Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Чемпионат Европы
| Обновлено 17 июля 2011, 16:18
32542
236

Дайте мне украинское гражданство!

Впечатления российского журналиста от поездки по Украине

| Обновлено 17 июля 2011, 16:18
32542
236
Дайте мне украинское гражданство!

Дороги Украины, а потом Венгрии очень меня расстроили. Особенно – украинские. Они такие хорошие!

Как только переезжаешь границу, из Брянской области попадаешь в Украину, сразу чувствуешь – машина оживает, рвется вперед. Здесь главное – не пойти у нее на поводу: в Украине и на это скоро обращаешь внимание. По трассе все едут 120–150 км в час, кому мотор позволяет, и быстрее, но едва переезжают границу населенного пункта – все как один резко переходят на 70–80 км. Долго приучали – приучили, нога давит на тормоз инстинктивно, и уже нет разницы: за рулем «Мерседеса» ты или старенького «Москвича-412».

Впрочем, в Украине деревню не заметить труднее, чем у нас в той же Брянской области. Там деревня, сразу видно, живет. Мы заблудились немного, пришлось километров 60–70 до Чернигова ехать по сельской дороге, уже ночью, мимо подобравшихся к самой дороге деревенских кладбищ, мимо закрытых традиционной железной фиговиной – наискосок – сельских продмагов. И все равно – ровный асфальт, в деревнях – это была ночь на воскресенье – молодежь перед клубом, а оттуда – музыка, дискотека в разгаре. Днем уже обратили внимание, как выстроены ровненько в ряд почти в каждой деревне, как на параде, тракторы, сверкают, точно свежевымытые или покрашенные только что. Как сравнить с нашими, где рядом с единственным полуживым стареньким трактором – кладбище из полуразобранных-полусгнивших останков десятков других?

Вернувшись в Москву, я долго не мог уснуть, разные мысли в голове вертелись, вдруг начал складываться дурацкий план: с кем поговорить, может, с консулом украинского посольства в Москве? Может, я имею право на украинское гражданство? Бабушка, папина мама, – украинка, родственники с маминой стороны, когда ввели черту оседлости, жили в Ромнах, недалеко от Конотопа, я в армии служил два года – в Украине. Основания вроде бы имеются...

Впрочем, до того как рассказать про дороги, надо бы – про то, как визу транзитную получал в венгерском посольстве в Москве. Никому не советую. Если есть возможность – лучше Шенген брать в любом другом месте. В Будапеште знакомая, у которой мы останавливались, коллега, историк театра и переводчик Наталия Якубова, строго предупредила: вы только детям своим скажите, чтобы пилотки не надевали. Да, у меня оба сына, и Миша, и Федя, – такие патриоты, они даже на пляж в Черногории ходят в пилотках. Ася, дочка, пилотку не носит, но в Литве, помню, мы ее просили: «Ася, только здесь не пой: «Артиллеристы, Сталин дал приказ». Здесь эту песню могут неправильно понять...» А мы ее укачивали под эту песню. Так вот – на пилотках, естественно, звездочки. А Наташа говорит: «У нас звездочки тут запрещены». Мы не верили, хотя еще в Москве кто-то нас предупредил, увидев наши пилотки: у них звездочки приравнены к свастике. События 56-го года в Будапеште помнят, в нескольких местах показывают на старинных зданиях следы от обстрела: ваши танки... Очень плохо, конечно, что так все произошло, но я вот думаю: венгры хотят, чтобы нам было стыдно за 56-й год. А я ни разу не слышал, чтобы кто-то из венгров сказал, что им неловко за то, что их страна воевала на стороне Гитлера, что их солдаты в числе других оккупантов были у нас и, мне рассказывали, вели себя неинтеллигентно. Ну, как захватчики, как вообще военные ведут себя на территории врага? Может, им тоже стыдно, но об этом я ничего не слышал. 

