Алафилипп принес Франции долгожданный титул. Итоги ЧМ по велоспорту
Sport.ua подводит итоги чемпионата мира 2020 года в Имоле
Вчера групповой гонкой среди мужчин завершился чемпионат мира 2020 года в Имоле. Чемпионат этот по всем известным причинам получился сокращенным. Разыграны были всего 4 комплекта наград, юниоры и андеры не соревновались, командных гонок также не было. Однако учитывая, какие проблемы возникли при организации Мундиаля, организаторов стоит благодарить за то, что чемпионат вообще прошел.
Кризис во французском велоспорте позади. Теперь официально
Исторически Франция всегда по праву считалась одной из самых сильных и успешных велосипедных стран мира, однако в конце 90-х французский велоспорт попал в глубочайший кризис, который продолжался примерно полтора десятка лет. За это время во Франции сменилось как минимум два поколения гонщиков, которые не добились никаких успехов на международной арене. Словосочетание «французский велогонщик» начало ассоциироваться с такими понятиями, как «неудачник» и «посредственность».
Однако в начале прошлого десятилетия появились первые признаки ренессанса французского велоспорта, и начиная с 2014 года усилиями в основном Тибо Пино и Ромена Барде французский гонщик на подиуме Тур де Франс стал нормальным явлением. Позже вернулись и победы на Монументах, а вчера Жулиан Алафилипп принес французскому велоспорту самый большой успех в 21-м веке, и тем самым окончательно подвел черту под кризисным периодом.
Перед стартом чемпионата у букмекеров Алафилипп считался фаворитом №2 групповой гонки, однако многие оценивали шансы Жулиана скептически из-з того, что вторую половину Тур де Франс он провел очень бледно. Сам гонщик «Quick Step» уверял, что сознательно бережется под чемпионат мира, однако многие считали это хорошей миной при плохой погоде.
Воскресенье же показало, что Алафилипп не врал. В Имолу он приехал в идеальной форме, и выдал хрестоматийную атаку на последнем подъеме, сбросив благодаря своему рывку в гору всех соперников. После этого до финиша оставалось еще более 10 км: силовой спуск и финальные равнинные километры по самой трассе имени Энцо и Дино Феррари в Имоле.
Алафилиппа преследовала группа из 5 других топ-фаворитов: в нее входили Воут Ван Арт, Примож Роглич, Марк Хирши, Якоб Фугльсанг и Михал Квятковски. И началась привычная для однодневок история, когда в группе преследователей никто не хотел работать на других, и одинокий беглец доводит дело до победы. Что Алафилипп и сделал, принеся Франции первый титул чемпиона мира с 1997 года, когда Лоран Брошар победил на трассе в Сан-Себастьяне.
twitter.com/UCI_cycling
Алафилиппу повезло: из-за всех изменений в велокалендаре он проведет в радужной майке чемпиона мира по сути не один, а полтора сезона. В том числе и полноценные две кампании арденских и северных классик, который стартуют уже на следующей неделе. И на каждой из них, за исключением Париж – Рубэ, Алафилипп будет в числе топ-фаворитов. Выиграть Монумент в майке чемпиона мира – честь, которая выпадает лишь единицам.
Возвращаясь к теме того, как Алафилипп готовился к этом чемпионату мира, можно предположить, что «Жужу» изобрел новый метод подготовки к мундиалю. Ранее наиболее популярным способом подготовки была поездка на Вуэльту, попытка зацепить там одну или несколько побед на этапах, а затем сход в середине гонки, чтобы не подойти к ЧМ истощенным. Хотя такой способ не очень подходил генеральщикам, которые на Вуэльте до последнего боролись за общий зачет.
Алафилипп избрал что-то среднее: с Тура он не сошел, что позволило ему оставаться в тонусе все это время, но при этом последние этапы он проехал в эконом-режиме, из-за чего приехал в Имолу свежим. Хотя не стоит забывать, что такой подход сработал в нынешнем, аномальном сезоне с непривычным календарем. И будет ли работать такой подход в условиях нормального сезона, когда перед ЧМ у всех уже огромное количество гоночных километров в ногах, пока что можно лишь догадываться. Но наверняка в будущем найдутся желающие воспроизвести путь Алафилиппа к радужной майке в 2020 году.
