Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Велоспорт
| Обновлено 26 сентября 2023, 00:18
1514
0

Битва Погачара и Вингегора, драма Кэвендиша. Итоги первой недели Тура-2023

Sport.ua подводит итоги первой недели Тур де Франс-2023

| Обновлено 26 сентября 2023, 00:18
1514
0
Битва Погачара и Вингегора, драма Кэвендиша. Итоги первой недели Тура-2023
Getty Images/Global Images Ukraine

Драма Кэвендиша, доминирование Филипсена

Первая неделя Тур де Франс-2023 была непривычно бедна на равнинные спринтерские этапы – классических массовых спринта было всего три. Однако к каждому из них было приковано особое внимание. Причина проста, и зовут ее Марк Кэвендиш. 38-летний британец приехал на свой прощальный Тур с 34 победами на этапе, что делало его совладельцем рекорда вместе с Эдди Мерксом. И борьба Кэвендиша за статус единоличного рекордсмена была одной из главных сюжетных линий.

На первых двух спринтерских этапах Марк занимал 6-е и 5-е места соответственно. Было видно (и цифры это подтверждают), что со скоростью у него полный порядок, но оба раза Кэвендиш начинал спринт из не самой удобной позиции. Все же с развозом под спринтеров у «Астаны» большие проблемы. Во-первых, казахстанская команда за 17 лет своего существования никогда не имела в составе сильных спринтеров, и совершенно не обладает навыками разгона своего спринтера. Во-вторых, под это в нынешнем составе «Астаны» попросту не хватает кадров, одного Кееса Бола явно недостаточно.

Когда «Астана» объявила о подписании Кэвендиша, с самого начала было понятно, что британец будет в этой команде инородным телом, но даже такой союз с минимальным уровнем совместимости был лучшим выходом для обеих сторон. У Марка на тот момент, по сути, не оставалось других шансов найти себе команду Мирового тура и попасть на «Большую петлю», а стремительно обедневшая в последние годы «Астана» худо-бедно получала в свой ростер хоть одного гонщика с мировым именем, пусть даже его многие уже окончательно списали в категорию «сбитых летчиков».

Возвращаясь непосредственно к гонке, с третьей попытки Кэвендиш был максимально близок к победе. На седьмом этапе он снова был вынужден спринтовать из глубины, но в этот раз, по крайней мере, перед ним было открыто оперативное пространство. Рывок Марка действительно впечатлил, он сумел создать просвет, но на колесо ему сел Яспер Филипсен, после чего бельгиец вышел из-за спины, и одержал свою третью победу на нынешнем Туре.

Увы, оказалось, что то был последний шанс Кэвендиша побить рекорд Меркса. В субботу на 8-м этапе он в довольно нелепой ситуации на ровном месте упал и сломал ключицу. Сход, слезы огромной фанатской армии Кэва и огромное разочарование для всех. Тур потерял одну из главных сюжетных линий, которая могла владеть умами зрителей аж до самого финиша на Елисейских полях в Париже.

Первая мысль, которая приходить в голову после такого – «Марк не должен заканчивать свою карьеру на Туре вот так. Он должен вернуться на «Большую петлю» в следующем году и попробовать еще раз». Генеральный менеджер «Астаны» Александр Винокуров уже заявил, что был бы рад дать Кэвендишу контракт на 2024 год. Убедить британца остаться будет очень сложно, но ведь однажды, осенью 2020 года, он уже поменял принятое решение завершить карьеру. Так что никогда не говори никогда.

Ну а Филипсен превратился в настоящего доминатора спринтов на Тур де Франс. За Туры 2022 и 2023 годов 8 раз победитель этапов решался в массовом спринте, и 6 из этих спринтов выиграл именно бельгиец. При этом, ни одна из трех побед Яспера на нынешнем Туре не была «в одну калитку» - того же Юэна на четвертом этапе он опередил всего на полколеса. Ближе всего к определению «в одну калитку» была победа над Кэвендишем на седьмом этапе, но, учитывая, из какой глубины и насколько раньше был вынужден начинать спринт британец, выносом это точно не выглядело.

Разницу в пользу Филипсена делает его команда – развоз от «Alpecin Deceuninck» можно называть воистину образцовым. А звездный Матье Ван дер Пул раскрылся в роли последнего разгоняющего экстра-класса.

Не будем забывать, что первая победа Филипсена была со скандальным привкусом. Финиш третьего этапа в Байонне был очень опасным, финишный створ был дугообразным, а это порой даже опаснее, чем резкий, глухой поворот на последних метрах дистанции. Во-первых, на таких развязках гонщики никогда не сбрасывают скорость, во-вторых, несмотря на дугообразный характер дороги, спринтеры чисто инстинктивно всегда движутся по прямой, по самому короткому пути к финишной линии. Из-за этого гонщики, которые идут по внутренней траектории дуги, оказываются зажатыми, что чревато столкновениями.

