Бенефис Погачара, возрождение Мартинеса. Итоги первой недели Джиро-2024
Sport.ua подводит итоги первой недели Джиро д’Италия-2024
Погачар: три этапа и минус один рекорд
Тадей Погачар приехал на Джиро-2024 в статусе безоговорочного фаворита №1. Победа словенца в общем зачете мало у кого вызывала сомнения, главная интрига была в том, в каком стиле словенец попытается выиграть эту Джиро: в максимально доминирующем, с попытками бить все возможные рекорды, или же, наоборот, в эконом-режиме с прицелом на максимальную суперцель – дубль Джиро+Тур.
Если судить по первой неделе, то получается что-то среднее. На первом этапе Погачар на пути к Турину атаковал на последнем холме, но не сумел сбросить Максимильяна Шахманна и Джонатана Нарваэса, после чего они обыграли лидера «UAE Emirates» в финишном спринте. А это означало, что один из потенциальных рекордов – пронести розовую майку с первого до последнего дня, как Джанни Буньо в 1990 году – Тадею уже точно не покорится.
Однако уже на следующий день Погачар свою первую в карьере победу на Джиро одержал, в сольном стиле выиграв этап с горным финишем на Сантуарио ди Оропа. В тот день многие вспоминали легендарную победу Марко Пантани 25-летней давности на этой вершине. Тогда «Пират» столкнулся с технической неисправностью велосипеда у подножья финального подъема, был вынужден остановиться, после чего выдал феноменальный камбэк, обойдя всех соперников и победив в сольном стиле.
И Погачару невольно удалось отчасти скосплеить Пантани: у Тадея у подножья случился прокол колеса, из-за чего он даже упал, пусть и совсем не сильно. Хотя аналогии, конечно, довольно натянутые: у Пантани в 1999 году прокол случился в тот момент, когда пелотон уже несся на всех парах и никто его не ждал, а лидер «UAE Emirates» сумел вернуться в основную группу абсолютно спокойно, еще до начала решающих событий. Завершая тему параллелей с Пантани, отметим, что Погачар основную часть восхождения к Оропе прошел на 21 секунду медленнее.
Разделка на 40 км между Фолиньо и Перуджей на седьмом этапе Джиро превратилась в дуэль Погачара с Филиппо Ганной. Итальянец стартовал существенно раньше и долгое время уверенно лидировал. Словенец на двух первых контрольных отсечках проигрывал гонщику «Ineos Grenadiers» очень существенно, и к началу последнего 6-километрового отрезка с коротким крутым подъемом подъемом (1,3 км, 11,8%) уступал 47 секунд. Однако финальные, тяжелые по рельефу километры (к слову, на смену велосипеда перед началом подъема никто так и не решился) Погачар прошел просто выдающимся образом, и на финише опередил своего соперника на 17 секунд. Вторая победа на Джиро и существенное укрепление лидерства в общем зачете.
Getty Images/Global Images Ukraine. Тадей Погачар
Возвращаясь к теме того, едет ли Погачар Джиро в эконом-режиме или нет, очень удивила атака гонщика «UAE Emirates» на небольшом холме на спринтерском третьем этапе. Выглядело, безусловно красиво, подобные атаки только украшают гонку, но для долгосрочной стратегии самого словенца – поведение довольно сомнительное. В ту же копилку можно положить и прекрасную смену Тадея на штатного спринтера команды, Хуана Себастьяна Молано, на последнем километре спринтерского девятого этапа в Неаполе.
А вот апеннинский горный финиш на Прати ди Тиво на восьмом этапе оставил двоякие впечатления. С одной стороны, Погачар максимально эксплуатировал свою команду для контроля над гонкой и преследования отрыва дня, и, казалось, на финальной горе довольно рано пойдет в решающую атаку. Однако на самом подъеме на Прати ди Тиво «UAE Emirates» пошли в заметно более щадящем ритме, а атаки Тадея мы так и не увидели – розовая майка дождался последних метров дистанции и прогнозировано выиграл этап в финишном спринте.
