Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Тяжелая атлетика
|
2229
0

«Организм, в отличие от штанги, не железный...»

234 тысячи тонн и вся жизнь Петра Короля

«Организм, в отличие от штанги, не железный...»

Петр Король - человек в мире тяжелой атлетики известный, уважаемый и титулованный. Чемпион XXI Олимпийских игр в Монреале (1976), чемпион мира (1974-1976), 11-кратный рекордсмен планеты в толчке двумя руками, чемпион Европы (1975), чемпион СССР (1974-1976). Но слава, высокие спортивные звания и рекорды его не испортили. Он скромно трудится простым инструктором во Дворце спорта львовской областной организации «Динамо».

- С чего началось ваше увлечение тяжелой атлетикой?
- С легкой атлетики. Родился я в Челябинской области, поселке Бреди. Родители, простые рабочие, в 1948 году переехали в Винницу. Как-то на городских соревнованиях между школьниками, которые проходили на стадионе «Нива», меня поставили выступать на 60-метровке. Старт. Изо всех сил побежал. Уже финишировал, а соперники отстали почти на полдистанции. Главный судья соревнований заприметил меня. А вскоре нашел на территории городского «Плодовощ-торга» квартиру, где и проживала наша семья. Настоял, чтобы ходил в тяжелоатлетический зал спорттоварищества «Динамо». Тогда я, беззаботный мальчуган, особого внимания этому не придал. Но Василий Иванович Боб (мой первый тренер) спуска мне не давал, и я начал показывать приличные результаты. Появился действительно серьезный, по-настоящему профессиональный интерес. Нравился азарт соревнований, звон штанговых дисков. Я радовался каждой победе. В 16-летнем возрасте стал самым молодым в Советском Союзе мастером спорта. Норматив выполнил на республиканских соревнованиях в городе Теребовля, что на Тернополыцине.

- Кроме природной силы нужна еще и техника исполнения упражнения...
- Конечно. Еще пареньками мастерили из металлических колес штангу и давай — кто кого. Так же и на перекладине. Мы просто хотели быть сильными и здоровыми. К силе нужна не только техника, но и воля. Вот так с помощью тренера, как курьерский поезд, и мчал вперед. По натуре я человек вспыльчивый. А если в жизни случались нелады, стрессы снимал только продолжительной тренировкой.

- Но наиболее мощный толчок к серьезным успехам дала, насколько я знаю, армия. К моменту призыва на срочную службу в ЦСКА уже знали, что есть такой — Петр Король из Винницы?
- Конечно. Все более-менее перспективные ребята отслеживались на самом высоком уровне. Николай Комишев, начальник 8-го спортивного клуба армии и по совместительству старший тренер по тяжелой атлетике ПрикВО, лично приехал в Винницу и проследил, чтобы меня призвали служить именно в этом округе, а не отправили куда-нибудь в Забайкалье. Так я попал в спортроту СКА. Начал тренироваться по серьезному, настоящему спортивному режиму. И пошли результаты. Соревновался в легкой весовой категории 67,5 килограмма. На втором году службы (1962 год) уже стал чемпионом Украины. (Кстати, это звание никому не уступал на протяжении 14 лет,)
 Тогда служили три года, то есть 36 месяцев, меня же уволили только через 40. В 1964-м еще выступал за округ на первенство Вооруженных Сил СССР. Предлагали продолжить воинскую службу в ПрикВО сверхсрочником, обещали предоставить во Львове квартиру. Мы с женой ждали ребенка, и я решил узнать, когда получу жилье. «Квартирмейстер» раз-второй полистал списки очередников и говорит: «Фамилия Король вообще у нас не значится». Мне все стало понятно. Принял решение сразу на месте — перехожу в «Динамо». Через месяц вселились с Галиной уже в свою квартиру... В 1965 году выиграл Спартакиаду народов СССР, установил рекорд — 169 килограммов в толчке двумя руками. Превзошел рекорд (кстати, его никто не мог повторить 15 лет) легендарного Владимира Каплунова. И после этого меня взяли в сборную Союза. Тренировался с Леонидом Жаботинским, Василием Алексеевым, Давидом Ригертом и другими.

- Кто в то время был вашим основным конкурентом на помосте?
- Два поляка: Качмарик (но на всех чемпионатах мира я его выше второго места не пускал) и Зелинский. В Советском Союзе серьезную конкуренцию составлял Мухарбий Киржинов. Тоже не давал ему далеко «отрываться» от себя: выиграл у него все чемпионаты Европы, четыре чемпионата мира... К сожалению, кроме спортивных принципов, при комплектации сборной Союза иногда применялись и другие. Некоторые восприняли мое появление в главной команде страны, мягко говоря, не совсем дружелюбно: мол, приехал из периферийного Львова... Старший тренер сборной Союза Владимир Стогов явно симпатизировал Киржинову, опекал его, выставлял на все соревнования. Где я, там и он. Я «золото» возьму, он — «серебро». Я второе место займу, он — первое. Хотя, с другой стороны, конкуренция для хороших результатов на благо родины — первое дело. Но по всем показателям именно меня должны были включить в состав сборной еще на Олимпийские игры в Мюнхене. Однако нашли какую-то зацепку. Не знаю, может, не сильно доверяли мне как «западенцу». В общем, я сдал билет, который уже был у меня в кармане, и вернулся во Львов. На Олимпиаду тогда поехал и победил там Киржинов. А я параллельно выступил на первенстве центрального совета спортивного общества «Динамо» и показал результат на 2,5 килограмма лучше, чем Киржинов в Мюнхене. Словом, у меня дела шли лучше, чем у него.