В этот раз не повезло Воуту Ван Арту, которого заблокировал Филипсен. У гонщика «Jumbo Visma» вовремя включился инстинкт самосохранения (вещь, которой спринтерам очень часто не хватает, такое уж это ремесло), и он притормозил, вместо того, чтобы с боями прорываться вдоль бортика. Виновен ли был в этом Филипсен? Судьи пытались разобраться в этом очень долго, напряжение висело в воздухе.

В итоге решили, что Яспер невиновен, и это, считаю, верно. Да, при желании можно рассмотреть его действия как нарушение прямолинейности движения – расстояние между ним и правым бортиком действительно постоянно сокращалось. Но если мерить прямолинейность относительно финишной прямой, то Филипсен действовал в рамках правил. И если бы он начала двигаться по дугообразной траектории, чтобы не зажать Ван Арта, то мог бы снести Юэна и Фила Баухауса, которые, находясь слева от Яспера, двигались по такой же прямой траектории, кратчайшему пути к финишу.

Основная вина за такую потенциально травмоопасную ситуацию лежит на организаторах: ставить дугообразный финишный створ на равнинных этапах нельзя. И пусть это будет хорошим уроком на будущее.

Виктор Лафей – открытие первой недели

Борьба звезд экстра-класса между собой – это всегда зрелищно и интересно, это то, за что мы все любим Тур. Но не менее прекрасны ситуации, когда в их борьбу внезапно вмешивается мало кому известный гонщик. Открытием первых дней нынешнего Тура стал Виктор Лафей.

27-летнего француза из «Cofidis» нельзя назвать ноунеймом, два года назад он из отрыва выиграл этап на Джиро. Однако, когда на стартовом этапе Тура на финальном подъеме Кот де Пике в Стране Басков он оказался единственным, кто ответил на атаку самих Тадея Погачара и Йонаса Вингегора, все были просто шокированы.

На следующий день Лафей доказал, что тот перфоманс был не случайным. В развязке холмистого этапа до Сан-Себастьяна от атаковал чуть более чем за 1 км до финиша, и хваленый поезд «Jumbo Visma», который вез к победе Ван Арта, не смог с ним справиться. Чем-то это напомнило эпичную победу Фабиана Канчеллары на этапе Тура-2007 до Компьеня.

Но тот успех швейцарца все же на 100% был триумфом чистой силы, тут же фактор недооценки аутсайдера все же имел место – Воут Ван Арт мог закрыть атаку Лафея самостоятельно, но посчитал, что его партнеры по команде во главе с Тишем Беноотом с гонщиком «Cofidis» справятся.

Для скромной французской команды победа Лафея стала поистине исторической: на этапах Тура они не побеждали целых 15 лет, со времен успеха Сильвена Шаванеля на 19-м этапе «Большой петли» 2008 года до Монлусона.

На протяжении всей карьеры у Лафея были очень серьезные проблемы с восстановлением, поэтому он довольно предсказуемо быстро ушел с первых ролей. Его шанс был в первые дни Тура, когда для него сошлось все: и свежесть в ногах, и внезапно прорезавшаяся огненная форма. И своим шансом Виктор воспользовался сполна – очень красивая история.

Йонас Вингегор: самый грустный человек в желтой майке

В общем зачете главной сюжетной линией Тура прогнозировано стала дуэль Йонаса Вингегора и Тадея Погачара. Датчанин подходил к ней в статусе фаворита и благодаря прошлогодней победе, и из-за травмы запястья словенца, из-за которой он слишком поздно начал подготовку к Туру. И если на стартовых этапах в Стране Басков они обменялись лишь легкими уколами, не выяснив предел возможностей друг друга, то уже в Пиренеях началась настоящая битва.

На пятом этапе до Ларуна Вингегор пошел в атаку на последнем перевале Кот де Мари Блан, и на удивление легко сбросил Погачара, который, повисев немного между небом и землей, на спуске вернулся в группу остальных грандов общего зачета. Атака датчанина действительно была космической. За 1,3 км до вершины Мари Блан он привез словенцу целых 37 секунд. В целом же Вингегор прошел этот перевал аж на 1 минуту и 8 секунд быстрее, чем в 2020 году на похожей развязке Примож Роглич и тот же Погачар – впечатляющие цифры.

На финише Вингегор нарастил свое преимущество над словенцем до целой минуты. После этого разговоры о запястье и недоподготовке Погачара разгорелись с новой силой. На старт шестого этапа капитан «Jumbo Visma» выходил с простой и очевидной целью: добить своего соперника, нарастить преимущество до такого, после которого вопрос о победителе был бы уже фактически закрыт. И такой сценарий выглядел очень вероятным.


Getty Images/Global Images Ukraine

Уже на легендарном перевале Коль ду Турмале «Jumbo Visma» устроила очень мощный просев, предварительно отправив в отрыв Воута Ван Арта для того, чтобы тот позже подхватил атаку капитана команды. Однако уже на Турмале план «Jumbo Visma» начал ломаться. Вингегор атаковал «на все деньги», однако сбросить Погачара не сумел.