Роглич и Погачар оставили Ван Арта без титула
Безоговорочным фаворитом №1 групповой гонки был Воут Ван Арт. И долгое время гонка складывалась абсолютно идеально для него: казалось, уже ничто не может помешать бельгийцу завоевать еще одну большую победу в этом сезоне. Гонка была максимально закрытой и неселективной: все шло к тому, что сборная Бельгии полностью проконтроллирует ситуацию, после чего Ван Арт уверенно выиграет спринт из небольшой группы.
Вполне возможно, так и случилось бы, если бы не сборная Словении, которая приехала на Мундиаль с недавними дуэлянтами Тур де Франс – Тадеем Погачаром и Приможем Рогличем. За 42 км до финиша в подъеме в смелую сольную атаку пошел Погачар. Это заставило Бельгию повысить темп и работать на максимуме, чтобы не отпускать свежеиспеченного триумфатора Тур де Франс. Бельгийцам это удалось: они не отпускали Погачара дальше, чем на 25 секунд, а на предпоследнем подъеме гонки добрали его.
Только вот погоня за словенцем далась команде Ван Арта большой ценой: все отработали на максимуме, и на решающих километрах помогать Воуту закрывать атаки соперников было уже некому. И на фаворита №1 набросились со всех сторон. Атаки Дюмулена и Нибали Ван Арт сумел закрыть сам, однако ответить на рывок Алафилиппа сил у него уже не хватило. Атака Погачара расшатала оборонительные порядки сборной Бельгии, из-за чего на решающих километрах дистанции Воут остался наедине с целой группой опасных соперников, которые начали атаковать его со всех сторон.
twitter.com/UCI_cycling
На вершине заключительного подъема Алафилипп имел преимущество в 10-12 секунд над группой преследователей, в которую, кроме Ван Арта, входили Якоб Фугльсанг, Михал Квятковски, Марк Хирши и Примож Роглич. Было очевидно, что у Роглича в равнинном спринте из такой группы шансов на победу и даже на медаль нет, в то время, как Ван Арт – безоговорочный фаворит №1 на случай, если Алафилиппа доберут.
Казалось бы, для Роглича идеальный момент помочь своему партнеру по «Jumbo Visma» стать чемпионом мира и отблагодарить его за то, что он три недели добросовестно и преданно работал на него на Тур де Франс? Ничего подобного. Роглич весь спуск просидел в хвосте группы преследователей и ни разу не вышел на смену, хотя в трансляцию попали кадры, как Ван Арт о чем-то беседовал со словенцем – вероятно, просил о помощи. Роглич выдал одну короткую и неубедительную смену уже на равнинных последних километрах непосредственно на трассе в Имоле, однако тогда было уже слишком поздно – золото отправилось во Францию.
Такие действия Роглича вызвали настоящую бурю негодования в Бельгии. Эксперты в студии фламандского телеканала «Sporza» после гонки резко раскритиковали действия Роглича, а бельгийские фанаты велоспорта засыпали соцсети словенца оскорбительными сообщениями. А сегодня все та же «Sporza» провела интернет-опрос, по итогам которого 64% респондентов обвинили Приможа в том, что он не помог своему партнеру по клубу.
Определенная доля правды в этой критике Роглича со стороны бельгийцев есть, однако не все так однозначно. Хотя бы потому, что мы не можем знать, какой самочувствие было у словенца и были ли у него вообще силы помогать Ван Арту. В финишном спринте он участвовать не пытался, а это говорит о том, что сил у него было не очень много. Мог ли Роглич сделать для Ван Арта больше? Возможно. Но это точно не тот вопрос, в котором стоит быть настолько категоричным.
