Неубедительная победа Роглича, слабость Эвенпула. Итоги недели в велоспорте
Sport.ua подводит итоги недели в шоссейном велоспорте
Гонки недели
2 – 9 июня – Критериум Дофине (Франция)
На прошлой неделе состоялась многодневка Критериум Дофине, которая по традиции считается главной репетицией Тур де Франс. Можно было ее назвать таковой и в этот раз: в старт-листе присутствовало большинство топ-фаворитов предстоящей «Большой петли». Впрочем, двух главных из них не было: Тадей Погачар отдыхает после победной Джиро д’Италия, а Йонас Вингегор находится на тренировочном сборе, а его участие в Туре остается под вопросом.
Маршрут Критериума Дофине в этом году был беспрецедентно сложным. Ни одного по-настоящему равнинного этапа, а завершала гонку связка из трех подряд горных этапов с тяжелейшими горными финишами. На шестом этапе – Кольет д’Альевар (11,2 км со средним градиентом 8,5%), на седьмом – Самоенс (9,9 км, 9,0%), на восьмом – Плато де Глиер (9,3 км, 7,3%). Честно говоря, не могу припомнить связки из трех подряд таких тяжелых финишных подъемов ни на какой французской многодневке, включая Тур де Франс.
Присутствие такого большого числа фаворитов предстоящей «Большой петли» обещало очень увлекательную борьбу за желтую майку. Однако, к сожалению, сама гонка ряды звездных генеральщиков немного просеяла. В основном – из-за массового завала за 20 км до финиша пятого этапа, когда едва ли не половина пелотона упала на очень мокром и скользком спуске под сильным дождем. Из-за этого завала с гонки сошли Хуан Аюсо и Тао Геогеган Харт, а катастрофически невезучая «Visma Lease a Bike» потеряла двоих элитных грегари – Стивена Круйсвейка и Дилана Ван Барле.
При чем, потеряла не только с точки зрения Дофине, но и с точки зрения перспектив их участия на Туре: у них небольшой перелом бедра и перелом ключицы соответственно. Для Круйсвейка Дофине является какой-то проклятой гонкой. За последние 6 лет он четыре раза тяжело падал на Дофине, при чем уже не впервые эти падения стоили ему участия в Тур де Франс.
Конечно, можно в очередной раз поговорить о том, как катастрофически не везет «Visma Lease a Bike» в нынешнем сезоне. Однако в случае с Дофине травмы Круйсвейка и Ван Барле являются во многом виной спортивных директоров команды, которые на том самом спуске требовали от своих гонщиков поддерживать высокую скорость, дабы не потерять позиции во главе пелотона. Однако в итоге концепция «чем выше по пелотону ты находишься – тем меньше шансов упасть» дала сбой…
Отметим, что, помимо Круйсвейка и Ван Барле, до финиша в составе «Visma Lease a Bike» не добрался и Сепп Кусс, который не вышел на старт заключительного, восьмого этапа из-за проблем со здоровьем. Американец в целом в нынешнем сезоне выглядит бледной тенью самого себя. Вероятно, его организм до сих пор не может оклематься после проезда трех Гран туров в режиме максимальной эксплуатации в прошлом сезоне. А руководству «Visma Lease a Bike» все же стоит помнить, что гонщики – это, прежде всего, просто живые люди.
Getty Images/Global Images Ukraine. Примож Роглич
Ну а среди тех звезд, кто остался в строю, сильнейшим на нынешней Дофине прогнозировано оказался Примож Роглич, который в своем излюбленном стиле, благодаря мощному финишу, выиграл два горных этапа и победил в общем зачете, попутно забрав и зеленую майку лучшего спринтера.
Впрочем, победа Роглича была отнюдь не легкой и не убедительной. На заключительном горном этапе словенец поймал небольшой кризис, и едва не упустил победу в общем зачете: от его преимущества над Маттео Йоргенсоном в итоге осталось лишь 8 секунд. Капитан «Bora Hansgrohe» в нынешнем сезоне предпринимает свою самую отчаянную и, вероятно, последнюю попытку выиграть Тур де Франс, и даже победа на Дофине не убедила в том, что он способен это сделать. Роглич по-прежнему не показал, что готов делать в больших горах что-то большее, чем выигрывать спринт на последних сотнях метров, а последний этап доказал, что и проблемы словенца с восстановлением никуда не делись.
