Прощайте, мачо
Рецензия на книгу о пешем походе в дебрях Амазонки от Тихого до Атлантического океана
Само название этой книги, подробное и релевантное, наводит на мысль о том, что ее писал какой-то поисковый оптимизатор. И поисковая машина Гугл действительно сыграла ведущую роль в этом путешествии длительностью два с половиной года - оказалось, что подробных топографических карт тех районов, через которые британец Эд Стаффорд впервые в истории прошел пешком, попросту не существует, поэтому он больше полагался на спутниковые снимки Гугл Планеты, а важнейшим оборудованием своей экспедиции считал ноутбук со спутниковым интернетом и GPS.
Оказалось, что границы наводнения в пойме Амазонки в сезон дождей можно определить только таким образом. Но еще сложнее было придумать, как подзаряжать этот Макбук (продакт плеймент Джобса, да), когда экспедиция оказалась в тысячах километров от ближайшей электрической розетки.
Я думаю, нашим туристам будет интересно узнать марку тех волшебных гибких солнечных батарей, которые можно свернуть, как коврик, и запихнуть в рюкзак. И британец позаботился о них, поместив в конце своей книги список всего снаряжения и оборудования, которое использовалось на протяжении экспедиции, честно отметив, что в итоге обычные резиновые сапоги, купленные в каком-то туземном сельпо, оказались по определенным причинам удобнее специально разработанных на его заказ невероятно дорогих ботнок для джунглей, в которых нога не мокла бы и не прела.
Ввиду того, что половину своей занесенной в книгу рекордов Гиннеса дистанции ему приходилось брести по колено, а иногда и по грудь в воде, резиновые сапоги оказались более уместными уже потому, что из них можно было выливать воду, не снимая, просто упав на спину и задрав ноги.
Согласимся с британцем касательно невозможности задания и невероятности путешествия, хотя с точки зрения бразильских или перуанских индейцев, через резервации которых Стаффорд пытается проходить с соблюдением всех бюрократических процедур, ничего невероятного в нем нет хотя бы потому, что пролегает оно от одного их сельпо с теплой «Инка Колой» и кукурузными хлопьями к другому, разве что умные люди преодолевают эти невероятные расстояния лодкой, а не пешком. Амазонка все же.
Но отставной капитан английской армии, инструктор по выживанию Стаффорд не ограничивается и этим. Когда при переправе через многочисленные притоки на надувных плотах их сносит течением, экспедиция добросовестно возвращается по берегу как раз к месту, где села в плоты на противоположном, и опять шагает вдоль самой величественной реки мира на своих двух. Сказал пешком, значит пешком. От Тихого океана к Атлантическому. Не меньше. Все это наводит на мысль о том, что этот человек вызывал на поединок никак не Амазонку, а себя самого.
Вот только объяснить это туземным проводникам иногда бывает очень сложно.
Еще сложнее объяснить дву бартьям-индейцам, которые сопровождают его по землям своего племени, что он пообещал своим природоохранным спонсорам, которые болеют душой за леса Амазонии, что не будет охотиться даже в дикой пуще, и будет страдать от голода и питаться сердцевиной пальмовых стволов (в этом месте книги должен наступить катарсис у всех наших домохозяек, которые упрекают молокозаводы, что в их мороженом уже давно нет ничего, кроме пальмового масла), вместо того, чтобы подстрелить тапира (местного кабанчика) и полакомиться шашлыком, что эти дети природы тут таки и делают, не заключая никаких соглашений с природоохранными спонсорами.
Руководитель экспедиции недовольно ворчит, но от барбекю не отказывается.
Иногда создается впечатление, что спонсоров в экспедиции таки многовато. И одним теперь следует доказывать, что ты не гомофоб, даже в «Красной зоне», где всем заправляют колумбийские наркоконтрабандисты, и порядочный мужчина не выходит из двора без дробовика, замечая в первую очередь экстравагантное местное секс-меньшинство, которое забывает манерничать, играя в волейбол, другим - что полностью собе феминист, бросив пары едких замечаний в адрес лаиноамериканского мачизма, который не позволяет мужчине ехать сзади женщины на мотоцикле.
