Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Другие новости
|
2192
0

Две родины Бякова

Сорок дней назад не стало выдающегося украинского биатлониста

Две родины Бякова

Вятский городок Кирово-Чепецк не был нанесен на карту CCCР, он значился лишь под номером почтового ящика, поскольку местный завод задолго до войны работал на оборонную промышленность страны. Полное обеспечение города (магазины, школы, детские сады, поликлиника, больница, спортивные базы) велось из центра и было подчинено непосредственно Москве. Все мужское население близлежащих сел трудилось на заводе. С мужчинами в регионе нехватки не было. Однако вырваться из рутинной жизни деревни удавалось немногим. До войны все работники колхозов должны были хранить свои паспорта под присмотром председателя сельсовета, документы на руки выдавались в исключительных случаях, особо одаренным парням и девушкам, желающим продолжить образование и обладающим действительно исключительными знаниями или другими талантами.

Двум братьям из многодетной семьи Бяковых (всего десять детей) удалось убедить местных руководителей уехать из родного села Исаковцы, что в 60 км от райцентра, в город для продолжения образования.
Старший Петр устроился на завод слесарем, а Иван (шестой в семье) поступил в финансово-экономический техникум. И, как раньше говаривали, не на кого-нибудь, а на бухгалтера. В то время именно бухгалтер слыл самым грамотным и образованным человеком на селе. По окончании учебы Иван (названный в честь отца, демобилизованного с фронта по ранению) вернулся в родной колхоз, где положенный срок в два года сводил дебет с кредитом.

Еще парнишкой он вместе с братьями и сестрами ходил в школу за восемь километров в соседний Полом. Туда и обратно после занятий всего ничего —15 верст в день! По весеннему бездорожью — бегом. Зимой на лыжах, иначе по сугробам не пройдешь. Вся семья Бяковых вполне могла составить неплохую лыжную команду. Так, собственно, оно и было. За школу, колхоз, район, почти все выступали на соревнованиях.
Шустрый Иван ради детской забавы прыгал на льдины во время ледохода, не раз проваливался и вновь рвался в бой с собственной неуверенностью. Уже тогда ему не было равных на местных спортивных турниpax. Защищал честь школы, района, города. Выступал в легкоатлетических забегах, как все пацаны, любил футбол, играл в волейбол.

Призыв в армию на четыре года в подводный флот изрядно обескуражил Ивана. По физическим данным, психологической устойчивости, умению адаптироваться в коллективе в условиях замкнутого пространства, Иван, безусловно, подходил подводникам. Но без тренировок на суше он уже свою жизнь не представлял. Помогли военком и тренер, которые ходатайствовали перед руководством и отвоевали отсрочку от призыва именно в морфлот. Свой гражданский долг перед родиной Иван Бяков исполнил, прослужив три года в погранвойсках на границе с неспокойным Китаем, в районе озера Хайсан. Китай то и дело осуществлял провокации на границе, поэтому частенько приходилось стрелять боевыми патронами. Как спортивно одаренный человек, Иван участвовал во всех соревнованиях Восточного погранокруга (в советское время развитию армейского спорта уделялось особое внимание, проходили крупные турниры между округами). Причем, продемонстрировав прекрасные результаты в стрельбе из любого вида оружия, Бяков стал заниматься биатлоном, соединив, таким образом, обе дисциплины (бег на лыжах и стрельбу).

На зимней Спартакиаде народов СССР 1966 года, куда он приехал в составе сборной Казахстана, Иван переговорил со своим земляком (тренером команды Кировской области) Иваном Родыгиным, у которого после демобилизации и стал тренироваться. Но спорт спортом, а работать где-то нужно. Бегать на лыжах не профессия, как тогда считалось. Поэтому и устроился на все тот же военный завод в Кирово-Чепецке. Вернее стал убирать стадион, все оставшееся время посвящая тренировкам в обществе «Олимпия» и выездам на турниры.

