Порту – нищета и блеск
Город кафеля, вина и пролетариата
- 23 октября 2008, 23:54
- |
- 4273
- 5
Что-то волшебное в самом слове - Португалия. Кстати, от нашего Порту оно и произошло, а еще от «Cale», то есть, теплый. Portus Cale - теплый порт. Так и представляются каравеллы… «Пинта», «Нинья» и «Санта Мария», Магеллан, Васко да Гама - романтика. Мне, как человеку, воспитанному на произведениях Александра Грина (в том числе), с детства хотелось в Лиссабон, как город, обладающий явственной, по меньшей мере, четырехбуквенной связью с гриновским Лиссом. Продолжая параллели, Порту получается чем-то вроде Зурбагана. И нужно сказать, сопоставляя город несуществующий с беглоосмотренным, что они действительно похожи. В Порту вполне можно было бы снимать «тихий Зурбаган».
Конечно же, Порту - город контрастов. Обшарпанные развалюхи сосуществуют с необшарпанными или даже еще не развалюхами, причем все вместе, увешанные бельем и увитые плющом они выходят на океан и совершенно спокойно воспринимают свой шикарнейший изоконный вид. Как сообщили гиды, при средней цене жилья около 1600 евро за квадратный метр, возле океана и реки Дору (в районе Рибейра) метр этот допрыгивает до 3-4-х тысяч. Тем не менее, развалюхи стоят, а белье висит и, кажется, все эти метры не пользуются особенным спросом. С другой стороны, по информации гидов зачастую ответственные квартиросъемщики не имеют права повышать квартплату, порой чисто символическую, а в отместку не делают ремонт - и все довольны.
В развалюхах, на мой взгляд, есть своя прелесть. Гуляя по улочкам рыбаков, действительно чувствуешь себя, как в произведениях Грина. А вы посмотрите на трамвай Порту, радушно распахивающий свои деревянные двери всем желающим прокатиться с ветерком. Зато, цитируя еще раз Грина, есть «все, что нужно бедному моряку в часы веселья, голода и работы».
Знакомство с городом мы с коллегой начали, естественно, с океана. Пошли пешком (метро к океану не ведет, зато у всех пяти линий конечная остановка - стадион «Драгау», вот куда ведут все дороги). Опрашиваемые по дороге португальцы говорили про какой-то «фош», как выяснилось позже, этим словом они обозначали устье реки Дору (do Ouro - золотой, так как, когда-то римляне нашли тут золотишко). Многие жители Порту уверенно пользуются английским, видимо, подучили к Евро-2004. Правда, это касается, в основном, обслуживающего персонала в отелях и барах, ну и попрошаек (нищенство у этого не слишком горного народа тоже развито будь здоров). В общем, к океану мы пришли быстро, чего не скажешь об обратном пути.
Трудно передать с помощью слов ощущения, которые дарит встреча с океаном. Я еще с ним доселе не встречался и ощутил в полной мере… Какая-то мощь таится в этой, с виду такой же седой равнине, как и у моря. Смотришь туда, в сторону Америки, и проникаешься уважением к мореплавателям, бороздившим это немыслимое пространство. Они, конечно, не знали, чем все это закончится :)).
Мы обратили внимание на своеобразный кафель, украшающий стены многих домов. Впоследствии, гид рассказал, что это азулежуш - такая изразцовая плитка помогает от влажности, которую, видимо, в избытке дарит океан. Азулежушные дома оставляют двоякое впечатление - кому-то общественный туалет напомнят, кому-то приглянутся. Кстати, влажность - одно из объяснений сдержанных тонов и некоторой обшарпанности города. Как в Питере, построят новенькую 16-этажку, а через пару лет она похожа на какой-то мрачный, прогнивший мухомор. Климат…
От океана мы свернули к упомянутому «фошу» и побрели вдоль реки в город. Впрочем, это на карте все выглядело легко и близко, а на деле все было дальше, чем мы думали, а к тому же, как выяснилось, не там. Побродив по парку и полюбовавшись рыбаками, мы свернули, срезая путь к отелю, но извилистые улочки, ведущие медленно в гору, петлялись и путали. Тем же самым занимались и прохожие, советовавшие нам взять машину и не морочить никому голову. Наконец, попался добрый отставной военный, который понял нашу простую просьбу поставить крестик на карте там, где we are. После этого дело пошло на лад и мы все же вернулись в гостиницу к сроку, позволившему нам попасть на предматчевую пресс-конференцию.
Как выяснилось позже, бродили мы в районе усадьб-особняков, построенных португальцами, которые в свое время эмигрировали в Бразилию, а затем вернулись домой. Поэтому пару веков назад эти кварталы носили явный отпечаток достатка. Да и сейчас некоторые домики смотрятся ухоженно. Ну не все же в Порту зарабатывают ловлей кефали…
Вечер мы посвятили изучению квартала Рибейра, улочке внизу, у реки, где царит особая атмосфера, как на всех подобных улочках (в городах, счастливых обладателях таковых). На этот раз мы не мудрствовали и поступили, как советовали летчики в фильме «Мимино» - вызвали такси, сказали «Центр» и приехали, куда нужно. Правда, некоторое время мы тщетно пытались поймать Ивана-Жуана на улице - никто и не подумал остановиться. Извозом занимаются только профессионалы, да и то, когда у них есть настроение. Пришлось вернуться в отель и попросить вызвать таксомотор на ресепшоне.