Мультикультурализм неожиданно оборачивается трехлетним одиночеством среди чужих, языка которых не понимаешь, поэтому общаешься на родном только в блоге, который старательно ведешь даже из пущи, невзирая на всю мизантропию и депрессию, потому что имеешь обязательства перед еще одним спонсором. Европейская мода на психологию оборачивается болезненными копаниями в психологических проблемах «команды», том самом «тимбилдинге», когда единственный соотечественник, с которым пересекли Анды, решает возвращаться домой, вместо, чтобы по-мачистськи константировать: «Слабак!
« - утереться рукавом, и продолжать свое дело, что он с в конце концов и делает с новым попутчиком, полунегром-полуиндейцем Чо, который (именно!) берет с собой в дорогу лишь Библию (в результате чего она тоже попала в список снаряжения).
Эд Стаффорд пересек континент, улучшив свою испанский в разговорах из Чо, но не выучив португальского, не наклюкавшись текилы с гостеприимными бразильскими лесорубами, прошагал с мачете в руке, макбуком в рюкзаке и МР3-плейером в ушах.
И вершиной злого сарказма истории для меня выглядят разговоры с новобретенным туземным товарищем Чо, во время которых тот пытается обратить неверующего англичанина в христианство, апеллируя к Библии, а британец черпает аргументы для этих теологических диспутов из выступлений какого-то комика-разговорника наподобие Задорнова. Ттому ли нас учили тысячи жертвенных европейских миссионеров еще век тому? Впрочем, миссионеры зато могли бы гордиться своими индейскими учениками.
Не раз и не два, читая эту книгу, я задавался вопросами, что же погнало автора в эти скитангия в амазонских джунглях, похожие на бегство от самого себя, и почему, скажем, воспоминания американского капитана Джошуа Слокама, который сто лет тому назад написал книгу «Кругосветное путешествие на паруснике в одиночестве», читаются совсем иначе, хотя ситуации полностью подобны. Ответ на первый вопрос нашелся в армейских воспоминаниях капитана Стаффорда, но пусть она останется для будущих читателей интригой.
Ответ на второй, мне кажется, в том - что западный человек, скажу даже по-сексистськи - западный мужчина, за эти сто лет от Слокама до Стаффорда необратимо изменился.
Он вроде бы и все тот же, способный на поступки на дикой природе или на войне, которые не осилит ни одна скотина, как говорил когда-то Экзюпери в «Планете людей», но невозможно избавиться мысли, что вскоре этот супермен и мачо, которому можно было бы записать на свой счет по меньшей мере один из подвигов Геракла, сейчас вернется к своему политкорректному миру и будет просить у какой-то своей суровой учительницы из грантодательного фонда:
- Я совершил подвиг, простите меня, я больше не буду.
И не смотря на все мое предыдущее ворчание, радует, что украинский перевод этой познавательной книги – снова первый в череде запланированных, издательство «Темпора» обогнало россиян, и что еще более важно – китайцев:). Профессиональные фотографии из дебрей Амазоннии с лихвой компенсируют некоторую сухость изложения, перевод хороший, читается легко и ровно.
P.S. Я осознаю, что писал эту ренцензию, сидя в тепле, сухости, сытости, без анаконд и кайманов в обозримых пределах, и даже без комаров, для которых еще рано. Поэтому прошу прощения у автора, если что не так.
Книгу можно почитать и купить здесь
Ед Стаффорд. Уздовж Амазонки. 860 днів. Неможливе завдання. Неймовірна подорож. – К.: Темпора, 2012 – 280 с., іл.
Антон САНЧЕНКО
P.P.S. Масса интереснейших фотографий об этом путешествии здесь
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Тайсон высоко оценил способности Александра Усика
Шахтер после разгрома Ингульца продолжает идти на третьей позиции
----------------------------------------
В его ситуации одна из самых опасных штук для жизни МП3-плеер, не верю, что инструктор такую ошибку мог допустить.