Эмблематизация сословия
Президент «Динамо» Игорь Суркис обнародовал планы изменения в будущем году клубной эмблемы
- 25 октября 2010, 11:36
- |
- 13897
- 68
И для меня, и, вероятно, для подавляющего большинства представителей моего поколения, выросших на легендарных победах «Динамо» в 70-80-х годах ХХ века, исторический вертикальный ромбик имеет сакральный смысл. Поэтому не имею ни малейших сомнений в том, что мои ровесники, сегодняшние 40-летние, поддержат это начинание. Тому доказательство - коммерческий успех ретро-коллекции динамовской формы.
Вместе с тем, есть и те, кому сейчас до двадцати пяти. Они выросли на синей букве «Д» в желтом кружочке, именно эта эмблема для них - символ побед Шевченко и Реброва, Белькевича и Шовковского. Это знак краха «Барселоны» и сухого поражения «Реала» в противостоянии с нашим «Динамо», символ несостоятельности ПСВ в первом же европейском матче Лобановского после возвращения в Киев в 90-х и безоговорочного превосходства динамовцев над соперниками на внутренней арене в конце ХХ века.
Давайте уважать и их чувства. Ведь младшее поколение составляет значительную часть зрителей на стадионе «Динамо» имени Лобановского. И основные покупки в клубном динамовском магазине делают именно любящие родители своих чад. С точки зрения коммерции ребрендинг в развитой европейской стране - прекрасный маркетинговый ход. Болельщики выкладывают деньги, меняя в гардеробе или канцелярских принадлежностях недавно купленную продукцию со старым логотипом на новинки. Вот только действуют ли западные экономические законы в нашей стране недоразвитого капитализма?
Эмблема футбольного клуба как таковая в эпоху социализма отсутствовала. Ромб динамовского спортобщества - единый для всех - не позволял дифференцировать динамовские коллективы из разных городов тогдашнего СССР. О «брендировании» в ту пору на наших широтах не слышали, а кружок в клубной символике периодически использовали. Так, на обложке программы к матчу Кубка чемпионов сезона-1986/87 «Динамо» (Киев) - «Селтик» буква «Д» заключена именно в кружок, а не в вертикальный ромб.
Ровно 20 лет назад в одном из осенних номеров популярного итальянского журнала Guerin Sportivo появилась краткая новость такого содержания: «Киевское «Динамо» поменяло свои цвета с бело-голубых на желто-голубые». В то время студенческой голодовки на граните и последнего союзного чемпионства динамовцев, добытого именно в футболках национальных цветов, нам, искренним сторонникам независимости Украины, отнюдь не казалось, что желтый цвет в форме «Динамо» - какое-то излишество, моветон. Наоборот, мы усматривали в этом символ зарождения нового государства.
С тех пор желтый цвет надежно прописался в динамовской символике. Голоса, ратующие за отказ от него, апеллируют к историческому прошлому. Но ведь и начало 90-х с позиций современности - тоже история. Мне кажется, желтый цвет заслужил право быть представленным, пусть и в небольшом количестве в форме сегодняшних вице-чемпионов Украины. Хотя при этом основная цветовая гамма динамовского клуба, конечно, должна оставаться бело-синей.
Недавно на одном из образовательных каналов ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук Александр Черных, известный специалист по геральдике, высказал убеждение: «Герб эмблематизирует сословие». С этим постулатом сложно не согласиться. В футбольном отношении принадлежность к определенному сословию символизирует наличие «декадных» чемпионских звезд. Каждая новая звезда добавляется к эмблеме по завоевании им десятка внутренних чемпионств. Вот с этим изменением в дизайне эмблемы киевского «Динамо» - скорейшем добавлении третьей звезды - полагаю, будут согласны все без исключения поклонники клуба. Дело за футболистами в динамовской форме.
Александр Черных подчеркивает: «Гербы очень часто появляются на предметах особой точности». Думаю, многие были бы не против, обладай таковой удары динамовцев по воротам соперников…
Алексей РЫЖКОВ
СЭ в Украине