А для Йоргенсона это второе место с таким минимальным отставанием от Роглича можно считать утверждением в качестве многодневщика топ-уровня с претензией на высокие результаты на Гран турах. Еще на молодежном уровне он запомнился универсалом, который способен в отдельные дни хорошо ехать в больших горах, но у американца не было стабильности и хорошего восстановления, из-за чего он не показывал ничего выдающегося в общем зачете.
Победа в общем зачете Париж – Ницца в марте стала первым признаком того, что гонщик «Visma Lease a Bike» раскрывается как сильный многодневщик, но, все же, на «Дороге к солнцу» традиционно рельеф не настолько сложный, чтобы в полной мере протестировать восстановление Йоргенсона. Нынешняя же Дофине в полной мере подтвердила, что с восстановлением у него все отлично. А «Visma Lease a Bike» получает потенциально очень неплохой план «Б» на Тур де Франс на случай, если Вингегор не будет готов бороться за общий зачет.
А вот кто свои перспективы борьбы за генеральную классификацию «Большой петли» поставил под большой знак вопроса, так это Ремко Эвенпул. Да, перед стартом Дофине он говорил, что находится не в оптимальной форме и призывал не ждать от него слишком многого в общем зачете. Однако то, как уверенно бельгиец выиграл разделку, заставляет думать о том, что он лукавил.
Но вслед за победной разделкой последовали три очень слабых выступления в больших горах. Лидер «Soudal Quick Step» каждый раз выпадал из основной группы сразу, как только темп становился высоким и начинались решающие действия. Относительно того же Йоргенсона за три дня Ремко потерял суммарно 3 минуты и 9 секунд – это очень много по меркам недельной гонки. Учитывая сильный перфоманс Эвенпула в разделке, то, что мы увидели в его исполнении в больших горах, в гораздо большей мере выглядит отображением его реального уровня как горняка, а не следствием неоптимальной формы.
Getty Images/Global Images Ukraine. Ремко Эвенпул
Возвращаясь к теме разделки, отметим, вероятно, самое слабое в нынешнем сезоне выступление «UAE Emirates». Лучший в составе команды, Хуан Аюсо, стал лишь девятым: очень слабый результат и по меркам самого испанца, и его команды, которая практически не всех разделках на уровне Мирового тура в нынешнем сезоне была на верхних строчках итогового протокола.
Возвращаясь к Эвенпулу, достойно выглядел на Дофине его партнер по команде Микель Ланда, который замкнул топ-10 общего зачета. На Тур де Франс его готовят на роль элитного грегари бельгийца, но не исключено, что после такого неубедительного выступления Ремко в горах баску удастся добиться какой-то свободы действий на «Большой петле».
Завершая тему элитных грегари, нельзя не отметить партнера Роглича по «Bora Hansgrohe» Александра Власова – как бы ни хотелось проигнорировать представителя страны 404. Однако он отлично отработал на своего капитана и при этом сам замкнул топ-6 общего зачета. А вот еще один элитный помощник Роглича, Джей Хиндли, на фоне Власова очень сильно разочаровал. Еще на втором, далеко не самом сложном этапе он поймал 54 секунды, неубедительно выглядел и в дальнейшем, и в итоге в общем зачете занял лишь 20-е место.
Очень сильно на нынешней Дофине выглядела «Ineos Grenadiers». Карлос Родригес выиграл заключительный этап и финишировал четвертым в общем зачете. Топ-5 замкнул его партнер по команде Лауренс Де Плюс, которого также, несомненно, нужно отметить в номинации «лучшие грегари».
Было на нынешней Дофине и сразу несколько громкий сенсаций. Главная из них – третье место в общем зачете Дерека Джи, который, помимо этого, еще и выиграл третий этап многодневки. На Джиро д’Италия-2023 канадец ярко заявил о себе как о претенденте на победы на этапах на холмистом рельефе, но в больших горах такого выступления от него не ожидал никто. Тем более, что после той самой звездной Джиро-2023 26-летний канадец долго не показывал ничего похожего.
