ПОПОВИЧ: «Украинцы не привыкли к деньгам»
Нынешний сезон не вполне задался у Ярослава Поповича
Участие Ярослава Поповича на Олимпиаде, несомненно, событие в украинском спорте. Во-первых, групповая гонка стартует в первый день соревнований, и своим успехом Попович и Ко могут задать хорошее настроение всей украинской сборной. Во-вторых, присутствие на Олимпийских играх спортсменов такого уровня - лучшая реклама для нашей страны. Ведь 28-летний велогонщик уже давно завоевал популярность не только на родине, но и во всей Европе. А особенно в Италии, где он живет уже почти 10 лет, и которая стала для него вторым домом. Здесь, несмотря на большое количество классных велосипедистов, Ярослав постоянно находится в центре внимания, а свою популярность он подтверждает стабильным выступлением на гонках серии «Протур» и конечно же высокими гонорарами в ведущих профессиональных командах. К слову, Ярослава Поповича можно смело считать самым высокооплачиваемым олимпийцем Украины.
Между тем, нынешний сезон складывается для Поповича относительно неудачно. Главная причина - неудовлетворительный результат Попо на «Тур де Франс», на который он делал основную ставку. Действительно, после того, как Ярослав в 2005 году завоевал звание лучшего молодого гонщика «Тура», а спустя два года не только финишировал 8-м в генеральной классификации, но и помог капитану Discovery Channel Альберто Контадору победить в общем зачете, от него ожидали успешного выступления и в новой конюшне Predictor Lotto. Конечно же, в первую очередь боссы команды надеялись на Поповича как на опытного и искусного «грегори». И в целом с основной задачей украинец справился, однако, как и у любого мастеровитого гонщика, у него были личные амбиции, которые после финиша на Елисейских полях так и остались неудовлетворенными. Однако у Ярослава есть еще один шанс - удачно выступить на Олимпиаде в Пекине. А неудачный опыт 95-го «Тура» можно отложить в копилку. В Пекине Ярослав, по мнению специалистов, сможет повести за собой украинскую сборную. А его харизма, уверен, поможет ребятам справиться с волнением и соперниками.
В начале нашего разговора я попросил Поповича поделиться еще свежими воспоминаниями о «Большой петле».
ПЕРЕТРЕНИРОВАЛСЯ В ГОРАХ
- Чего больше в вашей неудаче - разочарования или все же полезного опыта, который можно использовать в будущем?
- Конечно же, очень большое разочарование. Ведь в процессе подготовки я делал упор именно на «Тур», была проделана огромная работа - поездки, тренировки. Но в целом что-то не сработало. Однако уже прошло некоторое время, я побыл дома, обдумал все, и уже не так плохо на душе, как было после финиша.
- И все-таки, отрицательный результат - тоже результат. Возможно ли учесть все просчеты в подготовке и избрать более эффективный метод в следующем сезоне?
- Несомненно. К примеру, в этом году вместе со своей командой я проходил сборы на высоте 2700 м над уровнем моря. До этого никогда так не тренировался! Мой тренер говорил, что мне нужно заниматься индивидуально на Тенерифе или Ливиньо - там высота над уровнем моря не превышает 1900 м. Но из-за того, что я первый год в команде, решил подчиниться решению тренерского штаба Silence Lotto и всю неделю работал на общекомандном сборе. Может, не нужно было делать этого.
- Команда командой – вам надо было «тянуть» Эванса. Но все же у вас были планы победить на одном из этапов. Такой шанс был?
-Да. Это был второй по-настоящему горный этап. Там все было - и падения, и атаки. Моим заданием было сопровождение Канчеллары и Войта - как только они уходят, должен был следовать за ними. Мы пошли в отрыв где-то на 30-м километре, я чувствовал себя нормально, задал свой темп, а главное - выехал на гору. Но затем произошло то, что и помешало мне выиграть этап. Упал на третьем повороте. Со мной-то было все в порядке, но техника подвела - были проблемы с передним колесом. Поэтому решил не рисковать. К тому же, в конце концов, я считаю, что проиграл тактически - за метров 200 до финиша был поворот, в который необходимо войти первым, чтобы иметь преимущество. Мне об этом говорили тренеры по радио, но было очень шумно, и я не услышал сообщение. В итоге, я приехал четвертым. Немного обидно было, ведь на следующих этапах реальных шансов на победу уже не предоставлялось.
ЭРНЕСТО И ЕГО КОМАНДА
- Предлагаю поговорить о более приятных для вас вещах - о делах прошлых. Вы помните свой первый профессиональный контракт?
- Сначала была учеба в броварском училище. Затем в 1998 году тренер сборной по треку Виктор Осадчий пригласил меня в Италию для того, чтобы я помогал его подопечным закрывать «дыры». В смысле, что трековики всегда тренируются вместе с двумя-тремя шоссейниками. Вот таким образом дважды побывал в Италии, где в общей сложности провел почти полгода. Не скажу, что показывал там хорошие результаты, однако меня заметил итальянский тренер Оливано Локателли. Он-то и пригласил меня в 2000 году в свою команду. Конечно, я согласился, однако меня не хотели отпускать.
