хватило. Недавно на торжественном вечере, посвященном 20-летию победы “Днепра”, Сергей Башкиров сказал мне: “Петрович, тебе часто просто не везло. Где-то не захотели доверить, где-то не могли заставить себя подождать”. Но из каждой ситуации я что-то для себя вынес. А поскольку на покой мне еще рано, то думаю, что еще смогу себя проявить.

Юрий Макодзеба
Источник – официальный сайт ФК «Днепр» (Днепропетровск)

футбол
Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Хацкевич рассказал, стоит ли вызывать Ярмоленко на Евро-2024
Футбол | 28 марта 2024, 13:06 8
Хацкевич рассказал, стоит ли вызывать Ярмоленко на Евро-2024

Бывший главный тренер «Динамо» считает, что опыт Андрея всегда пригодится Украине

Александр ХАЦКЕВИЧ: «Лунин сейчас дороже Куртуа»
Футбол | 27 марта 2024, 18:18 2
Александр ХАЦКЕВИЧ: «Лунин сейчас дороже Куртуа»

Бывший тренер киевского «Динамо» оценил прогресс украинского вратаря «Реала»

Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.