Одним из новшеств нынешнего Тура является то, что некоторые части переговоров руководства команд с гонщиками по радиосвязи попадают в эфир. И в наушники Вингегору от спортивного директора «Jumbo Visma» Франса Маассена несколько раз доносились месседжи о том, что «Погачар на коленях», и что Йонас вот-вот его сбросит.

Вторая атака Вингегора на финальном подъеме до Котере также результатов не принесла – Погачар сидел на колесе как приклеенный. Но все же казалось, что капитан «UAE Emirates» идет на выживание, от глухой обороны. Каким же было удивление, когда за 2,7 км до финиша он пошел в атаку, да еще и сразу сумев сбросить Вингегора! Тадей устремился за своей 10-й в карьере победой на Тур де Франс, и отыграл 24 секунды: с учетом бонусов – почти половина отставания, которое он поймал днем ранее.

Вместо окончательного добивания интриги в тот день она закрутилась с новой силой. Вингегор перехватил желтую майку лидера, но вряд ли был этому рад: для него этап сложился совсем не по тому сценарию, по которому он планировал. Многие даже шутили, что Вингегор сейчас – самый грустный в истории человек в желтой майке.

Каким образом с Погачаром за один день произошли такие резкие метаморфозы – сказать сложно. При чем, учитывая, как много дуэт грандов привез на финише остальным генеральщикам, нельзя сказать, что это Вингегор выглядел слабее, чем днем ранее.

Завершал программу первой недели Тура горный финиш до Пюи де Дом – живописного подъема, который был классическим для «Большой петли» в 20-м веке и подарил не одну великую битву легендарных гонщиков, однако не попадал на карту Тура аж с 1988 года. По случаю возвращения легенды французская газета «L’Equipe» на первую страницу вынесла переделанное фото с легендарной дуэли на Пюи де Дом 1964 года, где вместо Жака Анкетиля и Раймона Пулидора изображены главные герои Тура современной эпохи.

Так или иначе, борьба на Пюи де Дом получилась более закрытой, чем на предыдущих горных этапах. Но за 1,5 км до финиша Погачар все же пошел атаку, и сразу же за счет резкости сумел создать небольшой просвет над Вингегором. Дальше они ехали практически в равном темпе, и на финише словенец отыграл у своего соперника лишь 7 секунд. Расстояние между ними в общем зачете сократилось до 17 секунд.

В оставшиеся две недели борьба между двумя дуэлянтами обещает быть очень напряженной, но после провала на первом горном этапе кажется, что Погачар минимально, но все же сильнее Вингегора. И этот факт Дамокловым мечем висит над датчанином – потеря желтой майки выглядит неизбежной. Хотя настолько же неизбежным казалась капитуляция Погачара на шестом этапе до Котере. В дуэли двух таких равных соперников с уверенностью говорить о чем-то не стоит.

Джей Хиндли: идеальный дебют

В свои 27 лет Джей Хиндли подходил ко своему дебютному Туру в статусе фаворита №3 общего зачета (хотя формулировка «фаворит №1 в борьбе за третье место» выглядит более корректной). При этом все знают, что чемпион Джиро-2022 начинает всегда довольно тяжело, и, за счет отличного восстановления, выходит на пик к третьей неделе.

Однако в итоге первая неделя Тура для капитана «Bora Hansgrohe» получилась намного более успешной, чем предполагалось изначально. Уже на пятом этапе Хиндли затесался в отрыв дня, который, вопреки присутствию в нем такого опасного гонщика, отпустили. Интрига в гонке заиграла новыми красками: получение австралийцем существенной форы в общем зачете было, наверно, лучшим, что могло случиться с гонкой в тот момент.


Getty Images/Global Images Ukraine

Однако феноменальная атака Вингегора на Мари Блан привела к тому, что к финишу преимущество Хиндли сократилось лишь до 34 секунд. Так или иначе, победа на этапе и желтая майка – о такой первой неделе дебютного Тура можно только мечтать.

Но уже следующий день заставил Хиндли спуститься с небес на грешную землю. 2 минуты и 39 секунд отставания от Погачара означали, что мечтать о чем-то большем, чем борьба за третье место австралийцу не приходится, несмотря на то, что поначалу он пытался зацепиться за дуэтом грандов во время атаки Вингегора на Турмале.

А заключительной этап первой недели до Пюи де Дом заставил даже усомниться в способности Хиндли стать третьим на подиуме в Париже: он проиграл не только Погачару с Вингегором, но и братьям Йейтс и дуэту из «Ineos» – Тому Пидкоку и Карлосу Родригесу. Да, благодаря отрыву на пятом этапе Хиндли пока что удерживает третью строчку с комфортным преимуществом в 1 минуту и 42 секунды над Родригесом, но динамика говорит не в пользу австралийца. «Bora Hansgrohe» остается лишь надеяться, что хорошее восстановление Джея все же станет весомым фактором на поздних стадиях «Большой петли».

Оцените материал
(3)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей
Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.