- Кто?
- Осадчий. Просто я показывал результаты, которые были удобны для него. Но я поговорил с ним, и мне дали «вольную». В 2000-м я выиграл достаточно много соревнований по любителям, в следующем - тоже показал хороший результат - победил на молодежном чемпионате мира и еще около различных 18-ти гонок. Кстати, тогда в Италии, по-моему, такого показателя не было ни у одного из любителей. В общем, хороший сезон получился. Что касается контракта, то его подписал с командой Landbouwkredit-Colnago. История получилась такая. Один из ведущих мировых производителей велосипедов Эрнесто Колнаго, с которым я был знаком несколько лет, решил создать конюшню специально под меня. Он вложил определенный капитал в бельгийскую команду Landbouwkredit и пошло-поехало. Считаю, что это был идеальный вариант для меня - перед нами не ставили особых задач - катайся, тренируйся, учись, смотри на великих гонщиков во время соревнований. Если бы я сразу попал в какую-то сильную команду, то меня бы заставляли делать там совершенно иные вещи. Со временем пришли и первые серьезные результаты - в 2002 году я был 11-м на «Джиро», а в следующем – уже третьим. Прогресс – налицо (улыбается). Потом мной заинтересовалась Discovery и я подписал с ними контракт.
-Какова судьба Landbouwkredit?
- Насколько я знаю, она прекратила свое существование в прошлом году. Кстати, не без лишней скромности отмечу, что ее лучшие годы прошли во время моего пребывания там.
КУЛЬТУРНЫЙ ШОК
- Насколько было тяжело привыкнуть к новой жизни в Италии?
- Все зависит от характера человека. Я со своим чувством юмора везде приживался. Конечно, сначала были проблемы с языком, но уже через два месяца мог более-менее изъясняться и многое понимал. Думаю, что помогло и то, что долгое время жил в Броварах - далеко от дома – и вел самостоятельную жизнь.
- А тренировки?
- Здесь я ощутил существенную разницу. Во-первых, горы. Во-вторых, наш тренер. Он был похож на настоящего вояку - гонял нас конкретно. Но ведь мы, молодые спортсмены, были голодные, нужны были деньги, а в Италии я начал получать зарплату. Нам дали хорошие велосипеды, форму. Это очень сильно стимулировало к упорным тренировкам. А ведь мне еще нужно было привезти какие-то деньги домой, в Дрогобыч.
- Кстати, а как семья отнеслась к вашим далеким странствиям?
- Были довольны – ребенок живет за границей, тренируется, занимается любимым делом.
- Наверное, когда приехали в Италию, то сразу же ощутили популярность велоспорта в этой стране?
- О да! К примеру, в субботу и воскресенье на улицах просто-таки несметное количество велосипедистов – не только спортсмены, но и велотуристы. Ездят группами человек по 40-50, дети 7-8 лет. Загляденье! Это было первое впечатление, а потом оценил то внимание, которое уделяется велоспорту в СМИ. Газеты, журналы, телевидение. Едва ли не в каждом селе есть программы, а в регионах - даже отдельные каналы, которые показывают только велоспорт. После Украины это был культурный шок (смеется).
- Есть еще одна ситуация, которая познается в сравнении. Расскажите, насколько отличается подготовка юных велосипедистов в Украине и Италии?
- Мне сложно говорить об этом, ведь я уже давно живу в Италии, и плохо знаю украинских юниоров. Но отличия есть, причем существенные. Наши дети намного старательнее. Вообще, наш народ привык даже мучиться - чтобы достигнуть чего-то. А в Италии такого нет: малый придет в секцию, его напрягут тренировками, а он махнет рукой и думает: «Да нужен мне этот велоспорт, мне мама и папа дадут денег, а я пойду лучше в мяч погоняю». Поэтому у них есть сильные спортсмены, но мало крепких ребят, середняков. Украинские ребята отличаются другой негативной чертой. Приезжая за границу и получая свои первые деньги, некоторые попросту теряются. Уже не хотят настойчиво тренироваться, «убиваться» - начинают летать. Причем это все отмечают. Просто мы, украинцы, не привыкли к деньгам, а у итальянцев есть стабильность, и они на это особо не обращают внимания, постепенно идут к большим благам.
ЧЕТЫРЕХКОЛЕСНЫЙ ДРУГ ДЛЯ СЫНА
- Как поживает ваш сын Джейсон?
- Вот перед отъездом купил ему велосипед - двухколесный, но с двумя колесиками сзади - для того, чтобы не падал. Он уже крутит руль, но педали еще нет. Главное, что ему нравится!
- Кстати, ввиду того, что ваша семья - интернациональная, на каком языке общаетесь с сыном?
- Когда моя супруга Синди остается с ним сама, то говорит по-французски. Ну а я - по-украински. Главное, чтобы он совладал с этим и понимал родителей. Но вроде понимает (улыбается).
Артем АНАНЬЕВСКИЙ, газета «СЭ в Украине»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Энтони насчитал победу Александра 115:114
Александр одел футболку с запрещенной в Саудовской Аравии надписью