Большой Шлем Кобаяси и другие итоги Турне четырех трамплинов-2019
Sport.ua подводит итоги Турне четырех трамплинов-2019
Кобаяси завоевал Большой Шлем
Статус Рёю Кобаяси как главного фаворита Турне четырех трамплинов-2019 ни у кого не вызывал вопросов. Настолько же безоговорочной оказалась и его победа. Японец не только стал вторым в истории своей страны победителем самого престижного прыжкового соревнования, повторив достижение Казуёси Фунаки образца 1998 года. Кобаяси также выиграл все четыре этапа Турне и стал третьим в истории обладателем Большого Шлема – 22-летний японец пишет историю на наших глазах.
На австрийских этапах, особенно в Инсбруке, Кобаяси был неостановим. Однако его погоня за Большим Шлемом могла оборваться уже на немецких этапах: в Оберстдорфе и Гармиш-Партенкирхене он дважды победил с минимальным преимуществом над Маркусом Айзенбихлером – 0,4 и 1,9 балла. При этом порой складывалось впечатление, что на первых двух этапах Кобаяси прыгал с запасом и теоретически мог бы прибавить. Впечатление, конечно, ложное – на Турне никто не станет прыгать не в полную силу.
Такие ощущения были основаны на том, что в отдельных тренировочных прыжках, в отличие от основных соревнований, японец привозил своим соперникам по 10 и более очков разрыва. Однако дело в другом. На старте сезона Кобаяси неоднократно испытывал серьезные проблемы с приземлением – вспоминаются и падения в Висле, и «горшки» на следующих этапах. Понимая, насколько высока цена ошибки на Турне, Рёю в соревновательных попытках пытался выполнить прыжки безукоризненно технически – пусть даже в ущерб дальности.
Всего 2,3 балла преимущества над Айзенбихлером после Гармиша – на середине дистанции была реальная борьба за победу в общем зачете. Однако все изменил Инсбрук. На БергИзеле Кобаяси показывал прыжки просто из другого измерения по качеству. Особенно в первой попытке, где Рёю выдал феноменальные 136,5 метров с идеальным приземлением, что на тяжелом и коварном трамплине в Инсбруке казалось нереальным. После этого Кобаяси уже было не остановить, и в Бишофсхофене он довел дело до Большого Шлема, несмотря на то, что после первой попытки ему пришлось выбираться с 4-го места. Конечно, учитывая феноменальные выступления Рёю на австрийских этапах, заслуженность его Большого Шлема не подлежит сомнению. Однако стоит признать, что без везения не обошлось – в Германии он оба раза был на грани поражения.
Инсбрук – камень преткновения для немцев
Нынешнее Турне для сборной Германии нельзя назвать неудачным. Два человека (Маркус Айзенбихлер и Штефан Ляйе) на подиуме общего зачета и отличный общекомандный уровень позволили Бундестиму по итогам Турне отобрать у поляков лидерство в Кубке Наций. Однако до заветного Золотого орла немцы снова не смогли дотянуться – уже в 17-й раз подряд. И, как и в предыдущие годы, камнем преткновения для них стал Инсбрук.
В 2015 году этот трамплин для сборной Германии стал счастливым. Именно здесь Рихард Фрайтаг принес немцам первую победу на этапах Турне с сезона 2002/2003. Однако после этого Инсбрук стал для Бундестима по-настоящему роковым местом. В 2016 году в трайл-раунде здесь упал Зеверин Фройнд, который на тот момент шел вторым в общем зачете Турне и на равных боролся с Петером Превцом. Лидер немецкой сборной продолжил борьбу и даже финишировал вторым в общем зачете, однако сражаться за победу со словенцем уже не мог – в какой-то мере из-за возникшего психологического барьера. Еще важнее то, что повреждение бедра, полученное тогда на БергИзеле, запустило для Фройнда целую цепь печальных событий в виде череды травм, от которых он не может оправиться и по сей день.
