Как Пиастри сломал Норриса, а Феррари впервые почти все сделали верно
Анализ ключевых событий Гран-при Бахрейна
Четвертый этап чемпионата мира Формулы-1 2025 года состоялся в Бахрейне – на трассе, которая традиционно гарантирует интересные гонки, богатые на стратегии, борьбу колесо в колесо и неожиданные повороты сюжета. После стартовых трех Гран-при команды уже постепенно адаптировались к новым техническим условиям сезона, а отдельные коллективы привезли в Сахир первые важные обновления болидов.
Этот уик-энд стал настоящим испытанием не только для техники, но и для гонщиков – учитывая переменчивую температуру трассы, характерный износ резины и традиционно высокую цену каждой ошибки. Пилоты топ-команд вновь вышли на передний план, но и некоторые неожиданные герои не остались без внимания.
Старт
Главным событием старта Гран-при Бахрейна стали противоречивые действия Ландо Норриса. Пилот Макларена сначала остановился слишком далеко от своей стартовой позиции, а затем передвинулся слишком далеко вперед. Это сразу заметил Макс Ферстаппен и сообщил команде. Следствием стал штраф в 5 секунд для Норриса, что, вероятно, нивелировал все его старания до первого пит-стопа.
Несмотря на это, сам старт в исполнении Ландо был впечатляющим: с шестой позиции он поднялся на третью уже после первого поворота. Казалось, что, имея на руках лучший болид и находясь на хвосте у Джорджа Расселла, обогнать пилота Мерседеса не станет проблемой. Однако к моменту, когда можно было атаковать, мягкий комплект шин уже потерял свою эффективность. Оптимальный жизненный цикл резины составлял 10-12 кругов. На 11-м круге Норрис отправился в ранний пит-стоп, чтобы отбыть штраф и попытаться отыграться с помощью ранней остановки. В Бахрейне свежая резина давала более существенное преимущество, чем на предыдущих трассах.
Именно здесь потерянные 5 секунд начали играть решающую роль. Норрис вернулся на трассу примерно в четырех секундах позади плотной группы, которая боролась за места в топ-10. Ее замыкали Ланс Стролл на Астон Мартин, и Габриэл Бортолето на Заубере. При отсутствии штрафа британец опередил бы эту группу и избежал бы потери времени из-за борьбы в трафике. Несмотря на это, после первой волны пит-стопов Норрис был лишь в 1,1 секунды позади Расселла. Поэтому, если бы не штраф, или лучшие круги после выезда из боксов, британец однозначно мог быть впереди. Учитывая темп Макларена, Расселл вряд ли сумел бы что-то противодействовать. Все дальнейшие трудности для Норриса были последствиями не слишком удачного первого отрезка.
Среди других важных событий на старте стоит отметить прорыв Оливера Бермана с 20-й на 15-ю позицию, а также потерю двух мест Шарлем Леклером, который стартовал на шинах средней жесткости согласно альтернативной тактике.
Первая волна пит-стопов: что она значила, и какая тактика была оптимальной?
На трассе в Сахире чрезвычайно агрессивное и абразивное покрытие, поэтому в стратегическом плане команды имели два противоположных подхода: андеркат (ранняя остановка для получения преимущества на свежей резине) и оверкат (поздняя остановка с надеждой на лучшую позицию после износа резины у соперников).
Первыми на пит-лейн за новыми комплектами шин обратились Эстебан Окон, Исак Хаджар и Нико Хюлькенберг. Однако реализовать андеркат в полной мере удалось только пилоту Хааса – Эстебану Окону. Француз отыграл сразу шесть позиций во время первой волны пит-стопов и впоследствии частично сумел удержать добытый результат, финишировав 8-м.
Для понимания: остановка на два круга раньше, чем у соперников, могла дать преимущество до 3,5 секунды. Это делало андеркат очевидно самой эффективной стратегией этого этапа. Особенно в условиях, когда после выезда машины безопасности большинство пилотов оказались в равных условиях, следовательно, выиграли те, кто сделал ставку на темп на первом отрезке.
