Провокация

Как защитить нас от «футбольных войн»?

У нас так всегда: чтобы на проблему обратили внимание, нужно чтобы кого-то сильно избили, причем, желательно, на глазах как можно более широкой аудитории. Вот и сейчас, после серии драк на трибунах украинских стадионов все вдруг озаботились проблемой болельщиков. И зря. Нет у нас такой проблемы. Потому что дерущиеся между собой и с милицией хулиганы к футбольным болельщикам не имеют никакого отношения. И пока все это не осознают, никакого прогресса достигнуть не удастся. Так что начнем с начала.

КУДА ИСЧЕЗЛИ ЗРИТЕЛИ С ТРИБУН?

Процесс снижения посещаемости футбольных матчей начался у нас не вчера и не позавчера. Истории этой уже более сорока лет. Начнем с того, что в 30-50-е годы прошлого столетия не избалованные зрелищами советские люди ходили на любой футбол. Как бы ни называлась команда, в какой бы лиге она ни играла, какое бы место ни занимала, люди, почти лишенные других доступных развлечений, массово заполняли все места на стадионах. Благо, стадионы были небольшие, а билеты стоили копейки. А когда стадион заполняется сам, кому придет в голову совершенствовать зрелище ради привлечения зрителей? Тем более, что в те времена материальной выгоды от посещаемости стадиона не получал никто.

С появлением трансляций все больше людей стало предпочитать трибуне место перед телевизором. Потому что на трибунах то жарко, то холодно, то дождь, то ветер, и видно не всегда хорошо, а дома тебе все покажут и расскажут с повторами. Да и выключить телевизор можно, если футбол не интересный. Отсюда и отток зрителей, начавшийся в шестидесятые и закончившийся в девяностые практически опустевшими трибунами наших стадионов.

За все эти годы для привлечения зрителей на трибуны у нас не было сделано практически ничего. Точнее было сделано. Центральный стадион города Киева «оделся» в девяностые годы в решетки, похожие на тюремные. Такие решетки отделили трибуны от поля и от внешнего мира. Именно у такой решетки в середине девяностых чуть не задавили насмерть моего сына, когда самодовольные люди в милицейских погонах закрыли вдруг сектор перед матчем Лиги чемпионов по команде какого-то своего генерала, попивавшего в это время водичку в центральной ложе и решившего на глаз, что верхние сектора уже заполнены. Напиравшая сзади толпа людей с билетами придавила нас к решетке, возле которой, думаю, не один я, провел едва ли не самые страшные секунды в своей жизни. К счастью, все обошлось ссадинами на ладонях, которыми я упирался в решетку, прикрывая мальчишку, приведенного мною на футбол.

Никто тогда перед нами не извинился. Мы чувствовали себя скотом, который можно гонять дубинками в разные стороны за его же деньги. И таких футболов было по нескольку в год. Кто-нибудь считал, сколько тысяч людей после этого зареклись ходить на стадион сами и призвали не делать этого всех своих родных и знакомых? Как результат, в последние годы уже и на Лигу чемпионов народ перестал массово ходить. Зачем ходить туда, где тебя не уважают, где ты не нужен?

От действительно многомиллионной когда-то аудитории футбольных стадионов остались неуклонно редеющие кучки чудаков, которые зачем-то ходят на малоинтересные матчи в мороз и снег, в дождь и холод.

КОГО ВЕРНУЛИ ВМЕСТО БОЛЕЛЬЩИКОВ?

Вот тут-то обитатели VIP-лож и начали замечать свое странное одиночество. На взлелеянные ими за свои же деньги футбольные детища никто кроме них самих, а также журналистов, родных, знакомых и упомянутых чудаков смотреть не желал. Удивительное, скажу я вам, было зрелище - два десятка игроков, среди которых с десяток иностранцев с четырехзначными зарплатами, бегали по полю в присутствии своих работодателей и нескольких десятков заглянувших на стадион прохожих. Помнится, я писал тогда в одной из статей, что наш чемпионат скоро можно будет проводить в загородных поместьях владельцев клубов. Все равно кроме них это уже почти никому не интересно.

С того времени кое-что изменилось к лучшему. Острее стала борьба в чемпионате, меньше стало откровенных «договорняков» и «сливов». Но все равно оставалось впечатление, что все это делается больше понарошку, чем всерьез. Слишком много в нашем футболе болячек, чтобы излечить их за короткий срок. Особенно тогда, когда, тем, кто должен лечить, и так хорошо.


Вернемся на трибуны. Наиболее прогрессивно мыслящие владельцы клубов начали чувствовать дискомфорт на пустых стадионах во время матчей своих команд. И, как результат, дали команду: заполнить! А как заполнить трибуны на играх, которые никому кроме участников и журналистов не интересны, да и тем интересны не всегда?

Именно тогда, с моей точки зрения, и была допущена глав и принципиальная ошибка. Вместо того, чтобы попытаться сделать футбольный матч привлекательным товаром для продажи (!}, вышедшие из советских времен организаторы стали «добиваться заполняемости» старыми советскими способами. Кого мы только не видели на трибунах: и курсантов, и студентов, и школьников, и прочих людей, которых еще можно привести на футбол «по разнарядке». Указанный контингент не решил задачу. Привезенные или приведенные на футбол группы организованных граждан на футболе скучали и норовили при первой возможности сбежать. Вспомните прошлогодний кубковый финал, когда уже к середине второго тайма донецкие «болельщики» разбежались с трибун кто куда.

