Первая из наших королев

Интервью с Еленой Бирюк - живой легендой украинской художественной гимнастики

Первая из наших королев

События давно минувших дней имеют тенденцию, с одной стороны, исчезать из коллективной памяти, а с другой — превращаться в легенду. Посему невозможно переоценить значение информации, полученной из первых рук — от тех, кто, образно говоря, «помнит вкус, цвет и запах других, не нынешних эпох». Имя нашей сегодняшней героини вряд ли знакомо большинству читателей. Тем не менее Елена Бирюк — живая легенда украинского спорта, именно с нее начинается список «королев» отечественной художественной гимнастики.

В 1956 г. Бирюк первой из украинских граций стала абсолютной чемпионкой СССР, а потом трижды повторила это достижение. Ну а по количеству побед на чемпионатах Украины Елена Васильевна до сих пор остается рекордсменкой — их на ее счету 12. На протяжении 15 сезонов — с 1950-го по 1964 г. — Бирюк являлась лидером сборной республики.

Упражнение с обручем

— Елена Васильевна, ваша спортивная карьера начиналась еще в сталинскую эпоху. У сегодняшней молодежи то время ассоциируется главным образом с культом личности. А каким оно осталось в вашей памяти?
— Так сложилось, что меня в те годы окружали замечательнейшие люди. Имею в виду прежде всего моих наставников — сначала в Свердловском физкультурном техникуме, а потом в Киевском инфизе. Большинства из этих людей уже давно нет в живых, но теплота их сердец до сих пор греет меня... В техникуме я занималась спортивной гимнастикой, художественная тогда только зарождалась. Вы не представляете, с каким нетерпением мы ожидали каждой тренировки. Помню, еще идет урок геометрии, математик чертит на доске «пифагоровы штаны», а мы под партами уже начинаем переодеваться — чтобы не тратить время на перемене и сразу же бежать в зал.

Как-то с однокурсниками зашли на стадион «Динамо», где тренировались лучшие свердловские легкоатлеты. Загорелые, в белоснежной форме, с красивыми открытыми лицами, эти ребята и девушки нам казались небожителями. Вообще спорт тогда был овеян особой поэтикой. Хотя в материальном плане жилось трудно, мечтали мы все же не о шмотках, а о чем-то более возвышенном — о спортивных победах, преданных друзьях, вечной любви...

Не Омск и не Москва, а Киев 

Елена Бирюк вместе с «железным» гимнастом Борисом Шахлиным и чемпионом мира
по волейболу Михаилом Пименовым

— Если не ошибаюсь, в Свердловском техникуме приблизительно в то же время учился и Борис Шахлин — будущий многократный олимпийский чемпион по спортивной гимнастике.
— Да, он окончил техникум на год позже. И тоже продолжил учебу в Киевском институте физкультуры.

— Бориса Анфияновича в Киев «сосватал» свердловский тренер Эдуард Рунг. А как в столице Украины оказались вы?
— Это длинная история. Я по национальности украинка, родилась в Каменец-Подольской (сейчас Хмельницкой) области. Но почти сразу после моего рождения семья переехала на Урал. Однако на Украине осталось много родственников... Кстати, в 1952 г. мой дед Поликарп приехал погостить в Свердловск, а там как раз проходил всесоюзный турнир. Я, тогда уже киевлянка, была среди участниц. Выступали мы на сцене театра музкомедии. Дедушка тоже пришел посмотреть соревнования. Помню, я выполнила упражнение, жду оценку и вдруг слышу голос деда. Он поднялся с места и громко, на весь зал, сказал: «Люди, дивіться, це — моя онука!» Зрители устроили дедушке бурные овации.

 А в Киев я попала через Москву. Окончив в 1950-м техникум с красным дипломом, я имела право без экзаменов поступить в главный спортивный вуз страны — ГЦОЛИФК. Но пока мы с подругами добиралась до Москвы, мест в общежитии уже не осталось. Нас поселили в... библиотеке. Сам ректор (тогда он именовался директором) пообещал: «Вы продержитесь семестр, потом кто-то отсеется, и я дам вам общежитие».

Но в директорской приемной висело объявление — в Омске открылся новый институт физкультуры. Мы засобирались было ехать туда. И в этот момент в приемную зашел молодой человек — как выяснилось, это был выпускник Киевского инфиза, приехавший в Москву поступать в аспирантуру. Услышав наш разговор, он категорически заявил: «Омск отменяется. Поезжайте-ка лучше в Киев. Я прямо сейчас обо всем договорюсь». И тут же позвонил в Киев — тогдашнему директору КГИФ Александру Петровичу Кульчицкому. Вечером мы уже ехали в поезде — на третьих, естественно, полках.