Впрочем, альтернативная стратегия оверката – тоже оказалась эффективной. На первом отрезке, стартовав на шинах средней жесткости, пилоты Феррари – Шарль Леклер и Льюис Хэмилтон проигрывали Оскару Пиастри: 0,3 секунды в случае Шарля и 0,8 – у Льюиса. Создавалось впечатление, что Феррари пытается реализовать стратегию с единственным пит-стопом или надеется на появление машины безопасности. Но, как оказалось, это была четкая стратегия, которой команда последовательно пыталась придерживаться.
После перехода на свежую резину средней жесткости Леклер демонстрировал лучший темп среди всех пилотов. Льюис Хэмилтон также приятно удивил: в отличие от предыдущих этапов, на этот раз он отставал от напарника менее чем на десятые доли секунды во время второго отрезка, и держал темп на уровне Оскара Пиастри.
В итоге оба пилота Скудерии стремительно прорывались вперед после остановок: Леклер опередил Норриса и вышел на третью позицию, а Хемилтон стал пятым и постепенно сокращал отставание от пилота Макларена. Все изменила машина безопасности, которая появилась из-за обломков на трассе после инцидента с болидом Карлоса Сайнса.
Согласно расчетам, стратегия, которую пытались реализовать Феррари (средние – средние – мягкие), потенциально была самой быстрой. И трудно сказать, как сложилась бы гонка, если бы не вмешательство машины безопасности.
Массовые остановки обусловлены машиной безопасности
Остановка после появления машины безопасности фактически означала провал гонки, ведь пелотон существенно уплотнился, и более поздняя остановка означала возвращение позади всех с плотным трафиком впереди. Именно это стало переломным моментом в стратегической игре.
На так называемую «бесплатную остановку» поехали все, кто не сделал этого несколькими кругами ранее. Большинство извлекло из этого выгоду, однако не Феррари. Оптимальным выбором для последнего отрезка были шины средней жесткости. У Скудерии такой роскоши уже не было, ведь два предыдущих отрезка Леклер и Хэмилтон проехали именно на этом составе резины, поэтому по регламенту должны были выбрать между мягкой или жесткой резиной.
Оба варианта оказались компромиссными и разрушили шанс на подиум. Жесткий комплект, на который в итоге сделали ставку, не был оптимальным: он не позволял держать достаточно высокий темп, чтобы удержаться перед соперниками или атаковать.
Рестарт: второй решающий момент в борьбе за подиум
Возобновление гонки после машины безопасности стало решающим в распределении мест в топ-группе пилотов. Оскар Пиастри на жестких шинах сумел оторваться от Джорджа Расселла, что обеспечило ему первую победу в сезоне. Зато Ландо Норрис сделал слишком оптимистичную атаку на Шарля Леклера, которая завершилась неудачно для британца.
Попытка поздно затормозить против пилота Феррари сыграла против Ландо – он проскочил апекс поворота и пропустил Льюиса Хэмилтона, на обгон которого впоследствии потратил драгоценное время.
Первый обгон дался довольно быстро, но оказалось, что маневр Норриса был совершен за пределами трассы – ситуация, напомнившая эпизод 2021 года, когда Хэмилтон подобным образом не оставил места Максу Ферстаппену в решающем противостоянии в Бахрейне. В обоих случаях соперники были вынуждены вернуть позицию Льюису.
Если для Макса это стало концом борьбы, то Норрис сумел продолжить прорыв. Однако потерянные секунды стали решающими: ему не хватило времени, чтобы догнать Расселла за вторую позицию, который имел проблемы с болидом в конце гонки.