Что это было? Неужели в определенный момент Погачар почувствовал себя не лучшим образом (разговоры самого Тадея о насморке на следующий день неплохо ложатся в эту теорию) и отказался от идеи ранней атаки, решив просто реализовать свое явное превосходство в финишном рывке над чистыми горняками? Или же именно так и будет выглядеть тот самый эконом-режим в его исполнении – насобирать как можно больше побед на этапах, не тратясь при этом на дальние сольные атаки? Второй вариант выглядит довольно логичным, и даже тот факт, что Погачар на преследование отрыва на этапе до Прати ди Тиво потратил очень много усилий команды, не должен никого смущать: вторая неделя нынешней Джиро относительно простая по рельефу, и в следующий раз подопечным Мауро Джанетти придется работать на износ аж под самый конец второй недели, на 15-м этапе.
Так или иначе, на первый день отдыха Погачар ушел в розовой майке лидера, с преимуществом в почти три минуты над преследователями в общем зачете, с лидерством в борьбе и за синюю майку лучшего горняка и с тремя победами на этапах в активе. При чем, все три этапа были выиграны в разном стиле: разделка, сольная победа и выигранный финишный спринт – потрясающий универсализм, невероятное доминирование.
Невезение «Bahrain Victorious»
Две главные надежды Италии в общем зачете Джиро были в составе «Bahrain Victorious» – речь идет об Антонио Тибери и Дамиано Карузо. И обоим на первой неделе сильно не везло. Карузо на шестом этапе попал в очень неприятный завал ближе к финишу, проиграл 15 минут и на этому борьбу за общий зачет прекратил. Теперь задача вице-чемпиона Джиро-2021 – полноценно восстановиться после полученных повреждений и побороться за победу на каком-нибудь горном этапе.
Хотя будем откровенны: и до этого падения шансы Карузо побороться за подиум общего зачета выглядели сомнительными. На горном финише на Сантуарио ди Оропа Дамьяно финишировал лишь 22-м с отставанием в 1 минуту и 29 секунд – не лучшее начало, даже с учетом того, что Карузо всегда очень непросто входит в Гран туры и прибавляет по ходу за счет хорошего восстановления.
Другой итальянский капитан «Bahrain Victorious», Антонио Тибери, на Оропе показал результат еще хуже: 34-е место с отставанием в 2 минуты и 24 секунды. Впрочем, это ни в коей мере не было следствием плохой формы молодого итальянца. Дело в том, что в развязке этапа он дважды поймал прокол колеса: сначала у подножья Оропы, затем – уже на самом подъеме.
Дальнейшие события показали, что с формой у Тибери все в порядке. В разделке он подтвердил свое реноме мастера в этом упражнении (Антонио – чемпион мира 2019 года в разделке среди юниоров), замкнув топ-6, а на следующий день дважды атаковал на подъеме до Прати ди Тиво, был наиболее активным среди генеральщиков и, возможно, вторым по силе горняком в пелотоне. Да, из-за невезения на этапе до Оропы Тибери сейчас идет лишь шестым в общем зачете с отставанием в 1 минуту и 25 секунд от подиума. Однако впереди еще достаточно испытаний, и если 22-летний итальянец сохранит такую же форму, то имеет очень неплохие шансы завершить Джиро в топ-3 генеральной классификации.
Getty Images/Global Images Ukraine. Антонио Тибери
Что касается других итальянских надежд, то неплохо смотрится и Лоренцо Фортунато. Да, в горах гонщик «Астаны» идет на выживание, а в разделке предсказуемо проиграл очень много. Однако даже с учетом всего этого Фортунато идет седьмым в общем зачете с очень высокими шансами не выпасть за пределы топ-10. А вот шансы побороться за отдельный этап выглядят сомнительными: для того, чтобы сделать это из пелотона, Лоренцо недостаточно силен, а в отрыв человека из топ-10 общего зачета никто не отпустит.
Были у итальянцев и надежды на общий зачет, связанные с двумя гонщиками «Bardiani CSF» – Доменико Поццовиво и Джулио Пеллиццари. Однако 41-летний ветеран очень тяжело входил в Джиро и поймал более 2 минут отставания уже по итогам двух стартовых этапов в Пьемонте, после чего предсказуемо неудачно проехал и разделку. Да, на этапе до Прати ди Тиво Поццовиво выглядел уже намного лучше, однако это позволило ему подняться лишь на 15-е место в общем зачете. После чего на девятом этапе он поймал прокол более чем за 3 км до финиша и проиграл почти две минуты пелотону. Думаю, на этом Доменико попытки пробиться в топ-10 общего зачета прекратит, и переквалифицируется на борьбу за отдельные этапы.
