СЕУКАНД: «Я всегда могу предоставить игроку шанс»
Сегодня главный тренер киевского «Сокола» и сборной Украины отмечает свое 58-летие
Вот уже на протяжении многих лет Александр Сеуканд является одной из самых главных фигур в нашем хоккее. Он никогда не поступается своими принципами, тем более когда это нервирует его недоброжелателей. Тренер фанатично предан своему делу и не останавливается на достигнутом. При этом Александр Юрьевич не заносчивый и не высокомерный ни с кем. После матча может запросто провести разбор игры с обычными болельщиками.
Как часто происходит у спортсменов, свой день рождения Александр Сеуканд отмечает не дома. Согласно календарю чемпионата России, 4—5 декабря киевскому «Соколу» положено было проводить два принципиальных поединка на выезде против ХК. «Дмитров», который является главным конкурентом нашей команды в борьбе за первое место в дивизионе «Запад», а затем продолжать вояж по России.
ГЛАВНОЕ - НЕ УЧАСТИЕ, А ПОБЕДА
— Александр Юрьевич, «Сокол» отлично начал сезон, а перед «командировкой» в Дмитров вышел на первое место. При этом клуб сражается сразу на нескольких фронтах.
— Тяжело, конечно, только в ноябре первая команда провела 14 поединков в чемпионате России и Континентальном кубке. Переезды и перелеты тоже сил хоккеистам не прибавляют. К сожалению, короткая скамейка запасных не позволила нам выйти в финал евротурнира, хотя мы заняли в Лиепае второе место, уступив только по дополнительным показателям. Мы обыграли победителей — минский «Керамин» — со счетом 4:2, но не сумели справиться с местным «Металургсом» — 1:3, а затем разгромили казахстанский «Горняк» — 7:2. Однако все зависело от последней встречи, в которой минчане добыли победу с нужным им результатом. Обидно, конечно.
Кроме того, команда «Сокол-2» неплохо выступает в чемпионате Белоруссии, а еще один «Сокол» — в первенстве Украины. Бывают такие моменты, что все три наших клуба играют в один день. Естественно, требовать сиюминутного результата от 17—18-летних ребят в матчах против взрослых мужиков глупо. Но, ничего, ребята стараются. Иногда, конечно, приходится играть через «не могу».
А что касается первого места в чемпионате России... Оно пока ничего не дает, ни кубков, ни медалей. Все будет решаться в плей-офф, где, как известно, может выстрелить любая команда. Перед «Соколом» с начала сезона стоит задача побеждать в каждом поединке. Похоже, получается. На мой взгляд, мы заслуженно занимаем первую строчку.
—Прошедшим летом вы в третий раз за карьеру стали у руля сборной Украины. 5—8 февраля нашей команде предстоит отборочный турнир на Олимпиаду-2010, на какой результат можно рассчитывать?
—Мы играем на победу в каждом матче. Перед сезоном в разговоре с президентом Федерации хоккея Украины Анатолием Брезвиным перед нашим коллективом была поставлена четкая задача — завоевать путевку в Ванкувер и в апреле следующего года на чемпионате мира в Польше вернуть себе место в элитном дивизионе, который покинули в 2007 году.
Не скрою, сборной Украины предстоит тяжелый отбор на Олимпиаду. В Риге нашими соперниками будут сборные Латвии, Венгрии и Италии. Противники не из легких, в Ванкувер поедет только победитель, но ведь и мы не лыком шиты, думаю, первое место нам занять вполне по силам. Главное, чтобы все хоккеисты были здоровы и подошли к турниру в оптимальной форме.
ЗАРАБАТЫВАТЬ, А НЕ ПОЛУЧАТЬ
—Александр Юрьевич, как тренер вы больше похожи на диктатора, это так?
—Думаю, да. Я вообще не понимаю, что такое «мягкий тренер». Как я говорю, так и должно быть. Тренер заставляет ребят работать, иногда сверх того, что они могут показать. А просто похлопать по плечу и сказать: «Давай, как можешь», — такого не бывает. Ко всему прочему, я стараюсь всегда быть справедливым и честным по отношению к хоккеистам. Впрочем, не только к ним — к любому человеку. Да, иногда я бываю жестким и требую от людей по максимуму. Просто сам привык зарабатывать, а не получать. Кстати, зачастую от моей ежедневной работы страдает жена, принимающая мое отрицательное биополе. Нервы, знаете, уже не те...
—Вы часто конфликтуете с хоккеистами?
—Случается. Приведу такой пример. Был в киевском «Соколе» один хоккеист. Талант от Бога, но однажды он придумал себе болезнь, которой не существовало. Я могу простить человеку неопытность, незнание, но обмана не потерплю никогда. Мы попрощались. Не потерплю и трусости. Приходилось мне и выгонять «мальчика» с тренировки только за то, что он боится играть в хоккей. Ведь эта игра — борьба характеров, «серого» здесь нет — только «белое» или «черное», номер на площадке у меня в команде отбывать нельзя. Я привык говорить правду в глаза, указывать хоккеистам на их ошибки. Правда, есть у меня еще кредо: «Никогда не говори «никогда». Другими словами, я всегда могу предоставить игроку шанс.
—Как вы думаете, хоккеисты вас боятся?
—Это надо у них спросить, я стараюсь мыслить «по-игроцки», объяснять доходчиво, если надо три, четыре, пять раз. Кроме того, считаю, тренер обязательно должен быть в команде. Он не имеет права болеть, так как всегда должен находиться на глазах у своих подопечных.
