Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Лыжный спорт
|
1127
0

«Однажды на спор прошел без остановки 80 километров»

Интервью с двухкратным олимпийским чемпионом по спортивной ходьбе Владимиром Голубничим

«Однажды на спор прошел без остановки 80 километров»

Легендарный скороход в интервью «ВЕДОМОСТЯМ» объяснил, что общего у спортивной ходьбы с... балетом и признался, что свою самую легкую победу одержал в возрасте 38 лет. Но главной темой нашей беседы стала триумфальная для Голубничего Олимпиада-1968, где арбитры позволили его сопернику перейти с ходьбы на бег.

—Спортивная ходьба — не самый популярный вид легкой атлетики. Как получилось, что выбрали именно эту специализацию?
— Вообще-то я свой путь в спорте начинал как лыжник. А спортивная ходьба в чередовании с бегом являлись частью нашей летней подготовки. И вот однажды тренер Василий Поляков обратил внимание на то, что в ходьбе у меня дело спорится. Предложил выступить на соревнованиях — кажется, это был юношеский чемпионат Украины,  —  а я возьми да и выиграй. Окончательно же на легкой атлетике сосредоточился после поступления в Инфиз, вскоре после того как стал чемпионом УССР по ходьбе. Документы в институт, правда, подавал как лыжник, но завкафедрой Засим Петрович Синицкий, кстати, тот самый, что тренировал нашего знаменитого копьеметателя Виктора Цыбуленко, сказал как отрезал: «Никаких лыж, только в легкую! На снегу ты в лучшем случае в двадцатку попадаешь, а в ходьбе — первый. Так что даже не думай».

—Что, на ваш взгляд, главное в спортивной ходьбе?
—Да все главное — выносливость, гибкость, пластика, характер... В большом спорте мелочей быть не должно. Хотя, пожалуй, один нюанс я все же выделю. В нашем деле очень большое значение имеет правильно выбранная тактика. Я, к примеру, всегда внимательно отслеживал, в какой форме находятся мои главные оппоненты, и перед выходом на старт имел в голове четкий план, а то и несколько. А еще в нашем виде спорта очень важно ходить... красиво. Тут нас, ходоков, можно сравнить с артистами балета. Вот вроде бы идет один спортсмен правильно, но судьи к нему цепляются — потому что походочка корявенькая. Другой же почти бежит — а замечаний никаких. Поэтому я лично, когда попадал в зону особого внимания арбитров, старался пройтись как можно эффектней.

—Вы специализировались на дистанции 20 км. А на «полтиннике» почему не выступали?
—Вообще-то по своим данным я больше подходил для марафонской дистанции. Это даже подтвердил один известный в наше время профессор, специально изучавший особенности моего организма. Но тренер сборной Анатолий Леонидович Фруктов говорил так: «Лучше одного зайца убить, чем гоняться за двумя. Так что давай сосредоточимся на 20-километровой дистанции». Поэтому на международных турнирах я на 50-километровке  никогда  не выступал, а вот на малозначительных соревнованиях союзного значения, бывало, практиковался.

—Никогда не считали, сколько километров в общей сложности отмахали на официальных соревнованиях и тренировках?
—Даже приблизительно не скажу. Тут подсчитать просто нереально. Зато рекорд по длительности дистанции  помню хорошо. Было это во время сборов в Киргизии. Один из коллег, специализировавшийся на 50-километровке, начал подначивать нас с Юрием Андрющенко: дескать, что там вы ходите — какие-то 20 км, вот вы попробуйте «полтинник» отмерить. Ну мы и завелись: рано утром двинули в соседний город, вернувшись на базу лишь к вечерней тренировке. В общей сложности прошли тогда приблизительно 80 км. От тренера, конечно, нагоняй получили, зато спор выиграли.

—Вы боролись за медали на пяти Олимпиадах. Можно ли говорить, что мексиканское «золото» далось труднее всего? Все-таки соревнования проходили в непривычных для европейцев условиях — страшная жара, среднегорье...
—А легких медалей в моей коллекции вообще нет. Все давались с огромным трудом. Ну разве что особняком можно поставить победу на чемпионате Европы в 1974 году в Риме, где соперники оказались неготовыми вести борьбу под беспощадно палившим солнцем и довольно быстро отстали от меня, 38-летнего ветерана. Что же касается Мехико, то у нас все было просчитано. К Играм-1968 мы готовились в Армении — приблизительно на такой же высоте над уровнем моря, что и олимпийская трасса. Да и в Мексику прибыли загодя — за месяц до начала турнира. Времени для того, чтобы акклиматизироваться и адаптироваться, было предостаточно.

—Если не ошибаюсь, в Мехико вы стали первым олимпийским чемпионом в составе сборной СССР. Ваш успех отметили как-то особенно? Почин все-таки...
—Каких-то суперчествований не было. Каждое утро в нашем лагере проводилось собрание: победителей поздравляли, хвалили, а тем, кому предстояло еще выходить на старт, говорили напутственные слова, желали удачи. Ах да, помнится, мне подарили настоящее самбреро — соломенное, такое, в каких сами мексиканцы ходят. Я его по возвращении домой племяннику презентовал.

—Получается, у вас была возможность посмотреть Олимпийские игры глазами болельщика?
—Конечно. Ведь я «отстрелялся» в первый же день легкоатлетического турнира, а чемпионов тогда решили отправлять домой в последний день — чтобы мы вернулись все вместе. Так что на трибунах «Ацтеки» бывал практически каждый день.

