Капоэйра: танцы с врагами
Родившись в Бразилии как набор приемов самообороны африканских рабов несколько сот лет назад, сейчас капоэйра завоевала почти весь мир
ПОДАРОК ИЗ БРАЗИЛИИ
Истинная история появления капоэйры неизвестна, но большинство приверженцев этого боевого искусства верит следующему. Начиная с XVI века из разных областей Западной Африки в Бразилию вывозили сотни тысяч рабов, которые желали сохранить свою культуру и мечтали о свободе. Капоэйра давала возможность самообороны и побега. Для того чтобы скрыть истинное предназначение, капоэйра была замаскирована под танец с музыкой и песнями.
Ритуальный танец с элементами единоборства, помогающий невольникам сохранять традиции и маскировать отработку боевых навыков, позже перерос в целую культуру. Это и поединок, и танец, и философия – праздника, радости, абсолютного владения своим телом и осознания своих возможностей. Обязательный элемент капоэйры – ритмичная музыка, пение под сопровождение экзотических музыкальных инструментов беримбау (струнного инструмента в форме лука), бубнов и барабанов.
Изначально существовал только один стиль капоэйры, который использовался как оружие и как выражение эмоций африканских рабов, находящихся вдали от родины. Но в конце XIX века это боевое искусство едва не исчезло. Оно стало оружием городских бандитов и головорезов. И власти объявили капоэйру вне закона. Очень скоро в большинстве бразильских городов капоэйра была забыта.
И только в городе Байа капоэйра сохранилась в своем первоначальном виде благодаря мастеру (или, как говорят капоэйристы, местре) Бимбе. После того как Бимба и его ученики продемонстрировали искусство капоэйры перед делегацией иностранных дипломатов в конце 20-х годов ХХ века, правительство признало это искусство истинно бразильским и заслуживающим защиты со стороны власти.
Сегодня этим загадочным и потрясающе красивым афробразильским боевым искусством увлечена не только Бразилия, но и весь мир. Надо отметить, что капоэйра привлекает не только прогрессивную молодежь, которая всегда впереди планеты всей, но и людей старшего возраста, помогая им обрести вторую молодость и уверенность в себе.
КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ
Традиционный ритуальный поединок, сопровождаемый музыкой и пением, называется «жога», т.е. игра. Она обычно происходит внутри круга, который создается людьми, и называется «рода». В круг – роду – выходят два участника, которые начинают ритмичный танец-диалог, состоящий из сложных движений и каскадов ударов. Это не жесткий спарринг; цель поединка (чаще всего бесконтактного) – поддерживать ритм и скорость, показать противнику его слабые места, продемонстрировать свое искусство владения телом. Здесь побеждает не самый сильный, а самый ловкий и техничный, умеющий чувствовать противника и предугадывать его намерения.
Капоэйристы, сидящие в кругу, хлопают и поют, тем самым создавая энергию внутри, и ждут своей очереди выйти в центр круга «играть». Они также играют на музыкальных инструментах, главный из которых – барабан беримбау. Беримбау диктует капоэйристам внутри круга, как играть – быстро или медленно, агрессивно или спокойно, включать акробатические элементы в игру или нет. Беримбау начинает и заканчивает жогу, а все остальные инструменты следуют за его ритмом.
Ведущий поет песню на португальском языке, остальные хором подпевают, повторяя припев или куплет по многу раз. Не знаете португальского – подпевайте на слух. Здесь главное – не вокальные данные, а общая энергетика. Песни самые разные: и философские, повествующие о жизни мастеров, и прославляющие любовь и веселье.
Эти рефрены и звук экзотических музыкальных инструментов создают особый ритм, приближающий танцующих к состоянию транса, абсолютной концентрации, достижению так называемого «состояния Аше». Аше – это когда хорошо всем: и музыкантам, и тем, кто в кругу, и тем, кто смотрит. Это осознанное состояние эйфории от сочетания физического совершенства, ритмичной музыки и общения единомышленников.
СЛОВАРИК КАПОЭЙРИСТА
Атабак – высокий барабан.
Батизаду – церемония вручения первого пояса, посвящение учеников; на этой церемонии ученик получает прозвище.
Беримбау – гибкая палка с натянутой металлической струной и резонатором из высушенной тыквы – основной музыкальный инструмент капоэйры.
Джинга – визитная карточка капоэйры, шаги с покачиванием во время поединка.
Жога – поединок, игра.
Камара – «друг», «товарищ» – так капоэйристы называют друг друга.
Местре – мастер, самый высокий уровень в капоэйре, соответствует красно-белому поясу. Руководитель школы носит почетное звание «грао-местре» и белый пояс.
Пандейру – бубен.
Рода – круг, состоящий из поющих и музыкантов, внутри круга танцуют игроки.
Финта – обманное движение, заход на удар без выполнения удара.
Ирина Шишкина
Советский спорт
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
«Сельта» совершила мощный камбек, проигрывая 0:2
Девушка, благодаря которой ты полюбишь гольф