- Но Монреаль-1976 от вас уже никуда не делся...
- Да, после того как трижды  выиграл и чемпионаты СССР, и чемпионаты Европы, не взять меня на Олимпиаду было бы уже просто неприлично. И вообще, Монреаль был моим последним шансом. К следующим Олимпийским играм, через четыре года в Москве, мне бы уже исполнился 41 год. Возраст уже не тот...

- B жизни спортсмена приходит время, когда нужно уходить. Тяжело это сделать?
— Еще как. Но резко оставлять занятия спортом не рекомендуется. Организм на протяжении всей активной карьеры привык к постоянным нагрузкам. И для него остановка является своего рода стрессом. Почему столько бывших спортсменов высокого класса спиваются, разводятся с женами, продают медали, квартиры, идут ни с чем по миру? Просто их организм постоянно требует ежедневного физического и психологического «подкорма». А его нет. Да и к жизни вне спорта не каждый сразу привыкает. Поэтому все нужно делать постепенно. Если есть такая возможность, конечно...

-А вы когда окончательно поняли, что пора?..
- В 37 лет. Куда уже дальше — старейший Олимпийский чемпион среди тяжелоатлетов легкой категории в Советском Союзе. Считай, четверть века по ежегодному циклу «сгонял» собственный вес 5—8 раз, снимая по 4 килограмма. К тому же на помост выходила способная молодежь. И хотя на пятки мне особо не наступала, все равно чувствовал, что тяжело. Самое интересное -- что как только оставил спорт, буквально через два года результаты в моей весовой категории значительно повысились. Подоспели болгары, западные немцы... Так что я ушел, можно сказать, своевременно и достойно.

-Можете сказать, сколько приблизительно подняли железа за эти 25 лет?
- Давайте вместе и подсчитаем. Сборная Союза тренировалась шесть раз в неделю, дважды в день. Утром поднимал 15—20 тонн и вечером до 30. В общей сложности — 50 тонн за тренировку. Давайте возьмем среднюю цифру — 30 тонн. Каждую неделю поднимал 180 тонн. Вот и выходит — где-то 234 тысячи тонн поднял за свою спортивную жизнь. Конечно, мог еще соревноваться, но возможности     небезграничны. Организм, в отличие от штанги, не железный... Внутренний голос своевременно подсказал: «Все, заканчивай».

-Сейчас следите за соревнованиями в тяжелой атлетике?
- Только за чемпионатами мира и Олимпийскими играми. Я всю жизнь соревновался по старой системе - рывок, толчок, жим. Сейчас новая — двоеборье (в 1973 году из программы официальных соревнований исключили жим). А это меня уже не привлекает.

- Поддерживаете ли отношения с бывшими коллегами, посещаете спортивные мероприятия?
- Знаете, спортивная жизнь сурова. Если ты на белом коне и побеждаешь - всем нужен. А потом — гуляй, Вася... Сейчас редко с кем встречаюсь, соревнований не посещаю. На то есть весомые причины. Своими заслугами и медалями нигде не хвалюсь. Получаю пенсию, еще работаю. Государство выплачивает определенные средства как олимпийскому чемпиону. Словом, на жизнь хватает. Сын Артур тоже работает вместе со мной во Дворце спорта «Динамо» инструктором. Окончил Львовский государственный институт физической культуры, заочно еще экономический факультет. Он родился как раз в олимпийском, 1976 году, 3 октября. А золотую медаль я привез накануне, в сентябре. Так что то был хороший для меня год.

- Кстати, как воспринимала супруга ваши частые отъезды?
- Лучше не спрашивайте. Скажем так, с пониманием. После каждых соревнований нас отпускали на неделю домой, чтобы снять с себя перенапряжение. Даже стиральная машина и та перегорает.

- Как здоровье?
- У меня есть надежный способ поддерживать его в хорошем состоянии. Я рыбак-профессионал. Совсем отключаюсь от всех проблем. Наибольший мой трофей — карп весом 12 килограммов длиной 87 сантиметров. Если выбираюсь на рыбалку, в особенности с ночевкой, иногда даже забываю, как звать жену. (Смеется.) Шучу. С Галиной знакомы со школьных лет. Вместе и идем по жизни. Куда бы я без нее...

Владимир ЯРЦЕВ, газета «Киевский телеграфъ»

Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

ВИДЕО. 10-летний вундеркинд шокировал шахматный мир, обыграв Карлсена
Другие виды | 28 марта 2024, 16:40 0
ВИДЕО. 10-летний вундеркинд шокировал шахматный мир, обыграв Карлсена

Аргентинец Фаустино Оро получил от СМИ прозвище «Шахматный Месси»

Хьюстон Динамо предложил $3 млн за форварда Шахтера – журналист
Футбол | 28 марта 2024, 09:16 10
Хьюстон Динамо предложил $3 млн за форварда Шахтера – журналист

Кевином Келси всерьез интересуются за океаном

Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.