Три дороги к одной цели
Формула-1. Итоги сезона
Из всех чемпионатов, проведенных за последние десять лет, сезон-2010 оставил самое приятное впечатление. В нем было все, что нравится зрителям, стимулирует гонщиков и мобилизирует команды: интригующая система начисления очков, россыпь уникальных технических решений, новые стратегические решения и старые тактические уловки... Но главным стало то, что впервые за многие годы команды и пилоты выбрали разные пути достижения желаемого результата...
Любая победа — это лишь миг. Мелькнет она, эта сладкая секунда, и все... Остается в прошлом. Принято считать, что именно победа становится поводом для празднования, ликования, чествования победителя и награждения причастных... Но это слишком упрощенный взгляд. Ведь победа невозможна без долгого пути к ней, поиска оптимального маршрута, сложных решений, набитых синяков и шишек, изодранной в клочья одежды... У кого-то больше, у кого-то меньше, но редко дорога к победе получается ровной и гладкой, как асфальтовое полотно трассы Формулы-1.
В середине марта, буквально за несколько дней до первого Гран-при этого чемпионата, все выглядело так, как будто новый сезон пройдет в более привычном стиле, чем чемпионат 2009 года. Год назад тон в каждой гонке задавал «Браун ГП» — команда-выскочка, которая благодаря оригинальному конструкторскому решению смогла легко и непринужденно обеспечить себя и своего пилота Дженсона Баттона чемпионским титулом. Повторение подобного сценария казалось невозможным из-за дополнительных ограничений, которые были заложены Международной автомобильной федерацией в Технический регламент Королевских гонок. После коротких весенних тестов расстановка сил среди команд легко укладывалась в понятие «классической» для современной Ф-1. Сперва привычно шли «Феррари» и «Мэкларен». Перформанс команды «Браун ГП» в 2009-м, которая была куплена концерном «Даймлер-Крайслер» и получила название «Мерседес», плюс возвращение Михаэля Шумахера смело позволяли рассматривать эту команду в качестве третьей силы. И только после этой тройки начиналась область гаданий и потенциальных сюрпризов. В то время почти никто из авторитетных в мире автоспорта специалистов не ставил команду «Ред Булл» выше пятого места: график подготовки к чемпионату был ею сорван, ряд важных первых тестов был пропущен, а скромная презентация пошла в рабочем режиме 10 февраля на испанской трассе в Хересе.
«Ред Булл». Золотая ставка
Презентуя свое новое детище, Адриан Ньюи сказал, что машина унаследовала лучшие черты своей предшественницы, которая в 2009 году выиграла 6 гонок. А почерк английского конструктора всем хорошо известен еще с середины 90-х годов, когда Ньюи работал в «Уильямсе», а потом перешел в «Макларен». Его конек — аэродинамика, которая обеспечивала болиды завидной скоростью. Но в этом году роль аэродинамики была сведена к минимуму Техническим регламентом. С другой стороны, все прекрасно знают и слабые стороны его конструкций — надежность. В первой же гонке сезона — в Бахрейне — «Ред Булл» четко вписался в эту схему: поул Себастьяна Феттеля и технические проблемы, которые заставили немецкого пилота сбросить скорость и пропустить вперед трех соперников за 16 кругов до финиша.
В Австралии все повторилось. Опять поул Феттеля, и опять технические проблемы, которые на этот раз привели его к сходу. И лишь в Малайзии австрийская команда наконец-то добилась своего. Правда, на Сепанге Феттель стартовал с третьего места, но уже в первом вираже бесцеремонно лишил Марка Уэббера лидерства и уверенно довел Гран-при до победного финиша.
Похоже, что даже после гонки в Малайзии в «Феррари» и в «Макларене» не считали «Быков» достойными соперниками. Бдительность усыпила гонка в Китае, где пилоты британской конюшни праздновали дубль.
«Ред Булл» рванул, когда Формула-1 переехала в Европу. В полной мере ощутив свое превосходство, Феттель и Уэббер ввязались в борьбу не столько с пилотами «Макларена» и «Феррари», сколько между собой. Им было, что делить. Масла в огонь подлила и команда, которая, немного стыдясь своих действий, стала отдавать предпочтение Феттелю, исходя из маркетинговых интересов своих хозяев.
Но это было потом... А в разгар европейской части чемпионата соперникам понадобилось еще несколько гонок, чтобы разгадать тайное оружие «Быков» — скорость в виражах. Доподлинно не известно, как Ньюи удалось сделать столь точный расчет. Неужели англичанин со свойственным его стране прагматизмом сравнил количество виражей с количеством прямых на всех гоночных трассах чемпионата и понял, на что именно выгоднее делать акцент? Где именно его болиды будут собирать драгоценные доли секунд?..
Как бы там ни было, акцент на скорость в поворотах и определило победный путь «Ред Булл» сперва к Кубку конструкторов, а в финальной гонке сезона — к чемпионству Себастьяна Феттеля. При этом отдельно стоит обратить внимание на еще одно ноу-хау «Быков», а именно — реализацию своего варианта пресловутой «командной тактики» на Гран-при Абу-Даби. Де-юре, она запрещена отдельной статьей в Регламенте. Но де-факто бригада Кристиана Хорнера великолепно обыграла «Феррари» именно командными действиями. Находясь под прицелом «Скудерии», Уэббер проявил себя командным игроком, что позволило Феттелю уверенно сыграть свою партию...
