Григорий ШАМРАЙ: «Для подготовки к ОИ созданы все условия»
Главный тренер женской сборной Украины по биатлону рассказал о процессе подготовки команды к Сочи
Биатлонный сезон 2013/14 достиг своего экватора - позади пять этапов Кубка мира. Впрочем, самое интересное еще ждет болельщиков в феврале и марте, когда будут разыграны медали Олимпийских Игр и определятся владельцы трофеев в Кубке мира. Сейчас же бОльшая часть основной сборной Украины приступила к завершающей стадии подготовки к Сочи, проводя сборы накануне Олимпиады.
В разговоре со старшим тренером женской сборной Украины Григорием Шамраем мы затронули тему и прошедших, и будущих стартах наших девчонок.
- Григорий Иванович, довольны ли Вы тем, как команда провела два немецких этапа Кубка мира?
- В общем, да. На фоне того, что после Анси мы остались на высокогорном сборе в Антхольце, на котором целенаправленно к этапам Кубка мира не готовились – работа шла с прицелом на Олимпийские Игры. Поэтому результаты рассматриваем на фоне той работы, которую делали девчонки, и учитывая адаптационные моменты. Конечно, после реакклиматизации с высоты, Оберхоф для команды был тяжелее. Но в Рупольдинге мы потеряли одного проверенного бойца – Лену Пидгрушную, которая во всех гонках сезона находилась вверху. Конечно, без нее сражаться было тяжелее – и в эстафете, и в личных гонках.
Но в целом, я доволен. Команда удержала лидирующие позиции в Кубке наций, трое девчонок идут в десятке Кубка мира. Грех жаловаться на такие результаты.
- А насколько для Вас важно именно первое место в Кубке наций, а не просто сохранение максимальной квоты? И насколько сами девчонки сейчас стремятся именно к месту в топ-десятке общего зачета?
- Ну это же спорт… Если нет стремления быть первым, бегать быстрее, прыгать выше, то зачем им вообще заниматься? Ясно, что основная задача для нас – Олимпийские Игры. Но и высокие места в Кубке мира – это престижно и для федерации, и для команды, и для самих спортсменок. Ну и для болельщиков, которых у нас очень много: им тоже приятно, что наша команда – первая. Понятно, что сейчас с пропуском основой Антхольца мы в этом плане рискуем утратить инициативу, но ничего страшного в этом нет. А быть в спорте первым – это всегда приятно.
- По предыдущим сезонам мы привыкли видеть Вас на стадионе у трубы. Не тяжело было переключиться на специфику физической подготовки спортсменок?
- Нет, не тяжело. Потому что тренер по биатлону, когда он зацикливается на чем-то одном, в итоге получает такие же однобокие результаты. Тренер должен понимать и функциональную подготовку, и стрельбу, и, что особенно важно, их сочетание. А мне за годы в биатлоне уже приходилось находиться на всех фронтах. И когда хорошо видишь все слабые стороны спортсмена, над чем в первую очередь и в каком направлении ему нужно работать, то работается легче и результаты получаются более качественные.
- Я вот почему спросил о физике. В этом сезоне Валя Семеренко демонстрирует серьезный прогресс в скорости бега. За счет чего это произошло, и почему именно сейчас, а не, скажем, два-три года назад?
- Валя и два-три года назад могла показывать такие скорости. Но на это влияло много факторов, и даже стечения обстоятельств, о которых можно говорить целый вечер. К слову, у Вали были отдельные старты, когда она показывала отличный ход. Скажем, несколько лет назад в Хохфильцене она была второй по скорости и проиграла всего 0,2 секунды самой Магдалене Нойнер. Но были свои причины в том, что стабильно показывать такую скорость она не могла: то связанные со здоровьем, то с инвентарем… Сейчас же она обрела психологическую устойчивость, окрепла физически, нет прошлых проблем со здоровьем… Одним словом, на эту скорость Вали мы рассчитывали, как и на скорость других девчонок. Кто-то пока еще к этим кондициям не подошел, а кто-то – уже подбирается.