Еще одним открытием стал чемпион Испании Ойер Ласкано. Гонщик «Movistar» ранее был известен как очень неплохой однодневщик, но на Дофине внезапно сильно поехал в больших горах, и в итоге финишировал девятым в общем зачете. Особенно впечатлил его перфоманс на седьмом этапе – четвертое место, впереди таких людей как Эвенпул, Ланда, Карлос Родригес, Давид Годю или тот же Дерек Джи.
Нельзя не отметить и доселе малоизвестного Лукаса Неруркара, который очень сильно выглядел на холмистых спринтерских этапах – седьмое и третье места. К сожалению, позже 20-летний британский гонщик «EF Education EasyPost» заболел коронавирусом (еще не забыли, что такая болезнь по-прежнему существует? При чем, по слухам, по ходу Дофине ею заразились немало гонщиков) и сошел после пятого этапа. Но гонщик очень интересный и достойный того, чтобы обратить на него пристальное внимание.
Getty Images/Global Images Ukraine. Джулио Чикконе
В горах и на холмистых этапах одним из главных действующих лиц был Джулио Чикконе. Он был одним из немногих, кто пытался навязывать борьбу Рогличу на горных финишах и в итоге стал восьмым в общем зачете. Мог бы быть намного выше, однако ахиллесовой пятой итальянца из «Lidl Trek» остается разделка: в ней он показал 40-й результат с отставанием в 3 минуты и 12 секунд.
На заключительном этапе Чикконе решился на раннюю атаку на финальном подъеме на Плато де Глиер. Позже итальянца добрали, но он сумел зацепиться за кризисного Роглича и создать с ним довольно эффективный дуэт. Не исключено, что, если бы в решающий момент рядом со словенцем не оказалось такого боеспособного попутчика, то в желтой майке в итоге красовался бы Йоргенсон.
Решились выступить на Дофине после участия в Джиро ряд гонщиков во главе с Антонио Тибери и Лоренцо Фортунато. Получилось совсем по-разному. Тибери оказался совсем не готов и рано сошел с дистанции, а вот Фортунато отлично воспользовался свободой действий и отсутствием необходимости ехать на общий зачет, и в итоге завоевал гороховую майку лучшего горняка.
Следующая неделя
9 – 16 июня – Тур Швейцарии
Уже вчера стартовала еще одна престижная многодневка Мирового тура, которая считается репетицией «Большой петли» – Тур Швейцарии. Состав участников здесь немного слабее, чем на Дофине, но также очень приличный. Первым этапом был 5-километровый пролог в столице Лихтенштейна, Вадуце, который выиграл бельгиец Ив Лампарт из «Soudal Quick Step». Впрочем, на такой короткой дистанции не было и не могло быть серьезных разрывов, которые оказали бы какое-либо серьезное влияние на общий зачет.
Что касается маршрута, то его организаторы, как и на конкурирующей французской многодневке, в этом году сделали максимально сложным. Четыре подряд этапа с горным финишем, и даже разделка в последний день также будет горной. Два групповых этапа без горных финишей также будут очень непростыми по рельефу, и, с высокой долей вероятности, массовыми спринтами не завершатся.
Последние два этапа вообще построены очень интересно. В субботу на седьмом этапе гонщиков ждет 119-летний маршрут со стартом и финишем в Виллар-сюр-Ольон, в рамках которого гонщики будут дважды штурмовать перевал Коль де ла Круа (и оба раза – через тот же Виллар-сюр-Ольон), а затем финишируют там же, где и стартовали.
На следующий день состоится 16-километровая разделка, на которой первые 5 км будут равнинными, а затем – штурм того же 11-километрового подъема на все тот же Виллар-сюр-Ольон, который будет дважды пройден днем ранее.
Также отметим, что шестой этап с горным финишем в Блаттене (5,8 км, средний градиент – 8,7%) сокращен с 152 км до всего лишь 42,5 км из-за того, что не удалось вовремя расчистить от снега перевал Нуференпасс (2479 м над уровнем моря), который должны были проходить в середине этапа.
