Валентина ШЕВЧЕНКО: «Надеюсь, в Ванкувере мы все успеем»
Украинская лыжница готовится к старту на зимней Олимпиаде
В эти выходные в эстонском Отепя прошел очередной этап Кубка мира. Закрепила свое лидерство в общем зачете полячка Жюстина Ковальчик. Показали, что сохранили силы после изматывающей борьбы на Тур де Ски словенка Петра Майдич и финка Айно-Каиса Сааринен. Снова включилась в борьбу за кубковые очки титулованная норвежка Марит Бьорген. В то время, как ведущие лыжницы мира гонялись на эстонских трассах, лидер сборной Украины Валентина Шевченко у себя дома в Броварах уже паковала чемоданы в Канаду.
СМИРИЛАСЬ, ДАЖЕ МОЖНО СКАЗАТЬ - ПРИВЫКЛА
- Валентина, как чувствуете себя после Тур де Ски? 60 километров за десять дней...
- Чувствую себя нормально. Если небольшая усталость и есть, то она ничем не отличается от той, которая обычно бывает после гонок. Тур де Ски мы бежали на объеме, сознательно не акцентируя на нем внимание. Для меня, впрочем, как и для других (а вы наверняка видели, что многие спортсмены вообще сходили), это были проходящие старты. Главное - Олимпиада. А до нее еще месяц.
- Даже с учетом того, что выступали вы под нагрузкой, можете сказать, что у вас получилось, а что нет на Тур де Ски-2010?
- Получился спринт в Оберхофе. 18-е место стало сюрпризом не только для меня, но и для всех команд. Даже подшучивали: спринтером стала. Но постепенно меня начала накрывать усталость. И я, честно говоря, решила просто спокойно докатывать гонки, не переступая через себя. Зачем насиловать организм накануне Олимпиады! Это никому не нужно.
- А может быть, причина прорезавшейся спринтерской скорости в том, что из-за операции на стопе вам пришлось немного переформатировать процесс подготовки?
- Не думаю. Скорее за этот результат нужно поблагодарить наших тренеров. Они очень хорошо подобрали смазку на классику. В Оберхофе лыжи здорово работали не только в спринте, но и в гонке на 10 километров, в которой я стала девятой по чистому времени. План подготовки действительно пришлось немного изменить, точнее сдвинуть. К тренировкам мы приступили только в начале июня, спустя два месяца после операции. Большие объемы пришлись на ноябрь-декабрь. Я не буду называть конкретные суммы, потому что понять их настоящее значение можем только мы сами, сравнивая с работой, которая выполнялась в предыдущие годы. Мы понимали, что Тур де Ски придется бежать под нагрузкой. Но никакие тренировки не заменят соревнования, поэтому мы решили участвовать. Правда, с оговоркой, что будем действовать по ситуации и беречь здоровье.
- Валентина, ваши шансы на успех всегда одинаково высоко расценивались как в классике, так и в свободном стиле. Но не пострадал ли универсализм из-за хирургического вмешательства и дискомфорта, который может создавать для ноги более жесткий коньковый ботинок?
- Операцию мне сделали еще в апреле, времени прошло уже достаточно много. Болевые ощущения практически отступили. Сейчас дискомфорт чувствуется только на тяжелом снегу при сильном надавливании или когда из-за гололеда выгибается ботинок. Но я уже смирилась с этими неудобствами. Даже можно сказать - привыкла.
- Вашему самолюбию льстит тот факт, что рекордное время - 34 минуты 6 секунд, с которым вы в позапрошлом году преодолели подъем в Валь-ди-Фиемме так никому и не покорилось на Тур де Ски-2010?
- Лыжные гонки - это не легкая атлетика, здесь рекорды не фиксируются. На времени акцентировать внимание нельзя. Разные трассы, разный снег. Поэтому не льстит, нет. Хотя, конечно, приятно осознавать, что когда-то я смогла стать первой на этой горе. Более того, три года подряд была в тройке призеров. Я в первую очередь самой себе доказывала, что могу. В этом году не получилось, физическое состояние не позволяло бежать на таких скоростях, а упираться я посчитала нецелесообразным.
«САМАЯ БОЛЬШАЯ» СЕРВИС-БРИГАДА В МИРЕ
- На чьей стороне были ваши симпатии в борьбе за победу на Тур де Ски-2010 - Петры Майдич или Жюстины Ковальчик, Лукаша Бауэра или Петтера Нортуга?
- Мне симпатичны и Майдич, и Ковальчик. С обеими у меня прекрасные отношения. Но на этот раз я больше болела все-таки за Жюстину. А что касается мужских гонок, то я в первую очередь переживаю за наших ребят, белорусов и россиян, иначе говоря, славян.
- Вы, наверное, по-хорошему завидуете своей польской коллеге, ведь на нее работает целая бригада сервисменов...