А вот Пеллиццари цепляться за шансы в общем зачете даже не пытался. 20-летний талант сознательно набирал отставание в генеральной классификации для того, чтобы иметь больше свободы действий и возможностей отбираться в отрывы дня. Так что ждем Джулио в борьбе за отдельные этапы на второй-третьей неделях.
Герэйнт Томас сдал в разделке?
Безоговорочным фаворитом №2 нынешней Джиро перед стартом считался Герэйнт Томас, однако первая неделя этот статус гонщика «Ineos Grenadiers» скорее подвергла сомнению, чем подтвердила. И если в горах почти 38-летний британец выглядел солидно, то в разделке откровенно разочаровал. Лишь десятое место с отставанием в две минуты – очень слабый результат, особенно на фоне блестящего выступления команды: в топ-4 на этапе финишировали сразу три гонщика «Ineos Grenadiers».
Неудача Томаса в разделке стала уже далеко не первой – чего стоит только поражение от Приможа Роглича на финале прошлогодней Джиро, когда словенец отобрал розовую майку лидера у Герэйнта, несмотря на слетевшую цепь во время финального восхождения на Монте Луссари! Все это позволяет говорить уже о каком-то систематическом спаде британца в разделке, а это очень важный момент с точки зрения его перспектив в общем зачете нынешней Джиро – на 14-м этапе гонщиков ждет еще одна, в этот раз полностью равнинная, гонка на время. Поэтому, призовые шансы Томаса сейчас выглядят уже не настолько убедительными, как перед стартом.
Getty Images/Global Images Ukraine. Герэйнт Томас
Неидеально прошла первая неделя и для вице-капитана «Ineos Grenadiers», Таймена Аренсмана, который потерял 4 минуты и 7 секунд относительно Погачара уже по итогам двух стартовых этапов в Пьемонте. Да, после этого было очень солидное выступление в разделке (четвертое место, при чем, равнинную часть нидерландец прошел в одни ноги с розовой майкой) и на горном этапе до Прати ди Тиво, но это подняло Аренсмана лишь на девятое место в общем зачете. Да, Таймен традиционно слабо входит в Гран туры и прибавляет по ходу гонки за счет сильного восстановления, но все же на двух стартовых этапах было проиграно слишком много, чтобы считать его серьезной боевой единицей в борьбе за призовые места.
Сейчас в это трудно поверить, но перед стартом Джиро как потенциального претендента на высокие места в общем зачете рассматривали и Тобиаса Фосса. Однако норвежец первую неделю провалил в пух и прах, при чем, касается это даже разделки, в которой, если кто забыл, гонщик «Ineos Grenadiers» менее двух лет назад сенсационно стал чемпионом мира. Сейчас же та форма, которую Фосс показывал в первые дни апрельского Тура Альп, выглядит недостижимо далекой, и, складывается такое впечатление, Тобиас откровенно промазал с пиком формы. И сейчас предел его мечтаний – статус грегари в составе «Ineos Grenadiers». При чем, в таком состоянии – грегари далеко не самого полезного.
Бен О’Коннор: слишком близко к солнцу
В конце апреля звездный гонщик «Lidl Trek» Маттиас Скьелмосе свою неудачу на Льеж – Бастонь – Льеж объяснил тем, что он слишком долго пытался ехать в темпе непобедимого Погачара. «Попытки следовать за Тадеем стоили мне всей гонки. Если ты подберешься слишком близко к солнцу, то сгоришь».
Фраза про солнце была настолько забавной и в то же время точной, что мгновенно завирусилась в велокомьюнити, превратившись в мем. И выступление Бена О’Коннора на втором этапе нынешней Джиро настолько точно подходит под описание Скьелмосе, что устоять перед соблазном провести аналогии было очень трудно.
