Генеральный секретарь НОК Лихтенштейна: «Помощь и поддержка в нашей ДНК»
На Олимпиаде в Париже корреспондент Sport.ua пообщалась с представителями Лихтенштейна
Он загадочный, для кого-то сказочный. Он – где-то в Европе, но не каждый скажет сразу, где именно. Он не похож на других, и даже название в чем-то подчеркивает его уникальность и силу.
Комментарий маунтинбайкера Романо Пюнтенера на Олимпийских играх несколько недель назад на самом деле был началом тропы, которая вела к этому тексту – тексту о единственной стране Европы, представленной на Олимпийских играх в Париже только одним спортсменом. О Лихтенштейне.
***
За несколько месяцев до начала Олимпийских игр одна туристическая компания решила провести опрос в Париже. Им стало интересно, что местные знают о Лихтенштейне. Одних людей просили прочитать название 'Liechtenstein', других спрашивали о его географических соседях, столице, государственном языке. Также заходили в магазин с вопросом, есть ли у них путеводитель по этой стране. Каким было большинство ответов, несложно догадаться.
Наверное, еще более загадочным, чем Лихтенштейн, является только спортивный Лихтенштейн. Но достаточно хоть немного приоткрыть этот занавес, чтобы увидеть, сколько интересного и того, на что хочется равняться, есть именно в этой маленькой стране в самом сердце Европы.
«Прикоснуться» к Лихтенштейну в Париже захотел не только Sport.ua. Коллеги из международных изданий также писали о нем, а звезда мирового тенниса Энди Маррей обегал весь олимпийский поселок в поисках Романо Пюнтенера, поскольку очень хотел украсить ленту своей аккредитации значком именно этой страны.
Лихтенштейн в цифрах
Количество медалей на всех Олимпийских играх: 10 = 2+2+6
Количество федераций по олимпийским видам спорта: 28
Население: 40 000 (из них 30-35 процентов иностранцы)
Имеющие паспорт Лихтенштейна: 30 000
Несколько тысяч из этих тридцати живут за границей, а остальные – люди от 0 до 90 лет и старше. К наиболее типичной для занятий профессиональным спортом возрастной группе (15-35 лет) относятся и вообще лишь около шести тысяч человек, а к группе действительно талантливых и одаренных с точки зрения спортивных способностей – три процента от них.
«Так что в Лихтенштейне на сегодняшний день всего около 180 потенциальных атлетов и атлеток, по десять на каждый год рождения. И это на все 28 видов спорта», – делится статистикой генеральный секретарь НОК Лихтенштейна Беат Вахтер.
Но нет никакой гарантии того, что они достаточно мотивированы, выбрали тот вид спорта, который больше всего соответствует их талантам, не травмированы и на соревнованиях имеют успех и хоть частицу удачи.
«Даже статистика говорит о том, что Лихтенштейну очень сложно принять участие в Олимпийских играх», – подчеркивает Вахтер.
И все же им это удается. В стране ищут возможности для поддержки спорта, создают специальные программы, а когда видят, что те устарели, просматривают и совершенствуют их. И понимают: для того, чтобы изменения заработали, нужен не один год.
Регулярно сталкиваются и с волнообразным движением, когда после лет или десятилетий работы федерация теряет спортсменов из-за завершения ими карьеры. Так было после Токио, когда за спинами пловцов Юлии Гасслер и Кристофа Майера и дуэта синхронисток Марлуце Ширшер и Лары Мехниг на тот момент никого не было. В то же время, олимпиец появился в маунтинбайке. Но и это произошло не за день – процесс с Романо Пюнтенером длится уже около 15 лет.
«В том, что Лихтенштейн был представлен на Олимпийских играх в Париже одним спортсменом, нет негатива. Иногда спортсмены завершают карьеру. Это наша реальность, и это то, что не изменится в будущем, – говорит Вахтер. – Полагаю, мы делаем хорошее дело и имеем основания для того, чтобы с оптимизмом смотреть в будущее. В Лос-Анджелесе-2028 у нас есть шансы быть представленными тремя-пятью спортсменами, а уже через два года на зимних Играх их может быть даже больше».
Из зимы в лето, или Медальные амбиции Романо Пюнтенера
Все выигранные Лихтенштейном олимпийские медали были только на зимних Играх. Пюнтенер стремится стать первым, кто сделает это летом.
«Олимпийская медаль – моя цель, – не скрывает Пюнтенер. – Я работаю ради нее, и у меня невероятная поддержка как от команды, так и от олимпийского комитета. Думаю, смогу выиграть ее в 2032-м году.
В Париж я попал в возрасте 20 лет, еще и с «уайлд-кард». Было бы дерзко в этой ситуации ставить цель взойти на пьедестал. Через четыре года мне будет 24, а все выигравшие здесь медали старше даже этого возраста. Так что Игры-2032 кажутся наиболее реальной возможностью».
