За счет чего Нагельсманн добился успеха с Хоффенхаймом
В чем секрет феноменальных выступлений скромного клуба в Бундеслиге
- 16 мая 2018, 17:02
- |
- 17 мая 2018, 10:53
- 7432
- 2
30 апреля 2017 года «Хоффенхайм» обеспечил себе финиш в топ-4 немецкого футбольного первенства и впервые в своей истории добыл право выступать в Лиге чемпионов. Это была лишь девятая за 118 лет существования клуба кампания в высшем дивизионе и «сине-белым» удалось практически невозможное. А все благодаря 29-летнему парню, который запустил в немецком футболе новый тренд - ориентацию на молодых и всесторонне обучающихся тренеров. Юлиан Нагельсманн - человек, который из-за серьезной травмы так и не стал профессиональным футболистом, получил высшее образование в сфере бизнеса и спортивного администрирования, впитал в себя самое лучшее из современных тактических концепций как немецкого, так и европейского футбола, и стал автором концепции «30% - это тактика, а 70% - социальная компетентность».
Два успешных сезона
После ошеломляющего успеха «1899-х» Нагельсманна сватали и в «Баварию», и в «Дортмунд», и другие топ-клубы Старого Света, но самый молодой тренер Бундеслиги остался в Крайхгау и спустя год доказал всем скептикам закономерность успехов «Хоффенхайма» минувших дней. По итогам сезона-2017/18 его команда заняла третье место, завоевав бронзовые награды чемпионата и пробившись в групповой турнир Лиги чемпионов.
Интересно, что, в отличие от минувшего розыгрыша, в котором его подопечные наибольшее количество раз сводили игры к ничьим (14) и уступили всего 4 раза (меньше поражений было только у «Баварии» - 2), в нынешнем «Хоффенхайм» лихорадило: больше пропущенных мячей (48 против 37), проигрышей (9) и откровенно неудачная еврокампания (вылет от «Ливерпуля» из плей-офф Лиги чемпионов и последнее место в группе в Лиги Европы). Но всему есть логическое объяснение. Несмотря на имеющийся в наличии костяк, команду покинули несколько важных исполнителей - Йереми Тольян, Никлас Зюле, Себастьян Руди и Сандро Вагнер, причем все ушли на «повышение» в немецкие топ-клубы.
Чтобы оставаться боеспособной единицей в Бундеслиге, Нагельсманну пришлось искать выход из непростой ситуации и принимать качественные менеджерские решения. Ряды «сине-белых» пополнил перспективный материал из середняков и аутсайдеров немецкого футбола, а еще удалось договориться о покупке защитника Нико Шульца из мёнхенгладбахской «Боруссии» и арендовать у «Баварии» игрока атаки Сержа Гнабри. Этот состав при среднем возрасте в 24 года выдал такой спурт нынешней весной, что в десяти матчах чемпионата покидал поле без турнирных очков лишь однажды - в предпоследнем туре, уступив на выезде «Штутгарту» (0:2). Учитывая неровные выступления на внутренней арене «Дортмунда», Байера» и «Лейпцига», коллективу из села с населением чуть более 3 тысяч человек удалось стать бронзовым призером первенства.
Что собой являет локомотив новой генерации европейских тренеров и в чем секрет успехов Нагельсманна на посту рулевого «1899-х»?
Man Management
В первую очередь, футбол - это люди, а не тактические схемы. И самым сложным, но в то же время интересным вызовом для любого тренера становится создание из 20-25 имеющихся под рукой игроков частью функционирующей системы, которая готова к решению задач. «Перед каждой игрой ты разбираешь команды, как им эффективнее всего противодействовать. Но в то же время ты работаешь с ребятами, все абсолютно разные личности, и ты, как тренер, обязан достучаться до каждого, чтобы направить их в одном направлении. Ты должен найти подход к каждому из игроков, уметь их мотивировать. Легче всего с молодыми футболистами, потому что они открыты к образованию в условиях того, что футбол постоянно эволюционирует», - так объясняет Юлиан свою приверженность к работе с «завтрашним днем» немецкого и континентального футбола.
Уникальная тактика
Подкован «Хоффенхайм» и в тактическом плане. Плотная опека защитниками нападающих соперников, коллективный и постоянный прессинг по всему полю, а также динамичный контрпрессинг - команда Нагельсманна старается играть компактно и не оставлять свободного пространства для развития атак на собственные ворота, а также не дает оппозиции свободно дышать на чужой половине поля. «Я люблю отбирать мяч около противоположных ворот, потому что это самый простой путь для того, чтобы забить мяч. Команде не нужно преодолевать такое большое расстояние, нежели если бы мы начинали все наши атаки с собственной половины», - говорит 30-летний специалист. И в этом проявляется его приверженность тренерским идеям Ральфа Рангника, который во всех своих командах делал из нападающих первую линию прессинга, а на его тренировках все технические упражнения были на время.
