Олег БАЗИЛЕВИЧ: "Лобановский жил футболом и футбол жил в нем!"
Журнал "Футбол в лицах", декабрь 2005 г.
- 06 января 2006, 17:00
- |
- 1180
- 0
Без прошлого нет будущего. О Лобановском-тренере написаны книги, не счесть газетно-журнальных публикаций, телефильмов. Но как он стал выдающимся тренером? Это можно узнать, лишь заглянув в его прошлое футболиста. Из бесед с самим Валерием Васильевичем и с его современниками складывается картина становления будущего известного тренера.
Для двадцатилетнего Валерия Лобановского большой футбол начался в Москве 29 мая 1959 г., когда, заменив во втором тайме против ЦСК МО Александра Кольцова, он дебютировал в основном составе киевского "Динамо", уступившем сопернику 0:3. До этого молодой форвард в течение года выступал за дублирующий состав киевлян, и уже тогда своей игрой привлек к себе пристальное внимание болельщиков.
Немногие могут похвастаться тем, что Лобановский когда-то "впустил" их в свою личную жизнь. Валерий Васильевич был крайне закрыт во всем, что касается информации о его детских годах, о семье, о чем-то личном. Наиболее "продвинутым" болельщикам, конечно же, было известно, что его жену зовут Ада, а дочь Светлана закончила филфак университета. Что с детства он, по словам его мамы, был очень похож своей целеустремленностью на дядю Александра Бойченко, одного из первых секретарей ЦК ЛКСМ Украины.
Не терпится узнать, почему Вячеслав Дмитриевич Соловьев чуть ли ни силой передвинул вас из центра атаки на левый край?
- Соловьев, бесспорно, был не только выдающимся футболистом, но и человеком: нам всем, и ему в том числе, очень повезло, что он приехал в Киев - здесь ему удалось раскрыть свой талант. Ведь не всякому хорошему, вдумчивому тренеру удается попасть в "свою" команду, чтобы реализовать себя. Он заставил нас иными глазами смотреть на футбол: к тому времени в тренировочном процессе появились новые веяния, новые требования. Вячеслава Дмитриевича я считаю одним из своих учителей.
- О Викторе Александровиче Маслове разговор особый?
- Что касается фигуры Маслова, то это первый человек, который разрушил стереотипы обывателей, руководителей и журналистов о путях развития футбола. Виктор Александрович начал прививать совершенно иной взгляд на футбол, и поэтому он часто вступал в противоречия с болельщиками, журналистами и, конечно же, с футболистами, психологию которых требовалось в корне перестраивать. Его часто не понимали. Но именно Маслов, талантливейший тренер от Бога, видел на многие годы вперед, каким образом будет развиваться футбол. Маслов был великим тактиком, который и нас, игроков, а потом и всех остальных, приучил, к тому, как надо играть в футбол.
Лобановский привлекал на трибуны зрителей, конечно же, не рыжей шевелюрой и долговязой фигурой: об этом забывали сразу же, как только он начинал свой удивительный дриблинг. Запутывая соперника, проходил по левому флангу и оттуда "лупил" по воротам. А его завораживающие угловые и вовсе сводили с ума зрителей. Когда Лобановский подходил к угловому флажку с мячом в руках, трибуны буквально взрывались от нетерпения. Он же тщательно устанавливал мяч в сектор, с математической точностью отмерял разбег и так запускал "снаряд", что тот или внезапно "нырял" в ближний угол ворот, или по неудобной для защитников дуге летел в дальний. Позже крученый удар со штрафного в исполнении Лобановского назовут "сухой лист". А бывало, после навеса с углового над скоплением игроков высоко "взлетал" Олег Базилевич и забивал голы-красавцы.
Не удивительно, что Олег Петрович Базилевич стал тем, кого я решил разговорить о Лобановском. Ведь с Лобановским они играли сначала в футбольной школе молодежи, потом оказались в "Динамо" и стали чемпионами СССР - впервые в истории украинского футбола. Но главным их достижением стала совместная работа в "Динамо-75", которое наделало столько шуму в футбольном мире.
