Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Чемпионат Украины
| Обновлено 05 сентября 2013, 08:55
2035
11

Николай ПАВЛОВ: «Общение с голубями многое дает людям»

Главный тренер «Ильичевца» откровенно рассказал о своей футбольной карьере

| Обновлено 05 сентября 2013, 08:55
2035
11
Николай ПАВЛОВ: «Общение с голубями многое дает людям»
Николай Павлов

Капитан чемпионского «Днепра-83». Столп обороны для нашей команды. В 1983 году сыграл все матчи, кроме последнего. Вызов в сборную СССР обернулся для него очень драматично. В первом же матче он получает травму, которая, по сути, завершает его карьеру. «Днепр» под руководством Павлова в 1993 году по несчастию не становится чемпионом Украины, а занимает 2-е место. Это пока лучшее достижение «Днепра» в чемпионатах Украины. Но именно в Днепропетровске Николай Петрович со своей «Ворсклой» выигрывает финал Кубка Украины. Ныне Павлов — тренер мариупольского «Ильичевца». Прославленный игрок и тренер в интервью корреспонденту «Зорі» рассказал о событиях 30-летней давности. Это интервью, как и многие другие, взято в рамках акции «Днепр-чемпион», инициированной Евгением Удодом.

— Николай Петрович, как киевский мальчишка Коля Павлов пришел в футбол?
— Во дворе старшие ребята играли в футбол и постепенно привлекали молодых. Так и меня позвали. Сначала это был дворовой футбол. Потом «Кожаный мяч». Далее секция «Восход». Мой первый тренер — Виталий Владимирович Баранов. В память о нем я уже два года провожу в Киеве турнир среди мальчишек 2004 года рождения. Планирую проводить и далее, пока будет возможность. Вот так постепенно футбол стал делом всей моей жизни.

— Вы играли в полузащите, а потом стали защитником. Как это произошло?
— На «Кожаный мяч» я еще нападающим играл. Потом, видимо, учли мою выносливость и работоспособность, поставили полузащитником. Уже в более зрелом возрасте начал играть защитником. Это в минском «Динамо» произошло. Малофеев во мне увидел защитника. Сначала правого. Потом центрального. Даже в «Днепре» я успел поиграть и полузащитником, и защитником.

— В «Днепр» вы приходите опытным футболистом. Уже имеете за плечами выступление в трех клубах высшей лиги. Как произошел ваш переход с «Черноморца»?
— В «Днепре» я мог оказаться и двумя годами ранее. Вышло маленькое недоразумение. Я приехал на встречу с руководством. Пообщался с Жиздиком, а с Емцем встретиться не получилось. Я посчитал, что раз тренер не нашел время, то и не очень меня хотят. Тогда оказался в «Черноморце». Сергей Иосифович Шапошников меня в аэропорту встретил. Отыграл сезон. И в том году минское «Динамо», в котором я три года в основе отыграл, становится чемпионом. Этот факт мне не давал покоя. Я решил, что с «Черноморцем» вряд ли чего-то добьюсь. Тогда я и принял повторное предложение от «Днепра». На этот раз с Владимиром Александровичем Емцем и Геннадием Афанасьевичем Жиздиком встретились в Гурзуфе, где они осенью отдыхали. Там мы ударили по рукам.

— Как вы влились в коллектив? С кем дружили в команде?
— Когда я приехал, меня поселили с Червоным Сашей. Он еще мальчишкой был, а я взрослый. Подружились. И дальше мы с ним делили комнату. И на старой базе, и на новой. Саша заканчивал играть, когда я уже в тренерском штабе был. В 1985-м я после операции решил прекратить играть. Стал тренером-селекционером.

— Как складывались ваши отношения с Владимиром Емцем и Геннадием Жиздиком?
— Я всю жизнь буду им благодарен за то, что они поддержали меня в трудную минуту, когда я расставался с большим футболом. Что делать дальше? Если бы не они, я не знаю, что было бы. Только благодаря им у меня была возможность вернуться в «Днепр», уже тренером. Сначала я помогал Евгению Мефодиевичу Кучеревскому. Потом стал и главным тренером. Повторюсь, это во многом их заслуга.