- Я не скажу, что у нас плохие специалисты, но они порой просто физически не успевают сделать то, что нужно. Ведь есть разница: два человека над смазкой работает, как у нас, или шесть, как у Ковальчик. Она априори выигрывает потому, что имеет возможность больше вариантов опробовать. И если для конька это не так критично, то в классике сразу же дает о себе знать. В Финляндии в позапрошлом году у меня брали интервью местные корреспонденты, расспрашивали, как мы работаем. И потом шутили, мол, у вас «самая большая» сервис-бригада в мире. Просто когда мы с тренером вдвоем на соревнования ездим, откатывать лыжи ему помогаю я. Потому что одному человеку сделать это очень тяжело. И вряд ли у нас в ближайшее время что-то изменится к лучшему, и мы начнем работать на результат так, как другие команды. Ведь большая сервис-бригада не только у Жюстины. Шесть человек работает и на ту же Петру Майдич. На Олимпиаде, кстати, украинская делегация тоже будет немногочисленной, придется как-то выкручиваться.
- А насколько пристально следит за соревнованиями ваш сын Артем? У него есть свои любимчики среди тех, кто сейчас блистает на лыжне?
- Артем болеет только за маму (смеется). У меня самой никогда кумиров не было, за автографами я не бегала. Вижу, что в этом сын очень похож на меня.
- В текущем сезоне одна ваша победа осталась за кадром. Расскажите о том, как складывался для вас 42-километровый марафон классикой в итальянском Ливиньо?
- Все выступали на этапе Кубка мира в Давосе. Но поскольку я в спринте обычно не стартую, мы с тренером решили провести в это время развивающую тренировку - пробежать марафон. В Ливиньо ведущие лыжницы не приехали, долгое время мне компанию на трассе составляла итальянка Антонелла Конфортола. Но на последних двух километрах мне и от нее удалось убежать. Я немного ускорилась, а она бросила работать.
- Вам не жаль, что в программе Олимпийских игр самая длинная гонка заканчивается на 30-м километре?
- Нет, мне и 30 вполне достаточно (смеется). А иногда бывает так тяжело, что и пяти хватает.
- Никогда не думали о том, что окажись вы на лыжне лет на десять-пятнадцать раньше, когда было меньше массовых стартов и спринтов, и больше классических разделок, имели бы куда более внушительный послужной список?..
- Я никогда не думала, о том, что было бы, если бы... Я довольна тем, что у меня есть и радуюсь тому, чего смогла добиться в жизни.
КЭНМОР - ЭТО СИЛА, А УИСТЛЕР...
-Вы единственная из украинских лыжниц были в Уистлере. Если подруги по команде спросят, или, возможно, уже спрашивали вас о каких-то тактических маневрах или особенностях прохождения олимпийских трасс, что ответите?
- На любой трассе нужно работать. Кроме того, из трех гонок в олимпийской программе, два масс-старта, где борьба, как правило, очень непредсказуема. Советовать - неблагодарное дело. Наша команда прилетает в Канаду за десять дней до начала Олимпиады. Думаю, у каждого из спортсменов будет достаточно времени, чтобы познакомиться с Уистлером. И выбрать для себя самый оптимальный вариант.
- В прошлом сезоне на предолимпийской неделе в дуатлоне вы остановились в шаге от пьедестала. Будь возможность еще раз пробежать ту гонку, вы бы применили иную тактику или же четвертое место отвечало вашей физической форме на тот момент?
- Чувствовала я себя неплохо. Видимо, упустила что-то на коньковой половине дистанции. Вообще, я согласна с теми, кто считает трассы в Уистлере слишком упрощенными. Мне они не очень нравятся.
- В Кэнморе, где вы проведете ближайшие три недели, трассы вам больше по душе?
- В Кэнморе просто супертрасса - функциональная, с хорошим подъемом. Мы имели возможности оценить все ее достоинства во время этапа Кубка мира. Даже самим канадцам она нравится больше, чем олимпийская. Как сказал канадский лыжник Иван Бабиков, Кэнмор - это сила.
- Валерий Лесников рассказывал, что вы пересматривали запись бронзового для вас масс-старта на чемпионате мира в Либереце. Расскажите, какие выводы сделали, посмотрев на себя со стороны?
- Главный вывод: всегда бороться до конца и никогда не терять веру. Доля везения в лыжных гонках, конечно, присутствует. И я очень надеюсь, что удача улыбнется мне и на Олимпиаде. Ведь многое будет зависеть от того, как тренеры подготовят лыжи. В Либереце после дуатлона было обидно до слез. Ведь в классике я держалась, а в коньке не смогла. Мы просто физически не успели выбрать нужную пару лыж. Надеюсь, что в Ванкувере Бог даст здоровье и мне, и тренерам, и мы все успеем.
Анна САВЧИК, газета «СЭ в Украине»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Федерико Вальверде, вероятно, покинет мадридский клуб
Марта Костюк отреагировала на завершение карьеры легендарного испанца