Австралиец приехал на Джиро в статусе еще одного явного претендента на призовые места. Когда за 4,5 км до финиша горного этапа до Сантуарио ди Оропа Погачар пошел в атаку, лидер «Decathlon Ag2r» нашел в себе смелость ответить на рывок словенца. И, естественно, не рассчитал свои силы, за что в итоге и поплатился, выпав даже из группы преследователей и проиграв ей на финише 33 секунды. Хотя, если бы не такое безрассудство О’Коннора, он спокойно мог бы финишировать вместе с Томасом, Даниэлем Мартинесом и компанией.
Getty Images/Global Images Ukraine. Бен О'Коннор
В дальнейшем Бен подобную ошибку уже не повторял и, вероятно, уже и не повторит. А форма у австралийца достаточно хорошая для активной борьбы за подиум общего зачета. Даже разделку, которая всегда была слабым местом О’Коннора, гонщик «Decathlon Ag2r» проехал по своим меркам неплохо.
Впрочем, ни О’Коннору, ни Томасу подиума общего зачета никто не гарантирует. Из-за спин будет контратаковать упомянутый выше Антонио Тибери, а впереди, на втором месте в генеральной классификации, находится Дани Мартинес. Как многие и рассчитывали, переход в «Bora Hansgrohe» позволил талантливому колумбийцу перезагрузить свою карьеру после двух провальных сезонов, и сейчас он выглядит не хуже, чем на своей звездной Джиро-2021. Даже разделку, которая ранее всегда считалась слабой стороной Мартинеса, он проехал очень достойно – восьмое место.
Дани сейчас выглядит явным фаворитом в борьбе за второе место. А «Bora Hansgrohe», собрав практически всех своих звезд в составе вокруг Приможа Роглича на Тур де Франс, даже при таком распределении ресурсов имеет очень высокие шансы на призовое место на Джиро, которая, как казалось, в нынешнем сезоне была принесена в жертву амбициям на «Большой петле».
Жертвы первой недели
Первая неделя Гран туров – всегда очень опасное время. Все гонщики, в том числе молодые и неопытные, только начали 3-недельный марафон, все еще полны сил и лезут вперед, полны желания проявить себя. Из-за этого падений, травм и сходов на первых неделях Гран туров всегда очень много. Не стала исключением и нынешняя Джиро.
Одно из открытий прошлогодней «Корса роза» Эдди Данбар в этом году приехал в Италию после травмы и с непонятными перспективами в общем зачете. Однако, к сожалению, оценить реальный уровень готовности ирландца мы так и не получили возможности. Достойно выдержав испытание первого этапа, уже на втором лидер «Jayco AlUla» упал в середине дистанции.
Визуально падение Данбара выглядело довольно безобидным, однако на самом деле оказалось серьезным. Эдди проиграл более 5 минут на этапе до Оропы, а на следующий день с Джиро сошел.
В превью Джиро-2024 мы называли фаворитом №2 общего зачета Ромена Барде, но и у него гонка с самого начала пошла совсем не по плану. Правда, если в случае с Данбаром проблемой стало падение, то капитан «DSM Firmenich» в первые же дни начал терять время из-за желудочной инфекции. Барде с гонки не сошел, однако на подиум общего зачета уже не претендует. Сейчас реалистичные цели для Ромена – это победы на отдельных этапах, синяя майка лучшего горного гонщика, и, возможно, продвижение в топ-10 общего зачета. Да, на данный момент француз идет лишь 16-м, однако по своему горному потенциалу он превосходит большинство соперников, которые стоят у него на пути к топ-10. Главное – полностью восстановиться в день отдыха.
Getty Images/Global Images Ukraine. Ромен Барде
Очень жаль, что так и не удалось в полной мере оценить силу Флориана Липовитца. Немецкий экс-биатлонист недавно стал открытием Тура Романдии, и Джиро также начал блестяще: пятое место на горном этапе до Оропы. Однако, к сожалению, после этого второй номер «Bora Hansgrohe» заболел и не вышел на старт шестого этапа. Немецкой команде есть о чем жалеть: они потеряли не только самого сильного помощника для Дани Мартинеса, но и потенциального вице-капитана на общий зачет, который мог бы создавать для команды численное преимущество в решающие моменты горных этапов.