- Читателям и болельщикам всегда очень интересно разобраться, "откуда есть пошел" тот или иной футболист, и вообще, каким же образом становятся великими. Не иначе, прежде чем стать "памятником", Лобановский был одним из многих?
- Наверное, все же "одним из немногих". Я думаю, что истоки традиционные в те годы в Киеве появилось большое количество талантливых молодых футболистов - на пальцах и не сосчитать. Каневский, Трояновский, Биба, Александров, Крощенко, Терлецкий, Шинкаренко, Балакин, Богачек, Снитко - все они настойчиво "стучали в двери" киевского "Динамо". Конкуренция была огромная. В пятидесятые годы Лобановский был гордостью известного тренера Михаила Корсунского, работавшего в ДЮСШ Гороно №1. Валера выделялся среди сверстников быстрым умом, редким глазомером, поразительными для его высокого роста ловкостью и координированностью движений, мощным накатистым бегом. Он отлично прыгал, хотя головой играл редко, имел филигранную технику и своеобразный дриблинг. Обладал комбинационным чутьем, смелостью, сильными и точными ударами - все эти составляющие, плюс удивительное трудолюбие, и помогли ему стать лидером.
- Как Вы с ним познакомились?
- Я был старше его на год и в республиканской футбольной школе молодежи учился в другом "потоке", но, учитывая то, что народу было немного, мы внимательно следили за успехами товарищей. В ФШМ Лобановский был, что называется, "отличником", лучшим среди лучших, незаурядным игроком. Здесь его способности укрепились, и, когда Олег Александрович Ошенков позвал 18-летнего пацана в "Динамо", буквально сразу же вокруг новичка сосредоточилось внимание болельщиков. Валерий очень много работал над собой, совершенствуя и без того свой богатый арсенал технических приемов. Как говорили в наше время, "технику в гастрономе не купишь!" Требовалось многократно повторять излюбленные трюки, по много часов работая с мячом.
Он жил футболом и футбол жил в нем!
- На старых фотографиях Лобановский теряется где-то в задних рядах, выглядит очень скромным. А на переднем плане - совершенно другие игроки, которые так и не пробились "в мастера"...
- Юношеский и взрослый футбол - две большие разницы, как говорят в Одессе. В условиях суровой конкуренции и, зачастую, искусственного отбора, в состав попадали далеко не самые лучшие. Многие футболисты могли потеряться в общей массе еще и потому, что тренерам не хватало педагогического опыта, чтобы рассмотреть в игроке комплекс качеств, которые со временем можно было бы развить. Обращали внимание прежде всего на то, что "лежало на поверхности".
Как нельзя вовремя в "Динамо" появился Вячеслав Дмитриевич Соловьев, который сумел разглядеть потенциал Лобановского. Тут же был решен вопрос с переходом на заочное отделение киевского политеха - футбол вышел на первые роли, и вскоре "студент" стал полноправным игроком "основы".
- А мог бы и затеряться среди тысяч "подающих надежды"?
- Вполне - через "Динамо" прошло столько "надежд"! Соловьев помог ему "расправить крылья", но при этом изменил его амплуа, переведя из центральных напирающих на левый край.
Эволюция игрока Лобановского совпадала с эволюцией тогдашнего футбола в стране и в мире. Новый тренер угадал его потенциальные возможности и дал раскрыться им в новом качестве. И Лобановский становится лучшим крайним нападающим чемпионата!
Когда пришел Маслов, который моделировал другой футбол, где нападающие должны были значительно расширить свой диапазон, умея сыграть на любом участке поля, Лобановский оказался ему не нужен. "Дед" уже тогда понял, что будущее футбола за универсализмом. Так что и Лобановский с Базилевичем, и даже великие Войнов с Каневским уже не соответствовали масловской концепции. Необходимо было перестраиваться, а времени на это тренеру было отпущено мало: требовался результат. Так что не было ничего удивительного в том, что наша замечательная четверка вскоре оказалась в Одессе.
