ЗАБОРОВСКИЙ: «Молюсь утром в день игры»
Киевского Парамона знают практически во всех уголках страны
Ему при встрече всегда жмут руку Александр Сеуканд, Зинаида Турчина, Йожеф Сабо, Дмитрий Христич, Зураб Хромаев, Андрей Шевченко, Александр Волков... Он — самый летающий дворник Украины, только с футболистами киевского «Динамо» и национальной сборной побывал уже в 13-ти странах. Его часто можно увидеть шагающим по киевским улицам в куртке с надписью на спине «Суперфан». Работает он много лет в аэропорту «Киев», где добросовестно следит за чистотой территории, за что в месяц почти регулярно получает где-то гривен 800. 17 января 2010 года ему исполняется 55. Зовут его Сергей Анатольевич ЗАБОРОВСКИЙ. В болельщицких кругах он известен как ПАРАМОН.
Впервые он появился на хоккейных матчах, проходивших в Киеве, в 12 лет. Во Дворце спорта мальчик с пионерским галстуком на шее помогал арбитру открывать калитку для оштрафованных на поединках «Динамо» — была такая хоккейная команда в столице, которая затем трансформировалась в «Сокол». А через несколько лет Сережа Заборовский уже постоянно находился в самом активном 5-м секторе, болельщики которого все три периода что-то громогласно скандировали. Позже среди их речевок появилась и такая: «Если с нами Парамон — будет «Сокол» чемпион!»
Постепенно диапазон спортивных увлечений Сергея расширялся, и уже не проходило в Киеве ни одного соревнования, на котором бы его не было. За многие годы к нему привыкли болельщики, тренеры, спортсмены. И не только киевские.
Мне, например, вспоминается эпизод 25-летней давности. В переполненном киевском Дворце спорта все ждали матча чемпионата СССР по баскетболу между СКА и тбилисским «Динамо». Парамона, жаждущего поближе подойти к скамейке хозяев, упорно не пропускал суровый лейтенант милиции, но Сергей продолжал настаивать, и стражу порядка это надоело. Появились два сержанта, взяли «дебошира» под белы рученьки и начали выводить из зала. Тот, естественно, активно сопротивлялся. И тут на помощь ему бросились уже стоявшие на площадке готовые к предматчевому представлению игроки «Динамо». Отбив знакомого, грузины усадили его на свою скамью. Там он и просидел всю игру...
— Сергей, в болельщицких кругах ты известен как Парамон. Кто тебя так окрестил?
— Назвал меня так большой поклонник спорта Нил Григорьевич. По-моему, случилось это на одном из хоккейных матчей в 1974 году. К сожалению, мой «крестный» ушел из жизни не так давно, как раз накануне поединка «Динамо» — «Шахтер».
— Одно время у тебя на шее висела чемпионская медаль. Откуда она взялась?
— Когда Александр Волков вернулся из США, где играл много лет, то уже в первый год, выступая за БК «Киев», стал чемпионом Украины. Церемония награждения команды проходила в «Меридиане», я находился на площадке, и Волков на глазах у всех болельщиков повесил свою медаль мне на шею. Я подумал — шутит, а он серьезно. Одно время я с ней ходил на все соревнования.
Сейчас она висит у меня в доме, где много вымпелов, значков, программок, футболок, другой спортивной атрибутики. Раньше матушка ругала за весь этот хлам — так она называла мою коллекцию. Теперь ругать некому, несколько лет тому назад мама умерла, с тех пор живу один.
— Ты знаком со многими тренерами — и не только украинскими. К тебе всегда тепло относились Александр Гомельский и Виктор Тихонов. А кого из наставников ты считаешь самым-самым?
—Ну и вопросик вы задали... Сразу ответить сложно, ведь тренерам не позавидуешь. Тяжелая у них судьба. Возьмем хотя бы Алексея Михайличенко. Не он же был в Донецке на поле (хотя, может, и оказался бы не худшим — я недавно видел его на турнире памяти Колотова), но всех собак повесили на Лесика. А ведь тренеры сжигают себя, сидя на скамейке... Я очень любил Валерия Васильевича. Кстати, он всегда обращался ко мне по имени и отчеству. В дни его рождения и смерти обязательно прихожу на Байковое кладбище...
Очень нравился мне Анатолий Богданов, когда работал в Киеве, знаком я с Александром Сеукандом, Зурабом Хромаевым, Леонидом Буряком, Олегом Блохиным и многими другими. Но считаю, что самым мудрым и талантливым был Игорь Евдокимович Турчин. Его гандбольный «Спартак» значится в Книге рекордов Гиннесса, сборные, которыми он руководил, завоевывали награды чемпионатов мира и Олимпийских игр. Ладить, понимать, находить общий язык с женщинами на протяжении многих лет — это дано не многим мужчинам. Жаль, что Турчин и Лобановский так рано ушли из жизни. Кстати, я так и не понял, почему гроб с телом Игоря Евдокимовича был установлен в шахматном клубе «Авангард», а не во Дворце спорта, где его подопечные добыли столько блестящих побед. Я бы и Дворец спорта назвал именем Турчина. По-моему, как раз «КОМАНДА» уже выступала с таким предложением. Ведь есть в Москве легкоатлетический комплекс имени Куца, в Красноярске — Дворец спорта имени Карелина...
— Когда ты впервые появился на футболе?
— Это я хорошо запомнил. Дело было в 1967 году. Матч Кубка чемпионов «Динамо»—«Селтик». Это была суперигра! Я пробрался на стадион в восемь утра и прятался в кустах до начала поединка. А наш сосед обменял на билет свой дорогой нейлоновый итальянский плащ (тогда это был большой дефицит)...
