Гонка на выживание
Украинский болид Seagull, ставший в прошлом году чемпионом, сделал заявку на повторение успеха
Не поверите: слово «Ялта» мне за три дня мальтийской командировки довелось услышать ничуть не меньше, чем «кифинти» (привет), «бахар» (вода) и «дайса» (лодка). «Говорят, у вас этап был организован фантастически!» - дружески хлопал меня по плечу пресс-атташе мальтийского «Гран-при», словно это я, а не инвесторы гоночной команды «Украинский дух», подняли планку проведения подобных соревнований на заоблачную высоту. Позже под тент с нашим флагом, на удивление символично расположенный между платформой с Seagull и подиумом для награждения, засвидетельствовать почтение Виктору Шемчуку заходили даже прямые конкуренты - включая итальянцев, которые в Ялте, когда «Чайка» из-за проблем с моторными приводами стала стремительно набирать воду, отвернувшись, молились за нашу неудачу. Теперь же они, как ни в чем не бывало, пожимали руку лидеру украинской команды и, говоря о крымском этапе, которым начинался сезон, мечтательно закатывали глаза: «О, Ялта!»
Для, пожалуй, самых престижных классов в кольцевых гонках в открытом море двойные стандарты по отношению к принципиальным оппонентам - не редкость, но за что среди прочего уважают Шемчука и его команду, так это за готовность в любой момент прийти на помощь. Но кое в чем, правда, на мальтийском этапе друзьям-соперникам пришлось отказать: одна из команд, потеряв из-за травмы пилота, вдруг попросила «Украинский дух» одолжить... чемпиона мира-2009 Аарона Кьянтара. Вместе с Шемчуком в качестве троттлмена мальтиец должен был участвовать в гонках в классе Evolution, но двигатели нашей второй лодки, заказанные у нового производителя (после ялтинского этапа было решено сменить не выдержавшие первого же испытания Illmor на Mercury), доставили в Валлетту с большим опозданием.
- Вышла практически детективная история, - рассказал Виктор Шемчук корреспонденту «СЭ». - В обычных условиях осуществить запланированное можно едва ли за два месяца, но мы сумели договориться с Mercury о выполнении нашего заказа в ускоренном режиме. Другая американская компания разработала и смонтировала выхлопную систему со своим охлаждением. Мой приятель лично проконтролировал доставку двигателей в Нью-Йорк. Вот тут и начались неожиданности: в федеральный праздник не работала таможня, и мы не смогли отправить оборудование прямым рейсом на Мальту. Пришлось отправлять его через Франкфурт, но по какой-то нелепой случайности в Валлетте выгрузили совершенно не те коробки - и наши двигатели улетели в Россию. Словом, по назначению их удалось доставить одновременно с прибытием украинской команды - по стечению обстоятельств, тем же самолетом.
До квалификации оставалось всего четыре дня, но мы, понимая всю сложность ситуации, до последнего момента старались смонтировать двигатели на лодку «Украинский дух» и все-таки подготовить ее к участию в мальтийском «Гран-при». Трое суток Аарон Кьянтар и механики компании Chaudron в качестве непосредственных участников процесса и вся наша команда в роли их болельщиков не отходили от болида, однако чудо не свершилось. Но для нас ничего не потеряно: мы собираемся участвовать в чемпионате Италии, частью которого являются три апеннинских этапа чемпионата мира, а поскольку лодка основных наших конкурентов на Мальте вышла из строя, шансы наши достаточно велики. И прежде всего, с учетом непредсказуемости водно-моторного спорта в самых престижных классах - тут вовсе не обязательно постоянно подниматься на подиум, чтобы добиться успеха. Вот в позапрошлом сезоне к примеру, чемпионом мира стала команда, экипаж которой почти не бывал в призерах, зато стабильно участвовал в каждой гонке и приходил к финишу четвертым или пятым...
Пожалуй, впервые за три года Аарон Кьянтар наблюдал за гонками со стороны, однако возникающий с непривычки дискомфорт он, как и партнер по экипажу Виктор Шемчук, компенсировал активнейшим участием в настройке знакомой по чемпионскому сезону лодки Seagull. Процесс настройки напоминал со стороны репетицию симфонического оркестра, при этом менеджер украинской команды Чарли Кьянтар, до винтика знающий болид, построенный на семейной верфи Chaudron, был очень похож на дирижера, а его сын - на скрипача-виртуоза, извлекающего из моторов тончайшую мелодию.
Когда она достигла желанной тональности, тестировать лодку на дистанции отправился Шемчук в компании старшего и младшего Кьянтаров. Словами не описать пережитые в этот момент эмоции конкурентов украинской команды, ведь Аарон Кьянтар и Виктор Шемчук - действующие чемпионы мира в классе SuperSport. «Мадонна!» - воскликнули итальянцы, кинувшись перелистывать толстенный кондуит регламента. Выяснив, что участие не заявленных ранее членов экипажа возможно исключительно с согласия всех остальных команд, они вздохнули с облегчением, а коллектив «Украинского духа» лишь посмеялся над этой забавной ситуацией. Как и над штрафом, выписанным нам за то, что из дока в свободной практике «Чайка» вышла с не экипированным полностью экипажем: младший Кьянтар так торопил пилота Алексея Чендекова, троттлмена Андрея Лысенко и навигатора Дмитрия Лебедя, что комбинезоны и шлемы они надевали, можно сказать, на ходу.
Улыбка на лице старика Кьянтара после первых тестов свидетельствовала, что Seagull готова отменно. «Забудьте о трудностях, возникавших у нашей лодки в Ялте, - заверила, подтверждая мои наблюдения, дочь Чарли - Одрин, сама опытная гонщица, несколько лет назад выступавшая на чемпионате мира в составе женской команды. И добавила: - Когда отец в таком расположении духа, следует ожидать хороших результатов».