Проблемы Джорджа Расселла
В подобную ситуацию к пилотам Феррари попал и Джордж Расселл. Он тоже немного не дотянул до оптимального момента перехода на мягкую резину во время машины безопасности. Это было одной из причин, по которым британец едва не потерял подиум.
На финальном отрезке Расселл проиграл Оскару Пиастри более 15 секунд. Основной причиной стали проблемы с электроникой и работой машины, которые преследовали его на протяжении второй половины дистанции.
Одним из самых забавных и одновременно показательных моментов стало то, как Расселл случайно открыл систему DRS, нажав кнопку радиосвязи. Джордж, пытаясь наладить контакт с командой на случай полного отключения приборов, нажал вспомогательную кнопку – и DRS резко открылся. Пилот тут же закрыл его вручную и снизил скорость. Телеметрия это подтвердила, поэтому инцидент был расценен как единичный и не повлиял на борьбу с Ландо Норрисом. Судьи решили не наказывать Джорджа.
Самое интересное прозвучало уже после гонки. Тото Вольфф предположил, что в Бахрейне возникли системные проблемы с электроникой и проводкой, которые затронули сразу несколько команд. В частности, к трудностям Расселла добавились сбои в работе систем Ред Булла во время пит-стопов, а также постоянные сбои графики во время трансляции.
В этом контексте вспоминаются и предсезонные тесты, когда на трассе регулярно пропадал свет, а системы работали с перебоями. Похоже, организаторам Гран-при Бахрейна пора серьезно задуматься о пересмотре и модернизации инфраструктуры автодрома.
Катастрофа Ред Булл
После Гран-при Бахрейна в Ред Булле откровенно не было никаких оснований для оптимизма. Команду постигли проблемы и с техникой, и со стратегией, и с пилотажем – гонка в Сахире стала, без преувеличения, одной из худших в новейшей истории коллектива. И на этот раз даже Макс Ферстаппен не смог ничего сделать.
Темп RB21 был настолько слабым, что его можно было сравнить с Альпин. Второй отрезок на жестком комплекте стал настоящим провалом: темп Ферстаппена упал почти на 1,8 секунды, и осталось загадкой, как команда вообще могла настолько сильно просчитаться с выбором шин. На фоне этого Юки Цунода выглядел относительно убедительно – хотя по темпу он уступал Максу почти полсекунды.
Правда, следует учитывать, что Юки провел финальный отрезок в трафике, оказавшись в «сэндвиче» между двумя болидами Хаас, и именно там проиграл больше всего. Но даже с учетом этого общий гоночный темп Ред Булл был крайне слабым.
Ситуация на пит-стопе лишь подчеркнула масштабы катастрофы. По словам Кристиана Хорнера, сначала в команде подумали, что механик недостаточно сильно нажал кнопку, которая активирует сигнал на начало пит-стопа. Но впоследствии выяснилось: произошла электрическая проблема – сбои в проводке или в системе передачи сигнала.
Хорнер признался, что с таким типом проблем команда столкнулась впервые, и теперь должна тщательно проанализировать ситуацию. Особенно обидно, что формально сам пит-стоп длился в районе 2.0 секунды – это был бы один из лучших результатов, если бы не технический сбой.

Однако даже без технических проблем гоночный темп был далек от идеала. Как признался сам Ферстаппен, главные проблемы болида – это нестабильность при торможении и общий баланс шасси. По словам чемпиона, машина стала еще менее предсказуемой, чем в прошлом году: в Сахире он просто не чувствовал болид.
Тенденция первых этапов сезона с контрастными условиями относительно друг друга показывают, что RB21 не переносит высокие температуры – болид мгновенно выходит из рабочего температурного окна, а значит, теряет стабильность и прогнозируемость. И если в Шанхае в конце гонки темп внезапно появился из-за спада температуры и специфики поведения резины на новом асфальте Шанхая, то в Бахрейне такого улучшения так и не наступило.