Из-за болезни не вышел на старт девятого этапа и вице-капитан «Астаны» Алексей Луценко. В общем зачете казахский гонщик вряд ли был способен побороться за что-то большее, чем место в конце топ-10, но при этом Луценко мог принести для своей команды победу на отдельном этапе, а такие успехи «Астане» сейчас нужны как воздух.
Из потенциальных претендентов на общий зачет Джиро из борьбы больше не выбыл никто, но вот ряди помощников лидера молодежного зачета, Киана Уйтдебрукса, заметно поредели. Уже на первом этапе из-за тяжелого падения и перелома «Visma Lease a Bike» потеряла Роберта Гесинка, а в самом начале восьмого этапа из-за плохого самочувствия завершил борьбу чемпион Европы Кристоф Лапорт, который в составе нидерландской команды на Джиро заменял другого звездного неудачника весны, Воута Ван Арта. Потери для Уйтдебрукса серьезные, но, учитывая, что Киан ведет гонку очень пассивно и от обороны, не критичные.
Милан снова недобирает побед в спринте
На нынешней Джиро собрался очень сильный состав спринтеров, равнинных этапов в маршруте также достаточно – спринтерские баталии на «Корса роза» в этом году очень интересные. Второй год подряд самым сильным и стабильным спринтером на Джиро является Джонатан Милан. Гонщик «Lidl Trek» (в прошлом году он выступал за «Bahrain Victorious») в прошлом году довез цикламеновую майку лучшего в спринтерском зачете до финиша, в ней же ушел и на день отдыха на нынешней гонке.
При этом на счету Милана за это время лишь две победы на этапах при сразу шести вторых местах. Итальянцу постоянно либо не везет, либо не успевают добрать отрыв, либо он в упорной борьбе уступает кому-то из соперников.
Так было и на первой неделе нынешней Джиро. На третьем этапе Милан в упорной борьбе уступил Тиму Мерлиру, на четвертом – победил, на пятом выиграл спринт из пелотона, но лишь за пятое место, поскольку поздний отрыв не успели добрать, а на девятом снова уступил совсем немного – на этот раз Олаву Коойю.
При этом нельзя сказать, что Коойю Милан проиграл из-за того, что был слабее. На девятом этапе карты спринтерам спутала мощная поздняя атака Джонатана Нарваэса, который еще за километр до финиша имел более 10 секунд преимущества над пелотоном. До последнего казалось, что колумбиец таки выстоит, и, дабы успеть настигнуть его, Милан был вынужден начинать спринт очень рано. Слишком рано, чем и воспользовался Коой, выскочив из-за спины у итальянца в нужный момент.
Getty Images/Global Images Ukraine. Джонатан Милан
Если бы Милан начал спринт позже – скорее всего, он бы опередил Коойя на финише, но при этом оба не успели бы добрать Нарваэса. Ну и, конечно, нельзя не отметить важнейший вклад в преследование колумбийца самого Тадея Погачара, который на последнем километре дистанции выдал мощную смену под своего партнера по команде Хуана Себастьяна Молано, который в итоге замкнул топ-3. Хотя есть полушуточная версия, согласно которой Погачар выдал эту смену в отместку Нарваэсу за то, что он обыграл словенца на первом этапе.
Несмотря на всего одну победу, Милан выглядит безоговорочным фаворитом в борьбе за цикламеновую майку, и, если не случится никаких форс-мажоров, то доведет дело до итоговой победы. Однако, если Джонатан снова завершит Джиро лишь с одной победой на этапе, то чувство неудовлетворенности наверняка останется.
Что касается Мерлира, то по своему потенциалу он наиболее близок по уровню к гонщику «Lidl Trek». Бельгиец в равной очной борьбе выиграл у Милана третий этап, а на девятом не принимал участия в борьбе за победу из-за последствий неприятного падения в разделке.
Cходить Тим не планирует, а, значит, травмы у него не очень серьезные. Но просто продолжать гонку и бороться за этапы – разные вещи. Предыдущие выступления Мерлира на Гран турах говорят о том, что с восстановлением и способностью терпеть рельеф на второй-третьей неделях у него большие проблемы.