Так вот, когда мы пришли в посольство, когда жену мою довели до слез, впечатление было такое, что сотрудники консульского венгерского отдела хотят (не знаю, всем или нам только) за все ответить, ну, в первую очередь за события 56-го года. Впрочем, в соседнее окошко обратилась женщина – у нее в Будапеште муж в больнице, инфаркт. С нее требуют 70 евро за срочную визу. По-моему, бесчеловечно, не в контексте той европейской политики, где человеческие ценности всегда на словах ставятся на первое место. С нас потребовали и документы о собственности в Черногории, если такая собственность есть, и письмо от Наташи Якубовой с гарантиями, что предоставит ночлег, а главное – выпроводит наутро и проводит до границы... И с каждого, в том числе с четырехлетнего сына, – по 70 евро за транзитную визу. В Украине, когда мы подъехали к Чопу, перед венгерским пограничным пунктом Захонь кто-то из водителей-украинцев сказал, что пограничники-венгры украинских водителей не любят и потому проверяют от и до. Я тут же сочинил двустишие, которое детям прочесть было нельзя, смысл которого сводился к тому, что незачем нам в Захони – хотя, конечно, менять маршрут мы уже не могли. Водитель не обманул. Машины, переехав украинский пограничный пункт, встали в очередь. Вдруг как по команде сорвались с места и как будто наперегонки ринулись. Зачем? Оказалось, надо было во что бы то ни стало первым оказаться на мосту. Зачем – машин всего-то двадцать, двадцать пять... Но и эти двадцать встали на мосту на полтора часа. Таможенники заставляли поднять капот, сверяли номера, требовали достать все сумки и чемоданы, по очереди заглядывали в каждый. Дети, естественно, стали проситься в туалет. Пожалуйста: пять гривен или пятьдесят центов, льгот и скидок для детей нет. Из первого же нашего чемодана на асфальт высыпались пляжные тапочки... «Эх, проезжайте», – махнул рукой таможенник. В паспорта шлепнули «захоньские» штампы, и мы – в Венгрии.

Но вернемся еще на несколько часов и несколько сот километров назад, в Украину. Товарищ, который служит сейчас в нашем посольстве в Украине, на мои восторги по поводу дорог попытался чуть-чуть меня охолодить: ну, не забывай, ты же едешь по дорогам, которые строятся сейчас к Евро-2012. Это так, подготовка эта заметна на каждом шагу, хотя львовский стадион, на котором, как я понимаю, должны состояться матчи следующего года, до сих пор в буклетах представлен в виде проекта. Мы проезжали мимо: железный каркас стоит, но конца стройке пока еще не видно. Я как-то успокоился даже по поводу нашей Олимпиады в Сочи. Успеем, думаю я теперь. Впрочем, мой друг согласился: и все равно дороги в Украине сегодня лучше наших российских. Вот – самое яркое отличие: остановки. Как они выглядят у нас, на федеральной трассе М-3? Две железобетонные плиты, одна – разломанная пополам, из нее получаются стенки, вторая лежит сверху, крыша. Вокруг, понятное дело, мусор, грязь и следы прочей человеческой деятельности. У них, в Украине, все остановочки покрашены в желто-розовый цвет, и чуть ниже каждой, в том же архитектурном стиле, – маленькое сооружение. Внутри – очень чисто. Нет, конечно, венгерские туалеты будущего и им дадут фору. Там вдоль магистрали на каждой парковке – нечто космическое, с мужским и женским отделениями, умывальник – подносишь руки, ни на что даже нажимать не нужно, откуда-то сверху изливается струйка воды, за ней – жидкое мыло, потом – снова вода, уже уверенным потоком, и – наконец – горячий воздух. Бесплатно. Впрочем, не совсем. На заправке женщина из «Тойоты» с подмосковными номерами поинтересовалась, купили ли мы матрицу. А это что? А это – плата за проезд по магистрали. Нигде об этом ни одного напоминания, но венгры и те, кому «посчастливилось», знают: на заправке надо приобрести соответствующую матрицу на проезд по магистрали. Матрица почему-то продается сразу на четыре дня. Стоит восемь евро с копейками. Но если остановит патруль – они курсируют по магистралям на желтых автобусах, штраф ударит по карману куда сильнее. Женщина в прошлом году попалась, не зная, и решила нас от этой напасти предупредить.

Вдоль украинских дорог, в Западной Украине, черные билборды:

22 июня – за память без агрессии. Я, честно говоря, так и не понял, против кого они направлены. Запомнил лишь этот слоган, хотя вариантов было пять или шесть. Пришлось столкнуться и с поборами, хотя друг убеждал меня, что со взяточничеством в украинской ГАИ покончено. На выезде из Мукачева – тормозит инспектор. Вы, говорит, нарушили правила, пройдемте, покажу – у меня восемь камер. Проходим в их сторожку. Долго ищет на своих экранах – не находит. Выясняется, я пересек одну сплошную в своем направлении. «Можно договориться», – говорит мне украинский страж дорог. «А мне говорили, вам не стоит и предлагать, что в Украине денег не берут». – «Это, может, у вас не берут, а у нас берут», – с мягким украинским выговором, но не оставляя надежд, отвечает наследник языка Шевченко и Леси Украинки. «Ну, могу вот пятьсот рублей дать». – «Та ты шо, то ж мало совсем... Анатолич, посмотри повнимательнее, може гривны какие е? Хотя бы тыщу...» – «Тысячи не дам, гривен нет совсем. Могу шестьсот...» – торг идет долго, на восьмистах милиционер уходит на улицу советоваться со старшим, и они решают, что восьмисот достаточно. Вручают мне обратно документы и желают счастливого пути.

