Как растили звезд спорта: Шеву и Клочкову, Бубку и Кличко
Будущего обладателя «Золотого мяча» запирали в комнате, а он сбегал на футбол через форточку
В 1986-м тренер детской школы «Динамо» Александр Шпаков заприметил на школьном стадиончике на Оболони парнишку, который спустя 19 лет привезет показать на базу на Нивках таким же ребятам, каким был сам, добытый в футболке «Милана» «Золотой мяч». Это был 9-летний Андрюша Шевченко...
«Вот мы в Уэльсе, 1990 год», — Сан Саныч показывает нам снимок своей команды на турнире, где Шева стал лучшим бомбардиром и в качестве приза получил от известного Иана Раша бутсы, только на несколько размеров больше. Став знаменитостью, Андрей уже сам прислал в подарок детишкам из динамовской школы 45 пар спортивной обуви. «А это 1988-й, мы в лагере в Ворзеле, под Киевом, с родителями ребят. Правда, Шевиных тут нет». Андрей в полукедах сидит в нижнем ряду, сложив руки на коленях. За спинами построившихся в три ряда для фото — лес и футбольные ворота.
«Шевченко — из того выпуска, куда я набирал ребят с семи лет, — вспоминает Шпаков. — Но Андрея нашел девятилетним. Ездил по соревнованиям жэковских команд, заходил в школы. Предъявлял свой пропуск — тренера-динамовца. А популярность клуба была такой, что меня приглашали в каждый из классов, говорили: «Мальчики — встаньте!», и с этими парнями я выходил на площадку и смотрел. Главное, было бы за что зацепиться. То ли это данные, то скорость у мальчика просматривается, то ли координация, то ли просто желание играть. Вот Андрей чем привлек мое внимание? Играли две жэковские команды. И вот где мяч, там и он. Это азарт к игре! Плюс ко всему характер у него такой — упертый чудак. Если проиграет, будет ходить и ныть, чтобы взять реванш! Но он у меня позанимался полтора-два месяца, потом бахнул Чернобыль, дети уехали из Киева, а когда занятия возобновились, Шева пропал. Я приехал на Оболонь. Отец Андрея пригласил меня в комнату. Потом пошли пить чай на кухню. В основном беседа проходила там. Они жили в квартире на первом этаже. Оказалось, Шева перестал ходить, потому что папа готовил его в военное училище, хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Я его выслушал и сказал: «Помешает ли физическая подготовка Андрею в армии?». Отец задумался, понял, что не помешает. И Шева продолжил занятия в «Динамо», о чем потом никто не пожалел. Он отставал от ровесников, ведь попал к нам на два года позже остальных, но нагнал их. Я ему говорил дополнительно заниматься тем-то и тем-то. Например, у него слабое жонглирование, ведение мяча, плохо бьет, принимает. Нужно было во дворе находить себе «партнера» — любой сарай, стенку. И работай! Единственное, Андрей страдал забывчивостью. Мог не записать в школьный дневник задание на дом. Или перепутать — игра у нас на одной арене, а он приехал на другую. Уже когда он был футболистом «Милана», мы случайно встретились на «Динамо». Поговорили, попрощались. И, забыв свой кейс на багажнике, Андрей пошел дальше. Я его окликнул: «У тебя что, продолжение следует?» Посмеялись, он вернулся и забрал свой кейс. Или мог загулять с ребятами во дворе и не приехать на тренировку. Мы раскрыли это. И мама Андрея, кстати, работавшая воспитательницей, попросила: если его нет, чтобы я ей звонил. Общими усилиями наставили его на путь истинный. К слову, отец Андрея на родительских собраниях рассказывал, что порой закрывал его в комнате, чтобы он не гулял, а делал уроки. Так Шева выпрыгивал через форточку, наигрывался во дворе в футбол, и к возвращению родителей успевал через форточку вернуться в комнату. Все равно своего добивался!».
«Что я добавил Шевченко? Вот они приходят и играют везде. А я ему определил амплуа нападающего, — говорит Шпаков. — И как нападающий он раскрылся. Не угадай, поставь его защитником, неизвестно, раскрылся бы ли он. Вот Кернозенко (будущий голкипер «Динамо», «Днепра» и сборной Украины. — Авт.) пришел полевым игроком. Но я определил его во вратари. Он же долговязый, руки длинные. Хотя папа у него невысокий. Отец Вячеслава, кстати, был у нас главой родительского комитета. Встречаемся до сих пор. Так вот, дневники, которые его сын вел еще с детской школы, а в них я просил делать анализ своих игр, хранятся по сей день. Наверняка есть в них запись и о победе в последнем юношеском чемпионате СССР под Москвой, в 91-м. Там как раз происходил переворот. В финале мы выиграли у российской команды 4:1, а после матча вижу, впереди идут судьи и руководители Москвы. И те говорят арбитрам: «Елки-палки, вы что, не могли остановить «Динамо». — «А попробуй! Они ж глухонемые». Дело в том, что я запретил игрокам спорить с судьей — этим ведь только себе навредишь. В этом плане непростым футболистом был Костюк, или Косточка, как мы его называли. Он был самый талантливый в группе. Но если Шева был более-менее лояльный, то Игорь — ершистый. Уже в основной команде «Динамо» у него случился конфликт с Сабо. И это сломало ему карьеру (не закрепившись в столице, уехал играть в «Ворсклу». — Авт.). Хотя, считаю, надо было дать ему шанс. Такой парень на поле будет грызть землю, решать исход матчей. От уступчивых этого не дождешься».