- Насколько сложным было заболевание Елены Пидгрушной в Рупольдинге? Сможет ли она уже с начала предолимпийского сбора тренироваться в полную силу?
- Лена к тренировкам пока не приступила, но уже, как говорится, встала на ноги, приступила к холостому тренажу с оружием. Завтра (разговор состоялся во вторник вечером – прим. Е.Т.), думаю, появится уже и в тренажерном зале. На улицу мы ее пока не выпускаем. Это обычное простудное заболевание – началось с горла и носа, а потом спустилось вниз на бронхи. В таких случаях надо минимум неделю отлежаться. Конечно, любая болезнь отнимает много сил у любого человека, а у спортсмена этот эффект усиливается вдвойне. Это потеря тренировочных нагрузок, соревновательной практики… И потом восстановление проходит не так быстро. Но до Сочи время еще есть – мы надеемся, что ситуацию с Леной удастся поправить.
- Юлия Джима в этом сезоне раскрылась по-новому, доросла до личного подиума и места в топ-10 общего зачета Кубка мира. В юниорах и на этапах Кубка IBU такой стабильностью Юля не отличалась. Это – феномен, или естественный для нашей команды процесс?
- Юля попала в неплохую систему, она – труженик, работает с пониманием, полнейшей самоотдачей, все выполняет добросовестно. И сегодня мы пожинаем плоды общего труда самой спортсменки, ее родителей и всех тренеров, которые с Джимой работали.
- Уточню вопрос. Сейчас на Кубке IBU наши молодые спортсмены занимают двадцатые-тридцатые места. Есть ли шанс, что при переходе в основную команду они совершат такой же рывок, какой удался Джиме?
- Это зависит от потенциала спортсмена. Но те девочки, которые участвуют в гонках Кубка IBU – это и Варвинец, и Бондарь, и Гиленко, и Белкина, и более молодые Журавок с Меркушиной, - девчонки с хорошими задатками. И уже на юниорском уровне они показывают очень достойные результаты. Конечно, во взрослом спорте им пока сложновато бороться на равных. Хотя те же Варвинец и Бондарь уже соперничают на равных, вплоть до претензий на подиумы. То есть, при переходе в основную сборную они впоследствии тоже могут вырасти в очень сильных спортсменок.
- В этом смысле, есть ли у тренеров основной сборной возможность следить за подготовкой и результатами команды Б, участвовать в составлении методики подготовки резерва сборной?
- Мы знаем планы подготовки команды Б, но в методическом аспекте в работу наших коллег не вмешиваемся. Тем более, с командой Б работают хорошие специалисты, в частности Николай Николаевич Зоц. Там все тщательно просчитывается, работа построена очень прагматично, нет никаких отклонений, которые вызывали бы недоверие по поводу выбранного пути подготовки спортсменов.
- Вернемся к спортсменкам первой команды. Наталья Бурдыга в январе показала, наконец, те результаты, которых от нее ждали болельщики на протяжении полутора последних сезонов. Наташа с точки зрения подготовки движется по тому же графику, что и остальные девушки, или сейчас находится ближе к пику формы?
- Мы всех девчонок старались вести таким образом, чтобы они неплохо смотрелись в начале сезона, потом – запланированный загрузочный сбор в Антхольце, и чтобы к пику формы вывести спортсменок к Играм в Сочи. Понятно, что все девчонки в один день, к 8-му февраля, на пик не выйдут. Здесь будет играть роль индивидуальной адаптации организма каждой спортсменки, и то – когда мы поднимемся на высоту. Кто-то уже к первой гонке успеет адаптироваться, кому-то, может быть, не хватит одного дня… Вообще, с адаптацией угадать точно день-в-день практически невозможно. Но мы все делаем для того, чтобы к гонкам в Сочи команда подошла в хорошем боевом состоянии.
А если возвращаться к Наташе, то она в это межсезонье серьезно взялась за работу, серьезно поработала над собой. Проблем в тренировочном процессе не было – она доверилась нам, и получается то, чего мы от нее ждали.