Но эта история не портит общего впечатления. Вот первое, на что обращаешь внимание. Сперва даже не понимаешь, в чем отличие. Дороги строят украинцы, ни одного гастарбайтера. Украинцы строят для себя. А не «они» – для «них». Может, поэтому выходит лучше?

Григорий ЗАСЛАВСКИЙ, Независимая газета

Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Сборная Бельгии: опыт мы приобретем. Хотелось бы и положительные эмоции
Футбол | 23 ноября 2024, 10:16 4
Сборная Бельгии: опыт мы приобретем. Хотелось бы и положительные эмоции

Обозреватель Sport.ua – о перспективах сборной Украины в плей-офф Лиги наций

Определен лучший теннисист в истории. Надаль – 3-й. Кто лидер?
Теннис | 23 ноября 2024, 08:10 5
Определен лучший теннисист в истории. Надаль – 3-й. Кто лидер?

Наибольшее признание получил Новак Джокович

Комментарии 236
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.
SergTranskarpatija
[quote krom81 — 18.07.2011 21:15]SergTranskarpatija — 18.07.2011 19:20

Да а села на західній Україні є просто унікальні, кому цікаво ось зсил...ка http://www.castles.com.ua/apsa.html
Думаю такого нема ні в центральній ні в східній Україні, хіба що Рубльовка в Росії.
такие замков и у нас навалом в глухой провинции, целые районы города и пригорода коттеджами застраивают, кто на что горазд.[/
quote]
Реально на фотке два забичених будинка. Я багато бачив пригородів і у великих містах і ближній Європі але коли попав в це село то офігів. Люди будують хати по 1500 кв.м, по 40 кімнат. Головне нах.ра??? Роблять ліфти в приватних будинках між поверхами, чекаю коли якійсь придурок ескалатор зробить Але це ще фігня, в кожному дворі по декілько фур приватних і це не пригород Києва це село від якого 50 км до райцентра і 200 до обласного. Може колись будеш їхати по Закарпаттю їдь через Рахів не пошкодуєш. Може автор їхав через такі села???
krom81
такие замков и у нас навалом в глухой провинции, целые районы города и пригорода коттеджами застраивают, кто на что горазд.
SergTranskarpatija
Да а села на західній Україні є просто унікальні, кому цікаво ось зсилка http://www.castles.com.ua/apsa.html
Думаю такого нема ні в центральній ні в східній Україні, хіба що Рубльовка в Росії.
SergTranskarpatija
У нас один автодор, наскільки мені відомо, але кормушка ще та, такі гроші в дорогу вкапують, можно позолотою її покривати і до тогож все залежить від статусу дороги, міжнародного значення нормальні, а якщо по районного значення поїхати, можно в таку халепу попасти що машині піпец буде. Просто автор їхав постійно по трасі міжнародного значення (що там в Чернігівських селах за супер дороги я не знаю), ось і все, а інфраструктуру дають приватні АЗС великих компаній такі як ОКО, ВОГ, Лукойл трохи слабіший сервіс але теж є і т.п. тому є і туалети і кафе і т.п. До тогож розміщення інфраструктури неровномірне. Я наприклад в Херсон їздив через Первомайск то прозрівав із сервіса, заправок та і доріг подекуди. А на Західній особливо по трасі Київ - Чоп то дійсно все суперово.
krom81
Качество дорог очень сильно зависит от губернатора того или иного региона, в Мордовии, Чувашии дороги приличные и инфраструктура постоянно развивается, плюс до того дошло Чувашский автодор дороги ремонтирует в моей республике, потому как по тендерам цены ниже предлагает на ремонт и обслуживание нежели местный автодор.
krom81
статься явная заказуха, ни добавить ни прибавить.
SergTranskarpatija
Не "любят" це пів біди, а ось викруткою салон машини поштрикати, або по метановому балону монтіровкою із розмаху бацнути, на це у мадярів мізків вистачає. Цигарки прикольно (на вкладену гривню отримуєш долар) але стрьомно, можуть машину конфіскувати.
Питання не в Закарпатті, невже в інших регіонах можно приїхати два рази в рік на базар прикупитись з 2800 в кармані і відчувати себе царем? Пару рубашек, брюк, туфлі (не дуже) це що розкіш? Про відпочинок на ці гроші я взагалі нічого не кажу, хіба вдома із пивом.
JohnyTempus
+ часто заработки в Европе. Где за пару месяцей сбора урожая либо строительства можно неплохо заработать.