Сам Ван Арт в интервью после гонки защищал и оправдывал своего партнера по «Jumbo Visma»: «Когда начался спуск, мы разговаривали с Рогличем, он понимал, что уже не может выиграть гонку. Он пытался помочь, но сил у него не было».
Так или иначе, Ван Арт стал третьим гонщиком в истории, который на одном чемпионате мира завоевал медаль и в разделке, и в групповой гонке. До него это делали только два легендарных испанца, Мигель Индурайн и Абрахам Олано, и оба в 1995 году. Индурайн завоевал золото в разделке и серебро в групповой гонке, а Олано – наоборот. Историческое достижения Ван Арта, только вот он остался без золота – в разделке хозяин трассы, итальянец Филиппо Ганна, не оставил никому шансов.
К слову, возможно, именно участие в разделке на ЧМ (которая в этом году прошла всего за два дня до групповой гонки) отобрали у Ван Арта те крупицы сил, которых не хватило, чтобы ответить на атаку Алафилиппа и взять в итоге золото. Как говорится, за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
А что дальше?
С этой недели в велокалендаре начинается настоящее сумасшествие. Начиная со вторника, 29 сентября, в течение 48 дней подряд каждый день будет проводиться как минимум одна гонка Мирового тура. В 9 из этих 48 дней будут проходить сразу две гонки параллельно, еще в 2 дня – сразу три гонки!
Если говорить конкретно об этой неделе, то уже в субботу, 3 октября, стартует Джиро д’Италия. О ней у нас выйдет отдельный материал, а кроме Джиро с 29 сентября по 3 октября пройдет многодневка Binck Bank Tour, известная также как Тур Бенелюкса.
В этом году организаторы не стали выдумывать ничего неординарного: три равнинных этапа, разделка на 10 км и решающий этап с брусчатыми фламандскими подъемами и финишем на легендарном Муур ван Гераардсберген – все как всегда.
Главный фаворит Binck Bank Tour – Матье Ван дер Пул, хотя ему нужно постараться поменьше проиграть в разделке Сорену Крогу Андерсену. Индивидуальная гонка – козырь в рукаве и для бронзового призера ЧМ Штефана Кюнга. Также среди фаворитов – сдавший свой полномочия чемпиона мира Мадс Педерсен, Оливер Насен, Ив Лампарт, Филипп Жильбер, Зденек Штыбар, Сеп Ванмарке и другие гонщики, которые будут совсем скоро бороться за победы на северных классиках.
Также на этой неделе пройдут две арденские классики: в среду, 30 сентября – Флэш Валлонь, а в воскресенье, 4 октября – Льеж-Бастонь-Льеж. Флэш Валлонь соберет не такой представительный состав участников, как обычно. Ван дер Пул едет Тур Бенилюкса, Алафилипп, Ван Арт и Вальверде отдыхают после чемпионата мира.
Однако звезд все равно будет достаточно. Тремя главными фаворитами можно назвать Михала Квятковски, Марка Хирши и Тадея Погачара. Также на победу будут претендовать Примож Роглич и Сепп Кусс из «Jumbo Visma», Микел Ланда и Дилан Тейнс из «Bahrain Mclaren», Серхио Игита, Майкл Вудс и Ригоберто Уран из «Education First», а также Мигель Анхель Лопес, Эган Берналь, Тим Велленс, Майкл Альбасини, Адам Йейтс, Дэн Мартин, Диего Улисси, Ричи Порт и другие.
Ну а в воскресенье на Льеж-Бастонь-Льеж соберутся уже все звезды, которые не поедут на Джиро д’Италия. К главным действующим лицам Флэш Валлонь присоединятся Ван дер Пул, Алафилипп, Вальверде и Ван Арт – состав участников Льеж-Бастонь-Льеж будет полностью соответствовать статусу Монумента, даже несмотря на отсутствие действующего чемпиона Якоба Фугльсанга, который едет на «Корса Роза».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
В саудовском Эр-Рияде состоялось боксерское мегашоу
Сложное испытание для украинского чемпиона