Южный Звездан
Главный тренер южненского Химика о баскетболе, войне, фильмах Кустурицы, музыке Бреговича, русской литературе и спортивных принципах
Звездан Митрович – яркая личность в нашем баскетболе. Неслучайно различные специалисты признают черногорца лучшим тренером нашего чемпионата, да и дисквалифицировала его федерация баскетбола тоже, видимо, не просто так. Но об этой дисквалификации мы со Звезданом практически не говорили, во-первых, потому что состоялась беседа до этого печального события (согласитесь, уважительная причина), а, во-вторых, потому что нашли значительно более интересные темы для разговора.
Первоначально мы хотели набиться к Звездану в гости, но сербский наставник сейчас живет один (семья в отъезде) и поэтому он предложил встретиться где угодно, только не дома. Учитывая тот факт, что Звездан Митрович самый настоящий работоголик и дома проводит не так много времени, мы и встретились с ним в кафе Дворца Спорта «Олимп», то есть совсем рядом с его рабочим местом.
Маленькая авантюра
И обсудив с тренером Химика текущие вопросы (новичков и матч с БК Киев – все это вы уже могли читать на нашем сайте), мы приступили к разговору о жизни в целом и жизни Митровича в Южном, в частности.
– Расскажите, Звездан, как вы попали в этот город, задал я традиционный, но неизменно интересный вопрос.
– Попал случайно, – полилась по-сербски акцентированная речь Митровича, – это была такая маленькая баскетбольная авантюра. На меня вышли через моего агента и сделали предложение. Я знал, что это молодая и перспективная команда, без экстра каких-то возможностей, но способная сделать шаг вперед. И мы этим занялись.
В первый год после выхода в Суперлиге, когда я и возглавил Химик, была задача не вылететь, а мы стали шестыми. Потом 4-е место, потом 3-е. Сначала в маленьком зале, потом тут, в «Олимпе». Правда, зал был маленьким, а условия для работы очень хорошими.
Получилось так, что совпало – и умная политика клуба и наша работа, и мы двигались вперед-вперед-вперед. И я доволен тем, что и команда прогрессировала, и я прогрессировал как тренер вместе с ней.
Сегодня Химик знают не только в Украине, знают в Европе. Приезжают селекционеры со всей Европы, мы стали одним из баскетбольных центров. Все благодаря тому, что у нас была одна политики, одна философия полного взаимопонимания игроков, тренеров и я бы сказал, начальства. И это привело нас к хорошему результату.
Вспоминаются слова Звездана Митровича на одной из первых тренировок в Химике, летом 2002 года. Тогда еще не выражающий свои мысли по-русски Звездан сказал, как отрезал: «В недалеком будущем Химик станет одним из лучших клубов в Украине и будет бороться за первые места в Суперлиге». Не правда ли, Звездан сказал, Звездан сделал?
– Насколько тяжело вам было прижиться в Южном и нашей стране?
– 1-й год был сложным сто процентов. Условия для жизни были нормальными, хорошими, квартира, машина, но нам, в принципе, все равно где жить. Потому что завтра мы уезжаем, тренировка, дорога, маленькая разница где жить – в Москве или Мадриде. Нам важно, какие условия для работы. А они были на высоте.
К тому же в нашем городе баскетбольный бум. Южный – маленький город, всего 25 тысяч жителей, и 1500 приходит на каждый матч. И это очень хорошо, идет большая пропаганда баскетбола. Молодежь идет играть, у нас 5 молодежных команд и это идет на пользу не только баскетболу, но и социальной политике.
И не только в Южном растет интерес к этой игре. На матче БК Киев – Фенербахче было 9 тысяч. Могу сказать, что за эти годы, украинский баскетбол очень поднялся. Это касается не только уровня игры и результатов в Европе, но и медиа-сферы. Раньше негде было результаты посмотреть, а сейчас пишут газеты, показывает ТВ. Раньше был один легионер-тренер, а сейчас много.
Лучше быть первым тренером, чем вторым игроком
– Русский язык было выучить легко?
– Я не знал ни одного слова по-русски, когда приехал. Я не брал уроки грамматики, учил так, при помощи разговоров, смотрел ТВ, читал газеты. Помогали сербы, которые играли в команде. Языки похожи, конечно, но мне жалко, что я не учил его правильно и теперь говорю не очень хорошо. Так, на тренировке, в кафе набирался русских слов. Но я не останавливаюсь, ТВ смотрим, учим… (в конце множественное число – попытка передать речь Митровича, впрочем, на мой взгляд, эти смешные окончания только добавляют обаяния речи Звездана, тут и иногда далее обороты Митровича оставлены специально – прим. А.К.).
– Расскажите о своей карьере игрока, пожалуйста…
– Я играл все время в Черногории, в команде Будучност из Подгорицы (мой родной город). Играл за кадетскую, юношескую и молодежную сборные Черногории. Когда я закончил активную карьеру в Югославии, если помните, был очень хороший баскетбол. Со мной играли такие люди, как Дивац, Кукоч, Раджа, Данилович. Это люди, которые потом играли в НБА!