+ вариант возить в Венгрию сигареты и бензин. Незаконно, но много кто возит. Тут покупают дешевле, а там продают дорого.
Это кстати одна с причин почему украинских автомобилистов не любят пограничники угорские. Мы чуть валим им экономику
NovaKahovka
Хорошо там где нас нет)
SergTranskarpatija
По моєму він вірно зробив що в бік із траси не з"їзжав
sniper81
Что автор курил?
lamrak
Это он по моему маху дал насчет дорог.
SergTranskarpatija
Не буду спорити рублів у нас не багато, а якщо є то заработчанє привозять, можливо їх і на курсі кидають... Треба буде попитати який курс. А про те що з 2000-2800 гривнями можно приїхати до Мукачево і почувати себе царем... - смішно, дуже смішно.
skolot76
)))))))))))) аж смешно стало)))))))))
DamBuster
С Закарпатьем отдельный случай. Не в зарплате дело. Там, в отличии от Донецка люди имееют свои частные хозяйства, разная живность, другие промыслы. Поэтому люди там действительно по-багаче того, кто имеет бетонную коробку в Донецке и получает в среднем выше 2800
el comandante
депрессивны по отношению к поволжью и уралу.нельзя мерить несколькими центральными областями всю россию.100% процентов прав насчет воровства,но это происходит не только в россии , но и уверен в украине.
Хрюн Моржов
Правда, от Москвы в сторону Украины езжу чаще, чем скажем, от Волги до Восточной Сибири, и не понимаю чем так эти районы для России "депрессивны", что дороги через них (это не только Брянская область, где дороги просто удручают, включая трассу Москва-Киев) мягко говоря, оставляют желать много лучшего. Это и практически все области, включая Московскую в диаметре до 500-700 км от столицы, разве что за исключением дороги на Питер, которая учитываю ее важность для страны, тоже могла бы быть много лучше. Но есть одно но. Дорожная мафия, пожирающая по данным журнала "Русский Репортер", пожирающая от 2-х до 4-х раз больше бюджетных денег на строительство и ремонт дорог, чем уходит конкретно на дороги, исключая взятки и разного рода кормушки, действует по всей России, а не только в Подмосковье. Это значит, к примеру, что для строительства трассы, скажем из Самары в любое место на Восток страны при заданном качестве, используется минимум в два раза меньше денег, чем необходимо для достижения этого качества. Скажем при оценке строительства трассы в 100 млрд. рублей и выделении этой суммы, на саму трассу идет от 25 до 50 млрд., а остальное банально разворовывается. Таким образом, вероятность исполнения критерия по качеству, либо равна нулю, либо приближена к нему.
Хрюн Моржов
2 SergTranskarpatija — 17.07.2011 23:08
======= Ти береш із собою 2000 гривень, вибач але ти на Закарпатті (не знаю як в Донецьку) - ніхто... Приїзжай на Закарпаття із 10000 руб., через три дні товаріщ царь додому поїдеш автостопом.
Даже не собираюсь читать ваши перепалки с россиянином, меня от них тошнит, да и просто рыться в этом грязном белье некогда. Лишь случайно прочитал про твой перевод 10 тысяч рублей в гривны (2000 грн.), моментально сосчитав в уме получил порядка 2800 грн, что на 40% больше заявленной тобой цифры. То есть уже прилично занижено, ну да бог с этим. Больше меня затронули слова "на Закарпатті (не знаю як в Донецьку) - ніхто". Не рассказывай сказки, плиз, про "жутко дорогое Закарпатье", где 2000 грн. - не деньги. В отношении денег Закарпатье куда как БЕДНЕЕ того же Донецка, и месячная зарплата на Закарпатье в 2000 грн. (а тем более в 2800!) ДАЛЕКО не самая маленькая. Будь малость правдивее, уважаемый. К остальному претензий не имею.
el comandante
не скажу что в россии дороги идеальные,но практически везде где ездили 120-150 не вопрос.единственно не понравилась дорогa тюмень-сургут,и то только полдороги.а вы где ездили от украинской границы до москвы?ну так это депрессивные районы для россии,но никак не для украины)
el comandante
у нас кроме абзаково много мест,реки с хариусом,форелью и тайменем,пещеры,великолепные горы,дубовые и липовые леса.сплавы по белой это просто отпад,ну а эксклюзив...только на джипе.