Оба пилота команды, несмотря на свое противостояние, достигшее апогея в Турции (столкновение и обоюдный сход), завершили год победителями. Феттель — чемпионом. Уэббер же получил приз зрительских симпатий. Австралиец умеет постоять за себя как на трассе, так и в боксах, а хороший урок сделает его очень опасным соперником в следующем году...
«Феррари». Грядет чистка рядов?
Итальянская команда до сих пор пребывает в состоянии прострации. Не только ее преданные болельщики, но и пилоты, боссы, сотрудники... Ах, если б можно было взять и легким движением руки убрать из протоколов, вычеркнуть из памяти, забыть навсегда одну-единственную гонку! Но...
«Скудерия» по праву считалась фаворитом сезона. В связи с возвращением в Формулу-1 покрышек «слик» и весьма бережным отношением к ним шасси нового болида, «Феррари» пророчили немалые успехи в чемпионате. Однако в поиске путей к своим победам, команда Стефано Доминикали неожиданно столкнулась с массой проблем. Самое удивительное, что самая главная беда подстерегала «Жеребцов» там, где раньше они черпали свои успехи: в тактике. Пит-стопы проходили слаженно и быстро, но с убийственной настойчивостью капитанский мостик команды зазывал своих пилотов в самые неподходящие моменты. О финальной гонке и говорить нечего. Но чего стоят ошибки в Китае, на Гран-при Европы, Великобритании, Бразилии? Лишь в гонке в Монако команде удалось за счет тактики добиться существенного прогресса, подняв Фернандо Алонсо с последнего стартового места в пелетоне на седьмое... Разве этого достаточно для старейшей конюшни чемпионата?
Впрочем, если в целом оценивать сезон «Феррари», то очевидно, что итальянской команде есть, чем гордиться. Невзирая на постоянные проколы с тактикой, «Скудерия» нашла в себе силы на решающий рывок, который не просто вернул Фернандо Алонсо в борьбу за титул, но и вывел его в лидеры чемпионата перед последней гонкой сезона. Это дорогого стоит. На благо «Жеребцов» работал принцип, который изначально был заложен в их «дорожную карту»: надежность техники.
Сходов по техническим причинам у «Скудерии» действительно было меньше, чем, скажем, у «Ред Буллов». Алонсо бережно копил очки, которые на ровном месте дарили ему Феттель и Уэббер, реже — Гамильтон и другие. Когда специалистам команды удалось разгадать принцип работы заднего антикрыла «Макларена» и аэродинамической эффективности днища «Ред Буллов», то к надежности прибавилась и недостающая скорость. «Феррари» бросилась в погоню за лидерами и в этом заметно преуспела. Но на фоне выступлений Фернандо, вторая боевая единица команды — Фелипе Масса — выглядел блекло и беспомощно.
О бразильском пилоте разговор особый. Похоже, что недвусмысленная фраза его гоночного инженера «Алонсо быстрее тебя» на Гран-при Германии в момент лидерства бразильца окончательно убила сезон для Фелипе. Он сдался. К проблемам с прогревом покрышек, на которые он постоянно жаловался в течение сезона, добавилось полное отсутствие внутренней мотивации. В 2008-м Фелипе блистал на каждой трассе и рвал тельняшку за каждую долю секунды. Сейчас этого нет. Он становится классическим «вторым номером», задача которого прикрывать тылы лидера. Но от слов сожаления по этому поводу стоит воздержаться. Ведь все мы выбираем свой путь... Очевидно, что наличие контракта с «Феррари» для Массы важнее, чем такие понятия, как гордость, самолюбие, спортивный азарт. С трудом можно представить на его месте Уэббера, Гамильтона, Роберта Кубицу и даже Нико Росберга, который, к слову, в этом году держал экзамен перед самим Михаэлем Шумахером и сдал свою аттестацию лучше, чем семикратный чемпион мира! Трагедия Массы в том, что следующий сезон обещает пройти для него в том же ключе...
Говоря о «Феррари» образца 2010 года невозможно не вспомнить незлым, тихим словом Гран-при Германии. Тема использования командной тактики набила уже оскомину, но то, что произошло на 22-м круге гонки не лезет ни в какие ворота... Железный аргумент в пользу «Ферарри» есть: семь очков разницы между первым и вторым местом на подиуме обеспечили Алонсо неплохой очковый запас в конце чемпионата. Но как же похабно, нагло и бесцеремонно была сделана рокировка позиций Массы и Алонсо на «Хоккенхаймринге»! Хотя, чего уж возмущаться, если и без этого понятно, что по итогам года сотрудники, разрабатывающие тактические схемы в «Феррари», заслуживают разве что увольнения без выходного пособия...