Getty Images/Global Images Ukraine. Адам Йейтс
Что касается фаворитов, то претендент №1 на победу – третий призер прошлогоднего Тур де Франс Адам Йейтс. Будет очень интересно понаблюдать за тем, удалось ли британцу полностью восстановиться после очень тяжелого падения на Туре ОАЭ в конце февраля. В форме прошлого года гонщик «UAE Emirates» будет безоговорочно главным фаворитом Тура Швейцарии.
Есть в составе его команды и еще два претендента на общий зачет. Один из них – мексиканский вундеркинд Исаак дель Торо. На прологе он упал и показал не очень хороший результат, но, по информации СМИ, каких-либо серьезных травм сумел избежать. Также очень серьезным претендентом на генеральную классификацию будет португалец Жоао Алмейда.
Также в числе фаворитов – прошлогодний чемпион Тура Швейцарии, Маттиас Скьелмосе из «Lidl Trek» и олимпийский чемпион Ричард Карапас из «ED Education EasyPost», который на второй сезон в составе своей новой команды начинает постепенно напоминать самого себя лучших образцов.
Сильный состав привезла и «Ineos Grenadiers». Капитаном будет Эган Берналь, который добивается все больших успехов в процессе восстановления после тяжелейшей травмы, и будет заочно бороться с Карлосом Родригесом на статус капитана команды на Тур де Франс. На Туре Швейцарии капитанские амбиции с ним будет делить Том Пидкок.
Два капитана будет и у «Bora Hansgrohe». Это Серхио Игита, а также Эмануэль Бухманн, который возмущался по поводу того, что его не взяли в состав команды на Джиро д’Италия, и, скорее всего, покинет немецкий проект в конце нынешнего сезона.
Будет очень интересно понаблюдать за Феликсом Галлем. Прошлым летом австрийский горняк на Туре Швейцарии и Тур де Франс был просто в феноменальной форме. Учитывая то, насколько прибавила в нынешнем сезоне вся «Decathlon Ag2r», страшно даже представить, на что будет способен сам Галль в больших горах. В качестве помощника ему отрядили одного из героев недавней Джиро д’Италия, Валентена Паре-Пентра.
Getty Images/Global Images Ukraine. Энрик Мас
Приехал в Швейцарию и капитан «Movistar» Энрик Мас. В горах ему будет помогать еще один герой «Корса роза», Эйнер Рубио. В составе «Bahrain Victorious» заявлен неудачник Джиро-2024, Дамьяно Карузо. Продолжая тему неудачников «Корса роза»: приехал на Тур Швейцарии и Киан Уйтдебрукс, который с Джиро сошел из-за болезни. По слухам, «Visma Lease a Bike» рассматривает его участие в Тур де Франс как план «Б» на случай, если Йонас Вингегор таки не сможет выступить на «Большой петле».
За топ-6 общего зачета попытается зацепиться вице-чемпион Тура Швейцарии 2016 года, баскский ветеран Йон Исагирре из «Cofidis». Капитаном «Groupama FDJ» будет молодой французский талант Ленни Мартинес.
Несмотря на то, что у спринтеров на нынешнем Туре Швейцарии шансов крайне мало, состав участников среди представителей этого ремесла довольно солидный. Здесь и Паскаль Аккерманн, и Арно Демар, и Марк Кэвендиш, который готовится к последней попытке побить рекорд Эдди Меркса по количеству побед на этапах Тур де Франс. Выступит и Арно Де Ли, который неожиданно быстро восстановился после серьезной болезни, которую он перенес в апреле. Впрочем, учитывая, настолько непростыми по рельефу будут формально «спринтерские» этапы Тура Швейцарии, главным их фаворитом будет универсал Майкл Мэттьюз.
Дайджест новостей
– Упомянутый выше герой Джиро-2024 Валентен Паре-Пентр в конце сезона перейдет в «Soudal Quick Step» и станет одним из ключевых грегари Ремко Эвенпула. Хотя, учитывая неубедительные выступления бельгийца в горах и стремительный прогресс 23-летнего француза, не исключено, что со временем Патрику Лефевру придется пересматривать внутрикомандную иерархию.