— То есть в те годы имели место не только «доносы и допросы», но и удивительные случаи взаимопомощи.
— Каждый все воспринимает сквозь призму собственного опыта. Мне в этом плане очень повезло — порядочные люди на моем пути встречались гораздо чаще. Взять хотя бы тогдашних преподавателей кафедры гимнастики Киевского инфиза. К нам, студентам, они относились, как к родным детям, знали, у кого какая семья, кто в чем нуждается.

Завкафедрой тогда был Иван Андреевич Бражник. Наверное, его можно было бы назвать украинским националистом — но не только потому, что он носил вышиванку, а потому, что очень переживал за украинский спорт, делал все возможное, чтобы сборная республики всегда была среди лидеров. Именно Бражник дал толчок развитию в Украине художественной гимнастики. Когда этот вид появился в Москве и Ленинграде, Иван Андреевич убедил Валентину Савельевну Зинченко — тренера по спортивной гимнастике — поменять специализацию. Зинченко справедливо считается одной из основательниц украинской художественной гимнастики (еще раньше, в Харькове, работу на этом поприще начала Александра Михайловна Семенова-Найпак).

С подопечными из киевского института физкультуры



Балерины не знают слова «усталость». Гимнастки — тоже

— А как вы из «спортивницы» переквалифицировались в «художницу»?
— По заданию свыше (смеется). Мой «художественный» дебют состоялся еще в Свердловске — в 1949 г. городской команде не хватало двух человек для участия в первом чемпионате РСФСР. И подружки-грации сагитировали меня потренироваться с ними и потом выступить. Интересно, что вторую брешь заполнила преподавательница, в будущем заслуженный тренер СССР по художественной гимнастике Елизавета Алексеевна Облыгина. Мы выступили на чемпионате, и я вернулась к спортивной гимнастике.

В Киеве поначалу тоже тренировалась в этом виде, у легендарного Александра Мишакова, наставника Бориса Шахлина и Ларисы Латыниной. Помню, на тренировках Мишаков нам говорил: «Если я опоздаю хоть на полминуты, вы имеете полное право сбежать с занятия. Но если опоздает кто-то из вас, тогда уйду я». И мы по нему часы сверяли.

На одном занятии Александр Семенович вызвал меня из строя: «Кучеравлюк, пойдешь сегодня на тренировку «художниц». Кучеравлюк — моя девичья фамилия. Опять надо было закрыть брешь в кадрах — сборная Киева готовилась к чемпионату Украины 1950 г. во Львове. Зачет был комплексным — с учетом результатов по спортивной и художественной гимнастике плюс акробатика. В общем я пошла «пробоваться». Захожу в зал и вижу там эффектную блондинку. Спрашиваю, здесь ли будет занятие по художественной гимнастике. И эта красавица с вызовом мне отвечает: «Да, здесь тренируется талантливая молодежь». Я хотела тут же развернуться и уйти, но все же осталась. Познакомилась с тренером Натальей Карловной Сележинской, хореографом Татьяной Борисовной Волиной. Позже — с Зинченко.

Волина была в прошлом солисткой балета и требовала от нас, казалось, невозможного. Постоянно приводила в пример балерин, говорила, что те не знают слова «усталость». Меня, новенькую, гоняла больше других. И случилось чудо — сначала я сенсационно выиграла первенство Киева, а потом и во Львове обошла всех (в том числе и двукратную чемпионку Украины Лидию Сильченко). Бражник по этому поводу выбил через спорткомитет мне премию — целую тысячу дореформенных рублей.

— Однако это может показаться удивительным — потренировалась пару месяцев и сразу чемпионка республики...
— Но я ведь уже имела первый разряд по спортивной гимнастике. К чемпионату мне нужно было подготовить лишь одно произвольное упражнение с предметом — причем на выбор (я готовила скакалку). А все остальное было более или менее знакомо — акробатика, упражнение без предмета, прыжок с трамплина. Программа у «художниц» тогда еще не имела направленности только на работу с предметами.

— Прыжок с трамплина — это как? Неужели на лыжах?
— Нет, конечно. Нужно было разбежаться, оттолкнуться от мостика и, зафиксировав в воздухе тело, приземлиться на маты. Позже требования усложнились — надо было еще и перелететь через планку, установленную на высоте 1,5 м. Не долетела или неправильно зафиксировала тело — получаешь «баранку» (0 баллов). Правда, в те времена разрешалась вторая попытка — не только на трамплине, в любом виде. Но если повтор получился хуже, то в зачет шла низшая оценка. Помню, как-то мне за упражнение поставили 9,8 балла. И я поднимаю руку — прошу вторую попытку. Судьи просто обалдели: дескать, во дает — 9,8 ей мало. Но я была уверена, что могу сделать лучше. И что вы думаете? За вторую попытку получила 10 баллов.