А закончил карьеру игрока я очень рано. У меня были травмы, но так, серьезные-несерьезные. Просто я посмотрел на них и на себя. Эти люди, которых я перечислил, они были лучше. А я по натуре всегда был максимально мотивирован в баскетболе. Но реально я не был готов играть на уровне Диваца , Джорджевича и других. Я посмотрел, что-то мне не хватает. И я стал тренером. Я очень рано начал тренерскую карьеру. Если бы я сделал пару операций, я бы мог, конечно, продолжать играть, но не на очень высоком уровне. Я трезво все взвесил и понял, что на тренерской работе могу достичь гораздо большего.
– Вы часто встречаетесь со звездами экс-югославского баскетбола, тем же Дивацем?
– На финале чемпионата Европы в прошлом году встречался с Дивацем и с другими. Сербия и Черногория – маленькая страна. Мы не созваниваемся, но можем встретиться, посидеть в кафе, поговорить, попить кофе, как вот сейчас с вами. Со всеми ними у меня хорошие отношения, с Дивацем, Днаиловичем, Шилобадом, который у нас играл в Южном. Шилобад, кстати, кум Владо Диваца.
Очень легко начинать у нас войны…
– Не хочется о грустном, но как без него. Ваша тренерская карьера началась в трудный период югославской истории. Как так получилось, что совсем недавно в центре Европы началась ужасная гражданская война?
– Это сложный политический вопрос. Если посмотреть на историю, то можно увидеть, что Балканы – это всегда войны, все время. Это идеальное место для войны. Я думаю, люди, которые там жили и живут, ни в чем не виноваты. Они не хотели никакой войны. Но есть «мучи», силы, которые и виноваты в этой войне. Мы всегда были дорогой между Западом и Востоком и благодаря этим силам у нас начинались войны. Тем более, что в Югославии жили совершено разные народы, и католики, и православные, и мусульмане. Очень легко там было начать «бур», войну.
У Черногории, откуда я родом, и не было войны. Это было в Боснии, Хорватии… Но у нас были бомбардировки НАТО. Ну и война 90-х, все это было совсем рядом с нами. Конечно, это отразилось на развитии нашей страны. Черногория – туристическая страна, а кто поедет отдыхать туда, где совсем рядом, за 100 километров, бомбы.
А 10-15 лет назад у нас в Югославии был очень хороший уровень жизни. Мы ездили на шопинг в Италию, нам было дешевле там покупать.
Сейчас у нас идет приватизация. Все как здесь, похоже. Черногория маленькая страна и должна быстро подняться на ноги. У нас население 700 тысяч, это пол-Одессы. Зарплаты, конечно, маленькие, больше чем здесь, но все равно маленькие. И это все было видно и в области спорта. Но сейчас начинается некоторый прогресс.
– Насколько реально было заниматься спортом в те трудные времена?
– Спорт были тогда. Были санкции против нас и нам приходилось принимать в соседних странах, в Венгрии. Но в Будучности в те времена играли Томашевич, Топич, залы заполнялись людьми. Люди, наверное, не хотели смотреть на все то плохо, хотели смотреть спорт. Спорт тогда был единственным выходом. Югославия была изолирована от мира и только через спорт можно было проявить себя и свою страну. И в спорт вкладывались деньги и мы играли на хорошем уровне. Мы обыгрывали и Реал и Панатинаикос, то есть европейских грандов.
Выпускник школы Максима Горького
– Звездан, у нас, ну и во всем мире, очень популярен режиссер и музыкант Эмир Кустурица. Вы являетесь поклонником его творчества?
– Эмир Кустурица – это мировой уровень. Если он в Каннах является председателем жюри, то это говорит о многом. Он художник экстра-класса, из этой культуры балканской, цыганской он создает шедевры мирового кино. Через всякие мелочи, фольклор, тех же цыган, он показывает балканскую культуру. Я смотрел почти все его фильмы, «Помнишь ли ты Долли Белл?», «Время цыган» и другие. К сожалению я не был на концерте его бэнда, когда они были в Одессе. Я ту музыку, которую они играют, «забранено курение» («No smoking orchestra»), не слишком люблю, но мне очень нравится музыка, которую горна Брегович делал для его фильмов. Он очень хорошо использует балканский фолк в своей музыке и вообще Брегович – известный человек, он живет в Париже и делает музыку для самых знаменитых режиссеров. Он писал музыку для фильма «Королева Марго» и так далее (In the Death Car, которую вы наверняка слышали в исполнении Игги Попа – то же дело рук Бреговича – прим. А.К.).
– Вас можно назвать меломаном?
– Музыку любим, слушаем все время. Что-то в машине играет постоянно. Я не могу сказать, что это что-то определенное, в последнее время нравится хороший хаос. Он играет ненавязчив и не мешает беседе. Что не могу слышать вообще, это русский или какой другой сербский поп. Это вообще ненавижу. А так вообще, что красиво, то и нравится.