Марта Бюлер, первая в истории Лихтенштейна женщина-участница Олимпийских игр, подтверждает, что выиграть летнюю олимпийскую медаль для Лихтенштейна сложнее, чем зимнюю.
«Медаль – цель для любого спортсмена, но выиграть ее, конечно, сложно. Особенно на летних Олимпийских играх, – говорит Марта Бюлер. – Лихтенштейн всегда хорошо выступал зимой, но маунтинбайк, возможно, как раз и изменит все».
От горнолыжных спусков до кулинарного искусства
Свои первые Олимпийские игры, в Гренобле-1968, Бюлер вспоминает с улыбкой. Тогда ей было всего 17. Они особо не тренировались летом и вернулись к этому только в ноябре.
«Я даже боялась перед скоростным спуском, – вспоминает Бюлер. – Не знала, как это сделаю, но в конце концов все же смогла.
Те Игры вообще невозможно сравнивать с современными. Начнём с того, что у нас не было мобильных телефонов. Мы жили в двух или трех часах от Гренобля и вообще не имели никакой связи с Олимпиадой, не понимали, что там происходит.
Через четыре года в Саппоро было уже несколько лучше. По крайней мере, мы все поехали в олимпийскую деревню. Утром нам все равно приходилось добираться два часа до спусков, однако вечером все были вместе».
Разговор с Мартой Бюлер проходил при подготовке ею ее фирменного сырного блюда 'Käsknöpfle' во время бранча в доме Лихтенштейна на стадионе Жан-Буэн в Париже. После завершения карьеры спортсменки она открыла свою гостиницу, которая довольно успешно функционировала на протяжении многих лет. Однако впоследствии сменила вид деятельности.
«Поскольку мои дети – а у меня их трое – не хотели заниматься гостиничным бизнесом, а я открыла в себе любовь к приготовлению блюд, со временем закрыла гостиницу, – рассказывает Марта Бюлер. – Впоследствии наткнулась на кулинарное шоу на немецком телевидении и зарегистрировалась. Я стала их первой участницей, которая выступала на Олимпийских играх, и к тому же была из Лихтенштейна».
Сегодня кулинарные способности Бюлер знает чуть ли не каждый в Лихтенштейне, но и любовь к спорту в ней не исчезла. Она остается в этом движении и является президентом Ассоциации олимпийцев Лихтенштейна.
Командная работа
В Лихтенштейне едва ли не все знают и поддерживают друг друга.
«Когда мы встречаемся, говорим друг другу «Привет!» и всегда обращаемся на «ты», независимо от возраста и должности», – говорит Марта Бюлер.
Олимпийский комитет и Лихтенштейн-маркетинг решили перенести эту поддержку и на склоны Эланкура, где проходили соревнования по маунтинбайку, помогая группе болельщиков с организационными моментами. В конце концов, среди большинства французских и швейцарских флагов не сложно было найти и лихтенштейнские. Во время соревнований там можно увидеть даже министра спорта.
«Когда я пыталась пробраться сквозь толпу французских болельщиков на финише, они увидели у меня флаг Лихтенштейна, спросили имя нашего атлета, и когда он проезжал мимо, скандировали «Романо! Романо!» Это было невероятно!» – говорит Доминик Гаслер.
На Пюнтенера в Париже работала вся команда, независимо от должности и статуса.
Мой тренер, механик, шеф миссии всегда были со мной. Даже руководство страны и спорта меня поддерживало. Вы не представляете, насколько это мотивирует, – без всякого пафоса и совершенно искренне говорит Романо. – Я действительно горжусь тем, кем являюсь. Я вырос в Лихтенштейне, окончил школу и даже сейчас провожу много времени дома. Все работает очень хорошо. И когда люди так близко знают друг друга, это невероятная честь представлять свою страну».
«Для нас абсолютно нормально поддерживать друг друга, – подтверждает слова Пюнтенера Беат Вахтер. – Это то преимущество, которое дает маленькая страна. То, что мы знакомы и так сильно связаны друг с другом, придает определенное чувство ответственности.
Когда ты часть олимпийской миссии, то пытаешься сделать все как можно лучше, независимо от выполняемой функции – механик ты или министр спорта. Помощь и поддержка друг друга заложены в нашей ДНК».
Пример для подражания
В олимпийском комитете понимают: если Пюнтенеру все же удастся войти в мировой топ, это может быть шансом для развития всего маунтинбайка страны.
«Иметь пример для подражания очень важно, – говорит Беат Вахтер. – У нас есть два таких вида спорта – горнолыжный и теннис. Сильные горнолыжники появились еще в 70-80-х годах. И так до сих пор. Это мотивирует других, они тоже стремятся выступить на Кубках мира, ведь знают, что это возможно, и в их стране были побеждавшие там и даже выигрывавшие олимпийское золото.