— В ваше время выступления гимнасток сопровождалось «живым» аккомпанементом.
— Да, на соревнованиях и тренировках нам аккомпанировали пианисты. Накануне моего дебюта во Львове произошла любопытная история. Я тихонечко попросила нашу пианистку Ксению Конради, чтобы она в одном месте немного затянула мелодию — я не всегда успевала сделать элемент, а выступала под сонату Грига. Случайно это услышала Волина. Негодованию ее не было предела: «Как это — затянуть Грига? Ты хочешь, чтобы Григ в гробу перевернулся?!» И в сторону Конради: «Никаких затягиваний. Играйте, что написано в нотах». С тех пор у меня пропало желание корректировать классиков. Кстати, тогда на соревнованиях после имени спортсменки обязательно назывался автор музыки. К примеру: «Елена Бирюк. Упражнение без предмета. Музыка Вебера и Листа». Представляете, какую ответственность это накладывало?

Нечасто, но бывали случаи, когда гимнастка выступала под аккомпанемент скрипки. Так что фигурист Евгений Плющенко в этом смысле Америки не открыл. А однажды групповое упражнение сопровождал целый оркестр...

— Я знаю, что в 50-е годы в большинстве дисциплин стать мастером спорта было очень непросто.
— Еще как! Даже призовое место на первенстве Союза не гарантировало этого. Я мастером стала только в 1955-м, имея уже не одну победу на чемпионате Украины. Был момент, когда вообще разуверилась, что смогу выполнить мастерский норматив. Но меня очень поддержали Зинченко и Бражник. Бражник помог мне по окончании института устроиться на работу — тренировать студенток. По его же совету я каждый перерыв в занятиях использовала для собственной тренировки. А вечером шла на основное занятие. Получалось, что у меня была ежедневная трехразовая тренировка. Тогда такого еще никто не практиковал. И это дало свои плоды — я не только выполнила вожделенный мастерский норматив, но и через год выиграла первенство Союза.

О судействе, черлидинге и созидающей силе спорта

 Почти как космонавты - сбор данных для диссертации

— Сегодняшнюю художественную гимнастику невозможно представить без судейских скандалов. А как было в ваше время?
— Элемент субъективности судейства в гимнастике будет всегда — ведь здесь оценивается не только количество оборотов и высота прыжков, но и такие качества, как музыкальность, артистизм, а эти понятия не имеют четких критериев. В наше время разногласия тоже имели место. Да и при определении состава команды спортивный принцип частенько игнорировался. Например, в 1963 г. я в четвертый раз выиграла первенство Союза, но на дебютный чемпионат мира не попала. Старший тренер сборной Валентина Батаен решила, что я уже «стара» — 31 год... Но вражды между гимнастками и тренерами в то время не было — ни в сборной республики, ни на уровне союзной команды. Наоборот, все поддерживали друг друга, делились опытом. Я до сих пор дружу со многими своими бывшими соперницами.

— Что можете сказать по поводу длящегося уже не один год и не всегда корректного противостояния между Дерюгиными и российским тренером Ириной Винер?
— Я бы не хотела распространяться на эту тему. Знаю только, что правых и виноватых в таких конфликтах обычно не бывает. Вражда никого не красит.

— Если не секрет, какие у вас отношения с Альбиной и Ириной Дерюгиными?
— С Альбиной Николаевной мы знакомы много лет, еще со времен учебы в институте. Тренерскую профессию она постигала с большой целеустремленностью. На нее обратила внимание Зинченко и всячески поддерживала — сначала как тренера ДСО «Спартак», а потом и сборной республики. Я же работала на кафедре гимнастики в инфизе, активно занималась судейством, поэтому мы с Альбиной Николаевной очень тесно контактировали. И к ней, и к Ирине я отношусь с большим уважением. Альбина Дерюгина, без сомнения, один из лучших в мире тренеров.

Расхождения с ней у меня были только по двум пунктам. Во-первых, я не поддерживала некоторые ее методы работы с судьями и принципы отбора гимнасток в сборную команду. А во-вторых, мне кажется очень неправильным, когда рядом с фамилией гимнастки практически никогда не упоминается имя ее первых тренеров. Да, далеко не каждый специалист способен работать на высшем уровне, и переход спортсмена от одного наставника к другому — обычное явление в любом виде спорта. Но хотя бы морально поддерживать людей, работающих на начальном и среднем звене, нужно обязательно. Ведь кадры — это как нива: если землю не удобрять, она перестанет давать плоды.

— В бытность спортсменкой вы принимали непосредственное участие в популяризации художественной гимнастики за рубежом. Расскажите немного об этом.
— Где-то с середины пятидесятых Советский Союз стал активно продвигать новый вид спорта на международной арене. Больше всего мы, конечно, ездили в соцстраны. Но выступали и в Западной Германии, Франции, Бельгии. Было даже турне по мусульманской Албании: в 1956 году мужская сборная СССР по баскетболу играла с албанцами серию товарищеских матчей, а мы демонстрировали свое мастерство в перерывах.