— Почему, на ваш взгляд, именно эти тренеры привели «Днепр» к чемпионству?
— Во-первых, они дополняли друг друга. Владимиру Александровичу еще 50-ти лет не было, а он уже таких успехов добился. Иногда свойства характера не позволяли ему объективно оценивать ситуацию вокруг. Геннадий Афанасьевич, умудренный опытом человек, всегда его поддерживал. Иногда удерживал. Так атмосфера в команде всегда была хорошая.

— Выражаясь современным языком, были ли харизматичными людьми Владимир Александрович и Геннадий Афанасьевич? Какое воспоминание о них самое яркое?
— Я никогда не забуду 23 февраля. Геннадий Афанасиевич нас поздравлял. Всем подарил конвертики с деньгами. Хотя это был его праздник. А 9-го Мая он надевал костюм с орденами. Мы ехали к Вечному огню, возлагали цветы. Потом опять он дарил конвертики. Человек вручал подарки в те дни, когда поздравлять должны его. Такой он был во всем. Я очень многому научился у Геннадия Афанасьевича. Более того, мне повезло больше пообщаться с ним. Когда я учился уже на тренера в Москве, то в каждый раз, приезжая в Днепропетровск, я приезжал и к нему домой. Мы говорили, говорили…

— Вы сыграли все матчи в чемпионате, кроме последнего со «Спартаком». Говорят, в предпоследнем туре, перед матчем с московским «Динамо», Емец предсказал вашу дисквалификацию на последний матч.
— Точно-точно (смеется). Он заходит и говорит, что сегодня последнюю игру проводит Коля Павлов. Я еще возмутился. Как это так? Если мы выиграем у «Динамо», то предстоит решающий матч со «Спартаком». Он мне объяснил, что я сижу на «желтой карточке», и как бы я не старался, сегодня я получу еще одну. Так и произошло. После единоборства с Газаевым мне дали «желтую карточку». Последнюю игру я пропускал.

— Итак, 6 ноября 1983 года. Где ваш «электрический стул» располагался на матче со «Спартаком»?
— Я сидел на лавочке. Тогда ж не было так строго, что только заявленные игроки сидят. Переживал со всеми. И как мне сейчас кажется, вел себя очень неспокойно.

— Какое чувство после финального свистка?
— Невероятные чувства. Мы все побежали. Потом фотографировались. Ходили вокруг. Это я на всю жизнь запомнил.

— Шампанское было в раздевалке?
— Конечно, было шампанское. Всю ночь шампанское было. На следующий день же 7-е ноября. Нас утром еле собрали. Отвезли в театр Горького. Там переодели в новые спортивные костюмы, с символикой чемпионов. Говорят, за ночь на фабрике их сделали. И мы пошли на демонстрацию. Очень тяжело было идти (смеется). Потом помню в аэропорту: у меня билет есть, а документов нет. Хорошо, что у Султана Рахманова брат в аэропорту работал. Меня усадили. С собой дали ящик шампанского. Командир объявил, что с нами летит чемпион. Всем разлили шампанское на борту. Меня поздравляли все… Так я улетел в Киев.

— Победа изменила вашу жизнь в целом?
— Я бы не сказал, что изменила. В следующем году Протасова, Литовченко и меня позвали в сборную СССР. Тогда впервые игроков «Днепра» пригласили. Поехали на товарищеский матч с ФРГ. Я и Литовченко в основе вышли. Протасов на замену. К сожалению, в этом матче я получил серьезную травму. Из-за которой в последствии пришлось закончить карьеру. В 1984 году на бронзовую медаль я еще наиграл.

— Тяжело было защищать чемпионство? Соперники уже по-другому на «Днепр» настраивались?
— Конечно, тяжело. Хоть мы и не стали в 1984 чемпионами, но заняли 3-е место. Это тоже хорошее достижение.

— В 1993 году под вашим руководством «Днепр» имел самые реальные шансы стать чемпионом Украины. Чего тогда не хватило?
— Опыта не хватило. Нас тогда «детским садом» называли. У меня сейчас такой «Ильичевец». Только в «Днепре» еще моложе ребята были.