Как-то в перерывах между тем и другим, зайдя в местный кинотеатр, заметил совсем юную девушку. Сидя в темном зале, Иван ловил себя на мысли, что в луче кинопроектора все чаще смотрит не на экран, а на нее. Она же, увидев в фойе хорошо сложенною парня в уже изрядно маловатом костюме (Иван только демобилизовался, и вся штатская одежда за три года службы, естественно, оказалась не по росту), откровенно улыбнулась такому чудаковатому персонажу. Но каково было их общее удивление, когда спустя несколько дней они во второй раз случайно встретились в родном зале «Олимпия». Шестнадцатилетняя Валя тоже занималась лыжами, и тоже у наставника Ивана Родыгина. Вот это совпадение. А, может, судьба?! Валентина Геннадьевна никогда в этом не сомневалась. С ее Иваном не было стыдно: бегал ли он на лыжне, или танцевал в ресторане (что делал весьма умело), рассказывал ли анекдоты в компании друзей, или выступал на тренерских совещаниях.

В 1970 году Бякова пригласили в сборную Союза по биатлону, правда, пока во второй состав. Но в «дубле» он не засиделся. На чемпионате страны в Новосибирске, где Иван выступал за Кировскую область, старожилы команды предложили бежать новичку первым (дескать, пусть лыжню проложит). А он возьми да и выиграй этап. Вот удивление было для опытных Меланьина, Мочалова, Перминова — утер им нос новобранец. Сей факт не прошел мимо главного тренера сборной Александра Привалова. Через год в 1971-м, Бякова ввели в «основу» главной команды страны, где он задержался на десять лет.
Наставник Бякова Иван Родыгин утверждал, что в спорте без интеллекта делать нечего, а Иван — спортсмен думающий. Он грамотно умел распределить свои силы на дистанции, никогда не впадал в панику, отличался психологической устойчивостью и выносливостью (стреляли ведь тогда еще боевыми патронами образца 1943 года, да и дистанция стрельбы была не 50 метров как теперь, а в три раза длиннее — 150).

В олимпийскую команду 1972 года претендентов значилось ни много ни мало — 150 человек. Как заметит позднее сам Иван Иванович, легче было выиграть на любом международном турнире, чем у нас в Союзе на чемпионата — конкуренция тогда существовала сумасшедшая. А для Ивана Бякова предстоящий олимпийский старт был всего лишь вторым международным в жизни.

Первым в эстафетной олимпийской гонке в Саппоро на свои 7,5 километра стартовал Александр Тихонов. Во время стрельбы из положения лежа у него сломалась лыжа. Экипировку пришлось заменить. На помощь пришел немецкий биатлонист Шпевр, только готовившийся к старту. Из-за задержки Тихонов финишировал девятым. Вторую дистанцию открывал Ринат Сафин, сумевший существенно сократить разрыв. После него свой этап бежал Иван Бяков, принявший эстафету от коллеги по команде первым. Завершал гонку Виктор Мамонов. На заключительном этапе советская сборная выиграла у финнов почти три минуты, став олимпийским чемпионом.

За постоянными разъездами времени на учебу не хватало, а без специального образования перспектив остаться в спорте, как мечтал Иван Бяков, практически не оставалось. Тогда в Союзе действовало четыре института физкультуры: в Москве, Ленинграде, Алма-Ате и Киеве. Шумная столица родины всегда отталкивала Ивана, серый Ленинград откровенно удручал, казахские степи без того изрядно надоели во время службы в армии. Только Киев с его цветущими каштанами, золотой, щедрой на краски и плоды осенью, всегда привлекал вятского парня. Туда и подался воспитанник российского биатлона, каковым еще долго считали Бякова в Госкомспорте СССР. Чиновники из Москвы восприняли переезд как предательство, чуть не сфабриковали дело об «изменнике родины», грозя лишить звания заслуженного мастера спорта. Ограничились, правда, отлучением от сборной на два года. Тренерский же состав команды, коллеги дорожили Иваном, искренне его любили и, хотя не без сожаления, но приняли переезд в Украину с пониманием.

В Киеве Иван Бяков стал тренироваться с Борисом Зориным по индивидуальной программе, совмещая учебу в инфизе. Со временем перешел на заочный. Но все контрольные, курсовые и экзамены сдавал без скидок на спортивную занятость и выступления, по-прежнему испытывая неловкость за свою олимпийскую славу. Да он никогда и не манипулировал титулами. Всякий раз доказывал состоятельность на лыжне в честной борьбе.

