Стефан ЛАМБЬЕЛЬ: «Хочу, чтобы у фигуристов было больше свободы»
О новых правилах, своих учениках и помощи юной украинке
Корреспондент Sport.ua пообщалась с известным швейцарским тренером в его школе в Шампери.
Прошлый сезон был весьма успешным для Стефана Ламбьеля и его учеников – фигурист из Латвии Денис Васильев завоевал свою первую медаль чемпионата Европы (бронзу), а японец Шома Уно стал бронзовым призером Олимпиады-2022 в Пекине, а после выиграл чемпионат мира.
В разговоре с нашим корреспондентом в Шампери, где находится его школа Skating school of Switzerland, швейцарский тренер отметил, что все воспоминания и моменты, пережитые вместе с учениками, очень ценны для него – не только те, которые привели к медалям или успеху.
«Моя конечная цель для всех моих учеников состоит в том, чтобы однажды они стали самостоятельными», - добавил Ламбьель.
По его мнению, они как раз движутся в правильном направлении с Шомой Уно, который тренируется в Шампери уже три года.
«Шома становится все более и более независимым, у него получается все время развивать свою личность, он знает, что ему нравится, чего он хочет, что ему нужно, он гораздо больше осознает себя, и это, безусловно, помогает ему – как в плане техники, так и артистизма», - отметил Стефан.
Победа Уно на чемпионате мира-2022 в Монпелье стала очень ярким моментом и воспоминанием для его тренера – не только и не столько сам факт золотой медали, а та свобода и радость, с которыми катался Шома, и которые он смог передать и зрителям.
С 23-летним Васильевым Ламбьель работает уже 6 лет и также отмечает несомненное развитие и рост спортсмена.
«Я чувствую, что он сильно повзрослел, он очень сильный человек с большими амбициями и решимостью, он такой осознанный и скрупулезный во всем, что делает, и мне нравятся в нем эти черты. При этом мне все еще нужно помогать ему и направлять его, ведь такой перфекционизм часто сопровождается множеством сомнений», - поделился Стефан.
Сам Денис также рассказал нам, чего он ждет от следующего олимпийского цикла – а он намерен оставаться в спорте до Олимпиады-2026 в Милане.
«Я на самом деле счастлив своим летом, я очень хорошо поработал. Я хочу по большей части для себя самого доказать, что можно и прыгать, и кататься. Я ищу целостность представления, эту полную отдачу - моменты, когда ты, к примеру, катаешься на Олимпийский играх в удовольствие, ты получаешь реальный кайф, будучи там. Сейчас будет новый олимпийский цикл, и я хочу за эти 4 года насытиться этим ощущением. Потому что после этого у меня не будет так много возможностей, скорее всего, ведь в этом спорте долго не «живут», я сейчас уже могу по сути себя назвать одним из старичков фигурного катания. Почти все те, с кем я начал свою карьеру, уже закончили», - поделился латвийский фигурист.
По словам спортсмена, он хочет научиться по желанию входить в то особое состояние во время проката программы, когда ты не думаешь об оценках, а полностью отдаешь себя музыке и представлению, наслаждаясь каждой секундой.
«Я ищу для себя удовольствие от того, что я делаю, иначе в чем смысл это вообще делать. Чем больше я катаюсь, тем больше узнаю о самом себе и вот этом концепте «быть в зоне». Для меня отличный прокат программы - это когда ты полностью живешь в ней, чувствуешь ее, и в итоге можешь и не помнить потом, что ты делал. И вот эта свобода, эта «зона», это то, что я очень сильно хочу научиться включать по желанию. И я хочу разобраться, как научиться достигать этого момента, когда ты отпускаешь, но в то же самое время ты полностью присутствуешь», - рассказал Васильев.
Конечно же, мы не могли не спросить у Ламбьеля, что он думает по поводу очередных изменений в правилах фигурного катания, которые были приняты на конгрессе Международного союза конькобежцев (ISU) этим летом.
Напомним, что одним из главных нововведений стало повышение возрастного ценза для фигуристов. Чтобы продлить карьеры атлетов, а заодно позаботиться об их физическом и ментальном здоровье, решили поднять минимальный возраст участников взрослых соревнований. Происходить это будет поэтапно: в этом сезоне ценз останется прежним - выход из юниоров будет доступен, если фигуристу исполнилось 15 лет до 1 июля. Через год планка поднимется до 16 лет, а с сезона-2024/2025 возрастной ценз составит 17 лет. Также изменили систему оценивания программ – из пяти компонентов (навыки катания, связующие элементы, представление, интерпретация музыки, композиция) оставили три — представление и интерпретацию музыки объединяют в «презентацию», а связующие элементы просто выбрасывают.