Год спустя все тот же Айзенбихлер подошел к Инсбруку на 4-м месте в общем зачете Турне, однако соревнования на БергИзеле превратились в лотерею, состоящую из одной попытки. Маркус в этой лотерее вытащил несчастливый билетик – лишь 29-е место и потеря шансов на итоговый подиум. Год спустя – еще одна немецкая трагедия: Рихард Фрайтаг, идущий вторым в общем зачете Турне, падает в первой попытке, получает повреждение бедра и пропускает остаток Турне, теряя шансы побороться с Камилом Стохом за Золотого орла.
В этом же году Инсбрук снова погубил шансы главной немецкой надежды, Маркуса Айзенбихлера. Впрочем, в этот раз никакие трагические события неудаче лидера Бундестима не сопутствовали: Айзенбихлер в Инсбруке попросту был недостаточно хорош во всех тренировках, квалификации и соревновательных попытках.
Парадокс: БергИзель, будучи наименее мощным из всех четырех трамплинов Турне, в очередной раз принес огромные разрывы и стал решающим с точки зрения борьбы в общем зачете. Ведь, казалось бы, Айзенбихлер в Инсбруке выступил не так и плохо – 13-е место. Однако это 13-е место – это гигантское отставание в 43,2 балла от Кобаяси. Для сравнения: в Оберстдорфе разрыв между первым и 13-м местом составил 22,3 балла, в Гармише – 25,8. С чем же связаны такие большие разрывы в Инсбруке? Все очень просто: в современную эпоху, когда все трамплины стараются унифицировать и минимизировать различия между ними, БергИзель остался немного старомодным и сохранил свой колорит и особенности, к которым не все могут адаптироваться. Остается лишь удивляться стремлению FIS унифицировать трамплины, ведь различия между ними делают этот спорт еще более интересным, где победителю необходимо продемонстрировать настоящий универсализм.
Так или иначе, Инсбрук снова стал несчастливым местом для сборной Германии. И Вернеру Шустеру нужно срочно с этим что-то делать, ведь уже в феврале все на том же БерИзеле пройдут личные и командные соревнования на большом трамплине в рамках чемпионата мира в Зеефельде.
Большие Шлемы становятся обыденностью?
За первые 65 лет истории Турне четырех трамплинов лишь одному прыгуну удалось выиграть все четыре этапа в одном сезоне и завоевать Большой Шлем – это уникальное достижение покорилось Свену Ханнавальду во время юбилейного, 50-го Турне в 2002 году. Теперь же мы стали свидетелями того, что последние два розыгрыша Турне также завершились завоеванием Больших Шлемов – в исполнении Камила Стоха и Рёю Кобаяси. Что же изменилось? Почему то достижение, которое на протяжении 65 лет казалось фантастическим и недостижимым, теперь покоряется уже два года подряд?
Это имеет свое вполне логичное объяснение. С введением в 2010 году поправок на ветер и стартовые ворота результаты в прыжках с трамплина стали гораздо менее случайны и более закономерны. В таких условиях сильнейшим прыгунам намного легче конвертировать свое превосходство в победы, и соответственно, если ты в данный момент сильнее остальных, то завоевать Большой Шлем тебе будет проще. Во времена, когда первый Большой Шлем взял Ханнавальд, поправок еще не было и шансы оступиться из-за неблагоприятных условий на каком-то одном этапе были гораздо выше. Для того, чтобы завоевать Большой Шлем, Ханнавальду надо было быть на две головы сильнее всех своих соперников, чтобы демонстрировать победные прыжки даже когда его соперникам доставались более благоприятные ветровые условия.
Конечно, и Стох, и Кобаяси действительно были сильнейшими во время последних двух Турне. Однако были ли они настолько сильнее своих соперников, как Ханнавальд в 2002 году? Нет. Например, Кобаяси в этом году обыгрывал Маркуса Айзенбихлера на немецких этапах именно за счет поправок, и при старом регламенте остался бы без Большого Шлема.
Значит ли это, что теперь Большие Шлемы будут завоевываться чуть ли не каждый год? Нет конечно, далеко не каждый год будут появляться столь сильные прыгуны, как Стох или Кобаяси. Однако то, что теперь завоевать Большой Шлем стало проще – неоспоримо. К сожалению, это достижение, которое раньше даже для величайших из великих было недостижимой мечтой, постепенно теряет свою магию и становится более обыденным.