«ХОТЕТЬ ДОЛЖНЫ ДЕТИ, А НЕ ОТЦЫ»
«Многие папы и мамы приводят детей в школу «Динамо», желая, чтобы их чада стали такими же, как Шева, — говорит Александр Шпаков. — Но мой совет — чтобы дети больше хотели играть, чем родители. Их привозят и заталкивают: «Иди, иди, иди!». А они вовсе этого не хотят. А нам, тренерам, желаю не ошибаться в выборе, потому что мы решаем судьбы детей. Тренеры ведь могут и погубить детей — чрезмерные нагрузки дать. Вот в чем беда! Рецепт, как распознать хорошего тренера, назвать не могу. Но, считаю, хорошие тренеры работают в хороших клубах».
«ЯНА - ИЗ КРЫМА. ТАМ ДЕТИ ЗДОРОВЕЕ»
«Как вырастить пловца, не имея бассейна? — задает вопрос в лоб тренер Яны Клочковой Александр Кожух. — У нас нет баз в стране. Сейчас, чтобы заниматься плаванием, нужно платить деньги. Увы, в большинстве случаев это себе могут позволить далеко не самые способные. Да и дети хилые пошли, не то что лет 20 назад».
Тандем тренеров — Александр и Нина Кожух — сделал из простой симферопольской девочки Золотую рыбку — единственную в Украине четырехкратную олимпийскую чемпионку. Александр Емельянович первым рассмотрел в Яне огромный потенциал и как-то сказал коллегам: «Лепить чемпионку будем из этой девочки». «Да, было такое, — соглашается Кожух. — Но ведь тогда занималось в школе по 500 детей. Среди них вылавливали с десяток лучших. Туда попала и Яна. У нее были хорошие природные данные: высокая, стройная, развит плечевой пояс, — все это создает наименьшее сопротивление в воде. К тому же она была из Крыма, а там дети здоровее. Оттуда можно было еще черпать резерв, но бассейн закрыли, и мы переехали в Харьков». Как удержать звезду, когда хочется на дискотеки, а не на тренировки? «Дискотеки пошли, когда она стала олимпийской чемпионкой, когда все ее узнали. Если б не эти дискотеки, Яна могла еще и на Олимпиаде в Китае медаль выиграть, — считает тренер. — Но она стала взрослой, появились другие интересы, что и сократило спортивную карьеру».
У Клочковой талант от Бога? «Талант у нас один — трудолюбие два раза в день. Чудес не бывает, нужно работать! Не бывает так, что пришел талантливый человек — и за год стал чемпионом. Яна к этому шла 10 лет. Три составляющие успеха: база—тренер—спортсмен. Будет хороший тренер и не будет базы — ничего не сделает, будет база без тренера — будут туда купальщики ходить».
Как распознать талант? «Родителям нужно не таланты искать, а думать о здоровье детей. Записывать в секции, чтобы они научились плавать, оздоровились. А уже потом тренер увидит, есть способности или нет. Начинать надо в 5—6 лет, и года через три—четыре уже можно будет сказать, что из него получится. И не надо отчаиваться, если он не станет чемпионом — ребенок оздоровился, научился красиво плавать, это отвлекло его от улицы... Начинают дети заниматься всеми стилями, чем быстрее ими овладеешь, тем быстрее будет рост результатов. А уже потом выясняется, к какому стилю плавания человек больше тяготеет. Один, хоть ты лопни, кролем плавает, а у другого все идет, как у Яны. Поэтому мы ее и перебросили на комплекс».
«КОГДА ЗАДАВАЛИСЬ ЦЕЛЬЮ ВЫИГРАТЬ ОЛИМПИАДУ, НАД НАМИ ВСЕ СМЕЯЛИСЬ»
«Мы никому не отказываем, — рассказывает первый тренер братьев Кличко Владимир Золотарев. — Пусть лучше пацаны к нам ходят, чем на улице всякой ерундой занимаются. Я даже не смотрю на данные. Да, задатки, рост, вес — это хорошо. Но бывает, приходит паренек никакой, а потом видит, что в него верят, перебаривает себя и становится чемпионом. Среди сильных даже слабый может стать сильным.
Думаю, в боксе талант не является определяющим. Намного важнее трудолюбие и характер. Если характера нет, боксера из него не сделаешь. Как его рассмотреть? Это видно — как человек говорит, работает, с ленцой или в охотку.