— С кем из игроков «Днепра-83» вы сейчас поддерживаете дружеские отношения?
— С Олегом Тараном. По тренерской работе часто пересекались в премьер-лиге. С Протасовым, когда он тренером тоже был. Да, пожалуй, только с теми, кто так или иначе тренерской работой занимается. Червоный мне помогал в Мариуполе. Потом жизненные пути разошлись. С сыном Емца в одной команде работал.

— Ваше хобби — голуби. Сейчас времени хватает на них?
— За моими голубями следят люди. В Киеве, друзья. В клубах, где я работаю, как правило, водители следят. Я им очень благодарен. Да и им нравится. Общение с голубями многое дает людям.

— Ваше отношение к акции «Днепр» — чемпион»?
— Мне очень приятно. Если спустя 30 лет об этом не забывают, значит, наши тренеры и мы одержали важную победу. Насколько я знаю, семьи тренеров и футболистов, которых с нами нет, поддерживают. Это очень хорошо. Приятно будет на встрече всех увидеть. Слышал, даже водителей всех пригласили.

— Что вы пожелаете команде «Днепр» и ее болельщикам?
— Желаю, чтобы «Днепр» спустя 30 лет повторил наш успех.

Андрей Тропин, zorya.org.ua

Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Комментарии 11
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.
conquistador
— Вы сыграли все матчи в чемпионате, кроме последнего со «Спартаком». Говорят, в предпоследнем туре, перед матчем с московским «Динамо», Емец предсказал вашу дисквалификацию на последний матч.
— Точно-точно (смеется). Он заходит и говорит, что сегодня последнюю игру проводит Коля Павлов. Я еще возмутился. Как это так? Если мы выиграем у «Динамо», то предстоит решающий матч со «Спартаком». Он мне объяснил, что я сижу на «желтой карточке», и как бы я не старался, сегодня я получу еще одну. Так и произошло. После единоборства с Газаевым мне дали «желтую карточку». Последнюю игру я пропускал.
..................................
отака, малята, .уйня! А ви - "Щербицький, Щербицький"!!!
conquistador
що б не казали, а Павлов не дурак:
"И в том году минское «Динамо», в котором я три года в основе отыграл, становится чемпионом. Этот факт мне не давал покоя. Я решил, что с «Черноморцем» вряд ли чего-то добьюсь. Тогда я и принял повторное предложение от «Днепра»."
orientirs
1. Согласен, с dimacccp83, что интервью классное.
2. Спасибо Павлову, за игры в Днепре и победу чемпионате в 83 году. Хотя он и не играл со Спартаком.
3. Есть странный след, когда Павлов уходил в 90-годы из Днепра и вместе с ним ушло пол команды в Киев.
4. Смотрю тут все такие умные, но Павлов единственный, кто с командой не из первой четверки ЧУкра, выиграл кубок Украины.
5. Для Полтавы он все равно сделал значительно больше хорошего, чем плохого.
И не фиг на Павлова гнать, отличный тренер и честно сказал Днепру, что это его проблемы, что фарм клубы Привата не сливали игры в прошлом году.
Да, Рамосу этого не понять. Но такой у нас украинский футбол, циничный и продажный
DocRoberts
Вы, Николай Петрович, в последнее время, все больше с "петухами" общаетесь.
З хрестом і мечем!
Пользователь заблокирован администрацией за нарушение правил
skorposha
Ну ппц... прочитав заголовок - довго вагався відкривати чи ні...
Вьюха - чудова, але про голубів - один абзац! Нащо це виносити в заголовок...
vitya-gen
Пользователь заблокирован администрацией за нарушение правил
Дьявол
Да не спорю - и я такой. Все люди продаются!!! Все!!! Вопрос лишь в цене...
dimacccp83
тоже самое могу сказать о тебе, но что это меняет? у каждого свои приоритеты в жизни.
Дьявол
За хорошие деньги ты бы тоже был подстилкой, просто тебе никто не предлагает, потому что ты ничего не можешь предложить...
dimacccp83
Хорошее интервью, интересное. Жаль, что Павлов выбрал этот путь - быть подстилкой у шахты, но это его выбор.