Уильямс
Команда, как и ожидалось, имела лучший темп в средней группе, однако реализовать потенциал помешала совокупность факторов – повреждение и сход Карлоса Сайнса, а также неудачная стартовая позиция Алекса Албона. Единственным, кто остался вне досягаемости, был Пьер Гасли на Альпине – остальные, учитывая чистый гоночный темп, могли бы оказаться позади.
Отдельно стоит отметить Карлоса Сайнса – несмотря на ошибки в борьбе, он наконец продемонстрировал скорость на трассе, которая ему вполне подходит. Главное теперь – сохранить этот импульс на следующие этапы.
Алекс Албон, в свою очередь, стал жертвой медленной реакции стюардов в квалификации: отмена круга Нико Хюлькенберга состоялась слишком поздно, что лишило пилота Уильямса шанса побороться за более высокие позиции на старте.
Рейсинг Буллз
Команда не угадала с настройками ни на квалификацию, ни на гонку, тогда как главные конкуренты наоборот продемонстрировали прогресс. В итоге лучшим результатом уик-энда стало лишь 13-е место Исака Хаджара.
Лиам Лоусон, в свою очередь, отметился не самым аккуратным поведением на трассе, за что получил несколько штрафных баллов и 15 секунд к своему времени.
Альпин
Пьер Гасли – герой Гран-при Бахрейна 2025 года. Блестящая работа – от квалификации до финиша. Его гоночный темп был на уровне Ред Булл и Антонелли, что выглядело особенно впечатляюще на фоне проблем соперников. Лишь на финальном круге Пьер проиграл Максу Ферстаппену, но это отнюдь не умаляет силы его выступления.
Джек Дуэн, в свою очередь, провел стабильный уик-энд – в квалификации австралиец не дотянул лишь 0,017 секунды до третьего сегмента, а в гонке долгое время сдерживал Цуноду и был близок к зачетной десятке, однако в конце дистанции не выдержали шины, и он финишировал 14-м.
Заубер
Нико Хюлькенберг, который финишировал 13-м после довольно сильной гонки, был дисквалифицирован из-за чрезмерного износа планки – допустимый лимит был превышен на 0,4 мм.
Его напарник Габриэл Бортолетто стал последним на финише гонки. Причиной провала стала чрезмерная деградация шин – темп бразильца стремительно падал на каждом отрезке, хотя поначалу он выглядел конкурентоспособным. Если дело в особенностях стиля пилотирования, то это аспект, над которым новичку следует серьезно поработать. В то же время проблемы могли быть вызваны и специфическими настройками болида, которые не проявили себя во время длинных серий в третьей практике из-за совсем других условий. У Хюлькенберга подобной деградации не наблюдалось.
Темп пилотов на гран-при Бахрена:
- Оскар Пиастри - 1.37.18
- Ландо Норрис - 1.37.57
- Кими Антонелли - 1.38.36
- Джлордж Расселл - 1.37.66
- Шарль Леклер - 1.37.68
- Льюис Хэмилтон - 1.37.99
- Макс Ферстаппен - 1.38.08
- Юки Цунода - 1.38.60
- Алекс Албон - 1.38.66
- Фернандо Алонсо - 1.39.04
- Лэнс Стролл - 1.39.24
- Пьер Гасли - 1.38.11
- Джек Дуэн - 1.38.61
- Исак Хаджар - 1.38.80
- Лиам Лоусон - 1.38.87
- Нико Хюлькенберг - 1.38.82
- Габриэл Бортолето - 1.39.34
- Оливер Берман - 1.38.70
- Эстебан Окон - 1.38.11
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Богдан Редушко дебютировал за первую команду в матче против «Полтавы»
Клуб знал, что будет интервью

P.S. А Феррарі то я розчаклував, нарешті продавши команду у фентезі на офіційному сайті Ф1. Вони ще й не таке зроблять. Та ви тіки скажіть, що більше не треба – я візьму їх собі назад, все повернеться до норми.