Крафт спас Австрию от провала
Австрийские болельщики ожидали Турне четырех трамплинов с тревогой и без большого энтузиазма. Об этом говорит хотя бы то, что на австрийских этапах домашняя публика уступала по количеству немецким и польским фанатам. Основания для этого были: Австрия очень слабо начала сезон, и ожидать от команды подвигов на Турне не приходилось.
От выступления лидера команды, Штефана Крафта, остались очень двоякие ощущения. С одной стороны, именно он спас Австрию от провала, поднявшись на подиум на трех из четырех этапов. С другой стороны, в общем зачете Крафт уже на середине дистанции ни на что не претендовал: 49-е место в Гармише и непопадание во вторую попытку. При чем, неудачу на новогодних прыжках нельзя назвать случайной. У Крафта ничего не получалось на «Олимпиашанце»: он провалил обе тренировки (34 и 26 места) и занял лишь 30-е место в квалификации.
Впрочем, без представителя в топ-10 общего зачета Австрия не осталась: Крафта подстраховал второй номер команды Даниэль Хубер, который благодаря стабильным 10-м – 15-м местам финишировал 9-м в генеральной классификации. Хотя это, впрочем, вряд ли соответствует уровню ожиданий требовательной австрийской публики. Тем более, что нынешнее Турне также показало неконкурентоспособность на элитном уровне резерва сборной Австрии. Впереди подопечных Андреаса Фельдера ждет еще домашний чемпионат мира, и перед ним задача кажется простой: не ударить в грязь лицом. О большем пока мечтать не приходится.
Польское разочарование
После двух подряд побед Камила Стоха на Турне и второго места Петра Жилы в 2017 году Турне-2019 получилось для поляков разочаровывающим. Стох не сумел вывести себя на пик формы, и по сравнению со стартовым отрезком сезона выступил даже немного хуже, ни разу не финишировав выше 5-го места на этапе. Что касается Петра Жилы, то у него после невероятного отрезка в начале сезона, похоже, начался спад: лишь одно попадание в топ-10 и провал в Инсбруке – 42-е место. Как итог – лишь 19-е место в общем зачете.
В итоге в этот сложный момент лидерское бремя на себя взвалил Давид Кубацки, и справился с таким грузом достойно: два подиума (Гармиш и Бишофсхофен) и четвертое место в общем зачете с отставанием всего в 3,3 балла от подиума. В топ-3 Кубацки вполне мог оказаться, однако ему очень не повезло с погодными условиями во второй попытке в Инсбруке. Пожалуй, именно та неудача лишила Давида призового места. Большой потерянный шанс для Кубацки, хотя в плане общей оценки выступления Польши на Турне это вряд ли бы что-то серьезно изменило.
Однако хуже всего для польской сборной – даже не неудачи лидеров команды. И даже не потеря лидерства в Кубке Наций. Главная проблема в том, что нынешнее Турне четко показало: у сборной Польши огромные проблемы с резервом. На этом Турне мы имели возможность увидеть лучшего из второй польской сборной, Александера Жнищоля. Однако он полностью провалился: на немецких этапах он не попадал во вторую попытку, а на австрийских – даже не проходил квалификацию. Еще хуже обстоят дела у Мацея Кота: тот и вовсе за все Турне лишь раз преодолел квалификационное сито.
В то время, как другие топ-сборные прямо по ходу Турне проводили ротацию составов, Штефан Хорнгахер Жнищоля и Кота домой не отправил. Просто потому, что менять их некем – польский резерв сейчас еще хуже, о чем говорят результаты на Континентальном Кубке. Через две недели нас ждет этап в Закопане, а значит – еще одни смотрины польского резерва. И есть все основания полагать, что ничего хорошего для себя польские болельщики там не увидят. Еще более угрожающей ситуация выглядит, если посмотреть на возраст основы польской сборной: Стох, Жила и Стефан Хула уже перевалили через 30-летний рубеж, Кубацки и Кот также далеко не юниоры. А достойной смены из молодых, за исключением Якуба Вольны, пока что не видно.
Общий зачет Турне четырех трамплинов-2019:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Марокканская сборная нокаутировала сине-желтую команду со счетом 9:2
Украинец о четвертом месте на Кубке мира