Единственный раз за время мальтийского этапа Чарли помрачнел, когда перед гонкой на выживание стало ясно: «Чайке» позабыли начислить пять бонусных баллов за то, что она не стала менять моторы после Ялты. Впоследствии эти очки, которые Кьянтар выбил из упиравшегося жюри, пришлись как нельзя кстати, позволив нашему болиду потеснить итальянский Big Sergiо и стать третьим в зачете мирового первенства. Лукавая улыбка Чарли говорила о том, что спор с жюри доставил ему приличное удовольствие.
Не меньше сиял Кьянтар-старший и утром в день спринта, когда в сухой док по традиции заглянул премьер Мальты Лоуренс Гонзи, во всеуслышание заявивший: «Ваш сын Аарон - гордость нашей страны». Затем глава правительства, находящегося, к слову, у власти 25 лет, осмотрел «Чайку», на которой ему в чемпионском сезоне даже удалось прокатиться, и принял от Виктора Шемчука памятный подарок: таким образом организаторы ялтинского этапа передали эстафету организаторам этапа мальтийского. Здесь же было объявлено: в знак уважения к Мальте, где были построены оба болида «Украинского духа», призерам второго «Гран-при» сезона, как и в Крыму, вручат изготовленные в Украине медали из чистого золота, серебра и бронзы. «Дизайн наград останется прежним, - пояснил Шемчук. - Изменить в выбитой на них надписи пришлось всего одну букву – Malta вместо Yalta».
Чарли Кьянтар буквально за пять минут вывел нас по узким улочкам к возвышению, откуда трасса открывалась как на ладони. Спринт, правда стартовал с опозданием на полчаса: организаторы ожидали появления вертолета, с которого должны были снимать гонку. Лодкам за это время пришлось выстраиваться на линии дважды - их постоянно сносило течением. И если в первый раз, по словам Дмитрия Лебедя, Seagull стал удачно, то во второй, перед флагом на старт, болид слегка развернуло. Именно по этой причине на первых кругах украинскому экипажу пришлось наверстывать упущенное, но, выйдя на третье место, он своего уже не упустил.
На подиуме, получая после первой гонки призы от Аарона Кьянтара (кому еще, если не герою Мальты, могли доверить эту ответственную роль), Чендеков, Лысенко и Лебедь выглядели смущенными, но после второй, когда пришло время поливать соперников и друг друга шампанским, лица спортсменов уже выражали уверенность в неслучайности происходящего. Мало того, что спринт и гонку на выживание они завершили третьими - заняли в итоге второе место на мальтийском «Гран-при», третье по сумме двух этапов в зачет чемпионата мира и - внимание! - первое в зачет континентального первенства.
...А началась гонка на выживание, где на первый план выходит не только мастерство пилотов, но и готовность моторов продержаться пятнадцать кругов на максимальных оборотах, со смещения старта на сорок минут по просьбе двух итальянских команд и шведской Lucas Oil. Корреспонденту «СЭ» при помощи друзей из «Украинского духа» удалось за это время найти еще одно удобное место для наблюдения за гонкой - крышу соседнего пятизвездного отеля. Самые отчаянные болельщики рискнули взобраться по лесенке на чердак и сесть на отвесную крышу, свесив ноги - на них было страшно даже смотреть. Автор этих строк ограничился смотровым балконом с надежными перилами, откуда сюжет раскрывался ничуть не в меньших деталях.
На старте Seagull была второй, но затем стала постепенно пропускать соперников вперед. Но недаром в русском названии гонки Endurance есть слово «выживание» - рванувшиеся с места в карьер болиды стали постепенно сходить с дистанции. После девяти кругов у Lucas Оil, которому, напомню, потребовалось перед стартом дополнительное время для настройки, отказал один из моторов, но, поскольку в классе Evolution оставались всего три лодки из стартовавших пяти, шведско-американскому экипажу был резон дотянуть до финиша. Медали из драгоценных металлов наравне с зачетными очками были для этого отличным стимулом...
Валлетта (Мальта). Чемпионат мира. 2-й этап. Класс SuperSport (сумма двух гонок).
1. Baia Attolini (Италия) - 27 (7+20). 2. SEAGULL CHAUDRON (УКРАИНА) - 24 (12+12). 3. Team 26 (Великобритания) - 21 (5+16). Положение после двух этапов: 1. Baia Attolini - 77. 2.Spirit of Belgium (Бельгия) - 49. 3. SEAGULL CHAUDRON - 47. Класс Evolution (сумма двух гонок). 1. Metamarine (Италия) - 36 (16+20). 2. Lucas Oil (Швеция) - 24 (12+12). 3. Cranefields Wine (Германия) - 23 (7+16). Положение после двух этапов: 1. Metamarine - 74. 2. Furnibo (Бельгия) - 53. 3.SNAV Kiton (Италия) - 45.
Чемпионат Европы. 1-й этап. Класс SuperSport (сумма двух гонок). 1. SEAGULL CHAUDRON - 28 (12+16). 2. Baia Attolini (Италия) - 27 (7+20). 3. Karelpiu (Италия) - 20 (20+0). Класс Evolution (сумма двух гонок). 1. Metamarine (Италия) - 36 (16+20). 2. Lucas Oil (Швеция) - 24 (12+12). 3. Cranefields Wine (Германия) - 23 (7+16).
Дмитрий ИЛЬЧЕНКО, газета «СЭ в Украине»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
В меньшинстве киевляне продержались только тайм
Украинская команда стартовала в квалификации Евро-2026 по гандболу