—Что из увиденного произвело наибольшее впечатление?
—Пожалуй, победа моего хорошего  приятеля  —  Виктора Санеева,  который в Мехико выиграл свою первую из трех олимпийских золотых медалей в тройном прыжке.

—А как же фантастический «полет в XXI век» американца Боба Бимона, который в прыжках в длину показал уникальный на то время результат — 8,90 метра. Ведь именно об этом спортсмене на турнире в Мехико говорили больше всего...
—Если честно, я этого эпизода Игр-1968 не помню. А может, меня в тот момент просто на стадионе не было. За всем ведь не уследишь. Ну а вообще, из увиденного на пяти Олимпиадах больше всего запомнился финал мужского забега на 800 метров в Мюнхене-1972. Тогда разыгралась форменная драма. Наш Евгений Аржанов, будучи уверенным в победе, перед финишной чертой сбавил темп и триумфально поднял руки. Но тут из-за его спины выскочил американец Уотл, чей рывок Женя элементарно прозевал. В итоге победителя пришлось определять при помощи фотофиниша, который показал, что заокеанский бегун на какое-то мгновение опередил нашего спортсмена. Впоследствии, занимаясь тренерской работой, я нередко рассказывал тот случай своим подопечным — когда объяснял им, что бороться всегда нужно до конца.

—А у вас ведь в Мехико тоже едва не приключился подобный казус. Я — о непостижимом финишном рывке мексиканца Педрасы, который отстал от вас в итоге всего на пару секунд — разрыв для ходьбы на 20 км минимальный...
—Там была несколько иная история. Когда я заходил на стадион, то метров на 30 опережал своего партнера по команде и земляка Николая Смагу, а Хосе Педраса и вовсе был позади — я, когда оглянулся, даже его и не увидел. Так что достать меня по идее латиноамериканец никак не мог. Однако Педраса повел нечестную борьбу — в довольно длинном туннеле перед входом на стадион перешел на бег. Позже наш тренер спросил одного из арбитров: дескать, как же так, почему же мексиканца не дисквалифицировали? А рефери ему отвечает: «Да вы что, если бы я это сделал, меня бы тут же похоронили...» В общем, иду я по стадиону и вдруг слышу нарастающий гул — оборачиваюсь, а Педраса уже у меня за спиной. Думать было некогда — ускорился, насколько это было возможно, и, спасибо моему ангелу-хранителю, все же не дал себя обойти...

—Знаю, что вы сохранили все свои медали и кубки, хотя в тяжелые времена, в начале 1990-х, неоднократно получали предложения продать что-то из трофеев...
—Было дело, но я, действительно, всегда отвечал отказами. Как можно продать частичку самого себя?.. Сейчас, кстати, планирую передать свои награды в комнату-музей, которую решили открыть в нашем сумском манеже. Кстати, этот спорткомплекс, появившийся благодаря ректору Банковской  академии Анатолию Епифанову, сейчас лучший в Украине, причем тренируются здесь не только легкоатлеты, но и представители многих других видов спорта.
Что же касается моих олимпийских и прочих наград, то со временем, надеюсь, они окажутся в спортивном музее Сумщины — есть идея открыть такой. А что, ведь у нас олимпийских чемпионов немало — Александр Шапоренко, дважды выигравший «золото» в гребле на байдарках и каноэ, знаменитый футболист-динамовец Михаил Фоменко, волейболист Александр Сорокалет, биатлонистка Лена Петрова, толкатель ядра Юрий Белоног... Все они родом из наших краев.

— Владимир Степанович, а почему после вас в Украине так и не появились ходоки высокого класса, ну а сейчас их даже за горизонтом не видать?
—Мы очень много потеряли, особенно после распада СССР. Нет единой системы подготовки, тренеры и спортсмены варятся, так сказать, в собственном соку — работают по принципу кто во что горазд. Да и массовость утрачена безвозвратно. Я хорошо помню времена, когда в сборную Союза входили сразу несколько моих украинских коллег по цеху, когда к нам в Сумы на соревнования, бывало, приезжали более 300 ходоков. А сейчас? У меня сердце кровью обливалось, когда несколько лет назад в сумском турнире на призы Голубничего стартовали... 12 человек.

—Чем вы занимаетесь сейчас?
—Веду жизнь настоящего пенсионера. Много времени провожу на даче: часок-другой на грядках повожусь, а потом беру удочки и иду на соседний карьер за карасями. Словом, без дела стараюсь не сидеть. Вот только болячки стали  одолевать. За последние годы перенес две сложные операции. Годы, как ни крути, берут свое.


Олег ВОСТРЯКОВ, газета «Киевские ведомости»

Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Гандей и Дуброва стали чемпионами Украины по шорт-треку на 1000 метров
Зимние виды | 28 марта 2024, 13:48 0
Гандей и Дуброва стали чемпионами Украины по шорт-треку на 1000 метров

Стали известны победители чемпионата Украины 2024 на средней дистанции

Источник: легионер Шахтера хочет покинуть клуб из-за взрывов в Киеве
Футбол | 28 марта 2024, 13:56 19
Источник: легионер Шахтера хочет покинуть клуб из-за взрывов в Киеве

Кевин Келси занимается вопросом трудоустройства в MLS

Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.