– А кино?
–Кино любим смотреть. Правда, я не так часто бываю непосредственно в кинотеатре, нет на это времени. Что мне не нравится тут в кинотеатрах, так это синхронный перевод. У нас в кинотеатрах титры. Ты можешь прочитать о чем речь и при этом слышишь актеров. Там Роберта де Ниро и других. А тут озвучивает русский актер, и это не то. Мультфильмы новые, такие как «Мадагаскар» они неспроста стоят десятки миллионов долларов. Там пингвина озвучивает Камерон Диас, например. Мне не хватает голоса актера. А так люблю смотреть кино.
– А как дела с чтением книг?
– Книги читаем. Украина – большая страна и есть время читать в автобусе. До Мариуполя ехать 7 часов, что еще делать? Сидим, читаем. Последнее время читаю современную английскую литературу.
– А с русскими классиками знакомы?
– русские классики в школе – это была основная часть программы. Толстой, Достоевский, Есенин, Пушкин – мы их читали много тогда. Я учился в школе, которая называлась «максим Горький». У нас не по цифрам обозначаются школы, как у вас, а по названиям. Но это было раньше. А сейчас мне по-русски читать все-таки еще тяжело. Если по-сербски, тогда с радостью. Но на русском я еще не готов читать серьезную книгу, взяться за серьезное русское дело. Газеты я читаю, но если бы я прочитал серьезную книгу и не понял бы там половины, какой в этом был бы смысл?
Наш паспорт, как и ваш, никому не нужен…
– Как ваша семья адаптировалась в нашей стране?
– Первый год я жил один. Я не знал обстановки еще и решил не рисковать. Потом семья приехала. У меня есть две дочки, они тут учатся в школе. Английский класс, но по-русски ведется обучение. Город хороший, маленький, порядочный. Они идут сами домой, я не волнуюсь. Говорят по-русски замечательно, гораздо лучше, чем я. Учатся много, записаны в разные кружки. Им все нравится, все довольны. Может иногда скучно бывает, тут в Южном нет никаких развлечений особенно. Но, как только появляется свободное время, я сразу еду в Одессу, ходим в рестораны, какой-нибудь шопинг, в общем, никто не жалуется.
– Я слышал, что вы можете принять украинское гражданство…
– Нет, это слухи. Первый раз слышу об этом от вас. Наш паспорт, он как и ваш, с ним нужны разные визы, чтоб куда-то поехать. Они одинаковые, то есть, никому не нужные (грустно улыбается)… Так что нет, серьезно не думал я об этом.
– Звездан, вы каждый год достигаете с Химиком нового результата, который превосходит предыдущий. Ваша команда была 6-й, 4-1, 3-й. Что дальше? Как далеко может зайти этот прогресс, например, в этом сезоне?
– Я по-честному боюсь за прогресс. 2 команды (Азовмаш и БК Киев) поднялись на очень высокий уровень. У них есть игроки, которые стоят больше, чем половина всего украинского чемпионата. Это Варда, лучший центровой чемпионата Турции, это Эль-Амин, которого хотело купить пол-Европы.
Есть еще и спортивный вопрос. Я говорил в начале чемпионата, если все будет по-спортивному, без закулисной работы, то мы можем выигрывать в каждом матче. Мы это доказали в матчах с Урал-Грейтом и с Азовмашем. Но… Лищука как забрали неприятно? И эти две «чудесные» игры, когда нас засудили. В матче с Будивельником, когда они бросают 45 штрафных, а мы 20, хотя мы как бы сильнее. У меня есть кассета, мы сделали анализ матча, там минимум в 25 игровых эпизодах судьи свистели против нас.
– Какие сильные и слабые стороны Химика?
– У нас созданы очень хорошие условия для работы. Не хуже, чем у Реала, если не лучше. Это наш плюс. Потом еще командная игра, за счет этого мы можем играть на равных с более укомплектованными командами. Ну и, конечно, наши болельщики, которые приходят на каждый наш матч и поддерживают. Южненские болельщики – лучшие в Украине 100 процентов.
– А какие болельщики лучше, тут или в Сербии? Там, говорят, они очень экспрессивные…
– Найти бы золотую середину. В Сербии болельщики очень темпераментные. Там сидишь на скамейке, они нависают над тобой. Полный зал, все курят, дым столбом стоит, они зажигают эти огни, кидают все время. Очень сильно давят на судью, на команды. После каждой игры драки. Такой темперамент. И это не очень хорошо, я думаю. После каждого дерби Партизан – Црвена Звезда убитые есть. Здесь менее раскованные фаны, конечно.
Телевизионную версию интервью жители одесской области могут увидеть в понедельник 23 января на 31 канале в 21:15 в программе Спорт-Тайм и в повторах на каналах ОНТ и Реноме в течение недели.
Беседовал Андрей Крикунов
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Волейболист Андрей Оробко решил не вернуться в Украину
Марта Костюк отреагировала на завершение карьеры легендарного испанца