– То, что «Red Bull» в ближайшее время станет спонсором «Bora Hansgrohe», новостью не является уже давно. Теперь де стало известно, что официальная презентация нового спонсора состоится в Зальцбурге 26 июня, за три дня до старта Тур де Франс. Также, по информации СМИ, бюджет команды увеличится в два раза и достигнет отметки примерно в 45 миллионов евро в год. Впечатляющая цифра, которая приближает немецко-австрийский проект к бюджету самой богатой команды мира, «Ineos Grenadiers», чей бюджет составляет чуть более 50 миллионов евро в год. Ожидаем бурной деятельности «Red Bull Bora» на трансферном рынке и окончательное утверждение команды в качестве одной из сильнейших в мировом пелотоне.
– По информации французского издания L’Equipe, неназванный китайский бизнесмен готов приобрести команду «Астана». Сейчас казахстанский проект является одной из самых бедных команд Мирового тура, однако появление китайского инвестора, как ожидается, также приведет к увеличению бюджета в два раза.
– Несмотря на полное отсутствие боеспособной формы, Крису Фруму гарантировано место в составе «Israel Premier Tech» на Тур де Франс-2024. В прошлом году 4-кратный чемпион «Большой петли» остался за бортом из-за конфликта с Майклом Вудсом, который на Туре-2023 выиграл один из этапов. Британец и канадец по-прежнему находятся в состоянии холодной войны, поэтому в нынешнем сезоне на Тур не поедет уже Вудс, несмотря на то, что сейчас он является намного более боеспособной единицей, чем Фрум.
Getty Images/Global Images Ukraine. Крис Фрум
В «Israel Premier Tech» выбор в пользу британца объяснили тем, что его участие принесет больший маркетинговый эффект для команды. Интересно, самому Фруму приятно вот уже пятый год ездить просто в качестве живого маскота, и при этом, как теперь оказалось, вносить токсичность в атмосферу внутри команды и вставлять палки в колеса более сильным на данный момент гонщикам?
– Большие изменения грядут в структуре менеджмента «Visma Lease a Bike». Как уже сообщалось весной, в конце сезона генеральный менеджер команды Марейн Зееман отправится покорять большой футбол на посту спортивного директора «АЗ Алкмаар». Теперь же стало известно, что с 1 октября его должность в «Visma Lease a Bike» займет Гриша Нирманн. Также нидерландская команда привлечет в качестве тренера по физподготовке топового тренера из мира плавания, Якко Верхарена.
– Жюлиан Алафилипп пропусти Тур де Франс-2024. Французский гонщик «Soudal Quick Step» сосредоточится на подготовке к домашней Олимпиаде в Париже. А вот Йонас Вингегор, наоборот, Игры-2024 пропустит. Последнее место в составе сборной Дании досталось Миккелю Бьергу.
– Вуэльта-2025, как ожидается, будет стартовать в итальянском регионе Пьемонт. Эту информацию подтвердил директор Вуэльты Хавьер Гильен. Напомним, предстоящий Тур де Франс-2024 также стартует в Италии, во Флоренции. На Апеннинах пройдут первые три этапа «Большой петли».
– Команда «Bahrain Victorious» продлила контракт с производителем велосипедов «Merida», на чьих байках гоняется с самого основания проекта в 2017 году. Новое соглашение рассчитано до конца 2025 года. Также ожидается, что в предстоящее трансферное окно «Bahrain Victorious» подпишет французского таланта Ленни Мартинеса из «Groupama FDJ».
– Еще немного трансферных новостей. Алекс Аранбуру в конце сезона покинет «Movistar» и продолжит карьеру во французской «Arkea – B&B Hotels». Исход классных гонщиков из испанской команды продолжается: в прошлом сезоне они потеряли Маттео Йоргенсона, в нынешнем их также покинет Ойер Ласкано.
– «Bora Hansgrohe» продлила контракт с Александром Власовым. Было бы сложно рассчитывать на что-то иное, учитывая сильные выступления представителя страны 404 в нынешнем сезоне и предстоящее увеличение бюджета команды. При этом, срок действия нового соглашения с Власовым «Bora Hansgrohe» не сообщила.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
«Сельта» совершила мощный камбек, проигрывая 0:2
«Канониры» одержали победу со счетом 3:0