ЛУЖНИКАМ - 50! История крупнейшего стадиона России
Чудо на заливных лугах
Его называют таким же символом Москвы, как "высотку" МГУ или Останкинскую башню. Здесь проходили чемпионаты мира и Европы, большинство соревнований Олимпиады-80 и финал Кубка УЕФА-99. На протяжении многих лет он оставался вторым по вместимости стадионом в мире после легендарной 200-тысячной бразильской "Мараканы". Через несколько дней "Лужники" - а речь, разумеется, об этом олимпийском комплексе - отметит 50-летний юбилей.
КАК СТРОИЛИ ЛУЖНИКИ
Говорят, когда-то в Лужниках на заливных лугах (откуда, собственно, и взялось название) пасли лошадей для царского двора. Потом это место заполонили мастерские, склады и ветхие постройки по типу бараков, где жили тысячи московских рабочих. А на бесчисленных огородах выращивали зелень и овощи, которыми по весне снабжалась столица. Главной достопримечательностью Лужников была Троицкая церковь, построенная в начале XVII столетия.
Почему именно на этот уголок полвека назад положили глаз архитекторы и инженеры, которым было поручено проектирование нового спортивного комплекса? В пользу Лужников выступали чистейший воздух, излучина Москвы-реки, придающая стадиону архитектурную выразительность, и удобное расположение - недалеко от центра. К тому же почти готов был к пуску участок Кировско-Фрунзенской линии метро.
Никита Хрущев, которому, по примеру Сталина, не терпелось создать нечто монументальное, приехал на смотровую площадку Воробьевых гор, оглядел окрестности и изрек: "Стадиону быть". Глава советского правительства потребовал принести ему на утверждение проект через три месяца. Начать стройку было велено 1 марта 1955 года, а закончить 31 июля 1956-го. Таким образом, на все про все строителям отвели лишь 450 дней! Даже сейчас, при нынешнем-то развитии техники, срок выглядит малореальным. А уж 50 лет назад это и вовсе казалось утопией. Ведь требовалось отгрохать не только Центральный стадион, но и Малую арену, Дворец спорта, бассейн, массу спортивных площадок.
Вообще-то изначально открытие арены хотели приурочить к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов, намеченному на лето 1957-го. Однако в те времена еще в чести был лозунг "пятилетку за три года", поэтому начальство решило сдать лужниковский город спорта досрочно. "Наверху" возражений, ясное дело, не последовало. И уже в августе 1956-го там запланировали провести I Спартакиаду народов СССР. Своего рода генеральную репетицию перед вояжем заморских гостей.
При этом задача строителей осложнялась еще своеобразием местного грунта. Когда бараки и огороды сравняли с землей (не уцелела, разумеется, и церковь, которую теперь предполагается восстановить), выяснилось, что мягкая илистая почва не выдержит такую махину, как Большая спортивная арена.
Паниковать не стали. На это просто не было времени. Проблему решили так - взяли да и засыпали грунтом все 180 гектаров, на которых должен был разместиться стадион. После этого уровень земли там поднялся от двух до десяти метров - в зависимости от рельефа.
- Никогда не забуду, как впервые оказался в Лужниках, - рассказывает Анатолий Тесля, выпускник МИСИ, с первого до последнего дня отработавший на строительстве стадиона в должности старшего прораба. - Деревянные постройки только снесли, и нужно было выравнивать почву. Приехав туда, я увидел бульдозеры, которые утопали в грунте вплоть до самой кабины. Вот такая была непроходимость! Признаться, сначала испытал шок. Неужели, думаю, в этом болоте скоро будет чудо-стадион?! Впрочем, быстро взял себя в руки. Опыт-то подобных работ у нашего коллектива уже был. Примерно так же незадолго до этого мы выправляли русло Яузы. Осушали реку, применяли систему понижения грунтовых вод, делали специальные дренажные устройства. Ил ведь когда полностью подсохнет - по нему хоть танки пускай. Выдержит спокойно. А вот ежели сырой - сплошная морока. Наиболее заболочена почва была, конечно, в районе будущей набережной Москвы-реки. К ее сооружению в Лужниках я имею непосредственное отношение. За счет земснарядов мы намыли несколько миллионов кубометров грунта, благодаря чему часть земли там поднялась метров на десять! Всего же, чтобы рукотворное побережье не расползлось под тяжестью объектов и не размылось, по всей территории пришлось вбить в землю около десяти тысяч железобетонных свай.
