Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Легкая атлетика
|
7080
0

Профессор с молотом

Метатель молота Анатолий Бондарчук и его воспитанники завоевали более 100 медалей

Профессор с молотом

Первыми состязаться в метании молота начали шотландские кузнецы. Была у них в XVIII в. такая народная забава: сначала «принять хорошенько на грудь», а потом козырнуть удалью молодецкой. Правда, на этом заслуги британцев перед одной из самых зрелищных легкоатлетических дисциплин и заканчиваются. В секторе для метаний они никогда не блистали. В отличие от украинцев, которым в 1970-1980-х гг. по части добычи золота из-под молота и мировых рекордов попросту не было равных. А началось все с Анатолия Бондарчука, олимпийского чемпиона Мюнхена и самого успешного тренера в истории этого вида спорта.

Около сотни наград, выигранных им и его воспитанниками на международных турнирах — этого вполне достаточно, чтобы говорить о Бондарчуке как о звезде самого высокого полета. Но, увы, в родной стране — подзабытой. Это и неудивительно: чемпион Олимпиады-1972 и бронзовый призер Игр-1976 вот уже полтора десятка лет бывает в Киеве, в лучшем случае раз в год. А интервью отечественным СМИ и вовсе не давал с конца 1990-х. Хотя рассказать ему есть о чем. Начали же мы с философского вопроса.

К триумфу из застрявшего лифта
— Анатолий Павлович, зачем люди молот метают?

— Вот уж не знаю, тут у каждого атлета, наверное, найдется свой ответ. Я, если честно, в свое время не воспринимал молот серьезно. В юности специализировался на ядре и диске, да и вообще не думал, что спорт займет столь важное место в моей жизни. Тренироваться начал лет с 18, после того как поступил в пединститут Каменец-Подольского. Мечтал о значке мастера спорта, не более.

— А дослужились до самого почетного звания, став олимпийским чемпионом Мюнхена…
— Видимо, мне от рождения было прописано метать молот. Тут, кстати, не обошлось без счастливой случайности. Однажды во время городских соревнований меня попросили временно переквалифицироваться в молотобойца, дабы заменить заболевшего спортсмена из нашей команды. Сходу, после всего одной тренировки, выполнил норматив перворазрядника, ну а дальше — пошло-поехало… И что, пожалуй, самое любопытное — к победам шел практически самостоятельно. Поначалу меня недолго тренировал Сергей Евтушок, под его руководством я выиграл чемпионат Украины. Некоторое время сотрудничал с Николаем Выставкиным. Ну а потом был, как говорится, — «сам себе режиссер». Это, конечно, неправильно. Но зато когда начал тренерскую деятельность, наработки очень пригодилось. Дорожка-то была проторена.

— Мечта каждого легкоатлета — «золото» Олимпийских игр. Хорошо помните тот день, когда стали лучшим на планете?
— Еще бы. Такое разве забудешь! Правда, чаще вспоминаю не события в секторе, а курьез, который приключился в отеле. Отправляясь на стадион, мы со старшим тренером сборной СССР и еще несколькими спортсменами… застряли в лифте. Причем, остановился он между этажами: мы двери-то раздвинули, а вылезти — никак, ребята ведь все здоровые. Начали звать на помощь — никого. Пришлось протискиваться кое-как. Картина была еще та!

— И это за несколько часов до старта, когда спортсмен вообще должен ни о чем постороннем не думать!.. Как же выступать потом?
— Да уж, это сейчас я рассказываю о том случае с улыбкой, а тогда все грозило обернуться драмой. Ведь во время крупных соревнований спортсмен находится в состоянии стресса. Я, к примеру, за три дня до выхода в сектор вообще ничего есть не мог — кусок в горло не лез, тошнило. А тут такая встряска… Но, судя по всему, инцидент с лифтом пошел мне на пользу. Я завелся еще больше и в первой же попытке показал результат, который в тот день так никто и не превзошел.

— Можно ли говорить, что Мюнхенская Олимпиада — самый памятный старт в вашей карьере?
— Нет. Чаще вспоминают первую крупную победу — в Афинах, на чемпионате Европы-1969. Тогда я обошел двух олимпийских чемпионов и установил мировой рекорд. Так что тут у меня — как первая любовь.

Секрет трех оборотов
— Нынче мировой рекорд принадлежит вашему воспитаннику Юрию Седых, который в 1986 г. отправил снаряд к отметке 86,74 м. В чем феномен этого спортсмена?
— Тут все просто. Юра обладал уникальной техникой, которую отточил до миллиметра. В этом ему равных не было, а уж теперь, когда наш вид спорта переживает кризис, и подавно. Кстати, в отличие от подавляющего большинства молотобойцев, он делал в секторе три оборота, а не четыре. И этого Юре вполне хватало, чтобы передавать снаряду гигантскую кинетическую энергию. А еще Седых никогда не останавливался в работе, всегда стремился вперед и не стеснялся учиться, что-то перенимать у других. Даже в зрелом возрасте, после двух олимпийских триумфов, советовался со мной, как и в юные годы: «Шеф, вот этот спортсмен делает так-то и так-то. Может, попробуем?»…

