Григорий СУРКИС: "Самое мирное оружие на планете - футбольный мяч"
Сегодня исполняется 10 лет со дня создания ПФЛ
Значение события, произошедшего в нашем клубном футболе ровно десять лет назад, трудно переоценить. Кто-то считает создание профессиональной лиги революционным событием, кто-то - эволюционным, но очевидно одно: лишь после того, как руководители клубов взяли управление чемпионатом страны в свои руки, наш футбол вышел на качественно иной уровень.
- Идея создания ПФЛ вынашивалась на протяжении многих лет, - вспоминает первый президент лиги, а ныне - глава национальной федерации Григорий Суркис. - Инициативная группа во главе с тогдашним президентом "Прикарпатья" Анатолием Ревуцким пыталась осуществить ее задолго до весны 1996, но в Украине на тот момент просто не было соответствующей правовой базы. Коллеги попросили меня взять бразды правления в свои руки - и мы сумели в самые короткие сроки не просто убедить руководство федерации в необходимости перемен, но и создать юридический и регламентный фундамент этой организации.
ПФЛ активно функционирует на протяжении десятилетия, но дел по-прежнему невпроворот. Футбол не стоит на месте, он постоянно видоизменяется - как в тактическом, так и в организационном плане. Касаются перемены и принципов управления: ФИФА и УЕФА постоянно их совершенствует, и мы должны находиться в русле перемен. Оглядываясь назад, понимаю, что создание профессиональной лиги было крайне важным шагом - и теперь, являясь структурным подразделением федерации, эта организация по-прежнему должна заниматься совершенствованием регламента и организовывать чемпионат на таком уровне, чтобы росла конкурентоспособность нашего клубного футбола.
- Какие трудности возникали в первые годы существования ПФЛ?
- Не скажу, что возникали какие-то серьезные препятствия. У нас было полное взаимопонимание с тогдашним президентом ФФУ Валерием Павловичем Пустовойтенко и ее первым вице-президентом Виктором Максимовичем Банниковым - легендарным в прошлом голкипером и первым главой украинской национальной футбольной ассоциации. Наша точка зрения была им близка.
- Какое из достижений за время, проведенное вами у руля ПФЛ, считаете главным?
- Трудно разделять то, что было сделано в те годы, на главное и второстепенное. Важно, что мы преодолели непонимание отдельных футбольных чиновников, не видевших разницы между прежней и новой структурой управления нашим футболом.
- В то время лигу часто упрекали в несбалансированности календаря. Впрочем, в частых переносах матчей видели как отрицательную, так и положительную сторону: наши клубы, игравшие в еврокубках, получали возможность готовиться к играм этих турниров в недельном цикле...
- Самым показательным примером тому служит блестящее выступление киевского "Динамо" в Лиге чемпионов в 1999 году. Выход в полуфинал этого турнира - по сей день наше самое лучшее достижение на клубном уровне. Валерий Лобановский, реально оценивая положение дел на тот момент, настаивал на смещении игровых дат - и оказался прав. Сейчас можно до бесконечности критиковать вынужденные переносы, но фундамент высокого рейтинга украинских клубов, благодаря которому в предстоящем сезоне две наши команды окажутся в третьем раунде Лиги чемпионов в качестве "сеянных", закладывался именно тогда.
- Наблюдая за своим детищем теперь уже в качестве главы национальной федерации, как полагаете: верным ли курсом идут ваши последователи?
- Своего преемника на посту главы лиги Равиля Сафиуллина я поддерживал в свое время и при назначении первым вице-президентом, и при выдвижении на главную должность в этой организации. Многое на данном этапе зависит от понимания общих задач и слаженности в работе ПФЛ и федерации. Наша цель - прозрачный чемпионат, профессиональное, обьективное судейство, одинаковый подход ко всем клубам. Вместе мы должны бороться с договорными играми - в конечном счете, все это послужит тому, чтобы сенсацией становилось не участие наших сборных в финальных турнирах чемпионатов мира и Европы, а, напротив, отсутствие в них украинских команд. Чтобы появлялось больше собственных звезд - таких как Шевченко, Тимощук, Гусин...
Вместе с этими игроками, давно доказавшими обоснованность своих притязаний на место в национальной команде, на чемпионат мира в Германию поедут и футболисты молодежной сборной - Чигринский, Шуст, Милевский, Пятов. Впрочем, это лишь первая молодая поросль, за которой наверняка последуют новые всходы.
- Введенный в прошлом сезоне лимит на легионеров способствует этому явлению?