Тесля вспоминает, что колоссальный по своей трудоемкости "нулевой" уровень подготовили к середине лета. С того момента можно было наконец приступать непосредственно к строительству.
Энтузиазм, с которым возводили главный стадион Советского Союза, многие сравнивали с началом строительства Московского метрополитена. Ход работ контролировала министр культуры Екатерина Фурцева. Периодически наведывался на стройку и сам Хрущев. Немудрено, что поставки шли практически без сбоев. Стройматериалы поступали из Ленинграда и Армении, электрооборудование и дубовый брус для зрительских скамеек везли с Украины, стекло - из Белоруссии, оборудование - из Прибалтики, лиственничный брус - из Иркутска, электропровод - из Подольска... Словом, помогала вся страна.
Попасть на лужниковскую стройку считалось большой удачей. Платили тут прилично, особенно, если учитывать, что за этими деньгами не нужно было ехать, допустим, в Сибирь или за Урал. Плюс надбавки, премии за перевыполнение плана и нормы выработки - оттого производительность труда росла, как на дрожжах. За месяц в Лужниках легко можно было заработать на два холодильника "ЗИЛ".
Чтобы уложиться в срок, вкалывали без выходных, в три смены. Для инженерно-технических служащих 10-часовой рабочий день был объявлен официально. Всего в Лужниках трудились полтора десятка тысяч строителей. В помощь им регулярно отряжали участников многочисленных субботников, комсомольцев-добровольцев и солдат строительного батальона. Ходили слухи, будто задействовали также заключенных, однако Тесля это категорически отрицает.
- Да разве такое дело в мешке утаишь? - резонно замечает Анатолий Иванович. - Это ж охрана с автоматчиками нужна, колючая проволока. А я в Лужниках целый год дневал и ночевал - ни разу никого не видел. Даже разговоров на эту тему у нас не возникало. Вот к строительству нового здания МГУ и знаменитой "высотки" у Красных ворот зеков действительно привлекали, готов подтвердить.
К сожалению, редкая стройка обходится без трагедии. Не стали исключением и Лужники. На Малой арене в спортзале кладку делали зимой. Раствор не схватывался, а замерзал. Пришла весна - и стена одного из залов рухнула. Сколько человек погибло, неизвестно до сих пор. Рассказывают, не меньше десяти.
ДВЕ РЕКОНСТРУКЦИИ И ПЯТЬ ДИРЕКТОРОВ
Несмотря на астрономический объем работ и чудовищный цейтнот, город спорта удалось сдать к назначенному дню! На 180 гектарах расположились 140 спортивных объектов, 26 спортзалов, 11 футбольных полей.
31 июля 1956 года, как и планировалось, на Большой арене состоялся торжественный парад, посвященный открытию стадиона, которому присвоили имя - ну а кого же еще? - В. И. Ленина. А несколько дней спустя туда на старт вышли участники I Спартакиады народов СССР.
Впоследствии много лет в программах визитов всех официальных лиц, посещавших Советский Союз, Лужники стояли вторым после Кремля номером. Пока не построили Кремлевский дворец съездов, кинофестивали, концерты и даже партийные конференции частенько проходили во Дворце спорта. А на Малой арене по возвращении из-за рубежа любил выступать с речами Хрущев. Устраивали там вечера и поэты-шестидесятники.
Несомненно, главным предметом гордости Лужников все эти полвека остается Большая спортивная арена. По высоте она равна 8-этажному зданию, но, невзирая на солидный размер, имеет правильную, близкую к эллипсу, форму. Чего только не предусмотрели под ее трибунами на всех четырех этажах авторы проекта - более тысячи различных помещений, среди них 15 тренировочных залов, гостиница на 150 мест, врачебно-физкультурный диспансер, рестораны, кафе. 3 августа 1957 года под Восточной трибуной открылся Музей спорта.
