АПАЙЧЕВ: «В Берлине увидели свой реальный уровень»
Главный тренер сборной Украины по легкой атлетике прокомментировал итоги чемпионата мира
-Александр Валентинович, чего не хватило лидерам нашей сборной, чтобы подняться на пьедестал?
- Думаю, тому есть несколько причин. Возьмите, к примеру, десятиборца Касьянова, установившего в Берлине личный рекорд: в призеры он и не метил. После первого дня шел первым, но подвело метание копья. В любом случае, к парню претензий нет. Если же вести речь о женской команде по многоборью, то сложно найти объяснение, почему мы остались без медалей. Нехватка опыта, наверное, больше относится к Йосипенко. Что касается Мельниченко, то она выступила в свою силу. Однако есть такое понятие, как борьба. Ей надо было бороться - не с соперницами, а со своими результатами. Не думать о том, что публика поддерживает немцев. Тогда бы все получилось.
Отдельно отмечу Юлию Кревсун. Здесь, убежден, мы потеряли медаль. И вот почему: Семеня из ЮАР и кенийка Джепкосгеи упали в забеге, но их допустили в очередной раунд, нарушив регламент. Мы подали протест, но нам в устной форме ответили, что подобное решение было принято апелляционным жюри. В свою очередь мы оспорили и этот вердикт. Два часа спустя к нам наконец-то вышли представители жюри. И сказали, что мы не имеем права опротестовывать решение этого органа. Мы возразили: оспариваем лишь нарушение регламентных норм. В общем, это был длинный спор, который ни к чему не привел. Получилось нечто сродни апеллированию к Господу Богу. А ведь не попади южноамериканка и кенийка в полуфинал, думаю, Юля вела бы борьбу за золото. Поэтому к ней претензий с моей стороны быть не может.
Мазурик с первой попытки взял 5.75, поэтому я надеялся, что он сможет побороться за первое место. Тем более что Хукер в квалификации получил травму и не мог нормально разбежаться. Но он проявил мужество и, ошарашив всех, фактически в два прыжка решил исход соревнований. Поэтому четвертое место Максима можно считать нормальным результатом. Увидев, что соперники с первой попытки взяли 5.80, он принял решение установить планку на 5.85. Но увы, для установления личного рекорда ему не хватило психологической готовности. Никто не ожидал, что француз улучшит личный рекорд на 10 сантиметров и с результатом 5.85 возьмет серебро. Для меня было откровением, что напряженная борьба развернется на таких высотах.
Вообще этот чемпионат был примечателен целой цепочкой нарушений. На следующий день после 800-метровки в забеге на 3000 м падают две спортсменки, но их допускают в следующий этап. В мужском полуфинале на 800 метрах падают трое и в итоге в финал ставят одиннадцать бегунов. Лишь спустя некоторое время один отказался бежать из-за травмы.
- Но ведь имея в руководстве ИААФ своего человека, да еще и с мировым именем, Сергея Бубку, мы должны были решать такие проблемы...
- Сергей Назарович - первый вице-президент ИААФ, однако вопросы с апелляционным жюри решаются на совете международной федерации. Естественно, он не имеет права влиять на этот орган. Мы же, в свою очередь, напишем письмо в этот совет, чтобы в дальнейшем избежать подобных нарушений.
- Вы общались с нашими лидерами после соревнований?
- Разговаривал со спортсменами и с их тренерами. Наставникам Добрынской и Касьянова дал некоторые рекомендации, в их числе - привлечение специалистов по отдельным видам. Есть основной тренер, ведущий генеральную линию, но должны быть и тренеры узкой направленности. Еще один совет - разобраться с зонами интенсивности. Если у Касьянова с этим проблем не было, то к Добрынской есть вопросы. Она могла бы набирать такую сумму очков несколько раз в сезоне, но один раз должна показать максимум.
- Можно ли спроецировать подобное объяснение и на выступление серебряной медалистки Пекина Наталии Лищинской на 1500 м?
- Здесь несколько иная ситуация. Накануне чемпионата мира она выступала в Монако и в Стокгольме. Было заметно: у Наталии произошел какой-то психологической надлом. Однако после предварительного забега я переговорил с ее тренером, и мы решили, что она преодолела эту проблему -бежала в голове группы, уверенно вышла в полуфинал. Два полуфинала отличались друг от друга темпом - первый, в котором бежала Аня Мищенко, был быстрым. Второй - очень медленным. Но при этом был быстрый финиш, и она его не выдержала.
-Что скажете об Анне Мищенко?