Семья, в которой уже подрастало трое детей, как и раньше, не видела своего кормильца и главу. Но, ни жена, ни дети никогда не ставили условия, когда Ивану Ивановичу приходилось бы выбирать: либо-либо. Наоборот, понимая всю важность участия во второй Олимпиаде в Инсбруке, близкие всячески поддерживали решения отца.

В какой-то степени на своей второй Олимпиаде кму предстояло реабилитироваться, что после переезда в Украину он все еще отвечает уровню сборной страны. В 1974 году на отборочном перед чемпионатом мира традиционном турнире «Ижевская винтовка» Бяков выступал в составе сборной Украины, которая в эстафете завоевала «золото». В индивидуальной гонке Иван показал третий результат. На следующем за ним Кубке СССР Бяков стал единственным представителем от Украины. Именно по результатам Кубка формировался состав олимпийской сборной, готовящейся в Инсбрук. На стороне Ивана был зампредседателя Госкомспорта СССР Валентин Сыч, который отстоял его кандидатуру.

За несколько месяцев до Олимпиады в Инсбруке всемирно известная фирма «Адидас» — один из лидеров по производству спортивной одежды и инвентаря — предложила советским спортсменам апробировать лыжную экипировку. Новая модель ботинок на пластиковой подметке досталась и Ивану Бякову. Нос ботинок треснул, едва Иван стартовал во втором этапе олимпийской эстафеты. К тому же левая лыжа из-за плохого крепления выкатилась. Тренеры в суматохе и панике заменили ее на правую. Пока наши разбирались, на помощь пришел француз Жерар Берже, который не участвовал тогда в гонке. Мало того что лыжа была другой формы, да еще и размер не подходил. 44-й у француза против 41-го у Бякова по всем раскладам мог сыграть злую шутку. Но Иван проявил, как говорится, чудеса изобретательности и нашел выход из ситуации. Чтобы не потерять лыжу, он изменил технику бега и перешел на так называемый безшажный ход (меньше работал ногами, отталкиваясь лишь палками). Из-за этого сыр-бора Бяков продолжил гонку на четвертой позиции, добравшись все-таки до огневого рубежа. Отстрелявшись без промахов и, соответственно, без дополнительных кругов, советская команда вновь завоевала олимпийское «золото».

Рано или поздно, как ни горько для спортсмена, а предстояло покинуть лыжню. Бяков это сделал вовремя. Тем более поступило предложение работать тренером сборной Украины. Он прекрасно разбирался в оружии, умело подбирал смазки к лыжам, так что опыт двукратного олимпийского чемпиона пришелся украинской команде кстати. А в 1991 году Ивана Бякова выбрали президентом вновь созданной федерации биатлона Украины. Практически всю работу с документами, связь с местными и международными специалистами он доверил старшей дочери Марии, выпускнице столичного инфиза (Маша занималась стрельбой, владела разными видами оружия, прекрасно знала английский язык).

...Случившаяся страшная семейная трагедия (Мария и двое ее малолетних детей погибли в авиакатастрофе в 1997 году) пошатнула здоровье Ивана Бякова. В офисе федерации все напоминало о недавнем присутствии дочери. Психологически Ивану Ивановичу сложно давалась работа, он покинул пост президента. За 2008-2009 годы три следовавших друг за другом инсульта окончательно подорвали здоровье. Последний подвел черту жизни знаменитого биатлониста.


Анна ШПАК, газета «Команда»

Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Топ-10 ветеранов в возрасте 35+, которые продолжают карьеру в Европе
Футбол | 24 апреля 2024, 18:08 1
Топ-10 ветеранов в возрасте 35+, которые продолжают карьеру в Европе

Для кого-то из них предстоящее лето, вероятно, принесет момент, когда придется попрощаться

Стало известно условие, при котором тренер Мудрика будет уволен из Челси
Футбол | 25 апреля 2024, 05:00 2
Стало известно условие, при котором тренер Мудрика будет уволен из Челси

Маурисио Почеттино должен вывести «пенсионеров» в еврокубки, иначе покинет пост коуча

Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.