В. ШЕВЧЕНКО: «Критерий отбора на Олимпиаду ужесточится»
Лидер национальной сборной по лыжным гонкам Валентина Шевченко - о подготовке к сезону
22 ноября этапом Кубка мира в Галливаре (Швеция) открывается очередной сезон в лыжных гонках. Сезон предолимпийский, поэтому очень важно использовать все имеющиеся возможности, чтобы, с одной стороны, как можно лучше подготовиться к Ванкуверу-2010, а с другой – достойно выступить на ХVІІ чемпионате мира по лыжным видам спорта, который с 18 февраля по 1 марта пройдёт в чешском Либереце.
Об этапах подготовки к сезону и о проблемах, с которыми может столкнуться украинская команда, рассказывают лидер национальной сборной по лыжным гонкам Валентина Шевченко и ее личный тренер Валерий Лесников.
ТРАВМА ИЗМЕНИЛА ПЛАНЫ
- Валентина, прошедший сезон вышел у Вас одним из самых успешных в карьере: две победы на этапах Кубка мира в Кэнморе (Канада) и Холменколлене (Норвегия), второе место на «Лахтинских Играх» (Финляндия), четвёртые места на супермногодневке «Тур де Ски» и на гранд-финале в Бормио (Италия). Всего 0,3 секунды не хватило до второго в карьере дистанционного «Хрустального глобуса». Ещё были победы на обеих дистанциях на «Alpen Cup» в Австрии и триумфальное, с мировым рекордом, супервосхождение на знаменитую «Альпе Чермис» – финальную гору «Тур де Ски». Не забываем и про аудиенцию у короля Норвегии Харальда V после победы в холменколленском марафоне… В общем, я думаю, предыдущий сезон настроение вам и вашему тренеру поднял. Расскажите, как готовились к нынешнему предолимпийскому сезону…
Валентина Шевченко (В. Ш.) - К сожалению, мою подготовку в межсезонье омрачила травма голеностопа. Поэтому пришлось корректировать планы, делая упор на силовые упражнения рук и плечевого пояса. Думаю, хуже от этого не будет, но наш традиционный план подготовки пришлось изменить.
Валерий Лесников (В. Л.) - Из-за травмы нам пришлось переключиться на специальную силовую работу, исключив кроссовые тренировки на целый месяц. Было много работы на роллерах – именно силовой руками – по три-четыре часа в день только одними одновременными ходами (выходило до 75 км). Вот так непроизвольно подтянули свой уровень в этом компоненте. Также больше стали использовать велосипед. Крутить педали травма позволяла.
Ещё наши планы изменились из-за проблем с лимитом пребывания в Шенгенской зоне. Нам пришлось частично поменять места тренировок. Например, уменьшили продолжительность сборов в Эстонии и Австрии, добавив соответственно Алушту и Швейцарию.
- И какой получился график в период с мая по октябрь?
В.Ш. - В этом году мы сначала съездили на снег в Финляндию, потом вместо Эстонии, как это было четыре предыдущих года, отправились в Алушту. Если честно, от сбора в Алуште у меня остались не самые хорошие впечатления. Кроссовую подготовку мы выполнили в полном объёме, а вот для занятий на роллерах там условия плохие. К тому же мы жили в гостинице, где под самыми окнами расположены рестораны и кафе. Народ гулял каждый день и это всё слушается до часу ночи… В общем, это не совсем спортивная база. Когда мы приехали туда в октябре, меня уже поселили в другом крыле, где было поспокойнее. А первый сбор в июне – это просто что-то невообразимое…
Следующие два сбора мы провели в Эстонии, в конце августа ещё раз потренировались на снегу в финском лыжном тоннеле. Потом, чтобы сэкономить шенгенские дни, поехали в Швейцарию и, наконец, перед возвращением в Украину 10 дней провели в Австрии на глетчере.
В.Л. – Хорошо, что на июньском сборе в Алуште мы много бегали. Получилось: июнь – хорошая беговая подготовка, а в августе – силовая работа на роллерах. Далее в сентябре-октябре были уже наши традиционные места и привычный объём нагрузок. Что из этого всего получится – покажет сезон. Я думаю, что-то положительное в этом есть. Силу рук нужно было когда-то поднимать. Учитывая травму и экспериментальный график подготовки, высоких задач на сезон мы Валентине ставить не будем. Как пойдёт – так пойдёт…
- Какой у вас распорядок дня на сборах? Достаточно ли времени остается на отдых?