- Абсолютно в этом уверен. Я уже назвал имена молодых игроков, которые благодаря ограничению на иностранных футболистов в чемпионате пробились в состав национальной команды. А сколько еще талантливых ребят все настойчивее стучатся в двери первой сборной! В этой связи необходимо резкое ужесточение лимита. Это - интересы сборной, повышение конкурентоспособности чемпионата, веление времени, в конце концов. Существует совместное решение совета ПФЛ и исполкома федерации, согласно которому с нового сезона одновременно в составе одной команды на поле позволено будет находиться шести легионерам, а не восьми. Правда, лига, внося изменения в регламент на сезон-2006/07, эту поправку пропустила - должно быть, по недосмотру. А коли так, придется вернуться к этому вопросу в ближайшую субботу на заседании исполкома.
Признаться, я сторонник не революционного, а эволюционного пути. Нельзя вводить любые ограничения из-под палки. Клубы сами должны прийти к пониманию принципиальности вопроса. Особенно это касается команд, играющих в еврокубках: уже с этого сезона в заявке из 25 человек должны присутствовать два представителя национальной ассоциации и два воспитанника клубной школы. В последующие два года квота в каждой категории будет увеличена до 4-х человек и суммарно достигнет восьми.
ФИФА и УЕФА понимают необходимость того, чтобы национальные федерации и их клубы ассоциировались прежде всего с игроками своей страны. Так ли это хорошо, когда мировые суперклубы, обладающие неограниченными финансовыми возможностями, скупают сильнейших футболистов планеты? Решение этой проблемы и ФИФА, и УЕФА видят в последовательной реализации стратегии воспитания местных игроков клубами и национальными ассоциациями. Буквально на днях на исполкоме Европейского союза футбольных ассоциаций прозвучали слова о том, что играющим в евротурнирах командам следовало бы быть более идентичными своим странам, городам, которые они представляют.
Мы ведь нередко встречаем в последнее время прецеденты, когда стартовый состав клуба из Англии или Украины практически целиком состоит из иностранцев. Мы прилагаем усилия для поиска молодых талантов на ранней стадии, организовывая в школах уроки футбола, проводя турниры "Кожаный мяч" и "Дарим детям радость". Миллионы мальчишек и девчонок начинают заниматься футболом в возрасте 6-7 лет. У них есть кумиры, которым можно подражать и которых они обожают. Андрей Шевченко родился в сельской местности и достиг вершин в мировом футболе, Олег Блохин родился в Киеве, стал лучшим игроком Европы, а затем возглавил национальную сборную.
ФФУ выполняет огромную социальную функцию. Мы понимаем, что не все дети, увлеченные футболом, станут профессиональными спортсменами, но мы даем им возможность жить нормальной жизнью, отвлекаем от пороков цивилизации - алкоголя, наркотиков. Нужно дать им самое мирное на планете оружие - футбольный мяч.
Наша с ПФЛ совместная задача найти оптимальный баланс между интересами клубов и национальной ассоциации. Все мы хотим, чтобы чемпионат стал конкурентоспособным, а в составах ведущих наших клубов было как можно больше вакансий для украинских игроков. Наши футболисты должны иметь достаточно игровой практики, чтобы по-настоящему раскрыть себя. Дмитрия Чигринского, например, на полгода отдали в аренду запорожскому "Металлургу", где игроку доверяли значительно больше. И вот вам результат: без Чигринского теперь уже сложно представить основной состав горняков. Парень поехал на чемпионат Европы среди молодежных команд, а после его окончания отправится на взрослый чемпионат мира в Германию. То же касается Шуста, Пятова, Милевского. А есть ведь еще Максимов, Яценко, которых Блохин постепенно подтягивает к национальной команде.
- Как вы относитесь к назначению иностранных арбитров на матчи чемпионата Украины. На пользу это или во вред нашему футболу?
- Это, если хотите знать мою точку зрения, вынужденная мера. И тут следует выделять два фактора. С одной стороны, это пощечина нашим арбитрам, но с другой - для них это урок. Урок того, как следует вести себя на поле, чтобы игрокам и в голову не пришло поднимать на арбитра голос и уж подавно - руку. Неприятно смотреть, как в иных матчах чемпионата страны на поле устраиваются разборки, чуть ли не кулачные бои. Судья должен быть человеком авторитетным, и даже в том случае, если он допускает ошибку, ни у кого не должно возникать подозрений в его предвзятости или непрофессионализме. Иногда сами клубы развращают судей. И Батишта, и Беннетт, и Михел справились со своей задачей. Возможно, отдельные их решения и были спорными, но ни одно из их решений не было поставлено под сомнение ни игроками, ни тренерами, ни функционерами, ни болельщиками...
Дмитрий ИЛЬЧЕНКО, газ. "Спорт-Экспресс в Украине"
Динамо Киев от Шурика
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Маркус Рэшфорд может сменить клубную прописку
Анатолий Трубин сделал предложение Марине Галаган еще 16 апреля 2024 года