— То есть были первыми в СССР мастерами черлидинга?
— Можно сказать и так (смеется). (Черлидинг — соревнования, в которых состязаются танцевально-гимнастические группы, обычно выступающие в перерыве баскетбольных матчей. — Авт).

— Мысль остаться на благополучном Западе вас не посещала?
— Ни разу. Наоборот, когда поездка была слишком долгой, я начинала скучать по дому. Помню, в 1958 году были в Бельгии на выставке достижений науки и техники. Ученые и инженеры демонстрировали свое искусство, а мы — свое. Выставка шла несколько недель. Переезжая из города в город, насобирали полные чемоданы всяких буклетов и проспектов. Оставалось еще пару дней до официального закрытия. И тут нам говорят, что часть делегации уезжает домой сегодня, и есть два свободных места. Мы с подругой в один голос: «Заберите нас». За пять минут повыбрасывали из чемоданов все буклеты и пулей в аэропорт.

Из зарубежных поездок я вынесла одну замечательную вещь: какими бы разными ни были люди, они при желании всегда могут понять друг друга. Даже без знания языка. Когда я работала над кандидатской диссертацией, тема которой, кстати, была очень интересной, на стыке физиологии и педагогики: «Исследование функции равновесия тела и пути ее совершенствования», мне нужно было проинтервьюировать множество гимнасток и тренеров. Информацию собирала буквально с миру по строчке. Так, в Японии с переводом мне помогали далекие от спорта люди, случайно оказавшиеся рядом, — причем безвозмездно. Один переводил с японского на английский, другой — с английского на русский.

Очень важные данные получила на чемпионате мира-69 в Варне. В этом мне помог и мой научный руководитель — доктор медицинских наук, представитель знаменитой ленинградской «школы физиологов» Анатолий Яроцкий. Помню я сомневалась, захотят ли после известных пражских событий со мной разговаривать зарубежные (особенно чехословацкие) гимнастки и тренеры. Но увидев, над чем я работаю, люди стали всячески помогать мне. Понимали, что мое исследование пойдет на пользу всей гимнастике... И в этом, думаю, главная созидающая сила спорта — он объединяет людей, прокладывает мосты между народами и странами. И, вопреки пессимистическим прогнозам, мне кажется, так будет всегда.

Прыжок с трамплина через планку. В программе соревнований «художниц» тех лет был и такой вид

Французский месье в «плену» советский гимнасток (На выставке достижений науки и техники в Бельгии, 1958 год. Елена Бирюк – третья слева) 

На высшей ступени пьедестала почета



С родоначальницей украинской художественной гимнастики Валентиной Савельевной Зинченко (Елена Бирюк – третья слева. По правую руку от Зинченко – участницп чемпионатов мира, в дальнейшем известный советский тренер Эльвира Аверкович)

«Девушки, не подведите» (Перед выступлением с массово-гимнастическим упражнением в Киевском дворце спорта. Елена Бирюк – режиссер и «заводила»)

«Да, были фигуры в наше время, не то что нынешнее племя» (Елена Бирюк – вторая слева)


СПРАВКА «2000»

Елена БИРЮК

Родилась 8 октября 1932 г. в селе Малая Стружка Каменец-Подольской (ныне — Хмельницкой) области.

Четырехкратная абсолютная чемпионка СССР (1956—1958, 1963 гг.), 12-кратная абсолютная чемпионка Украины по художественной гимнастике. Первой из украинских «художниц» и одной из первых в СССР получила звание заслуженного мастера спорта (1964).

По завершении выступлений преподавала в Киевском государственном институте физкультуры, работала тренером ДСО «Буревестник». Была режиссером-постановщиком массово-гимнастических представлений. Кандидат педагогических наук. Автор нескольких книг (в том числе — переведенных на иностранные языки) и более 150 научных публикаций. Работала тренером в Италии, Финляндии и Швейцарии.

Награждена медалью «За трудовую доблесть» и орденом «Знак Почета»

Светлана ГОНЧАРУК

Данная статья вышла в выпуске «2000» №1-2 (541) 14 - 20 января 2011 г.

Подписывайся на наш канал в Telegram и узнавай все самые свежие новости первым!

Источник — Sport.ua

(1 голос)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Новости партнеров
Загрузка...
Комментарии
    Комментарии отсутствуют. Вы можете стать первым.
    Комментарии отсутствуют. Вы можете стать первым.
Вы не авторизованы.
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.
Если вы не имеете учётной записи, вы должны зарегистрироваться.
Продолжая просматривать SPORT.UA, Вы подтверждаете, что ознакомились с Политикой конфиденциальности