В.Ш. - На зарядки я уже давно не хожу, потому что мои тренировки длятся по три часа, и если я не высплюсь, то потом никакой эффективной работы не будет. А так примерно через час после завтрака у меня первая тренировка – приблизительно с 10 до 13 часов, потом – обед и далее вторая тренировка в районе 17 часов. Такой план мне больше подходит. Да и тренер решил, что в этом случае у меня выше трудоспособность. Мы уже 8 лет, после того как я вышла из декретного отпуска, придерживаемся такого распорядка. На соревнованиях мне достаточно проснуться, размяться, побегать – и можно выступать. То есть перед соревнованиями я зарядку делаю. А на счёт отдыха… Полноценно отдохнуть могу только в апреле. В периоды между сборами я обычно делаю одну ежедневную тренировку, преимущественно беговую. Если, конечно, есть подходящие условия.
«ДУМАЮ О БУДУЩЕЙ ОЛИМПИАДЕ»
- Теперь поговорим о календаре. Старт Кубка мира – 22 ноября в Галливаре, в рождественско-новогодний период – «Tour de Ski», затем 16 января – опробование олимпийских трасс в Ванкувере и 18 февраля – чемпионат мира в Либереце. Гранд-финал, я так понял, в Фалуне (Швеция) пройдёт?
В.Ш. - Да, вроде в Фалуне. Просто я в календарь особо не заглядывала… Знаю, что главные старты в феврале – на чемпионате мира, и именно к нему я буду выходить на пик формы. Учитывая, что с выступлениями на чемпионатах у меня вечно не складывается, решила в этот раз на нём особо не зацикливаться и пробежать с настроем, будто это этап Кубка мира. Тут всё дело в психологии. Я не справляюсь с грузом ответственности. Все ждут от меня медали. Говорят, ты должна её завоевать! Я этого тоже очень хочу. Но в результате либо перегораю, либо волнение захлёстывает настолько, что не могу показать тот результат, на который я готова. Мне гораздо легче выступать «вторым номером», когда от меня никто ничего выдающегося не требует и не ждёт. Мои лучшие результаты – 6-е место на ЧМ-1999 и 5-е место на Олимпиаде-2002 – достигнуты, когда лидером сборной Украины была Ирина Тереля. Тогда всё внимание было сосредоточено на ней, а я очень хорошо себя чувствовала «в тени». Вот и решила в этот раз как-то ситуацию отпустить. Уж слишком на предыдущих чемпионатах я переживала, нервничала, старалась очень ответственно отнестись. Может так будет лучше? Тем более, что в следующем сезоне – Зимняя Олимпиада в Ванкувере. Поэтому лучше абстрагироваться от чемпионата мира и думать о будущей Олимпиаде. Опять же, травма... Я не знаю, будет ли она меня беспокоить. Надеюсь, что нет. В общем, если я опять приеду с мирового первенства без медали, то расстроюсь не так сильно как прежде.
- Вы поедете на этап Кубка мира в Ванкувер?
В.Ш. - Да, мы приняли решение ехать, чтобы посмотреть олимпийские трассы. Сначала этот этап в наши планы не входил, потому что он стоит близко в календаре к чемпионату мира, а после нахождения за океаном проблем с реакклиматизацией не избежать. Но потом всё же решили съездить, чтобы хотя бы знать, что нас ожидает.
- Да, реакклиматизация после Канады жёсткая. В прошлом году много элитных гонщиков по возвращению из Кэнмора не могли нормально бежать.
В.Ш. - После Канады и я не могла бежать.
- У вас хотя бы результат был. Именно после возвращения. Чуть было Малый Кубок мира не выиграли.
В.Ш. - Ну я же не сразу побежала, практически три недели прошло.
В.Л. - Посмотрев Летнюю Олимпиаду в Пекине, мы пришли к выводу, что все эти климатические нюансы очень важны. Нужно испытать их на себе, посмотреть: какой там снег, какие лыжи хорошо работают, чтобы в случае чего заказать у фирмы-изготовителя («Fischer») тип лыж с требуемыми характеристиками. В Японии мы уже горький опыт получили – в Саппоро был очень специфический снег и те, кто выступал на «Фишере», имели большие проблемы со скольжением.