Что ж, у Стефана свое мнение на этот счет – он считает, что менять нужно всю систему, а не отдельные ее части.
«Я принимаю изменения и играю по правилам, но, конечно, если хорошенько задуматься об этом, я бы многое сделал по-другому. Я бы все поменял. Я думаю, что эта система плоха и они пытаются исправить какие-то мелкие недочеты, но, когда ваша система неудачная, небольшие изменения не сделают ее лучше, вам нужно менять всю систему», - уверен Ламбьель, который до начала работы тренером и сам был успешным и титулованным фигуристом.
Швейцарец хотел бы, чтобы у спортсменов было больше свободы в выражении себя и своей оригинальности на льду, однако нынешняя система оценивания не позволяет этого.
«Мы должны поощрять фигуристов быть более свободными, а система этого не дает, и в итоге у них все меньше и меньше свободы со всеми этими специфическими правилами. И проблема в том, что вы наблюдаете, как все делают одно и то же, и ни у кого нет возможности быть оригинальным. Мы говорим об оригинальности, артистизме и прочем, но не даем свободы делать это, а лишь делаем правила более строгими. Для меня слишком многое не имеет смысла - например, это должно выглядеть сложно, но в то же время быть выполнено легко и без усилий. Ну вот как это оценивать? Для меня вся система ошибочна в том плане, что в ней нет смысла - я люблю эстетику этого спорта, его творческую сторону, и я очень хотел бы, чтобы у фигуристов было больше свободы быть теми, кто они есть», - поделился Стефан.
К слову, он сам остается в отличной форме и все еще может прыгать четверные прыжки, что и продемонстрировал во время нескольких шоу в Японии, в которых принял участие летом. Ламбьель признался, что был очень счастлив вновь выйти на лед в качестве фигуриста, и показать свои две новые программы. Он добавил с улыбкой, что ему не так сложно держать форму и продолжать делать сложные элементы – ведь он постоянно учит других исполнять их.
Сейчас в школе Ламбьеля в Шампери тренируется и украинская фигуристка – 11-летняя Любовь Жолобова, которая сбежала от войны и вместе с семьей приехала в Швейцарию в марте. Стефан и его команда с радостью приняли юную спортсменку и очень стараются, чтобы она чувствовала себя комфортно и могла полноценно тренироваться и снова мечтать. Именитый тренер вспомнил, как случилось это знакомство и сотрудничество и почему для него было важно помочь украинской семье.
«Мы получили электронное письмо от подруги семьи Жолобовых с просьбой о поддержке, и, конечно, я очень беспокоился о ситуации - не только о Любиной, но и о всех остальных в этом кризисе. Здесь я мало что могу сделать, но, конечно, когда я знаю, что разрушается так много жизней, я чувствую, что должен сделать все возможное, чтобы помочь. И вот я получил этот запрос о переезде семьи Любови, и я подумал, что это была бы хорошая среда для них, что они будут здесь в безопасности, и чтобы девочка могла тренироваться, продолжать мечтать и заниматься тем, что ей так нравится. Для меня было важно помочь ей и ее семье. Я хотел бы сделать гораздо больше, но у меня есть пределы, и я надеюсь, что многие люди поддержат еще многих, и что это очень скоро закончится, и мы снова сможем обрести мир», - поделился Ламбьель.
Конечно, не обходится без сложностей в адаптации к новому месту и языку, но Стефан это понимает и вместе со своей командой старается максимально облегчить этот период для Любы и ее родных, которые оказались вдали от своего дома, где до сих пор идет война.
«С Кристофером (генеральный директор школы, - прим. ред.) мы изо всех сил старались обеспечить семью всем, и город также помог им с жильем и школой. Любе, конечно, сложно, нужно адаптироваться к новой среде, новому языку, новым людям, новому дому и культуре, всему новому - как и ее родителям. Я много путешествую и знаю, каково это быть вдали от дома - в какой-то момент ты просто ужасно скучаешь по нему, особенно если ты вынужден был уехать и у тебя не было другого выбора, тогда это еще тяжелее. Здесь, в Шампери, мы пытаемся заставить их чувствовать себя как дома, и, надеюсь, у нас получается, насколько это возможно. Я знаю, что это невероятно сложно для семьи - бросить все и двигаться дальше, и я восхищаюсь этим шагом и хочу поддержать их, насколько могу», - говорит швейцарец.
Марина НАСТЕВИЧ из Шампери
Фото – Марина Настевич, Judith Dombrowski
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Леннокс считает эту победу заслуженной
Дария Буткевич опубликовала любопытное фото
вопрос: почему ученики уходят?