Та же история с теннисом. У нас обычно есть игроки среди профи, и сейчас их трое.
Благодаря Романо подобное может быть и с маунтинбайком. Возможно, кто-то из росших вместе с ним был его соседом, ходил в одну школу, а увидев его выступление на Олимпийских играх и вскоре на чемпионате мира, однажды скажет: «А почему бы и мне не попытаться сделать то же самое? »
В поисках нужного ключа
Но детский и юношеский спорт остаются вызовом для Лихтенштейна. С одной стороны, это нация, любящая подвижный образ жизни. До 80 процентов детей младше 12 лет задействованы в спортивных объединениях. Кроме того, они имеют по три часа спорта в школе, где все преподается на высоком уровне. Существует много дополнительных предложений для занятий, в частности, бесплатных.
Проблема начинается в период с 12 до 16 лет, когда количество тех, кто находится в спортивных объединениях, уменьшается до 50 процентов, а в итоге остается и вообще только десять.
«Речь идет не обязательно о профессиональном спорте. Важно, чтобы дети и подростки двигались, получали радость от занятий спортом и вели здоровый образ жизни, – объясняет Беат Вахтер. – Мы все еще обдумываем, как придумать что-то хорошее и действенное в этом направлении, но пока не нашли ключ.
При этом для учащихся регулярно организуются лагеря в горах и лыжные лагеря. Они также принимают участие в так называемых SkiDays. Спортом можно заниматься, даже просто выйдя на улицу. К тому же, 60 процентов территории Лихтенштейна – это горы. А это и хайкинг, и маунтинбайк. Есть бассейны, теннисные корты… У нас есть условия для занятий всеми видами спорта.
Международное сотрудничество
Если же говорить о пуле талантов, то в него входит не так много спортсменов. И чем высшего они уровня, тем в лучших условиях и в более конкурентоспособной группе нуждаются. Но когда Лихтенштейн не может предложить этого дома, ищут возможности за рубежом.
Многие тренируются в Германии и Австрии, но все же наиболее тесное сотрудничество у Лихтенштейна со Швейцарией. Этому способствуют общая экономическая зона, схожие системы образования, финансов и спорта. Что отличается, так это спорт высших достижений.
«Мы интегрированы в образование тренеров, молодежные и спортивные программы Швейцарии; наши атлеты тренируются там и участвуют в их национальных чемпионатах, – объясняет Вахтер. – Но когда речь заходит о спорте высших достижений, то здесь уже многое зависит от федераций.
Между одними все работает очень хорошо, другим нам нужно платить за то, чтобы наши спортсмены могли у них тренироваться. Бывают и такие случаи, когда нам отказывают из-за конкуренции или, наоборот, поскольку атлеты не дотягивают до их уровня».
Романо Пюнтенер – один из тех, кто работает со швейцарцами в группе Ральфа Нефа вместе с титулованными Матиасом Флюкигером и Алессандрой Келлер.
«Все началось довольно рано, – вспоминает Пюнтенер. – Поскольку в Лихтенштейне не было столь много соревнований, как в Швейцарии, я выступал там. Так завязался первый контакт.
С Ральфом мы познакомились, когда мне было 12, но в его группе я начал работать три года назад. С этого времени он уже по-настоящему стал моим шефом.
Наши федерации достигли договоренности, чтобы я мог тренироваться с их национальной командой. Вместе мы работаем на Кубках мира и Олимпийских играх, это удобно. Ральф сам был участником двух Игр, к тому же очень хорошо меня знает и понимает, что и когда нужно подсказать.
Но я тренируюсь не только в Швейцарии. В Лихтенштейне у меня тоже оптимальные для этого условия, там прекрасно и есть подходящий ландшафт».
Хотя многое в подобном сотрудничестве происходит неформально, в Париже Лихтенштейн подписал Меморандум о сотрудничестве со Швейцарией и, таким образом, некоторые пункты были официально урегулированы.
При этом выгоду от сотрудничества извлекают обе страны. В восточной части Швейцарии не так много спортивных школ, а таковая есть в Лихтенштейне. И она открыта для их западных соседей.
Там учатся дети и молодежь в возрасте 12-19 лет. У них несколько сокращенная школьная программа – на неделю на семь лекций меньше, и это время учащиеся могут уделить тренировкам, – рассказывает Беат Вахтер. – Также действуют специальные правила для тех, кто едет на сборы или соревнования, которые проходят неделю. В таких случаях они относительно легко получают разрешение на пропуск школы в это время».
Кроме того, как уже отмечалось выше, достаточно тесное сотрудничество между олимпийскими комитетами этих стран.