Так что поедем, посмотрим, пожертвуем двумя этапами, потому что заведомо знаем, что попадём после Канады в функциональную яму – всё же за 18 дней произойдёт акклиматизация и временная, и к климату – и будем готовиться к чемпионату уже с учётом тех проблем, которые возникнут.
- В Ванкувер впритык приедете или заранее?
В.Л. – Как и в прошлом году – приблизительно за неделю: 9 февраля мы туда прилетим, 17-го числа – первый старт. Раньше прибыть никак не получится, но мы пропустим этап в Отепя (Эстония), чтобы подольше пробыть на Американском континенте. Кстати, ввиду таких сложностей, многие сильные гонщики на предолимпийскую неделю в Ванкувер просто не приедут, а часть – отправятся домой сразу после последней гонки. Мы же ещё на 5-6 дней задержимся. Раз уж приехали, то нужно покататься и поработать с лыжами по максимуму. Вернёмся уже под российский этап в Рыбинске. Если в Эстонии будет одна дистанционная гонка, то в России – две. Поэтому, чтобы не потерять много в рейтинге, Рыбинск в этом году у нас запланирован.
НА АСФАЛЬТЕ НЕ ПОТРЕНЕРУЕШЬСЯ
- Как со снегом в этом сезоне? Трассы чемпионата мира нормально подготовят?
В.Л. - А вот этого никто не знает. Либерец не находится в зоне гарантированного снежного покрова. Поэтому, учитывая февральскую погоду этого региона в последние годы, лично у меня есть большие опасения. Мы даже альтернативное проживание заказали в предгорье – приблизительно в 40 минутах езды. Сам Либерец находится в долине. Горы начинаются, если проехать 35 км в сторону польской границы. Там есть местечко Якушице, где проводится марафонский этап серии «World Lopet». Вот там и остановимся. Я уже это согласовал с главным тренером сборной Украины и с руководством нашей Федерации. Просто потом что-то искать будет поздно. Потому что если проблема со снегом возникнет, то тренироваться на трассах чемпионата мира не дадут. В лучшем случае 1 час в день. Остальное время – как хотите, кругом асфальт… У Валентины первые две гонки пройдут через день, а потом – целых 4 дня до эстафеты, так как в спринтах она не участвует, и 6 дней – до «тридцатки». Вот на этот период мы и подстраховались. Если со снегом будет всё в порядке, то от отеля в Якушице мы, конечно же, откажемся.
- Рельеф в Либереце, говорят, сложный. Если, конечно, будет полный круг.
В.Л. – Да, сложный. Там довольно приличные холмы, есть серьёзный перепад высот. Если трассы подготовят хорошо, то это будет отличный, жесткий рельеф. Место красивое, старинное, поэтому чемпионат в этом случае получится превосходным.
- Как обстоят дела с эстафетой? Состав в этот раз вроде посильнее подбирается.
В.Л. – Дело в том, что у нас дефицит лыжниц классического стиля. Кроме Валентины Шевченко, на первые два этапа выставить практически некого. У нас почему-то почти все предпочитают коньковый ход, особенно молодые гонщицы. Видимо, это связано с тем, что классическую лыжню нормального уровня в Украине уже почти никто не прокладывает. Нужны специальные резаки, а старые, что есть в наличии, мелкие. На базе в Тысовце есть большая машина, но там же вечная проблема: чтобы эта машина вышла, чтобы сделала лыжню высокого уровня… Про остальные регионы лучше вообще не вспоминать… Вот и получаем дилемму: кто побежит «классикой», чтобы не провалить всю эстафету? Ставить вперёд лидера команды – не резонно. А в последнее время именно на первых классических этапах решается почти всё. «Коньком» уже все научились бегать, и много этим стилем не отыграешь. К тому же эстафета имеет столько разных нюансов, которых невозможно предвидеть. У одного человека «не пошло» - и даже команда-фаворит может остаться без медали.
Тем не менее, в планах у нас – 6 место на чемпионате мира. Женскую эстафетную команду мы будем пробовать уже на 1-м этапе в Галливаре, куда мы везём полный состав. К сожалению, этот вид программы постепенно исчезает из календаря. В этом сезоне будет лишь три эстафетных гонки, одна из которых на чемпионате. Отбирать же кандидатов на классические эстафетные этапы будем по ходу сезона, глядя на результаты индивидуальных гонок. Если никого не найдём, то может и Валентину на 2-й этап выставим. Всё же она более эффективна, когда группа уже растянется. А вот со стартёром, пожалуй, главная проблема. Если в Либереце будут сложные повороты на спусках, то нужно ставить лыжницу, которая гарантированно хорошо сможет проходить скоростные виражи в группе. Падение в такой ситуации может перечеркнуть все шансы.