Топ-3 на первом спринтерском этапе неожиданно замкнул Биньям Гирмай, от которого такой прыти все же ждали, скорее, на более пересеченных этапах, в то время как в чистом равнинном спринте эритрейцу обычно немного не хватало мощи. Начало для гонщика «Intermarche Wanty» было многообещающим, однако продолжение оказалось очень разочаровывающим: два подряд падения на четвертом этапе и сход с гонки.
К сожалению, Гирмай так и не добрался до тех этапов, которые подходили ему идеально. Напомним, два года назад Бини также сошел с Джиро, при чем в еще более нелепой и обидной ситуации: он выиграл 10-й этап, после чего на церемонии награждения выстрелил пробкой от шампанского себе в глаз и получил довольно серьезную травму.
Для Олава Коойя нынешняя Джиро стала дебютным Гран туром в карьере, и поначалу в спринтерской борьбе он оставался в тени Милана, Мерлира и компании. Во многом это было следствием падения на втором этапе – нидерландец поучаствовал в том же завале, из-за которого сошел с Джиро Эдди Данбар. Однако перед днем отдыха спринтер «Visma Lease a Bike» все же записал на свой счет первую победу, подтвердив свое реноме спринтера топ-уровня. Реноме, которое он успел заработать, ни разу не выступив на Гран турах – уникальный случай.
Кейден Гроувз был королем спринтов на прошлогодней Вуэльте, выиграв сразу три этапа, однако на испанском Гран туре состав спринтеров был откровенно скромным. Попав в намного более сильное конкурентное поле на нынешней Джиро, гонщик «Alpecin Deceuninck» затерялся, и лишь однажды был в реальной борьбе за победу – на четвертом этапе, где австралиец стал вторым.
При этом команда Гроувза, «Alpecin Deceuninck», работает на него с максимальной самоотдачей и верой в его силы. Порой эти старания идут только во вред и самому Кейдену, и всему спринтерскому цеху. Так было, например, на пятом этапе. «Alpecin Deceuninck» попытались воспользоваться тем фактом, что Гроувз терпит рельеф лучше, чем большинство его прямых конкурентов, и устроили существенный просев на тяжелом перевале Пассо дель Бракко на первой половине гонки.
Получилось – хуже не придумаешь. Никого из главных конкурентов из игры не вывели, зато прилично измотали и себя, и другие спринтерские команды, при этом добрав отрыв дня. В итоге все команды решили сделать передышку, темп в пелотоне упал, и сформировался второй отрыв дня. И новую четверку, более свежую беглецов основная группа настигнуть так и не смогла – явный тактический провал «Alpecin Deceuninck».
Однако главным спринтерским разочарованием первой недели стал отнюдь не Гроувз, а Фабио Якобсен. Да, чистые финишные скорости у гонщика «DSM Firmenich», возможно, и остались на уровне, но у нас просто нет возможности этого проверить. А все потому, что со всеми остальными компонентами успеха в спринте у 27-летнего нидерландца колоссальные проблемы. Он ужасен в позиционной борьбе, постоянно проваливается слишком глубоко, и при этом совершенно не держится на рельефе – даже банальной базовой физической формы нет. Якобсен проводит свой первый сезон в «DSM Firmenich», и пока что является главным претендентом на звание худшего трансфера межсезонья 2023/2024.
Не намного лучше Якобсена выступает и Калеб Юэн, который лет 5 назад считался, пожалуй, спринтером №1 в мире. У гонщика «Jayco AlUla» также большие проблемы с позиционной борьбой, но он, по крайней мере, более-менее терпит рельеф, и не проваливается в финишных развязках настолько далеко, как Якобсен. Благодаря этому Юэн несколько раз финишировал в начале второго десятка (не Бог весть какое достижение, но тем не менее), а однажды вообще был в полном порядке – на пятом этапе, когда проиграл спринт из пелотона только Милану. Но, как уже было сказано выше, стараниями «Alpecin Deceuninck» в тот день не удалось настигнуть поздний отрыв из четырех человек, поэтому Юэн лишь замкнул топ-6.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Фрэнк Уоррен уверен в победе Тайсона
Сложное испытание для украинского чемпиона