Такие, про которых можно сказать — талант! — мне не попадались. Кличко тоже не были талантами в полном смысле этого слова. Данные были. Но братья всего добились в первую очередь трудолюбием и характером.
Сперва начал работать с Виталиком, ему тогда было 19 лет. Через месяц он привел Володю, стали работать и с ним.
Я всегда ставил перед ними задачу. Чуть ли не через месяц после начала работы сказал: готовимся к Олимпийским играм! Потом поставили цель: выиграть на Играх «золото»! А с нас все смеялись, мол, где это видано, чтобы белый боксер выигрывал олимпийский турнир среди супертяжеловесов. Со временем у Кличко появилась новая планка: стать чемпионами мира среди профессионалов. Их карьера только начиналась, а они уже стали нацеливаться на Майка Тайсона!».
«МЕЧТАЮ, ЧТОБЫ ИСИНБАЕВА ПОБИЛА РЕКОРД СЕРГЕЯ БУБКИ»
Виталий Петров — тренер уникальный. Он воспитал двух суперрекордсменов мира в прыжках с шестом, мужских и женских, — Сергея Бубку и Елену Исинбаеву.
«Каждый талант, который мы видим, — это еще не чемпион, — убежден Виталий Афанасьевич. — Главное увидеть, что ребенок не просто пришел на тренировку, а пришел расти в спорте, победить себя. Этот момент тренеру и нужно не прозевать. Я два года наблюдал за Бубкой. И когда понял, что Сергей не просто занимается спортом, а тренируется, чтобы побеждать, то сразу сказал знакомому тренеру: «Этот паренек будет велик», тот лишь отмахнулся: «Сколько я этих великих уже видел». Да, много было ребят лучше Сергея, но он казался мне машиной, которая хотела себя раскрутить, показать максимум. И мне осталось только этот самородок огранить. В данной ситуации, тренер должен отдать кусочек себя, своего серца ребенку, чтобы он доверился вам».
Многие спортсмены жалуются, что наставники их держали в ежовых рукавицах. «Не нужно ни в чем ограничивать. Нужно воспитание. Тренер должен создать такую психологическую атмосферу, чтобы ребенок чувствовал себя, как в семье. Запрещать курить, пить, бегать по девочкам — это все чепуха. Нужно еще до этого возраста поставить величайшую цель для спортсмена. И ему не нужны будут другие соблазны. Не нужно использовать молодой возраст для показания результата. Это период для того, чтобы сформировать личность, подготовить ее к великому».
А как работать с великими? «Мы каждый год начинаем как перворозрядники. Если придем на стадион чемпионами — то уже проиграли. Настраивать нужно не на результат, а на то, что может принести результат. Например, улучшить какую-то часть подготовки, фазу прыжка. Дать новые увлечения, тогда у спортсмена просыпается азарт, как у игрока казино, улучшается подготовка и повышается результат».
А мотивация? «Здесь тоже нужно искать нестандартные подходы. Вот, к примеру, мы поспорили с Исинбаевой — если она прыгнет 5,10 м (рекорд мира 5,06. — Авт.), то я целый год буду носить серьгу в ухе. Пускай только прыгнет, без проблем. Но я ей на 5,20 придумаю что-нибудь поинтереснее. Это тоже один из методов подготовки, способ зажечь спортсмена, — смеется Петров. — Мне нравится, что и Бубка и Исинбаева не останавливаются на достигнутом. Сергей — глава НОК Украины, Лена — пока действующая спортсменка, но в соревновательной паузе не отдыхала, а защитила диссертацию. Я благодарен ей за то, что развивается и показывает, что спортсмен может жить не только спортом, а найти себя и в других сферах. Лене говорю: да, ты достигла результата, на тебя равняются дети, ты притягиваешь людей на стадионы. Но тебе нужно держать планку высоко, нельзя омрачить имя, иначе люди поймут, что ты не до конца победила себя, чтобы стать великой».
Со скольких лет приводить детей в легкоатлетическую секцию? «Золотой возраст — с 5 до 11 лет. Именно в этот период дети должны получить максимум активности, здесь нужно закладывать фундамент. Если начать позже, то трудно до конца раскрыть талант. Посмотрите, если раньше в гольф играли в основном в 40—50 лет, то теперь начинают с раннего детства и уже к 20 годам становятся чемпионами».
«Виталий Афанасьевич, вы хотите, чтобы кто-то из ваших учеников побил рекорд Бубки?», — спрашиваю тренера. «Знаете, Сергей мог прыгать и 6,20, и 6,30 (рекорд 6,15. — Авт.). Может найтись человек, который замахнется и на 6,50. Я пока работаю с юниорами и о таких результатах не думаю. Но у меня есть другая мечта, чтобы Елена Исинбаева побила достижение Бубки по количеству мировых рекордов. У Лены сейчас 27, у Сергея — 35».
Любомир ЛУКАНЮК, Олег ЛЮЛЬКА, Станислав ШКАПА, Сегодня|Спорт
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
В саудовском Эр-Рияде состоялось боксерское мегашоу
Роман Кокошко отстранен от соревнований