Исторический центр Порту не даром бдительно охраняют назгулы ЮНЕСКО, он того стоит. Великолепная архитектура, куча памятников, красивые площади и узкие улочки, спускающие вас к реке. А там, высоко-высоко возвышается знаменитый мост, который, как нам сказали, все же построил не Эйфель, а его партнер Теофиль Сейриг. Но использовал те же методы, что и Густав. И возможно, оставшиеся детальки. А Эйфель тоже построил один мост, который расположен далее - Ponte D. Maria.
Официантки в барах Рибейры приветливы и дружелюбны. Чего здесь точно нет, так это некоторого снобизма-неприятия, которое иногда встретишь по отношению к нам, выходцам из СССР, всегда узнаваемым по взгляду. Португальцы в этом плане люди простые и незлые - по крайней мере, мне такие попадались в течение двух дней. Одна официантка законспектировала у моего коллеги выражение «до свиданья» (дош виданья), обещая рассказать друзьям-белорусам. А таксист на обратном пути, наслушавшись нашего «великого и могучего языка», и вовсе спросил, не бразиленьо ли мы? Видите, как. Проведи полдня в Порту и ты почти бразилец.
Теперь по Борщеву, то есть, о портвейне. Во вторник нас свозили в музей этого «винца крепленого», которое футболисты в былые времена употребляли для повышения мудрености финтов. Музей фирмы мистера Сендмена использует симпатичный логотип - гордого «эль омбре» в сомбреро и португальской накидке, который везет бочки с портвешком в Британию, а сам, чтобы не скучать, тоже посасывает свой товар, как видно по выглядывающему из-под плаща бокальчику.
Портвейн, как и коньяк, появился на свет благодаря находчивости именно таких вот перевозчиков вина, им хотелось хранить его подольше, а вышло убийство двух зайцев. После добавления огненной воды (aguardiente, как пел Бандерас, es lo mehor, то есть, водка - лучше всего) вино Порту превращалось в нечто еще более вкусное и забористое. Точнее добавляли, конечно, бренди, виноградный спирт крепостью 77 %. Англичанам так понравилось, что они, в основном, портвейнское дело и развивали. Тем более, что началось все с того, что из-за военных конфликтов с Францией в 17 веке, британцам просто негде было закупать вино.
Популярен портвейн и у нас, особенно в старые времена. Так славно было с «тремя семерками» собираться веселой компанией и петь песню про Ивану Бодхидхарму. Или даже о городе золотом. Да что я вам рассказываю.
Совершенно не хотел напрягать вас ненужными историческими подробностями. Точнее, тем, кому они нужны, я вряд ли смогу серьезно помочь. В Порту много разных статуй, конных, безлошадных, сидячих, бывают даже идущие по улице с выставленной вперед газетой. О тайном смысле большинства из них гиды молчали, не желая выдавать тайны своего народа. Вот, например, король Жуан IV, скрывавшийся от Наполена в Рио-де Жанейро. Там ему тоже памятник поставили, не зря ж скрывался.
Вот эти замечательные мужички на лавочках создают иллюзию компании, если портвейна вы выпили достаточно, а вам по-прежнему одиноко. Можно пообщаться, о том, о сем, о Лучо Гонзалесе.
Зато гиды сообщили нам о гордом пролетарском характере жителей Порту. Оказывается, раньше аристократу разрешалось жить в этом городе простых рабочих и рыбаков только три дня, после чего он должен был либо убраться, либо отдать все свои богатства в ОСОАВИАХИМ. Теперь вы поняли, почему мы провели в Порту только два дня :))). А вот этому дядечке подобные проблемы вряд ли грозят. Такому в Порту скажут welcome.
В Порту не только живут работящие и ненавидящие капиталистических кровососов люди, они еще и пашут за всю страну, Как гласит поговорка, в Лиссабоне кутят, в Порту работают (и еще перечисляется несколько занятий других солнечных городов). Как-то несправедливо выходит. Ну и параллели с нашей страной напрашиваются сами собой. Да и не только с нашей, конечно. В Порту очень недовольны распределением «общака», считают, что все идет на один только Лиссабон. Ну а у нас все не то, что идет, а уже ушло…
С верхнего яруса, на котором расположены пресс-ложи, очень хорошо видны все перипетии игры, убеждаюсь в этом не в первый раз, хотя и обладаю слабым и все ухудшающимся зрением. Все как на ладони. Правда, в драконий скелет стадионной крыши легко проникает ветерок и под конец игры было очень прохладно. Беда была в том, что куртка пошла выполнять более важную миссию, в нее был замотан портвейн. Пришлось мерзнуть, зато в Борисполе выяснилось, что ничто не разбито. А это удалось далеко не всем моим коллегам.
В завершение остается поблагодарить ФК «Динамо» от лица редакции sport.ua и себя лично за поездку. Спасибо.