Но есть момент, от которого выигрывают швейцарцы, но больно бьющий по Лихтенштейну.
«Многие люди имеют двойное гражданство, и некоторые из них начинают выступать за другую страну. В частности, Швейцарию. И для нас это очень плохо, – не скрывает Беат Вахтер. – Для нас потеря каждого атлета, независимо от причины – травма, отсутствие мотивации или смена спортивного гражданства – очень болезненна. Особенно учитывая количество спортсменов, которые у нас потенциально есть.
Конечно, мы всем желаем лучшего. И это прекрасно, если они преуспевают на международном уровне, даже если выступают не за Лихтенштейн, ведь мы знаем, что также внесли вклад в этот результат. Однако это действительно болезненно».
Но Лихтенштейн не сидит, сложа руки, и всячески пытается сделать все для того, чтобы сохранить спортсменов. Они создают такое окружение, программы поддержки атлетов и федераций (как финансовой, так и на уровне советов, помощи в поиске тренеров и т.п.), чтобы продолжать карьеру в Лихтенштейне было престижно.
«Я устроен в олимпийском комитете, как спортсмен, и ежемесячно получаю зарплату, финансовую помощь, и тоже имею страховку. И это действительно вес золота», – рассказывает Романо Пюнтенер.
Есть и противоположные случаи, когда люди с двойным гражданством выбирают для выступлений, например, не Швейцарию или Австрию, а Лихтенштейн.
«Но нужно понимать, что у них с рождения было два гражданства. Одно из них – Лихтенштейна, – объясняет Беат Вахтер. – В других случаях получить паспорт очень сложно. И это, мягко говоря. Чтобы это произошло, для начала нужно прожить в стране 30 лет. Чтобы получить гражданство раньше, даже не знаю, какой у тебя должен быть уровень... Возможно, быть Роджером Федерером в его 25».
Государство, спонсоры и родители
Если говорить об источниках финансирования спорта в Лихтенштейне, то их три. Государство – один из них. Оно выделяет средства на олимпийский комитет, а тот распределяет их между федерациями и спортсменами.
Еще один источник финансирования – сами федерации и работа со спонсорами. Это нелегко, потому что, хоть Лихтенштейн и достаточно богатая страна, но возможность спонсорства здесь ограничена. К тому же медиаполе не слишком широко, поэтому и на международном уровне об их спортсменах знают не так много, как хотелось бы.
Но главный источник финансирования – это семьи спортсменов. Если сначала это членские взносы и спортивная обувь, то впоследствии могут появиться расходы на сборы или поездки на международные соревнования. Также есть достаточно дорогие виды спорта, где без родителей никуда, как, например, конный спорт. Горнолыжный спорт и теннис тоже требуют определенных финансовых вложений. Однако большинство из них все же доступны всем людям.
Соревнования перед дверью собственного дома
Но чуть ли не для каждого человека, занимающегося спортом, важны не только тренировки, но и соревнования. В частности, международные. Конечно, чем выше уровнем атлет, тем больше у него шансов выступить на турнирах самого высокого континентального или мирового уровня. Но Лихтенштейн пробует создавать такие условия для всех.
Один из вариантов, организация международных соревнований внутри страны. Таковые неоднократно проводились по маунтинбайку, легкой атлетике, горнолыжному спорту, футболу, плаванию, пляжному волейболу…
«Когда соревнования проходят буквально перед дверью твоего дома, это всегда привлекает внимание, – говорит Вахтер. – К тому же, это дополнительная возможность для выступлений наших спортсменов и мотивация как для них, так и для всего населения. Они видят, что могут соревноваться вместе с другими атлетами из Европы и всего мира.
Разумеется, мы не можем принять у себя слишком большой турнир, но небольшие старты и даже чемпионаты Европы у нас были».
Еще одной возможностью для старта лихтенштейнцев являются Игры малых государств Европы (Games of the Small States of Europe). Участвовать в них могут страны, расположенные в Европе и население которых не превышает миллиона человек. Таких всего девять.
Соревнования организуют каждые два года, начиная с 1985 года. Они чем-то напоминают Олимпийские игры – с церемониями открытия и закрытия, и с олимпийским огнем. Каждая из этих стран должна провести у себя Игры хоть раз, а потом цикл начинается снова. В 2025 году они состоятся в Андорре. А в Лихтенштейне, возможно, в 2033-м году.
***
Начав открывать Лихтенштейн, где-то неожиданно для себя, ты хочешь продолжить делать это снова и снова, открывая одну дверь за другой и наблюдая за тем, как люди живут среди ценностей, которые обыденны для них, и должны таковыми стать для других.
Ольга НИКОЛАЕНКО, специально для Sport.ua
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Тренер, который в 2024-м провалил все, пытается удержаться в должности
Все зависит от деталей, прописанных в контракте украинца