— К матчам с участием «Динамо» и сборной Украины ты готовишься как-то по-особому?
—У меня есть свой ритуал. Утром в день игры я молюсь. В номере гостиницы или в комнате должен быть один. У меня есть свои особые талисманы. На поединках стою за воротами соперника, прошу Бога, чтобы он помог нашим ребятам, но не всегда мои молитвы до него доходят. Три раза молился в день матча «Динамо» —«Барселона». Не помогло. Кто-то молился больше.
— Когда состоялся твой первый полет с динамовцами за границу?
— В марте 1998 года в Турин на матч Лиги чемпионов. За эту поездку, как и за все другие, я всю жизнь буду благодарен Григорию Михайловичу и Игорю Михайловичу Суркисам. Если бы не они, я, простой дворник, никогда бы в жизни не побывал за границей, не увидел Прагу, Лондон, Мадрид, Барселону и другие города.
Помню, перед поединком со «Спартой» меня отвезли в Дом торговли. Купили итальянский костюм, галстук, испанские туфли и привезли в Борисполь. Тогда, кстати, «Спарту» мы прошли!
— Как-то Каха Каладзе на моих глазах дал тебе в Милане на мелкие расходы 100 евро. Ты на следующий день на «Сан-Сиро», в магазине «Милана», купил себе за 70 евро фирменную футболку. Не жалко денег? Ведь зарплата-то у тебя небольшая...
— Еврики как пришли, так и ушли. Зато у меня есть настоящая футболка «Милана», как и «Баварии», «Реала», «Барселоны» и «Спарты»... Это тоже богатство.
— Бывают ли у тебя из-за твоих выездов на матчи в другие города сложности? Ведь кому-то же необходимо убирать территорию...
— Мне повезло. Начальники к моим отлучкам относятся с пониманием. Не обижают, зарплату выплачивают. А я стараюсь работать хорошо, особых нареканий нет.
...Вот такой он, Сергей Заборовский, киевлянин маленького роста, человек с большим спортивным сердцем, столичный болельщик. Однажды у Парамона брала интервью иностранная журналистка. Поговорив с суперфаном, она сказала одному из своих украинских коллег. «Знаете, в нашей сумасшедшей жизни это мы — парамоны, а он — абсолютно нормальный человек, живущий в своем мире».
Маркел и барабаны
Киевский Парамон, безусловно, является одним из самых колоритных болельщиков, известных на всю Украину. По популярности с ним сравниться вряд ли кто-то сможет. Но вот по части любви к футболу есть много преданных поклонников и в других командах.
Известен своими ярыми приверженцами донецкий «Шахтер», причем культура боления формировалась на Донбассе долгие десятилетия. Однако явного харизматичного лидера в среде донецких поклонников до поры до времени не было. Как вспоминает ветеран болельщицкого движения Владимир Качанов, более известный как «Даня», одним из старейших мест общения любителей футбола в Донецке была так называемая «брехаловка», или «брешка». Здесь чуть ли не ежедневно в середине дня собиралось несколько десятков людей с общими, спортивными, интересами, и на первом месте был, разумеется, футбол. В те времена, когда еще не существовало Интернета, местных спортивных газет и телепрограмм, «брешка» являлась на Донбассе настоящей информационной отдушиной.
Уже позднее, в начале 80-х годов, получило стремительное развитие новое движение — «ультрас». Один из нынешних самых преданных и самых известных поклонников «Шахтера» — Маркел — болеет за свою команду именно с того времени. «Я мог в любой момент взять котомку и поехать в любом направлении, туда, где играла команда. Мне, кроме «Шахтера», в жизни ничего и не нужно было!» — рассказывает Маркел, который, к слову, славится своим зычным, хорошо поставленным голосом. На трибунах он — настоящий лидер, и нередко для пущего эффекта призывает любимый коллектив идти в атаку с помощью громогласных барабанов.
Как рассказал нам один из представителей фанатского движения «Днепра» Андрон, в днепропетровской среде болельщиков вряд ли можно выделить какого-то одного человека, с которым олицетворяли бы себя все остальные. «Есть очень много различных групп — это и ультрас, и неформалы, и интернет-болельщики... В каждой есть свой лидер, а вот общего предводителя, пожалуй, нет», — говорит наш собеседник.
Был, однако, такой человек в Ужгороде. Звали его Виктор Сидун, хотя более известно его прозвище — «закарпатский Парамон».
«Он с именем «Закарпатье» ложится, он с именем этим встает», — сказал бы о нем поэт. Ужгородские старожилы признаются, что более преданного своей команде болельщика еще никогда не было. Виктор Сидун был не богат, если не сказать беден. Однако являясь, по сути, бессребреником, он тем не менее умудрялся любыми способами, на перекладных, за свои деньги ездить на все выездные матчи своих любимцев.
Во время домашних же поединков Виктор стоял с мегафоном в руках на беговой дорожке, подбадривая зрителей на трибунах. Да и в любое другое время о футболе мог говорить часами, благо знал о любимом коллективе все — вплоть до мельчайших деталей.
К сожалению, Виктор Сидун тяжело болел — и в прошлом году его не стало. Однако сам за себя говорит тот факт, что на похороны пришло много официальных лиц — не только представителей «Закарпатья», но и других клубов — тоже...
Александр ЛИПЕНКО, газета «Команда»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Промоутер Александра хотел бы увидеть поединок против Дюбуа за абсолют
Роберт Левандонски считает, что провал в матче 18 тура Ла Лиги станет для них уроком