Присутствие духа
В Ялте впервые прошел этап чемпионата мира по кольцевым гонкам в открытом море
Присутствие духа, как и подобает лидеру команды с названием «Украинский дух», Виктор Шемчук не терял и в последний день соревнований, когда у его с Аароном Кьянтаром лодки класса Evolution вновь заглох мотор, а чемпионская «Чайка» под управлением обновленного экипажа после гонки на выживание стала стремительно набирать воду. Автору репортажа пришлось наблюдать за происходившим по сути с расстояния вытянутой руки - из буксировочного катера, в который по случаю штиля решено было взять двух телеоператоров и корреспондента «СЭ» - больше готовых к экстриму среди коллег не нашлось.
Впрочем, это для бывалых волнение в балл-полтор, - штиль, а для человека, к качке не привыкшего, похуже шторма. Вестибулярный аппарат объявил забастовку заранее, но, как говорится, назвался груздем - полезай в короб. То есть - в катер, где на журналиста заботливо натянули спасательный жилет с сомнительной для моего уровня подготовки надписью Рrofi и, верно оценив сменившую загар бледность, подсказали, за что лучше держаться и на чем фокусировать взгляд.
Первым делом навел фокус на стартовую линию. Собственно, линии как таковой тут нет: уходят лодки на дистанцию с условной черты, наметанным взглядом жюри проведенной между двумя громадными буями. Так же и финишируют, при этом никакой электроники, фиксирующей порядок пересечения линии и время, вокруг замечено не было. Видимо, и ее заменяет зоркий глаз председателя судейской коллегии португальца Луиса Кальварио, его коллеги мальтийца Тедди Борга и комиссионера Международного водно-моторного союза Дитера Комма.
Последний позже восхищался в разговоре с прессой организацией ялтинского этапа: мол, за двадцать лет работы ничего подобного не видал. Однако дать лодке «Украинский дух» баллы, на которые она, не финишировав, но пройдя больше 70 процентов дистанции, все же формально имела право, не отважился.
Наконец, старт! Наш катер, к мерному покачиванию которого вроде удалось привыкнуть, взлетает на волне, запущенной рванувшимися вперед лодками. Одновременный старт 15 болидов двух самых престижных классов производит впечатление, но следить в полной мере за ходом борьбы крайне сложно. Поскольку скорость лодок SuperSport ограничена 90 милями в час, а класс Evolution шёпотом выдает больше сотни, уже ко второму кругу последние опережают первых как минимум на круг. «Отстающие» при этом обдаются таким снопом брызг, что удержаться в открытой кабине становится сложно. В одном из подобных моментов еще в первый день сломал руку пилот не претендовавшей, впрочем, на лидерство британской команды Team 26 Дениэл Крамфорн. Английскому экипажу пришлось досрочно сойти с дистанции спринта и отказаться от участия в гонке на выживание, но Крамфорн, на церемонию открытия соревнований вышедший с рукой на перевязи, пообещал быть в форме ко второму этапу на Мальте.
Перелом - ситуация экстремальная, но мелкие повреждения в каждой гонке - момент, никого не способный удивить. Беседуя, скажем, после спринта с Аароном Кьянтаром, заметил на его правом ухе следы крови. «Травма?» - осведомился сочувственно. «Нет, ничего особенного, - пилот «Украинского духа» досадливо потер мочку. - Такие вещи случаются постоянно, и я даже не могу сказать, в какой момент поцарапал ухо». Стоит заметить, что на настроении спортсмена не отразилось даже то, что, лидируя три четверти гонки, на последнем круге пришлось сойти из-за проблем с двигателем. «Несмотря ни на что, чувствуем в себе силы стать чемпионами по итогам сезона», - улыбнулся Кьянтар, и его слова лично мне не показались бравадой. Точно так же не ожидали успеха от нашей «Чайки», впервые участвовавшей в чемпионате мира год назад. А она вдруг с ходу стала победителем.
Для нового экипажа «Чайки» в составе пилота Алексея Чендекова, троттлмена Андрея Лысенко и навигатора Дмитрия Лебедя пятое место на дебютном этапе чемпионата мира - результат более чем приличный. Своего рода ложкой дегтя в бочке меда стали возникшие после финиша гонки на выживание проблемы с одним из моторных приводов: лодка уже в доке погрузилась под воду наполовину, причем кормой, где находится двигатель. Надо было видеть, как бросился спасать ее Аарон Кьянтар, не покинувший борт, пока болид не вытянули на сушу при помощи подъемного крана и не поставили на платформу.
- В Ялте мы выступали, можно сказать, в учебном режиме, - признался корреспонденту «СЭ» Чендеков. - Все дело в том, что кое-какие настройки нашего болида не довели до конца, поэтому, хотя на тренировках на Мальте скорость уверенно зашагивала за лимит, здесь мы даже не выходили на уровень позволенных 90 миль. Такая задача, впрочем, и не ставилась: мы должны были не столько вмешаться в борьбу, сколько пройти дистанцию максимально корректно, не получив протестов от соперников в связи с поведением на трассе. Нас еще недостаточно хорошо знают, и ни экипажи других лодок, ни жюри не в курсе, насколько мы адекватны и не создадим ли на воде аварийную ситуацию.
-Удается ли во время гонки следить за ее ходом - кто вас опережает, кто позади?
-Четко видим лишь то, что гонка идет, а мы в ней участвуем. (Смеется). А если серьезно, то видно все, но важно не распыляться и анализировать обстоятельства, имеющие для нас первостепенное значение. Ты должен не просто рассмотреть атакующего тебя соперника, но и разгадать его планы.