Еще я вам приведу один пример. Я сам москвич, в столице России у меня есть квартира. Однажды, еще во время чемпионата МХЛ, мы возвращались с матча через Москву, а поезд на Киев должен был идти только утром. Пришлось ночевать прямо на баулах. До дома я мог добраться минут за 20, но остался вместе с ребятами. Такое было не однажды. На мой взгляд, подобное единение с игроками мне помогает в работе.
— Вам часто приходилось отправляться на игры, тренировки через «не могу»?
— Да. Как я уже говорил, тренеру нельзя болеть. Я несколько раз приходил на тренировки с температурой, между занятиями отлеживался прямо на катке. Самочувствие — хуже не придумаешь. Иногда доктор давал от температуры такие таблетки, что просто волосы дыбом становились, но затем, правда, отпускало. Бывало давление, видимо, от перенапряжения повышалось так, что не мог на второй этаж подняться. Слабость чувствовал просто дикую. Но через подобные ситуации проходят все тренеры — футбольные, гандбольные, таков уж наш крест.
ВСЯ ЖИЗНЬ - ХОККЕЙ
—Александр Юрьевич, почему вы свою судьбу решили связать именно с хоккеем?
—Этим я прежде всего обязан своему дяде. Мы жили в Москве неподалеку от катка. Он садил меня на санки и вез на ледовую площадку, там я надевал коньки и гонял, сколько заблагорассудится.
—А как вы, москвич, оказались в «Соколе»?
—Мне было 20 лет, когда в «Крылья Советов», за которые я выступал, поступило приглашение от киевского «Динамо», игравшего тогда в первом дивизионе. «Крылышки» боролись за бронзовые медали, состав был очень сильный, тренировал команду Борис Кулагин. Я же не имел постоянного места в «основе», а играть очень хотелось. В Киеве мне предложили двухкомнатную квартиру и твердое место в составе, хотя в зарплате я несколько потерял, но желание играть пересилило. И вот в ноябре 1971 года я оказался в Киеве. С 1972-го по 1980-й я играл в «Соколе», можно сказать, «от звонка до звонка».
— Закончили хоккейную карьеру вы очень рано...
—Мне еще не было 30. В 1980 году я уехал учиться в Москву в Высшую школу тренеров, хотя еще мог продолжать выступления — меня приглашали в Саратов, Ижевск... Но я ни о чем не жалею, за те два года, что я провел в ВШТ, приобрел неоценимый опыт. Достаточно только сказать, что куратором группы у нас был Анатолий Владимирович Тарасов. Он нам дал очень многое.
В свое время сразу по окончании ВШТ я отказывался быть старшим тренером команды ШВСМ, почему-то был уверен, мне еще рано. Затем я работал в ДЮСШ, считаю, это также помогло в моем становлении. Как говорил Тарасов, работать с детьми — это то же самое, что спуститься в шахту и рубить уголь. В ДЮСШ я провел два года, потом созрел для того, чтобы возглавить команду ШВСМ. Но работать главным тренером — это одно, а идти к кому-то ассистентом — совершенно другое. Когда меня в «Сокол» пригласил Александр Фадеев, я долго колебался. У меня все-таки была выработана своя концепция игры, свое видение учебно-тренировочной работы, иногда приходилось наступать на свое я. Но так сложилось, что вскоре Фадеев отправился работать за границу и «Сокол» остался без тренера. Доверили команду мне, с тех пор вместе «летим» параллельным курсом.
—Вас не приглашали поработать за рубежом?
—Была такая возможность. Но, во-первых, я однолюб, «Соколу» отдал лучшие годы и сразу же привязался к этой команде. А во-вторых, уезжать нет смысла. У команды сейчас есть государственная поддержка, мы выступаем в сильном чемпионате России, мотивации хватает.
—Александр Юрьевич, расскажите, пожалуйста, о своей семье.
—Она у меня не спортивная. Жена Наталья — домохозяйка. Тяжело ей со мной приходится. Особенно когда раньше все звонили домой и пытались узнать, как там «Сокол» сыграл или сборная Украины, — а она ни сном ни духом. Я очень благодарен своей супруге за то, что она сосредоточена на доме и не стала «вторым тренером», как это бывает в некоторых семьях. У нас прекрасная дочь Виктория.
—Что вы пожелаете себеф на свой день рождения?
—Побед, удачи «Соколу» и сборной Украины. На первом месте у меня стоит работа, а семья отходит на второй план. Мои близкие к этому привыкли, уже не обижаются. Да и менять образ жизни в моем возрасте уже поздно. Мое кредо — хоккей, хоккей, еще раз хоккей...
Юрий ДАНИЛОВ, газета «Киевские ведомости»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Во второй по рангу евротурнир пробилась команда украинского легионера
Бывшие игроки «Динамо» поставили 200 долларов на игру национальной команды
Не тебе его судить
—Этим я прежде всего обязан своему дяде.... и бла-бла-бла.
----
Гониво, причём чистейшей воды... эти сказки мы слышим от всех, кто хоть как-то "срубил бабки".
Что касается "Сокола", то ребята (наш украинские!!!), за попадание в основной состав Тренеру платят бабки, а потом стараются сделать всё, чтобы эти бабки отбить.
..так что все эти разговоры о патриотизме, альтруизме и "спасибо дяде" - для наивных "дурочек, которые бегают по дискотеке в 3 часа утра и в такое раннее время хотят найти себе парня на всю жизнь!"