-Я с ней говорил после предварительного забега, где она показала не очень хороший бег, но быстрый финиш. Я ей сказал: «Если будешь бежать вместе со всеми, как «финишерка» сможешь показать хорошее время». Но этого не произошло. Значит, она неправильно подошла к чемпионату мира, ведь зимой у нас был разговор с ее тренером, и мы решили: Аня целенаправленно готовится к Берлину. Но и на командном чемпионате Европы она пробежала с плохим результатом, и сейчас...
-А ведь год назад у нее была иная ситуация - к Олимпиаде Мищенко подошла в великолепной форме, пробившись в финальный раунд...
-Я встречался с ее тренером - и сказал, что надо менять методику подготовки.
- Признайтесь, что рассчитывать на медали в небеговых дисциплинах было бы слишком оптимистично. В чем видите причины слабого выступления наших атлетов в прыжках?
-Скажу откровенно: чемпионат мира полностью отобразил картину работы наших тренеров. Честно говоря, выступление прыгунов меня полностью разочаровало. Это какой-то нонсенс: на чемпионате Украины показывают хорошие результаты, а на «мире» - никто не пробился в финал! Еще не беседовал со старшим тренером по горизонтальным прыжкам, но на днях мы обязательно встретимся. Возьмите Кузнецова: ему не хватило трех сантиметров до финала. Это говорит о том, что он не проявил себя в полной мере. Значит, где-то не доработал на тренировках.
Я ожидал от Мамеевой попадания в финал - она ведь опытная спортсменка, выступала на Олимпийских играх и чемпионате Европы. После чемпионата Украины была готова показать 14.50, но прыгнула меньше чем на 14 метров. Значит, ей нужна в первую очередь психологическая подготовка. Кулик? Наверное, пик ее формы пришелся на молодежный чемпионат континента в Каунасе, где она была третьей. Что касается Ястребовой, то она впервые принимала участие в подобных соревнованиях, и прыгала почти на своем уровне. Но эти случаи объединяет одно: надо бороться и подключать внутренние резервы. Надо переступать через себя, а это моделируется на тренировках. В противном случае организм нельзя ввести в состояние стресса, и атлет не покажет свой предел.
- Иными словами, в подготовке прыгунов были ошибки?
- В любом случае, нужны изменения в методике. Будем ставить тренеров в определенные рамки, требовать от тренеров программ подготовки вплоть до 2012 года. Дело в том, что я лишь сегодня (разговор состоялся вчера. - Прим.А.А.) вернулся в Украину, так как два дня после чемпионата мира находился на конференции главных тренеров недалеко от Берлина. Там обсуждали как раз эту тему. Сейчас ИААФ призывает тренеров грамотно методологически строить свои программы. Выступали американцы, кубинцы, немцы, австралийцы, и я понимал, почему их спортсмены находятся на ведущих ролях. В отличие от наших тренеров, они работают в правильном ключе. Возможно, наши специалисты не так хорошо знают свое дело.
- И все же хоть один положительный момент чемпионат мира в Берлине принес?
- Ничего катастрофического не произошло - просто нам есть над чем работать. Есть, например, группа многоборья, и хоть она не взяла медали, заметно, что тренер Михаил Медведь правильно выстроил процесс. Из шести потенциальных сборников пятеро выступали на чемпионате мира и практически все показали в Берлине свои личные рекорды. Тем более у Медведя есть перспективные спортсмены практически на всех уровнях - юношеском, юниорском, молодежном.
Поэтому повторюсь: этот чемпионат показал реальную картину развития легкой атлетики в нашей стране. И те трое, кто занял четвертые места - реальные призеры. Просто в силу определенных обстоятельств они остались вне пьедестала. У нас есть виды, которые находятся в хорошем состоянии, а есть - провальные. Конечно, это связано и с тем, что у нас только одна база, где могут готовиться легкоатлеты. Но мы не будем ждать манны небесной и собираемся пользоваться центрами подготовки наших ближайших соседей - белорусов, россиян, поляков. Они ведь с удовольствием принимают нас. Я понимаю, что находиться подолгу вне дома утомительно. Но у нас есть государственный заказ, и мы должны выполнять его. Что касается спортсменов, то порой необходимо отказаться от чего-то, дабы достичь высот в спорте.
-Следующий чемпионат мира пройдет в Корее. У вас, как у одного из руководителей нашей студенческой сборной на Универсиаде в Бангкоке в 2007 году, наверняка есть свое мнение по поводу особенностей подготовки к соревнованиям на азиатском континенте...
-Если вы помните, многие из легкоатлетов, выступавших на Универсиаде, провели заключительный этап подготовки к Осаке-2007 в Корее. Поэтому у федерации есть определенные наработки относительно акклиматизации спортсменов в тех условиях.
Артем АНАНЬЕВСКИЙ, газета «СЭ в Украине»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Наибольшее признание получил Майкл Фелпс
Массовая загрузка игры в Украине повлекла за собой рекордный трафик и проблемы с интернетом