ШАМРАЙ: «Между сестрами существует необъяснимая связь»
Тренер наших биатлонисток прокомментировал выступления украинок в индивидуальной части программы
В воскресенье через час после мужчин на дистанцию 12,5 км вышли женщины. Сам факт того, что в протокол олимпийской гонки с массовым стартом попали сразу три украинки, заслуживает внимания. Впрочем, успех в этот день вновь измерялся в нойнерах. Уходя на последний круг в семи секундах от россиянки Ольги Зайцевой, немецкая фрейлейн-улыбка под громогласный аккомпанемент собравших 12 тысяч зрителей трибун вкатила на финиш первой.
«Я знала, что могу завоевать медаль на Олимпиаде, но три! Это для меня самой сюрприз» - призналась Магдалена Нойнер. Последняя долго не могла пройти сквозь микст-зону, а после пресс-конференции ее и счастливую обладательницу бронзы Симону Хаусвальд окружили и в прямом смысле прижали к стенке десятка три немецких журналистов.
Наши девушки, безусловно, к такому вниманию не привыкли. Даже относительные неудачи воспринимать с широкой улыбкой не могут или пока еще просто не научились. Видно, что переживают, порой едва сдерживают слезы, преодолевая путь от стадиона до городка, где находятся домики команд. Как и мужской масс-старт, женский начинался для нас весьма оптимистично. После первой стрельбы на дистанцию пятой побежала Оксана Хвостенко, седьмой - Валя Семеренко, и лишь четвертой с конца - показавшая в итоге лучший результат среди украинок и лучший в пока еще недлинной олимпийской карьере Елена Пидгрушная (12-е место). Очень скоро стало ясно, что сил у наших девушек после трех гонок осталось немного. Валя и Оксана сделали по три промаха и финишировали 19-й и 29-й соответственно.
ПЕРЕЛИСТЫВАЯ ПЛАНЫ ПОДГОТОВКИ
- Олимпиада - это все-таки не те соревнования, на которых можно пренебрегать участием в одной гонке ради другой. Или имелись другие соображения, по которым вы отказались от идеи пропустить масс-старт,чтобы спортсменки могли восстановиться к эстафете? - поинтересовалась корреспондент «СЭ» у тренера женской сборной Григория Шамрая.
- Нет, аргументы были следующими: Оксана Хвостенко просто докатывала гонку, работала в комфотрном для себя режиме после двух рубежей. Не выйди она на старт, тренироваться в любом случае пришлось бы. А так спортсменка не потеряла зачетные очки в Кубке мира. Молодым девчонкам должно хватить дня, чтобы восстановиться к эстафете. А опыт борьбы и соревновательного ажиотажа они получили неоценимый. И ведь чего нам, собственно, не хватало все это время для успеха? Психологической устойчивости. Характер закаляется только в таких напряженных гонках. Из масс-старта девчонки должны извлечь урок и продвинуться на ступеньку выше в своем спортивном развитии. Прежде всего, в умении настроиться на гонку и собраться с силами.
- Какой урок извлекут спортсменки из стартов в Уистлере, мы узнаем по их результатам. А какой вывод вы сделали для себя как тренер после четырех личных гонок на Играх в Ванкувере?
- Бороться можем, но все время чуть-чуть не хватает. Где-то фортуна не благоволит, в иных ситуациях сказывается молодость. Может, действительно не хватает опыта соревнований такого уровня под большим грузом ответственности. Даже ветераны говорят: можно четыре года быть на высоте, а приедешь на Олимпиаду - тебя словно парализует. Я и сам все думаю, анализирую, перелистываю планы подготовки. Вроде бы все сделано правильно. Вчера, к примеру, одного выстрела не хватило, сегодня, возможно, и двух.
- Когда Валя Семеренко в индивидуальной гонке на последнем рубеже решила переизготовиться, у вас не было желания, что-то крикнуть ей?
- Когда она после первых двух попаданий в цель зачем-то отложила третий выстрел, произвела изготовку и начала стрелять, я сразу понял: это плохо кончится. Собьется пульсовой режим - и спортсмена начинает колотить. Я уже и глаза раза три отводил от трубы. Потом увидел - мимо. Это опять же нехватка опыта! Попадаешь - работай в ритме. Мы потом просматривали вместе видеозапись последнего рубежа: две мишени закрывает, стреляй сразу и по третьей. Сама удивилась: «Григорий Иванович, почему я не стреляла?» Да кто ж тебя знает...
КРИТИКОВАЛИ, КОГДА СТАВИЛИ ПИДГРУШНУЮ НА ПЕРВЫЙ ЭТАП
- Не жалеете, что заявили Елену Пидгрушую на спринт? Пропусти она первые два старта, как и планировалось, возможно, выглядела бы более свежей в индивидуальной гонке.
- Мы знали: Пидгрушная будет бежать не в лучшие с точки зрения акклиматизации дни. Но мы не могли пренебречь спортивным принципом. Для тренера главное - дать шанс сильнейшим. А для сильнейших что важно? Знать, что их не держат в запасе, если они заслуживают места в заявке. Пидгрушная подготовку к олимпийскому сезону прошла без срывов, не болела. С физической точки зрения мы были уверены: с днями отдыха она выдержит программу Игр. Можно было дать Лене отдохнуть в индивидуальной гонке, была у нас такая мысль. А потом бы ей очков не хватило, чтобы в масс-старт попасть, и нас бы потом корили, что не дали шанс Пидгрушной!