Ещё стоит упомянуть, что в этом сезоне более жестким станет критерий отбора по FIS-поинтам на чемпионат мира и на Олимпиаду. В Ванкувере есть проблемы с размещением, поэтому существует лимит мест на формирование составов команд. В связи с этим перед украинскими спортсменами стоит более сложная задача при завоевании олимпийских лицензий. Очки желательно набирать уже в этом сезоне. Причём главным в системе отбора будет чемпионат мира. Те, кто в Либерец не попадут, могут остаться без лицензий.
- Но ведь команда должна иметь, как минимум, четверых лыжников, чтобы эстафету выставить.
В.Л. – Это – да. На эстафету допустят всех, даже самые слабенькие команды. Но полные составы, как этого многие хотят, им уже заявить не дадут. Конечно, минимальное представительство – один человек от страны – остаётся, а вот дальше, особенно на массовый старт, квота ужесточится. Тут ведь ещё телевидение свои правила диктует. Ждать лишних полчаса, пока до финиша доберутся гонщики из экзотических стран, никто не желает.
- Ну, так одного темнокожего кенийца Филипа Бойта будет достаточно, чтобы существенно продлить трансляцию.
В.Л. – Насколько я знаю, в Ванкувере все гонки переведут на более короткие круги и всех, кто идёт по дистанции медленно, будут просто отсекать и снимать. Да и, согласитесь, приехать на Олимпиаду и показать результат – «снят с дистанции в связи с плохой готовностью» – звучит некрасиво. Ведь Олимпийские Игры должны иметь какой-то уровень, правильно? Наверное, из этого международные спортивные функционеры и исходят.
- Круг, видимо, 5 км будет?
В.Л. – Вот в том-то и дело, что с информацией оттуда очень плохо, а мы в Ванкувере ещё не были. Мы не имеем даже подробного профиля трасс. Единственное, что узнали, где будут расположены Олимпийские деревни для представителей лыжных видов спорта. С этим нормально. Жить будем недалеко, в 15-20 км от места старта. Высота небольшая: деревня – 500 м над уровнем моря, стартовая поляна – чуть более 600 м, максимальная точка – 800 м. То есть высота влиять на результаты не должна, а вот высокая влажность вполне вероятна – океан не так и далеко. Поэтому и хотим всё посмотреть да изучить структуру снега. Скорее всего, основной круг будет 5 км, а вот для массового старта его могут сделать короче, чтобы зрители, которые соберутся на трибунах, увидели большую часть гонки. Но пока, повторяю, дистанции по кругам ещё не расписаны.
«ФОТОГРАФИИ РАЗДАЮ НА ТАМОЖНЕ, ГАИШНИКАМ…»
- Кстати, а фотографии с королём Норвегии удалось получить?
В.Ш. - Нет, мы ещё этим вопросом не занимались, недосуг было. Но я думаю, что зимой время на это найти можно.
- После этой аудиенции европейские коллекционеры автографов не одолевают? И вообще, как часто вы раздаёте автографы?
В.Ш. - Частенько. Правда, у большинства коллекционеров карточки с моим автографом уже есть, поэтому количество заявок не увеличилось. Это вначале карьеры, когда в элиту начала входить, приходило очень много писем по почте. Хотя, допускаю, что новых коллекционеров с каждым годом становится всё меньше. Фирма «Fischer» выдаёт своим спортсменам большие коробки – по полторы тысячи специальных карточек с фотографиями. Мне четыре года назад партию сделали – совсем немного осталось. Расходятся они и здесь в Украине, и за рубежом. На таможне раздаём, гаишникам…
- Мировой кризис вас не сильно коснулся? Финансирование не урезали?
В.Ш. - Ну вроде на «вкатку» все едем. Дальше – не знаю. Пока финансирование поступает в полном объёме…
Беседу вёл АНДРЕЙ ЛОСЕНКОВ («Киевские Ведомости»)
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Лукас Шевалье вскоре станет игроком «Реала»
Канадец победил на дистанции 1000 метров