-С чем можно сравнить ощущения от управления такой лодкой? - задала чисто женский вопрос журналистка одного из телеканалов.
-Сравнить? - пилот «Чайки» впервые за время разговора немного растерялся. - В водно-моторном спорте я нахожусь с 11 лет - можно сказать, всю жизнь, поэтому никаких ярких параллелей провести, пожалуй, не смогу. И дело не в ограниченности фантазии. Просто для меня это - привычная работа...
...В сухом доке, где лодки готовятся к старту и спускаются на воду, на протяжении всех трех дней не было более энергичного и в то же время задумчивого человека, чем Чарли Кьянтар. Владелец мальтийской верфи Chaudron, изготовившей оба наших болида, и по совместительству менеджер украинской команды, несмотря на комплекцию, метеором проносился мимо репортеров. На ходу успевал напутствовать готовившегося к очередной гонке сына Аарона, обсуждал что-то с дочкой Одрин, заявленной за «Украинский дух» запасным пилотом. При этом решительно отмахивался от микрофонов с диктофонами: мол, не до вас.
Мы не роптали, понимая его занятость. Но всего минуту спустя замечали Чарли, мирно сидящего со сложенными на животе руками на складном стульчике в окружении членов семьи. Старик Кьянтар гладил по голове внучку и заинтересованно посматривал на море, где час от часу росло волнение. Затем он вдруг вскакивал, придвигал стул поближе к воде и всматривался вдаль: на дистанцию как раз уходили сконструированные им болиды. Как удавалось Кьянтару не просто рассмотреть события в километре от себя, но и уверенно отличить свои лодки от чужих, для непосвященного - загадка.
Семья для Кьянтаров, даже бизнес ведущих в ее узком кругу, - дело святое. На ставшей во многом благодаря заказам «Украинского духа» знаменитой во всем мире верфи Chaudron работают исключительно представители родственного клана. Это позволяет оберегать от промышленного шпионажа, развитого в водно-моторном спорте, говорят, не меньше, чем в «Формуле-1», оригинальные инновационные технологии. Виктор Шемчук рассказывал, что решение строить сначала «Чайку», а затем и Evolution на Мальте было продиктовано стремлением изготовить болиды не по стандартным лекалам, а по особому техническому заданию. При этом нельзя сказать, что услуги Chaudron обошлись команде дешевле, чем взяли бы за аналогичную работу другие компании: «Чайка» была построена примерно за 300 тысяч евро, а «Украинский дух», сошедший в апреле со стапелей в Валетте, - за 450. Что любопытно: опыт изготовления болида в самом престижном из классов был для Chaudron первым.
Оставив попытки разговорить Чарли, журналисты отправились на поиски удобного места для наблюдения за гонкой - на набережной и Массандровском пляже все три дня было не протолкнуться. «Вы это видели?» - провожала публика взглядом ушедшую на дистанцию бельгийскую лодку. Единственную, снабженную не бензиновым двигателем, а дизелем, и вытягивавшую вслед за собой шлейф непроницаемого черного дыма. Тем временем стало ясно, что лучше всего наблюдать за болидами с заброшенного пирса у маяка - отсюда вся трасса как на ладони. Добрались, вскарабкались на бетонный парапет - и сразу увидели... старика Кьянтара. Чарли непостижимым образом висел на довольно хлипкой, сваренной из арматурных прутьев лесенке и, следя за гонкой, разговаривал с кем-то по телефону.
Наблюдать за наблюдающим, как известно, любопытнее всего. Журналистам же, следя за реакцией Кьянтара и столпившегося вокруг персонала шести итальянских команд, легче всего было понять, что именно происходит на трассе. Чарли на своем наблюдательном пункте разве что не пританцовывал от волнения и радости - новая лодка «Украинский дух» с его сыном в роли пилота шла в лидерах. Когда же мотор подвел и наш Evolution сошел с дистанции, оживились уже персональные болельщики OSG Racing Team, чьей лодкой управлял действующий чемпион мира Лука Формилли Фенди.
- Проблемы на трассе возникали не только у нас, но нам трижды за время этапа пришлось менять двигатель компании Итог, - сказал после гонки Виктор Шемчук. - Теперь, судя по всему, придется менять поставщика моторов.
Лидер украинской команды при этом улыбался, хотя несложно было представить, что творилось у него на душе. Идеально организованный крымский этап чемпионата мира мог стать триумфальным для наших болидов, и все предпосылки к тому существовали. Позитивным на фоне результатов выглядело для принимающей стороны то обстоятельство, что все без исключения команды высказались за проведение этапа в Ялте и через год.
В самом деле, где еще организаторы вручат победителям и призерам не только дипломы, но и медали из чистого золота, серебра и бронзы?
Чемпионат мира. 1-й этап. Класс Super Sport (сумма двух гонок). 1. Baia Attolini (Италия) - 40 (20+20). 2. Spirit of Belgium (Бельгия) - 28 (12+16). 3. Big Sergio (Италия) - 21 (16+5)... 5. Seagull Chaudron (Украина) - 13 (7+6). Класс Evolution (сумма двух гонок). 1. SNAV-Kiton (Италия) - 40 (20+20). 2. Metamarine (Италия) - 28 (12+16). 3. Furnibo (Бельгия) - 28 (16+12)... 5. Ukrainian Spirit (Украина) - 0.
Дмитрий ИЛЬЧЕНКО, газета «СЭ в Украине»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Боксер-блогер – о бое с легендой
Наибольшее признание получил Майкл Фелпс