- Олег Петрович, наверное, было очень обидно оказаться "за бортом" столичной команды...
- Но нас в Одессе очень хорошо приняли. К тому же очень скоро: сначала в "Черноморце", а потом и в "Шахтере" - в наших футбольных мозгах тоже произошла эволюция. Мало кто теперь знает, как Лобановский заканчивал играть: в Донецке бывший центрфорвард, а затем левый край, выполнял роль... "плеймейкера"! Действуя по всей площадке, в манере будущего Кройфа, он не только обеспечивал меня голевыми передачами, но и сам достаточно много забивал, успевая оказываться на ударной позиции.
- Но, наверное, стать "плеймейкером" Лобановскому помог и "Черноморец", в котором можно было экспериментировать "по полной программе"?
- Бесспорно. Новые амплуа у футболистов формируются не сами по себе, а по вине некоторых обстоятельств, у истоков которых стоят все же тренеры. Виктору Маслову такие обстоятельства не дали возможности поставить новую игру Лобановскому, Каневскому и мне, и мы вынуждены были самостоятельно, методом проб и ошибок, искать свое место в футболе.
Игрок должен получать от тренера как можно больше информации, чтобы не "тыкаться" из стороны в сторону. Хороший пример в этом плане - Гусин, который очень долго не мог в полной мере раскрыться как нападающий, а с приходом в "Динамо" Лобановского, сумел переквалифицировался в отменного полузащитника.
- Олег Петрович, помните, была пресловутая статья в "Советском спорте" под скромным заголовком "Футболист уходит", где Лобановский пытался объяснить свой слишком ранний уход из большого футбола?
- Он всегда был очень сдержанным и старался не выпячиваться, но на этот раз, что называется, "накипело".
У меня под рукой цитата из той статьи: "Играть так, как мы играем, дальше нельзя. Мне претит антифутбол. А то, во что мы играем и называется антифутболом. Потому что рассчитывать на удачу, на случай в современном футболе нельзя. Надо найти четкий водораздел между атакой и обороной, ничем не пренебрегая. Надо создавать ансамбль, коллектив единомышленников, подчиненных одной игровой идее. Я больше не хочу пытать счастья в чужих командах - я больше не играю".
- В какой-то степени на Валерия Васильевича влиял известный спортивный обозреватель Аркадий Галинский?
- Вполне возможно. Ведь в журналистике не так уж много профессионалов, разбирающихся в футболе. Может быть, Аркадий Романович собирался использовать отношения, сложившиеся в "Шахтере" между нами и Ошенковым, для написания серьезной проблемной статьи. Хотя трудно поверить, что статья, автором которой был назван Лобановский, могла бы вызвать оживленную дискуссию: в то время каждый "знал свой шесток", так что раздувать скандал никому не хотелось. Впрочем, наверное, именно благодаря этой огласке, Ошенков так легко расстался с нами, без уговоров подписав наши заявления.
- А играть-то хотелось?
- Конечно! Столько лет потратить на то, чтобы приобрести квалификацию и стать профессионалом, "заработать" своего зрителя, и вдруг в одночасье, не наигравшись, расстаться с футболом - где тут логика?
- А может, останься вы в Донецке, ваша дальнейшая карьера сложилась бы иначе? Могло ведь случиться такое, что и тренерами бы вы с Лобановским не стали.
- Каких-то конкретных планов насчет тренерской работы у нас не было. Однако, еще будучи игроками, мы уже придумывали тактику, старались творчески подходить к планам на игру, интереснее сыграть. Нам было невдомек, почему у нас, независимо от того, с кем мы играем, тренерские подходы к игре одинаковые, почему перед игрой происходит одна и та же "установка"? К тому времени Лобановский уже вышел на значительный уровень понимания командной игры и начал представлять себя в роли тренера.
Максим МАКСИМОВ
Источник - Динамо Киев от Шурика