Бронзовый «Хоффенхайм» - это 3-1-4-2 в различных вариациях. Но концептуально это надежная шестерка игроков сзади и четверка футболистов атаки, мобильная и техничная. Вся прелесть проекта Нагельсманна состоит в том, что никто из игроков, занимающих на бумаге определенную позицию на поле, не привязан исключительно к одной зоне ответственности. В этом «Хоффенхайме» центральный защитник без потери качества в своей игре может быть задействован в центре поля, фланговые защитники и форварды отыгрывать функции вингеров, а центральные полузащитники - завершать атаки. Так что оставим позиции и роли для любителей статистики и рассмотрим, за счет каких тактических решений «1899-е» успешные в немецком футболе.
Лекарство от высокого прессинга
«Хоффенхайм» использует трех центральных защитников в задней линии, и капитан Кевин Фогт является ключевым исполнителем этой команды. Он прибыл из «Кельна» в качестве центрального хавбека, однако в Зинсхайме Нагельсманн сделал из него игрока обороны. Все дело в том, что для него не чужда работа с мячом и вертикальные смещения в опорную зону, что позволяет создать широкий треугольник из защитников. Данное расположение помогает избегать высокого прессинга со стороны соперников и открывает относительно безопасные линии для передач на старте конструктивной фазы (71 пас в среднем за игру с точностью 89%). Кроме того, высокое расположение Фогта активирует работу «Хоффенхайма» во второй трети поля - вингбеки занимают позиции выше, а опорный полузащитник Флориан Гриллич располагается между линиями и предлагает самую надежную опцию для дальнейшего владения мяча.
Перегрузки на флангах и секретное оружие в центре
Полузащитники Демирбай, Амири и Гнабри занимают пространства в центре в фазе отбора мяча, но более интересна их роль в тех случаях, когда команда атакует. Они занимают полупространства и с помощью взаимодействия с выбегающими в атаку вингбеками и уходящими на фланги форвардами формируют треугольники, цель которых - создание перегрузок между линиями. И это уже позаимствовано с концепции позиционного футбола Пепа Гвардиолы. Интересно, что численное преимущество «сине-белых» на флангах не является целью, ведь нападающие играют широко и в таких эпизодах не занимают позиций, с которых они могли бы нести угрозы для вратаря. Это инструмент для того, чтобы убирать фокус оппозиционной обороны с центральной зоны, где пара полузащитников при недостаточном уровне опеки уже готовы организовывать голевые моменты. Именно так в системе Нагельсманна заиграл Гнабри, который по своей натуре является исключительно атакующим футболистом, но большинство своих голов забил после дистанционных ударов - с позиции атакующего полузащитника (2,2 удара в среднем за игру; 10 голов и 5 голевых передач).
Универсальность 3-1-4-2
В чем универсальность 3-1-4-2 Нагельсманна в «Хоффенхайме»? Команда может доминировать в центральных зонах и при этом представлять угрозу с помощью длинных передач, поскольку впереди за мяч цепляются два форварда - Марк Ут и Андрей Крамарич (27 забитых мячей на двоих). Если вертикальная игра не работает, «Хоффенхайм» использует вингбеков и перегрузки на флангах. К слову, эта схема достаточно зависима от быстрых и работоспособных латералей (Нико Шульц слева и Павел Кадерабек справа). Если они не бегут вперед и не способствуют созданиям перегрузок в атаке, недостаток ширины приводит к дефициту пространства для завершения атак через центральную зону. Если же быстро не возвращаться назад, то команда становится уязвимой на флангах. Эти уязвимости могут компенсироваться за счет широко играющих центральных защитников и центральных полузащитников, но и они, в таком случае, оставляют свои позиции и отдают территорию для оппонентов.
Есть у Нагельсманна рецепт успешной игры и против «автобуса», хотя в Бундеслиге такое встречается нечасто. В таком случае, в зависимости от того, насколько глубоко оппозиционная команда «сидит» на собственной половине поля, используется 3-3-4 или 3-1-6 с крайне атакующим позиционированием фланговых игроков и центральных полузащитников.
Вертикальный, но не контратакующий «Хоффенхайм»
«Хоффенхайм» Нагельсманна - это прямой и быстрый стиль ведения игры, агрессивный отбор мяча и тактическая грамотность, когда речь заходит о том, как находить и вскрывать пространство у противоположных ворот. Философия Нагельсманна включает в себя постоянное командное движение в поисках пространства, чтобы у игрока с мячом всегда было хотя бы несколько вариантов для дальнейшего развития атаки. Но при этом «1899-е» не являются исключительно вертикальной и контратакующей командой, как тот же «Айнтрахт» Нико Ковача, который со следующего сезона будет тренировать «Баварию».
Нагельсманн не ушел в «Баварию» - и это хорошо
Многие специалисты и эксперты видели Юлиана новым главным тренером мюнхенского клуба после ухода Карло Анчелотти, но молодой тренер не торопится на топ-уровень. Там все совсем по-другому: в своем большинстве успешные и уже добившиеся многих высот футболисты и чересчур требующее и нередко влезающее в те вопросы, которые находятся в компетенции главного тренера, руководство. И это даже к лучшему, ведь от этого выигрывает немецкий футбол в целом. Такие прогрессивные мастера тренерского ремесла, как Нагельсманн, делают Бундеслигу конкурентной средой, за которой хочется следить.
Юрий МАЗНИЧЕНКО
Фото Getty Images
Фото Getty Images