— Один из наших знаменитых легкоатлетов рассказывал мне, как во время Игр-1976 Анатолий Бондарчук в перерывах между собственными попытками не отходил от Юрия Седых, все время давая какие-то советы, указания. То есть, фактически вы были ему и соперником, и помощником…
— Именно так. Для меня победа Юры была не менее важной, чем собственная. Мне уже исполнилось 36, я понимал, что заканчиваю, и очень хотел реализоваться на тренерской стезе. Ведь даже став членом сборной СССР, я не переставал работать по специальности: тренировал молодых атлетов. Так как же я мог не дать ему подсказку, не подкорректировать его?! Кстати, тогда, после Игр-1976, многие злословили, что Бондарчук специально проиграл ученику — ради звания заслуженного тренера СССР. Полная чушь!.. Я стремился обыграть Юру и в последней попытке был очень близок к триумфу, отправив молот за отметку 80 м. Вот только снаряд, к сожалению, улетел за пределы сектора и подход не засчитали. Тут же пошли слухи: это, мол, Бондарчук напоследок продемонстрировал, что при желании мог бы обставить Седых…

— Почему рекорд вашего ученика не побит до сих пор?
— Когда-то я был уверен: пройдет немного времени, и спортсмены будут отправлять молот за 90 м. Но мы в итоге получили регресс. Не буду объяснять подробно, почему, отмечу лишь главную, на мой взгляд, проблему — это все та же техническая оснащенность метателей. Между нынешними и теми, кто блистал пару-тройку десятилетий назад, — пропасть!

— Вы с Юрием сейчас связь поддерживаете? Где он сейчас, чем занимается?
— Мы, конечно же, друг друга не теряем, регулярно созваниваемся. С 1991 г. он живет во Франции вместе с женой Наташей Лисовской, кстати, действующей рекордсменкой мира в толкании ядра. Иногда Юра ездит в Америку с лекциями. По последним сведениям, он планировал работать тренером в Южной Корее. Дай Бог, чтобы все у него сложилось.

С шейхами на барбекю
— А где нынче ваш дом?
— Последние три года живу в Канаде, в небольшом городке Биси. За океан мы с супругой направлялись вроде бы как за внуками присматривать — там живет наша дочь с семьей. Но получилось так, что работа нашла меня и в Канаде. Тружусь при легкоатлетическом клубе нашего городка. Всего у меня занимаются и консультируются 18 метателей и толкателей, среди которых четыре канадских «сборника».

— До переезда в Канаду вы долго жили в Кувейте. Чего вам там больше всего не хватало?
— Наверное, зимы. Очень уж там жарко.

— Да и успехов особых с тамошними спортсменами достичь сложно?
— Это так. Но, в принципе, у меня были неплохие ребята. Один, помнится, занял второе место на юниорском первенстве мира. А чемпионов арабских стран, Персидского залива и Азии подготовил немало: в общей сложности — 65 медалей за 11 лет.

— С шейхами часто пересекались?
— Да. Абсолютно нормальные люди. Бывало, жарили вместе барбекю, выпивали, разговаривали на всевозможные темы… Работалось там мне неплохо, да и на финансовые условия грех было жаловаться. Но вот что интересно: прожили мы в Кувейте 11 лет, а никакой ностальгии по тем временам я не испытываю.

— Не хотите вернуться в Украину и попытаться возродить традиции в метаниях?
— Начнем с того, что никто меня домой и не зовет. С другой стороны, почему меня должны здесь ждать? Я ведь уехал сам, меня никто не выгонял. Просто так сложились обстоятельства. В начале 1990-х у меня возникла потребность в операции на тазобедренном суставе. Доверяться с такой проблемой нашим врачам в ту пору было опасно, рисковал пересесть в инвалидную коляску. Вот я и решил оперироваться в Германии, а чтобы заработать на лечение деньги (требовалось порядка $20 тыс), отправился в Кувейт. Причем, уезжая, я чувствовал, что это надолго, может даже навсегда. А теперь, когда приезжаю домой в отпуск, ловлю себя на мысли, что меня совсем не тянет на «Олимпийский» — на верхнее поле, где мы когда-то тренировались. Удивительно. Видимо, срабатывает какая-то самозащита на уровне инстинкта. Но, думаю, через какое-то время мы с женой все же вернемся в Украину.

Пять главных дат
1940, 31 мая

Родился в г. Староконстантинове.
1969
Стал чемпионом СССР и Европы по метанию молота, дважды переписал мировой рекорд (75,48 м и 75,68 м).
1972
Отпраздновал триумф на Играх в Мюнхене, установив олимпийский рекорд 75,50).
1976
На Олимпиаде в Монреале занял третье место, передав корону своему воспитаннику Юрию Седых. Вскоре окончательно сосредотачивается на тренерской деятельности, а Седых под его руководством побеждает на Играх-1980 и становится шестикратным рекордсменом планеты.
1993
Уехал работать за рубеж.

Олег Востряков

газета «Новая»

Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Рекорд Мудрика не побьет. Известно, за сколько Забарный перейдет в топ-клуб
Футбол | 21 ноября 2024, 20:41 61
Рекорд Мудрика не побьет. Известно, за сколько Забарный перейдет в топ-клуб

Украинцем интересуются «Манчестер Сити», «Челси» и «Тоттенхэм»

Это спорт, это адреналин. Гутцайт рассказал о ближайшем будущем Харлан
Другие виды | 22 ноября 2024, 00:23 0
Это спорт, это адреналин. Гутцайт рассказал о ближайшем будущем Харлан

Украинская саблистка хочет принять участие в первом турнире сезона в Орлеане

Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.