За это время Лужники дважды подвергались капитальному ремонту. В канун Олимпиады-80 были модернизированы большинство сооружений, перекрыта Малая арена, появился универсальный спортивный зал "Дружба".
К 850-летию Москвы состоялась вторая масштабная реконструкция. В основном, она коснулась Большой арены, которая к тому моменту была изношена на 80 процентов. Менее чем за два года по периметру чаши были смонтированы 72 стальные опоры высотой по 26 метров каждая. Они приняли на себя уникальную по размерам и сложности инженерного замысла крышу шириной 63,5 метра и весом 15 тысяч тонн. За надежность конструкции отвечают датчики, которые фиксируют малейшие влияния снега и дождя. Кстати, прежде рекорд принадлежал козырьку на одном из итальянских стадионов - 48 метров. А привычные скамейки для зрителей заменили пластиковыми креслами, в результате чего вместимость арены сократилась на 18 с лишним тысяч мест. В конце 1998 года УЕФА включил Лужники в список пятизвездных европейских футбольных арен.
За 50 лет стадионом страны номер один руководили пять директоров: Василий Напастников, Михаил Борисов, Лев Никитин, Виталий Сильчев и - вот уже 24 года - Владимир Алешин. На его период правления пришелся, пожалуй, самый сложный этап в жизни лужниковского спортивного комплекса. Реформы, переход на рыночные рельсы...
Начало 90-х ознаменовалось для арены новым витком. Алешин не скрывает, что поначалу весьма скептически отнесся к предложению столичного градоначальника Юрия Лужкова организовать на территории, прилегающей к стадиону? торговые ряды. Но делать нечего - пришлось подчиниться. Для Лужников это оказалось спасением.
Пока три с половиной года назад не вступило в силу постановление о запрете торговли в районе спортсооружений, именно арендные отчисления от рынка приносили основной доход. Годы спустя Алешин признал: "Не было бы рынка - не было бы и Лужников. Мы вообще погибли бы, если бы сосредоточились исключительно на спорте. А многопрофильность позволяет зарабатывать. У нас есть гостиницы, банк, страховая и строительная компании, турфирма..."
Патрон Лужников любит повторять: "Чтобы крупные международные соревнования проходили в Москве, в частности, на нашем стадионе, необходимо не только соответствовать мировым стандартам, шагая в ногу со временем, но и чуть-чуть опережать его. К этому и стремимся".
Замечу, не пустые слова. Иначе не стали бы Лужники подавать заявку на проведение финала Лиги чемпионов 2008 и 2009 годов. После того как в 99-м там состоялся финал Кубка УЕФА, Алешин загорелся мечтой добыть для России и финал Лиги. Конкуренты у нашей арены серьезные - берлинский "Олимпиаштадион", где проходил финал ЧМ-2006, обновленный лондонский "Уэмбли", Олимпийский стадион Рима и севильский "Эстадио Олимпико", который принимал финал Кубка УЕФА-2003. Выйдут ли Лужники победителями в этой гонке, выяснится в октябре на заседании исполкома УЕФА в Любляне. Если все получится, лучшего подарка к юбилею стадиона, наверное, и представить нельзя.
...А Анатолий Иванович Тесля, которому недавно исполнилось 75, частенько захаживает на Воробьевы горы, благо живет неподалеку. Смотрит сверху на лужниковскую красавицу арену, выстроенную и его руками. Прислушивается к рассказам гидов во время экскурсий, информирующих москвичей и гостей столицы о том, за сколько дней был создан грандиозный спорткомплекс. Следит за их неизменно изумленной реакцией. А потом, посмеиваясь и вспоминая, как полвека назад здесь все начиналось, не спеша бредет обратно к дому.
Александр КРУЖКОВ, газета Спорт-Экспресс
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Перед стартом на ЧЕ-2024 украинская команда проиграла со счетом 19:38
Родри вряд ли перейдет в «Реал»