- 21-летняя тернопольская биатлонистка оказалась даже более устойчива психологически, чем вы ожидали?
- Да, хотя в прошлом году и ей досталось, и нам, тренерам, за то, что мы ее ставили на первый этап эстафеты. Лена ведь, если помните, на чемпионате мира споткнулась. Затем был сбой на предолимпийской неделе в Ванкувере. Посыпалась критика. А нам нужно было наигрывать четвертого железного человека на эстафету.
ПОСЛЕ СПРИНТА ЗАШЕЛ БУБКА
- То, что после первых гонок спортсменки настолько «подсядут», было прогнозируемо или это стало для тренерского штаба определенного рода неожиданностью?
- Любой спортсмен, проходя серьезные испытания, устанет в два раза сильнее, если на него давить психологически. Если бы мы еще забросали девчонок после первой неудачи вопросами, ничего хорошего из этого не вышло бы. Сергей Бубка зашел в наш домик после спринта, и увидев, как сестры Семеренко расстроены, постарался их поддержать. Он ведь понимал, что им выстрела не хватило, что готовы они хорошо. И мы старались подбодрить команду. Уже после окончания соревнований можно будет говорить, где их промахи, где наши.
- Когда Валя в спринте повторила результат сестры на «лежке» и направилась ко второму роковому для обеих огневому рубежу, сердце не екнуло?
- Екнуло, потому что между сестрами существует необъяснимая связь. Они чувствуют, что происходит друг с другом. Представляете, у них три гонки подряд финишный круг секунда в секунду оказался. Магия какая-то, они и сами не понимают природу таких совпадений. Хотя в спринте результат можно объяснить с точки зрения психологии. Они выходили за медали бороться, а отправились на штрафные круги. Это был очень сильный удар по психике, и сестры, естественно, без настроения последний круг ехали. Вообще промахи в спринте их надолго из равновесия выбили. Точнее, они еще больше стали рваться в бой.
- Не жалеете, что летом поменяли ложе в винтовках сестер Семеренко?
- Нет, потому что это игра не оружия, а психологии.
ВАЙГИНА-ЕФРЕМОВА СПУТАЛА КАРТЫ
- Учитывая то, что первые четыре номера сборной устали, вы не жалеете, что не включили в состав олимпийской сборной более надежную чем Лилия Вайгина-Ефремова и более опытную чем Людмила Писаренко эстафетчицу Оксану Яковлеву?
- Нет, не жалею. Есть определенные принципы отбора. Я не мог взять Яковлеву без результата, так же как и не взять Писаренко, коль она его показала. Лилия Вайгина-Ефремова критерии не выполнила, ни разу не попав в двадцатку на этапах Кубка мира. Но мы не смогли из-за погодных условий провести внутренний отбор - Кубок Украины в Тысовце. И тогда объявили: даем всем, кто не справился с упомянутым условием, шанс выступить после Нового года на этапе Кубка мира. В Оберхофе среди наших биатлонисток лучшей была Писаренко, за ней шла Карасевич и только потом Вайгина-Ефремова. И это не в индивидуальной гонке, а в спринте. Президент Федерации биатлона Украины Владимир Брынзак вообще думал, чтобы отправить спортсменку домой. Но вместе мы приняли решение: пусть она лучше продолжает работать по своему плану.
Константину Вайгину сказали: считаете, что готовы - приезжайте. Если спортсменка предпочтительнее других будет выглядеть, то мы включим ее в заявку на спринт. Иначе поступить не могли, потому что не видели, ни как она тренировалась, ни как стартовала в Рупольдинге и Антхольце. В Канаде на контрольной тренировке Вайгина-Ефремова из шести украинских биатлонисток показала шестой результат. О каком месте в стартовом протоколе могла идти речь, если ее два раза обыграла Писаренко? Мне хотелось, чтобы Лиля пробежала спринт в Уистлере. Не надо было бы тогда ставить на первую гонку Пидгрушную. Вайгина-Ефремова своей не лучшей готовностью нам немного спутала карты.
- Вы уже определили, по крайней мере, для себя порядок выхода на старт наших спортсменок в эстафете?
- Мы уже обсуждали этот вопрос и приняли предварительное решение. Если никаких жалоб после масс-старта у девчонок не будет, думаю, оно останется в силе. Пидгрушная будет стартовать, Валя побежит второй этап, Хвостенко - третий, Вита финиширует.
- На основе результатов личных гонок можете очертить круг самых реальных, на ваш взгляд, команд-претендентов на медали?
- Олимпиада - это не Кубок.мира. Сейчас мы видим много ровных женских коллективов. Традиционные фавориты - немки, россиянки, француженки. Белорусская команда здесь очень прилично выглядит, норвежки могут серьезную конкуренцию составить, да и словенская сборная - не промах. Не стоит сбрасывать со счетов также полячек. Семь-восемь стран могут рассчитывать на медали в эстафете. И нам нужно не просто на штрафные круги не заходить, а как можно меньше брать запасных патронов. Только за счет этого мы можем заработать преимущество.
Анна САВЧИК, газета «СЭ в Украине»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Это произошло в Куршавеле
К счастью, семья Ивана Калюжного осталась в живых