И, похоже, «чистка рядов» — не за горами. Технический директор «Феррари» Альдо Коста так прокомментировал слухи о грядущих кадровых выводах: «Без тестов, под гнетом критики и в пылу борьбы нам все же удалось сократить отставание от «Ред Булл»,— сказал Коста.— Но этого оказалось недостаточно. Я не сторонник метода, когда за ошибку, какой бы горькой она ни была, сразу же грядут увольнения сотрудников. Я предпочитаю искать более рациональные пути, чтобы понять, где и что мы сделали не так. И уже потом можно будет предпринимать какие-то действия... Лично я считаю, что титул мы упустили не из-за решений определенного человека, а из-за недостатка скорости нашего болида...»
Итальянская пресса сообщает, что в опалу боссам «Скудерии» попал главный гоночный инженер команды Крис Дайер. Естественно, Альдо Коста не стал называть конкретных имен и должностей. Тем более что при обсуждении фатальной ошибки «Феррари» в Абу-Даби, знающие люди многозначительно смотрят в сторону Луки ди Монтеземоло... Правда ли то, что именно у него сдали нервы, и он принялся отдавать команды на капитанском мостике? Об этом никто никогда не узнает. Но виноватых, похоже, уже нашли...
«Макларен»: Горе от ума
Универсальный подход к борьбе за титул избрал «Макларен». Высокую скорость подопечным Мартина Уитмарша обеспечивала смелая идея аэродинамического туннеля, по которому воздух доставлялся к заднему антикрылу и выходил наружу в определенных точках, значительно уменьшая тем самым сопротивление набегающего потока. Смело, оригинально, эффективно... Однако в отличие от концепции «Ред Булла», система «Макларена» работала далеко не на всех трассах и только на длинных прямых. «Стрелы» радовали своих поклонников и надежностью. Но к финальной части сезона «Макларены» подошли почти без шансов на титулы...
Никакого парадокса в этом нет. Вероятно, что комбинация высокой скорости и надежности привела бы Льюиса Гамильтона или Дженсона Баттона к успеху, если бы не «горе от ума»... Довольно неожиданно британская команда решила отказаться в Монце от своей фирменной системы на машине Льюиса. Вдобавок к этому, британец допустил в первом стартом вираже ошибку, которая привела к столкновению и вылету в гравий. На следующем Гран-при — в Сингапуре — он опрометчиво атаковал Марка Уэббера в борьбе за третью ступень подиума. И снова сход... При новой схеме начисления очков этих двух необязательных ошибок Льюиса оказалось достаточно, чтобы свести на нет все его труды в течение сезона.
Кроме нескольких крайне удачных пит-стопов чемпион мира прошлого года ничем особым не блеснул. Но для Баттона главное, что он органично вошел в коллектив своей новой команды, не став при этом конкурентом для темнокожего протеже Рона Денниса. Момент был очень деликатный. Но британцам удалось быстро отшлифовать все потенциальные неровности во взаимоотношениях и без оглядки бороться с быстрыми «Ред Буллами» и надежными «Феррари».
Себастьян Феттель: Найденный путь
Сезон закончен. 23-летний немецкий гонщик Себастьян Феттель стал чемпионом мира. Многие пророчат ему звездную карьеру. Кто-то сравнивает его талант с талантом Айртона Сенны. Но это, видимо, авансом... А пока стоит сказать, что Себастьян уже нашел свой путь к чемпионству и на сегодняшний день добрался к заветной цели быстрее, чем кто-либо еще в истории Формулы-1.
По дороге к титулу он завоевал десять поул-позишн за сезон и вошел в привилегированный клуб «поулситтеров», на счету которых десять и более стартовых трофеев: Аиртон Сенна (13 в 1988 и 1989, 10 в 1990), Найджел Мэнселл (14 в 1992), Ален Прост (13 в 1993), Мика Хаккинен (11 в 1999), Михаэль Шумахер (11 в 2001) и Жак Вильнев (10 в 1997). Неплохо для молодого немца...
Команда «Ред Булл» повторила рекорд из 15-ти «поулов» за сезон, установленный «Маклареном» в 1988 и 1989-м, и «Уильямсом» в 1992 и 1993, но тогда сезон состоял из 16-ти этапов. Кстати, болиды «Уильямс» в 1992 и 1993-м построил тот самый Адриан Ньюи.
Стоит также напомнить, что четвертый раз в истории Ф-1 пилот «Феррари» упустил титул, приехав на финальную гонку сезона лидером общего зачета. В 1976-м первым «отличился» Ники Лауда, но тогда австриец не до конца восстановился после пожара на Нюрбургринге. Титул того года достался Джеймсу Ханту. В 1997-м Михаэль Шумахер атаковал Жака Вильнева на «Уильямсе» и вылетел в гравийную ловушку. А в 1999-м Эдди Ирвайн лидировал в чемпионате перед Гран-при Японии, но Мика Хаккинен оказался объективно сильнее...
Сергей БЕРОВ, газета «Команда»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Легендарный боксер поздравил украинца с победой
Энтони насчитал победу Александра 115:114
прочитав з інтересом, пригадав увесь сезон (благо - є що))
єдине фе)- оскільки мова йде, все ж таки про стайні, не гоже червоних ставити вище "Маків".