Нельзя сказать, чтобы попыток продать футбол за деньги не было вовсе. Во Львове, например, где народ привык ходить на игру, это честно пытаются делать до сих пор. Но и здесь есть проблема «гостевых» болельщиков, места для которых покупаются централизованно. На фоне всего этого, на стадионах стали главенствовать так называемые «фаны». Люди, большинство из которых, по моему личному мнению, ничего общего с болельщиками не имеющие.

ВЕЧНЫЕ ДЕТИ И ИХ РОДИТЕЛИ

Первые группы подростков сопровождали футбольные команды на выездные матчи еще в восьмидесятые годы прошлого века. Несколько десятков рябят за свой счет, с приключениями добирались до места выезда. Там они гуляли по городу, после чего честно кричали весь матч в поддержку своей команды. В награду их иногда брали в клубный автобус на обратный путь. Знаю таких, видел не раз. Массовым подобный «фанатизм» быть не мог, а развить явление до бизнеса с предоставлением желающим поехать на футбол удобств за их же деньги, дело не дошло.

Все изменилось с тех пор, как кое-где решили возить «фанатов» на выездные матчи за счет клуба. Не помню точно, кто первый начал, но это и не важно. Важно, что другие подхватили. Тот, кто видел вблизи эти автобусы с измученными пивом и недосыпом подростками, вряд ли пожелает такого себе или своим детям. А ведь хотели сделать как лучше. Но ввиду отсутствия способности видеть хотя бы на шаг вперед, не сумели просчитать очевидного: группы подростков, не избалованных вниманием родителей (благополучные оставались дома) и не обремененных лишними знаниями, обязательно получат своих вожаков. И разучивать они будут с ребятами не веселые песни, а мерзкие стишки, которыми в последние месяцы имеют возможность наслаждаться на стадионах высокие гости в VIP-ложах и чудом еще оставшиеся на трибунах нормальные люди.

Сотрудники детских исправительных учреждений могут много рассказать, если их спросят, о том, куда приводят малолеток эти самые похабные стишки, которым научил «сильный старший товарищ». Уверен: невозможно одновременно внимательно смотреть футбольный матч и орать дурным голосом глупости на трибунах, скакать и танцевать на секторах, зажигать пиротехнику и так далее. Ежу понятно, что эти ребята приходят на футбол вовсе не смотреть игру. Им нужно другое - острые ощущения, которые можно получить на этом месте и в это время.

Не подумайте, я не против остроумных речевок, красивых плакатов и флагов на трибунах. Все это, может, и даже наверное, должно быть у групп наиболее преданных и активных болельщиков. Но эти болельщики должны быть только частью остальной аудитории, которая пришла на футбол. А этой аудитории практически нет. Если в Киеве или Донецке вдруг замолкнут организованные «фанатские» трибуны, вы услышите тишину.

Характерной особенностью «фанатов» является то, что они не стареют. Откричав свое на трибунах, они в подавляющем большинстве уходят в другую жизнь, вспоминая о своем «фанатстве» как о детской шалости. Если бы хоть половина юношей, активно «болеющих» на трибунах, оставалась потом в рядах посетителей футбольных матчей, мы бы уже давно имели проблему «лишнего билетика».

Но вернемся к «папам», которые формируют поведение фанатов на трибунах. Внешность этих людей настолько красноречива, что комментарии излишни. В обычной жизни они непонятно кто. Но зато на трибунах - властители дум и движений малолеток. Среди фанатских вожаков практически не встретишь самодостаточных людей, имеющих нормальную работу или бизнес, а на футболе отдыхающих душой. Если бы такие были - о них бы взахлеб писала спортивная пресса. Прошу не путать с настоящими фанатами-одиночками, остающимися в рядах активных болельщиков до седых волос. Их у нас единицы, они заслуживают уважения, но ни на что не влияют.

ЧТО ДЕЛАТЬ С «ФАНАТАМИ»?

Группы экзальтированных подростков - идеальный материал для всякого рода авантюристов. Этот очевидный факт не требует, я думаю, особых дополнительных разъяснений. Технология, по которой из-за спин невинных подростков откуда ни возьмись выскакивают здоровенные бойцы, а потом, сделав свое «дело», исчезают, опробована в нашей стране не только в «футбольных войнах». Точно так же действуют во время определенного рода политических акций, во время рейдерских захватов и т.д. Ничего нового.

Другое дело, что футбол очень легко оградить от «футбольных бойцов». Достаточно только сделать вход на трибуны платным и тщательно проверять купленные в кассе билеты у всех входящих, заодно изымая у них посторонние предметы, как это давным-давно делают на стадионах цивилизованных стран. Естественно, при такой системе большинство украинских футбольных клубов останутся «голыми». На игры их команд и бесплатно почти никто не хочет идти. Зато стадионы наши станут безопасными, а президенты клубов раз и навсегда отучатся «покупать болельщиков» и хвастаться друг другу своими «покупками».

Клубам придется что-то делать для привлечения людей на стадионы нормальным, цивилизованным путем. Если же воинственные фанаты начнут массово скупать дорогие билеты на футбол, останется только обыскивать их на входе, следить за ними на секторе и подсчитывать прибыли. Именно к этому, казалось бы, должна стремиться создаваемая в нашем футболе премьер-лига. Но, судя по тому, с каким удовольствием «ответственный» за премьер-лигу президент киевского «Арсенала» Вадим Рабинович наслаждался в прошлую пятницу созерцанием бесплатно приведенных на игру его клуба подростков, новая организация начнет не с того, с чего надо бы. А жаль...


Николай НЕСЕНЮК, газета «СЭ в Украине»

Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 01 мая 2024, 18:35 2

Артем перепутал название своей команды

Комментарии