- Наверное, наибольшее беспокойство, если говорить о первой половине сезона в целом, вызывает состояние Виты Семеренко и Марии Панфиловой. Почему им не удается даже приблизиться к своей лучшей форме?
- У Маши полностью смазалась летняя подготовка. Каждый сбор – неделя болезней, а основной сбор в Бельмекене она совсем пропустила, перенеся операцию. И получилось, что у нее вылетел не один сбор, а практически месяц подготовки – именно тогда, когда набиралась база. На вкатке мы уже не форсировали ее подготовку. Но, видимо, недостаток того летнего фундамента как раз сказывается на том, что Маша пока не может зимой показывать свои результаты. Желание у нее есть, и на тренировках как-будто смотрится хорошо, но на соревнованиях пока не получается.
У Виты летом все было замечательно. А перед сбором в Норвегии на снегу, проявилась болезнь, из-за чего этот сбор пришлось пропускать. А это – именно тот период, который переводит спортсмена из подготовительного режима в соревновательный. На базе проделанной летом работы объемы «раскручиваются» в скорость. Как раз этот период у Виты выпал. Вместо этапа в Остерсунде мы отправили ее в Австрию. Но что такое работа спортсмена в одиночку? Да, мы выдали ей план работы, который Вита выполнила. Но это очень отличается от работы в команде – под наблюдением тренеров, со съемкой на видеокамеру, разборкой техники.
Хотя начала в Хохфильцене она практически в свою силу: в преследовании попала в десятку. И в тот момент я даже подумал, что «пронесло». Но уже в Анси она стала не похожа на себя. А сейчас в Рупольдинге во время гонки немного травмировала спину, и тоже проходит курс медицинских процедур. Она тренируется, но проблемы с острыми болями в спине есть. И почему она не стартовала в персьюте – потому что во время индивидуалки на третьем круге в одном из поворотов на льду дернула спину. Уже тогда она практически с трудом закончила гонку: вторую лежку стреляла с трудом, а в стойке вообще изготавливаться не могла. По этой причине получила штраф и, если заметили, стреляла очень подолгу. Поэтому пока Вита – в процессе становления, но я убежден, что уже в ближайшие недели с нею будет все хорошо.
- Григорий Иванович, и все-таки без вопроса об Олимпиаде обойтись будет сложно. Вопрос теоретический. Могут ли наши ведущие девушки при условии качественной подготовки пройти всю программу Игр? Или по традиции последних чемпионатов мира без ротации в любом случае не обойтись?
- Это все будет решаться уже на месте. В спринте, если все будет нормально, будет стартовать наша основная четверка. А что касается уже индивидуальной гонки – будем смотреть. В принципе, Олимпиада достаточно растянута, дней для восстановления достаточно. Потому любой вариант возможен, исходя из самочувствия спортсменок. Не исключено, что основной груз стартов ляжет как раз на ведущую четверку. Но, повторюсь, решаться это будет уже непосредственно в Сочи.
- Довольны ли Вы условиями для проведения сбора в Нове-Место?
- Сейчас плюсовая температура установилась практически по всей Европе. Но здесь немного прохладней, чем в Рупольдинге. Организаторы подготовили нам круг в 2,5 километра в идеальном состоянии, и сегодня вечером мы уже провели на нем тренировку. Трасса полностью освещена, стрельбище работает и тоже все засыпано снегом. Сегодня ночью был мороз, и снежные пушки работали всю ночь, еще подсыпая снега на трассу.
Гостиница находится буквально в 100 метрах от трассы, в ресторане – трехразовое питание в виде шведского стола. Внизу - сауна, турецкая баня, бассейн, джакузи, тренажерный зал… Одним словом, условия великолепные – я даже не ожидал, что все будет настолько здорово. Для подготовки к Олимпиаде созданы все условия.
Беседовал Евгений Тарасенко, ФБУ
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Леннокс считает эту победу заслуженной
Победителями гонки стали норвежцы